Проект «Чудо-огород на окошке»
опыты и эксперименты по экологии (5, 6 класс)

Вэнго Мальдюне Вэсаковна

       Экологическое воспитание воспитанников группы основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
       Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
       Люди – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
       У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Необходимо, чтобы это отношение было:
- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережливым – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны;
- созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Чудо-огород на окошке»

Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Продолжительность: 3 месяца

Сроки проведения: 1февраля -1апрель 2022г.

Участники проекта: дети группы,  воспитатели, родители.

 Возраст детей: 9-10 лет.

Основание для разработки проекта или проблема.

Дети младшего школьного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. 

Актуальность
       Экологическое воспитание воспитанников группы основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
       Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
       Люди – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
       У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Необходимо, чтобы это отношение было:
- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережливым – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны;
- созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Цель проекта:

  • обобщить и расширить знания воспитанников группы о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;
  • формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  • Воспитание у детей любви к природе.

Задачи:

  • Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.
  • Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
  • Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к своему труду.

Проектная идея: Создание в группе огорода на подоконнике.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация речевая.

Задачи по образовательным областям:

1.Познавательное развитие:

  • расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  • продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, салат, цветы, помидоры, огурцы, перец, чеснок, укроп);
  • формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
  • обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

2.Социально-коммуникативное развитие:

  • продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
  • воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  • развивать познавательные и творческие способности.
  • формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
  • развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
  • воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.

3.Речевое развитие:

  • развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
  • стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками

4.Художественно-эстетическое развитие:

  • способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

Методы: наглядные, словесные, поощрение.

Приёмы: игровая ситуация, объяснение, показ, речевое общение, загадки.

Словарная работа: семена, почва, рассада, подкормка, всходы, росток, побег.

Материал и оборудование: лоточки, земля, семена, совочки, лупа, лейка.

Работа с родителями. Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Чудо-огород на окне» - контейнеры, землю, семена для посадки.

Предполагаемый результат со стороны детей:

  • дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями и вырастят на подоконнике урожай;
  • с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;
  • с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;
  • у детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру;
  • формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • создание в группе огорода на подоконнике;
  • создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике

Предполагаемый результат со стороны педагога:

  • активизировать поисковую деятельность;
  • установить доверительных и партнерских отношений с родителями;
  • создать условия для благоприятного взаимодействия с родителями.

Предполагаемый результат со стороны родителей:

  • повысить активность участия родителей в реализации проекта.
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

Продукт проекта:

  • Оформить выставку рисунков детей «От семени к плоду».
  • Приготовить салаты из выращенных овощей и зелени.

Этапы работы над проектом:      

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности - 1-я неделя.

2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение)

 3. Заключительный: подводятся итоги, итоговая беседа – последняя неделя.

Этапы реализации проекта.

пп

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап – подготовительный.

1

Беседа с детьми «Чудо-огород на окошке».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес  у детей  по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

дети

1-я неделя

2

Консультация для родителей «Чудо-огород на окошке»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

1-я неделя

3

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Чудо-огород на окошке».

Воспитатели

1-я неделя

4

Изготовление табличек - указателей с названиями растений, забора и др. атрибутов огорода.

Изготовление табличек с названиями растений

Воспитатели

дети

1-я неделя

2 этап – основной.

4

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

2-я неделя

5

Беседа «Дикорастущие и культурные растения» «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком, познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

2-я неделя

6

Практическая деятельность: посадка лука, помидор, огурцов, салатов, укропа, чеснока, цветов.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели

2-я неделя

Опыт - наблюдение за ростом лука, помидор, огурцов, чеснока, укропа.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатели

3-янеделя

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

3 -я неделя

9

Опыт - наблюдение за ростом лука, чеснока,

помидор, огурцов,

укропа, салатов в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели

3-я неделя

10

Рассматривание   овощных и цветочных семян

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Воспитатели

2-я неделя

11

Практическая деятельность: выращивание рассады (помидоры, огурцы, чеснока, лука, салата, укропа).

