Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эко-Я»
рабочая программа по экологии (5 класс)

Тимиркаева Вероника Ивановна

Настоящая рабочая программа создана  в рамках внеурочной деятельности социальной направленности  в основной школе для учащихся 6-х классов  и составлена на основе  следующих нормативных документов.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по курсу «Эко-Я», т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности естественно-научной  направленности

«Эко-Я» МАОУ СОШ №1

 на 2018-2019  учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эко-Я»

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения                                   «Средняя общеобразовательная школа №1»

СОДЕРЖАНИЕ

Элементы Рабочей программы

страницы

Пояснительная записка

3

Основные методы обучения

4

Основные формы и средства обучения

4

Особенности содержания программы

6

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

6

Учебно-тематический план

9

Содержание программы

10

Ожидаемые результаты

12

   9.

Список используемой литературы

13

10.

Приложения:

Календарно-тематический план

6 а

6 б

6 в

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа создана  в рамках внеурочной деятельности социальной направленности  в основной школе для учащихся 6-х классов  и составлена на основе  следующих нормативных документов.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. №1897
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Авторская программа внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г.
  • Устав  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплин (модулей), утвержденное приказом директора МАОУ СОШ №1 от 31.12.2014г № 701.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по курсу «Эко-Я», т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Цель: сформировать экологические представления, научить экологически мыслить и правильно действовать, поступать.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными экологическими знаниями.
  2. Воспитывать ответственное отношение к природе и способствовать взаимодействие обучающихся с объектами социоприродной среды;
  3. Способствовать решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей среды.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения   в особенности способствует применение  системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает  использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение,  технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию  УУД.  

Участники программы:

Участниками программы являются обучающиеся школьного возраста 12-13 лет, посещающие общеобразовательную школу.

Срок реализации дополнительной образовательной программы:

1 год обучения (2018-2019 учебный год) – 34 ч. в год.

Образовательный цикл 1 год, направленность программы – естественно-научная.

Соотношение разделов программы в годичном цикле.

Разделы программы

1 год обучения 

Теория

18

Практикум

16

Всего

34

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

-научности: используются достоверная информация, доступная и посильная;

-наглядности: используются карты, схемы, фотографии;

-связи теории с практикой: выработка умений и навыков на основе полученных знаний;

-индивидуализации: учитываются психологические и возрастные особенности детей;

-результативности: оформление результатов работы в виде фото- и видеоотчётов, презентаций, рисунков;

-межпредметных связей: связь с другими областями деятельности и знаний (ботаникой, зоологией)

Основные методы обучения:

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Основные формы и средства обучения:

Групповая, индивидуальная форма обучения; просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Планируемые результаты освоения курса «Эко-Я»:

Личностные результаты освоения программы курса предусматривают умения:

— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

— выполнять проект;

— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

— о научной области экологии, предмете её изучения;

— о принципе предосторожности;

— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Особенности содержания программы:

Отличительной особенностью образовательного модуля программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 6-х классов «Эко-Я» является то, что при определении содержания программы были учтены основные требованиями ФГОС ООО и компоненты экологического образования: познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный.

Данный курс обладает широкими возможностями для формирования у пятиклассников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии и воспитании личности.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

предмет и задачи экологии, экологического туризма;

определение основных экологических понятий;

тип взаимодействия и взаимоотношений организмов;

современные проблемы охраны природы;

биологическое разнообразие окружающего мира;

виды памятников: природы, истории, архитектуры, искусства;

фенологические признаки наступления времен года;

народные приметы, пословицы, поговорки о погоде, о временах года;

туристское снаряжение: индивидуальное и групповое;

выбор места для бивака, виды костров, правила разведения костра;

съедобные и ядовитые растения, грибы, ягоды;

гигиенические требования в походе;

меры оказания первой медицинской помощи;

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

применять знание экологических терминов, при характеристике экосистем;

объяснять природные явления;

объяснять взаимоотношения природы и общества, растений и животных;

охранять растения и животных, заботиться о них;

оказать первую медицинскую помощь;

вести наблюдения за животными и растениями и описывать их;

вести фенологические наблюдения;

обобщать факты;

систематизировать материал;

писать и эстетично оформлять отчеты, мини - сочинения по исследуемой теме и делать презентации.

Представленная программа направлена на формирование:

  • мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;
  • коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем локального, регионального и глобального масштабов;
  • опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний в социоприродной среде;
  • потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде. В ходе реализации программы используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;
  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
  • проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.

Программа внеурочной деятельности экологической направленности  предполагает следующие формы работы с обучающимися:

  • обучающие семинары и практические работы;
  • игры, викторины, конкурсы
  • экскурсии, экологические акции
  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.

Формы оценки знаний учащихся.

