Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эко-Я»
рабочая программа по экологии (5 класс)
Настоящая рабочая программа создана в рамках внеурочной деятельности социальной направленности в основной школе для учащихся 6-х классов и составлена на основе следующих нормативных документов.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по курсу «Эко-Я», т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эко-Я» | 47.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности естественно-научной направленности
«Эко-Я» МАОУ СОШ №1
на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эко-Я»
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Элементы Рабочей программы | страницы |
Пояснительная записка | 3 | |
Основные методы обучения | 4 | |
Основные формы и средства обучения | 4 | |
Особенности содержания программы | 6 | |
Прогнозируемые результаты и способы их проверки | 6 | |
Учебно-тематический план | 9 | |
Содержание программы | 10 | |
Ожидаемые результаты | 12 | |
9. | Список используемой литературы | 13 |
10. | Приложения: | |
Календарно-тематический план | ||
6 а | ||
6 б | ||
6 в |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа создана в рамках внеурочной деятельности социальной направленности в основной школе для учащихся 6-х классов и составлена на основе следующих нормативных документов.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Авторская программа внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г.
- Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
- Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
- Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплин (модулей), утвержденное приказом директора МАОУ СОШ №1 от 31.12.2014г № 701.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по курсу «Эко-Я», т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Цель: сформировать экологические представления, научить экологически мыслить и правильно действовать, поступать.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными экологическими знаниями.
- Воспитывать ответственное отношение к природе и способствовать взаимодействие обучающихся с объектами социоприродной среды;
- Способствовать решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей среды.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.
Участники программы:
Участниками программы являются обучающиеся школьного возраста 12-13 лет, посещающие общеобразовательную школу.
Срок реализации дополнительной образовательной программы:
1 год обучения (2018-2019 учебный год) – 34 ч. в год.
Образовательный цикл 1 год, направленность программы – естественно-научная.
Соотношение разделов программы в годичном цикле.
Разделы программы | 1 год обучения |
Теория | 18 |
Практикум | 16 |
Всего | 34 |
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-научности: используются достоверная информация, доступная и посильная;
-наглядности: используются карты, схемы, фотографии;
-связи теории с практикой: выработка умений и навыков на основе полученных знаний;
-индивидуализации: учитываются психологические и возрастные особенности детей;
-результативности: оформление результатов работы в виде фото- и видеоотчётов, презентаций, рисунков;
-межпредметных связей: связь с другими областями деятельности и знаний (ботаникой, зоологией)
Основные методы обучения:
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Основные формы и средства обучения:
Групповая, индивидуальная форма обучения; просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Планируемые результаты освоения курса «Эко-Я»:
Личностные результаты освоения программы курса предусматривают умения:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Особенности содержания программы:
Отличительной особенностью образовательного модуля программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 6-х классов «Эко-Я» является то, что при определении содержания программы были учтены основные требованиями ФГОС ООО и компоненты экологического образования: познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный.
Данный курс обладает широкими возможностями для формирования у пятиклассников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
предмет и задачи экологии, экологического туризма;
определение основных экологических понятий;
тип взаимодействия и взаимоотношений организмов;
современные проблемы охраны природы;
биологическое разнообразие окружающего мира;
виды памятников: природы, истории, архитектуры, искусства;
фенологические признаки наступления времен года;
народные приметы, пословицы, поговорки о погоде, о временах года;
туристское снаряжение: индивидуальное и групповое;
выбор места для бивака, виды костров, правила разведения костра;
съедобные и ядовитые растения, грибы, ягоды;
гигиенические требования в походе;
меры оказания первой медицинской помощи;
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
применять знание экологических терминов, при характеристике экосистем;
объяснять природные явления;
объяснять взаимоотношения природы и общества, растений и животных;
охранять растения и животных, заботиться о них;
оказать первую медицинскую помощь;
вести наблюдения за животными и растениями и описывать их;
вести фенологические наблюдения;
обобщать факты;
систематизировать материал;
писать и эстетично оформлять отчеты, мини - сочинения по исследуемой теме и делать презентации.
Представленная программа направлена на формирование:
- мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;
- коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и глобального масштабов;
- опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде;
- потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.
В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде. В ходе реализации программы используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;
- интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
- проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.
Программа внеурочной деятельности экологической направленности предполагает следующие формы работы с обучающимися:
- обучающие семинары и практические работы;
- игры, викторины, конкурсы
- экскурсии, экологические акции
- выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.
Формы оценки знаний учащихся.