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели

3-я неделя

13

Дидактическая игра «Угадай название овоща», «Угадай на ощупь», «Узнай на вкус».

Закреплять умение различать овощи, называть их быстро, находить нужный овощ среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, где растут.

Воспитатели

3-я неделя

14

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

Воспитатели

3-я неделя

15

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

3-я неделя

3 этап – заключительный.

17

Обработка и оформление материалов проекта в виде фотографий.

Настроить детей на дальнейшую деятельность

Воспитатели

4-я неделя

План экспериментальной деятельности

Земля.

Название мероприятия: Узнаем, какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: земля в контейнерах 

Вода

Название мероприятия:  Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем) 

Солнце

Название мероприятия:  Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату) 

Человек

Название мероприятия:  Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

По  реализации проекта  были получены следующие результаты:

  • Дети познакомились с культурными растениями.
  • У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  • В группе был создан огород на подоконнике.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород на окошке».

Приложение

1.Таблица «Дневник наблюдения  за растениями в группе».

2.Презентация проекта «Чудо-огород на окошке»

3.Рисунки детей

4.Фото работ в группе

Список используемой литературы

  1. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [текст]- М.: Просвещение, 2004-200с.
  2. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [текст] – творческий центр  «Сфера», 2004.- с.51-56
  3. Комарова, И.Г., Грибова, Л.Ф. Мир, в котором я живу. [текст]: учебное пособие / Н.Г.Комарова, - М.: Просвещение, 2006.- 142с.
  4. Тимофеева, Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе [текст]: учебное пособие / Л.Л.Тимофеева. М.: Просвещение, 2005.-180с.
  5. Тугушева, Г.П., Чистякова, А.Е. Эксперименитальная деятельность детей среднего и старшего возраста [текст] – Санкт-Петербург. Детство- Пресс, 2008.-с.35-41.
  6. Рыжова Н. Растём вместе. Методика организаций детских исследований по выращиванию растений в дошкольном учреждении.

2010 г.

  1. Мартынова  Организация опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Дневник наблюдения  за растениями в группе.

                                                                                                                                 Приложение

Наблюдение за ростом огурца

1-й день

5-й день

10-й день

15-й день

20-й день

25-й день

30-й день

Наблюдение за ростом чеснока

1-й день

5-й день

10-й день

15-й день

20-й день

25-й день

30-й день

Наблюдение за ростом лука

1-й день

5-й день

10-й день

15-й день

20-й день

25-й день

30-й день

Наблюдение за ростом

1-й день

5-й день

10-й день

15-й день

20-й день

25-й день

30-й день


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний по теме "Основы динамики". Задания "Окошки".

Как часто приходится слышать от учеников вопросы типа "В чем измеряется сила?", а ведь уже пару уроков решаем задачи и пользуемся этим понятием. На первый взгляд не сложное задание для учеников 7 клас...

пересказ рассказа "Шар в окошке" по А.Митта конспект

Конспект занятия по пересказу рассказа с использованием фланелеграфа для детей с ОНР, в двух вариантах (в том числе для детей 2-го уровня развития речи)....

"Горит в окошке свет".

По – моему, учитель – это не профессия, а состояние души.Когда я впервые увидела эту женщину, мне подумалось, что  королеву выдают манеры… Спокойная, рассудительная, увер...

Экологический проект «Огород на окошке» для детей дошкольного возраста 3-4 лет

Вид проекта: исследовательский.Участники проекта: дети  дошкольного возраста 3-4 лет, воспитатель группы, родители.Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с...

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Окошки в мир. Органы чувств."

В данной работе содержится паспорт проекта и план мероприятий по проекту "Окошки в мир. Органы чувств." Проект реализован совместно учителем-дефектологом (тифлопедагогом) и воспитателями гру...

Презентация проекта "Окошки в мир. Органы чувств".

В презентации представлен опыт работы по проекту "Окошки в мир. Органы чувств"....

Проект : "Окошки тоже плачут".

Проект : "Окошки тоже плачут"...