Текущий контроль

Мини-викторины;

Тесты;

Самостоятельные работы;

Беседы за круглым столом;

Игры на знание изучаемого материала;

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

добровольность участия и желание проявить себя,

сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

эстетичность всех проводимых мероприятий;

четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

наличие целевых установок и перспектив деятельности,  возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;

привлечение родителей и учащихся старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися младшего возраста;    

Занятия должны быть построены так, чтобы перед учащимися всегда стояла доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход, участие в школьных и туристических слетах. Для результативности по возможности добиваться слаженной работы группы. Содержание занятий постоянно усложняем по следующему плану: беседа - решение задач - участие в играх - самостоятельные действия. В конце первого года обучения обязательным является проведение летнего похода с учащимися.

Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

№ п/п 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего часов

Теория

Прак тика

1

Вводное занятие:

Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми; Инструктаж правил поведения во время внеурочных занятий.

Экология, как наука. Человек и природы.

1

1

1 БЛОК Воздействие человека на окружающую среду

2

Экологические проблемы современности

1

1

3

Экологические проблемы ХМАО-ЮГРЫ и нашего города

1

1

4

Изучение влияния рекреационной нагрузки на лесные экосистемы

1

1

5

 Практическое занятие «Экология  дома»

1

1

6

Практическая работа «Царь ли природы Человек?»

2

2

2 БЛОК Экосистемы

7

Состав экосистемы. Экосистемы природные и антропогенные. Взаимосвязь организмов в экосистеме

1

1

8

Пищевые сети и пищевые цепи на примере краеведческого материала. Практическая работа «Схема пищевой сети»

2

1

1

9

Экологические законы Барри Коммонера

3

3

10

Биосфера. Моделирование «Эксперты с планеты ЭКО»

2

1

1

11

Практическая работа «Только не в моем огороде»

1

1

3 БЛОК Естественные экосистемы

12

Естественные экосистемы России и Югры и их использование

1

1

13

 Разнообразие и значение лесных экосистем ХМАО. Основные нарушения принципов рационального пользования.

2

2

14

 Луговые экосистемы Сибири и их рациональное использование. Практическое занятие по гербарию

1

1

15

 Ранимые экосистемы тундры. Какой вред наносит тундре добыча нефти и газа. Исследовательская работа

1

1

16

 Особенности болотных экосистем. Экскурсия в музей «Особенности болотных экосистем ХМАО»

2

1

1

4 БЛОК Охрана природы

17

 Охрана природы и рациональное природопользование

1

1

18

 Практическая работа. Красная Книга, в том числе Красная Книга Югры

2

1

1

20

 Презентации. Особо охраняемые территории. Заповедники ХМАО

2

2

21

  Редкие и исчезающие виды флоры и фауны. Практическая работа

2

1

1

22

 Практическая работа по подготовке проектов:

  1. Красная книга глазами детей
  2. Заповедник Саранпаульский

2

2

23

Конференция защита исследовательских и проектных работ обучающихся «Земля наш общий дом»

2

2

ИТОГОВОЕ КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

34

18

16

Содержание программы

Программа состоит из 6 разделов, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю):

Вводное занятие:

1 БЛОК. Воздействие человека на окружающую среду (6 часов).

2 БЛОК. Экосистемы (9 часов).

  3 БЛОК. Естественные экосистемы (7 часов).

  4 БЛОК. Охрана природы (11 часов).

Ожидаемый результат

  1. Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания детей.
  2. Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
  3. Развитие организаторских способностей у воспитанников.
  4. Благоустройство, озеленение придомовой  и городской территорий.
  5. Ежегодная организация экологических лагерей и кружка.
  6. Привлечение внимания населения города к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.

Список литературы:

  1. АлексеевС.В., ГруздневаН.В., МуравьевА.Г.,. ГущинаЭ.В. Практикум по экологииУчебное пособие (рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации Москва, АО МДС 1996 год, 192 с.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  3. Ю. Дмитриев О природе для больших и маленьких. Педагогика .М., 1982г
  4. Захлебный, А. Н., Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире - 2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. – С. 144–170.
  5. Касаткина, Н. Э. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / В. Г. Черемесина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др. / под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – Часть I. – 91 с.
  6. Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
  7. Миркин Б.М., Наумов Л.Г. Экология России.Учебник для 9-11 классов общекобразовательной школы. Изд.2-е М. «Устойчивый мир», 2000- 272 с
  8. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины, Прсвещение, М. 2004
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48
  10. Экологическое образование и воспитание.  Программно- методическое пособие из опыта работы педагогов округа Ханты- Мансийск-2004
  11. Экология России. Дидактический материал. - Москва, АО МДС, Юнисам, 1995
  12. Я иду на урок биологии: экология: Книга для учителя М: Издательство «Первое сентября», 2002- 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...