Текущий контроль
Мини-викторины;
Тесты;
Самостоятельные работы;
Беседы за круглым столом;
Игры на знание изучаемого материала;
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
привлечение родителей и учащихся старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися младшего возраста;
Занятия должны быть построены так, чтобы перед учащимися всегда стояла доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход, участие в школьных и туристических слетах. Для результативности по возможности добиваться слаженной работы группы. Содержание занятий постоянно усложняем по следующему плану: беседа - решение задач - участие в играх - самостоятельные действия. В конце первого года обучения обязательным является проведение летнего похода с учащимися.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Прак тика | ||
1 | Вводное занятие: Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми; Инструктаж правил поведения во время внеурочных занятий. Экология, как наука. Человек и природы. | 1 | 1 | |
1 БЛОК Воздействие человека на окружающую среду | ||||
2 | Экологические проблемы современности | 1 | 1 | |
3 | Экологические проблемы ХМАО-ЮГРЫ и нашего города | 1 | 1 | |
4 | Изучение влияния рекреационной нагрузки на лесные экосистемы | 1 | 1 | |
5 | Практическое занятие «Экология дома» | 1 | 1 | |
6 | Практическая работа «Царь ли природы Человек?» | 2 | 2 | |
2 БЛОК Экосистемы | ||||
7 | Состав экосистемы. Экосистемы природные и антропогенные. Взаимосвязь организмов в экосистеме | 1 | 1 | |
8 | Пищевые сети и пищевые цепи на примере краеведческого материала. Практическая работа «Схема пищевой сети» | 2 | 1 | 1 |
9 | Экологические законы Барри Коммонера | 3 | 3 | |
10 | Биосфера. Моделирование «Эксперты с планеты ЭКО» | 2 | 1 | 1 |
11 | Практическая работа «Только не в моем огороде» | 1 | 1 | |
3 БЛОК Естественные экосистемы | ||||
12 | Естественные экосистемы России и Югры и их использование | 1 | 1 | |
13 | Разнообразие и значение лесных экосистем ХМАО. Основные нарушения принципов рационального пользования. | 2 | 2 | |
14 | Луговые экосистемы Сибири и их рациональное использование. Практическое занятие по гербарию | 1 | 1 | |
15 | Ранимые экосистемы тундры. Какой вред наносит тундре добыча нефти и газа. Исследовательская работа | 1 | 1 | |
16 | Особенности болотных экосистем. Экскурсия в музей «Особенности болотных экосистем ХМАО» | 2 | 1 | 1 |
4 БЛОК Охрана природы | ||||
17 | Охрана природы и рациональное природопользование | 1 | 1 | |
18 | Практическая работа. Красная Книга, в том числе Красная Книга Югры | 2 | 1 | 1 |
20 | Презентации. Особо охраняемые территории. Заповедники ХМАО | 2 | 2 | |
21 | Редкие и исчезающие виды флоры и фауны. Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
22 | Практическая работа по подготовке проектов:
| 2 | 2 | |
23 | Конференция защита исследовательских и проектных работ обучающихся «Земля наш общий дом» | 2 | 2 | |
ИТОГОВОЕ КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ | 34 | 18 | 16 |
Содержание программы
Программа состоит из 6 разделов, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю):
Вводное занятие:
1 БЛОК. Воздействие человека на окружающую среду (6 часов).
2 БЛОК. Экосистемы (9 часов).
3 БЛОК. Естественные экосистемы (7 часов).
4 БЛОК. Охрана природы (11 часов).
Ожидаемый результат
- Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания детей.
- Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
- Развитие организаторских способностей у воспитанников.
- Благоустройство, озеленение придомовой и городской территорий.
- Ежегодная организация экологических лагерей и кружка.
- Привлечение внимания населения города к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.
Список литературы:
- АлексеевС.В., ГруздневаН.В., МуравьевА.Г.,. ГущинаЭ.В. Практикум по экологииУчебное пособие (рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации Москва, АО МДС 1996 год, 192 с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- Ю. Дмитриев О природе для больших и маленьких. Педагогика .М., 1982г
- Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – С. 144–170.
- Касаткина, Н. Э. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / В. Г. Черемесина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др. / под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – Часть I. – 91 с.
- Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
- Миркин Б.М., Наумов Л.Г. Экология России.Учебник для 9-11 классов общекобразовательной школы. Изд.2-е М. «Устойчивый мир», 2000- 272 с
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины, Прсвещение, М. 2004
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48
- Экологическое образование и воспитание. Программно- методическое пособие из опыта работы педагогов округа Ханты- Мансийск-2004
- Экология России. Дидактический материал. - Москва, АО МДС, Юнисам, 1995
- Я иду на урок биологии: экология: Книга для учителя М: Издательство «Первое сентября», 2002- 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...