Беседа "Экология родного края".
план-конспект занятия по экологии (9 класс)

Сафронова Наталия Викторовна

Цель данной беседы :формирование представлений и элементарных знаний экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_ronogo_kraya.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

-формирование представлений и элементарных знаний экологии;

-воспитание экологической культуры воспитанниц, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

-углубить представления  детей об источниках загрязнения окружающей среды;

-развивать экологическое мышление у детей;

-развивать познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;

-Воспитывать бережное отношение к природе.

                   

                                                                Ход беседы:

-Нашу беседу я хочу начать с загадки: «Никого не родила ,а все матушкой зовут»  О чем говорится в загадке.

Правильно ,это Земля. Наша земля – это реки, моря ,леса, люди, животные.

Земля - это наш общий дом ,в котором человек –хозяин… Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери.

Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой отчизны моей.

 Не все и не всегда берегут Землю! И различных нарушений на Земле очень  много. Люди  используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а так же растений и животных, которые живут и произрастают в лесах, реках нашего края. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут.

Сегодня мы  с вами  будем говорить об экологии родного края .Что такое экология?

(Ответы детей)

 Экология – это наука, которая учит нас, бережно относиться к окружающему миру, к Земле, учит, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов.

Сегодня не  должно быть равнодушных к проблемам экологии. Сохранение природы необходимо для создания благоприятных условий жизни людей. Ради будущих поколений,ради дальнейшего процветания земли российской .

Как и по всей России существуют проблемы экологии и в нашем крае.

По самым скромным подсчетам в Мордовии каждый год выбрасывается в атмосферу около 100 тыс. вредных веществ. Роль промышленности тут не особо велика, большая часть загрязнения вызвана растущим автопарком. 

Наряду с атмосферой в Мордовии загрязняются и водные ресурсы. Большая часть территории республики практически не обеспечивается питьевой водой, соответствующей санитарно-экологическим требованиям.

Основная причина загрязнения водоемов в Мордовии — отсутствие очистных сооружений на большинстве предприятий республики Различного рода отходы сбрасываются в реки, самыми загрязненными считаются реки Саранка,  Алатырь ,Инсар, Сура ,Нуя.

Негативное воздействие на эти реки в Мордовии  оказывают и многочисленные несанкционированные свалки, зачастую устраиваемые местными жителями в непосредственной близости от рек, на лесных полянах. Мусор не только портит эстетический вид .Он наносит огромный вред окружающей среде. Мы не задумываемся над тем ,что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсичной пыли.

Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.

Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет,металлической консервной банки -около 90лет,полиэтиленовогопакета-около 200лет,а стеклянной банки  около 1000 лет ,а большинство пластиковых изделий не разлагаются вообще.

На территории нашей республики много промышленных предприятий , где устарело оборудование и сейчас его использование наносит ущерб экологии.

Имеются проблемы и радиоактивного заражения, которое произошло в момент аварии на Чернобыльской АЭС. Несмотря на то, что официально республика не находится в зоне заражения, однако по оценкам экспертов около 7% ее территории пострадало в результате аварии.

Загрязнение окружающей природной среды уже сегодня сказывается на качестве продуктов питания.

Растет заболеваемость и смертность населения, особенно в детском возрасте. 

Природа давно уже просит нашей помощи.

Люди  решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ.

 У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича. Он находится в Темниковском районе. В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных. В заповеднике  живет много животных: лоси, маралы, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки и другие мелкие зверки.

 Национальный парк «Смольный» расположен на территории Ичалковского и Больше-Игнатовского районов Республики Мордовия. Создан с целью сохранения природного комплекса, имеющего особую экологическую и эстетическую ценность.

Мы с вами в обыденной жизни можем и должны охранять природу нашего края. К  примеру,  научимся бережно относиться к воде.

Чтобы сохранить  чистую воду нужно научиться выполнять правила:

* Не загрязняйете воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
* Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.
* Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
* Не расходуй воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!
Экологические проблемы занимают одно из важнейших мест, в том числе и проблема сохранения плодородных земель на территории республики .  

Чтобы сохранить  плодородную почву мы должны:
* Необходимо сажать растения. Корнями они скрепляют почву, не дают ветрам выдувать, а воде размывать ее, увеличивают слой перегноя.
* Нужно оберегать животных, обитающих в почве, - они увеличивают ее плодородность.
* В парках, скверах и садах нельзя сжигать опавшие листья. Перегнивая под действием микробов, они возвращают в почву минеральные соли, необходимые растениям.
* Нельзя распахивать почву на очень больших пространствах, так как тогда образуются пыльные бури, почва смывается, и появляются глубокие овраги.
* Нельзя вырубать леса – из-за этого мелеют реки и почва высыхает.
* На полях нужно сеять разные растения, чтобы почва не истощалась.
*  Не разоряйте муравейники, так как  муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи – санитары лесов и садов, оберегайте их.
*  Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас? Значит и вам не следует ловить мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.
* Не обижайте животных, они помогают сохранить зеленый наряд планеты.
* Не ловите насекомых, они опыляют растения и помогают им .

Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели прекрасные цветы, щебетали и распевали свои трели птицы. Пусть будет богат и разнообразен растительный мир Республики Мордовия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми  Нижегородской земли и родного края....