Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Окошки в мир. Органы чувств."
проект на тему

В данной работе содержится паспорт проекта и план мероприятий по проекту "Окошки в мир. Органы чувств." Проект реализован совместно учителем-дефектологом (тифлопедагогом) и воспитателями группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

« Окошки в мир. Органы чувств».

Проблема

Важность познания  окружающего мира на полисенсорной основе.

Цель

Дать детям с нарушением зрения знания об органах чувств, их работе и побуждать активно пользоваться ими при познании окружающего мира.

Причины

Недостаточная сформированность у детей умения получать информацию об окружающем мире с помощью органов чувств.

Задачи

  1. Дать элементарные  знания об органах чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их строении и функциях.
  2. Развивать зрительное восприятие, слух, вкус, обоняние, осязание.
  3. Развивать умение созерцать предметы, явления, направляя внимание на более тонкое различение качеств.
  4. Формировать умение пользоваться информацией полученной при помощи органов чувств в разных видах деятельности.
  5. Способствовать формированию осознанного бережного отношения к органам чувств и уходу за ними.
  6. Обогащать  активный  словарь детей.
  7. Воспитывать  дружеские  взаимоотношения  между детьми, привычку  сообща заниматься предложенным делом.

Тема

«Окошки в мир. Органы чувств»

Тип проекта

Кратковременный, исследовательский, межпредметный, групповой

План подготовки и реализации проекта

Деятельность

педагогов

  1. Поведение цикла занятий: «Знакомимся с органами чувств»
  2. Разработка и проведение цикла опытов по каждому органу чувств.
  3. Проведение цикла занятий по продуктивной деятельности.
  4. Оформление плакатов по теме.
  5. Подбор художественной литературы.
  6. Подборка развивающих игр по теме. Разработка авторской игры на развитие слухового восприятия.
  7. Подготовка информации для родителей по изучаемой теме.
  8. Оформление папок  определенного цвета по каждому органу чувств.
  9. Презентация проекта «Путешествие в страну Органов чувств» в детском саду.

Деятельность

детей

  1. Рассматривание схем с изображением строения глаза, уха, носа, зон языка, кожи.
  2. Изучение плакатов по предложенной теме: «Зрение. Полезно - вредно», «Вкусовые зоны языка», «Какие бывают звуки», «Виды  запахов».
  3. Опытно- исследовательская деятельность по теме.
  4. Продуктивная деятельность с использованием различных видов материалов.
  5. Чтение художественных произведений, отгадывание загадок, заучивание пословиц, скороговорок, объяснение фразеологизмов.
  6. Развивающие игры по теме.

Деятельность

родителей

  1. Совместное выполнение заданий и опытов по предложенной теме, их оформление.
  2. Помощь в подборе материалов для оформления плакатов, для продуктивной деятельности детей.

Ресурсы

Кто?

Что?

Дети, родители, воспитатели, учитель-дефектолог (тифлопедагог).

Иллюстрации, схемы, плакаты, бросовый материал, развивающие игры, предметы для опытно- исследовательской деятельности.

В ходе реализации проекта формируются следующие ключевые компетенции

  1. Умение обследовать объект, используя возможности всех органов чувств и характеризовать его.
  2. Умение пользоваться информацией полученной с помощью органов чувств в разных видах деятельности.
  3. Умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
  4. Умение аргументировать свою точку зрения.

.

                                 

ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОЕКТУ

«Окошки в мир. Органы чувств».

Недели

Содержание мероприятий  

первая

неделя

Первое окошко – ЗРЕНИЕ.

  1. Обзорная беседа «Пять помощников моих»

  2. Занятие « Как устроены глаза?»

  3. Опытно – исследовательская деятельность:

  • опыт 1: Определение цвета радужной оболочки глаз у своего друга.
  • опыт 2: Определение цвета своей радужной оболочки глаз при помощи зеркала.
  •  опыт 3: Знакомство с зависимостью величины зрачка от яркости света.

4.Сюжетно- ролевая игра «Больница. Кабинет окулиста»

  1. Занятие  «Для чего нужны глаза?»
  2. Коррекционно-развивающие игры:
  • «Рассуждалки» (обсуждение пословиц, поговорок, крылатых фраз, отгадывание загадок о глазах)
  • «Цветовой код»
  • «Свойства предметов»
  • «Найди похожие коврики»
  • «Хитрый клоун»
  • « Здоровый малыш» и др.
  1. Чтение художественной литературы:
  • русская народная сказка «У страха глаза  велики»
  • Д. Родари «Какого цвета ремесла?»
  • С.Маршак «Разноцветная книга»
  • А.Боске «Для чего нужны глаза?»
  • Н.Орлова «Береги свои глаза»
  1. Занятие «Полезно – вредно». Изготовление плаката.
  2. Подвижные игры:
  • «Дотронься до…»
  • «Краски»
  • «Найди себе пару»
  • «Найди, где спрятано»
  • «Запрещенное движение» и др.
  1. Работа с родителями:
  • опыт дома: Определить вместе с детьми цвет радужной оболочки глаз всех членов семьи и оформить опыт.
  • Оформление стенда по теме.

    11. Оформление папки красного цвета о зрении совместно с детьми.

вторая

неделя

Второе окошко – СЛУХ

  1. Занятие  «Орган слуха – ухо»

Знакомили со строением уха. Определяли на слух источник звука, громкость звука, его направление и удаленность.

  1. Занятие  «Этот удивительный мир звуков»

Знакомили детей с речевыми, неречевыми, музыкальными звуками. Учили определять к какому виду звуков относятся прослушанные звуки ( с усложнением).

Знакомили детей с предупреждающими ( гудок поезда, треск падающего дерева, звук бьющегося стекла  и др.) и информирующими звуками ( звуковой светофор, сигнал окончания работы стиральной машины, сигнал лифта и др.).

  1. Опытно – исследовательская деятельность
  • опыт с ватой: детям предлагалось закрыть уши ватой. Вместе с детьми делали вывод о том, что при закрывании слуховых проходов человек слышит хуже или вообще не слышит звуки.
  1. Сюжетно – ролевые игры: «Больница. Кабинет отоларинголога», «Музыкальная школа».
  2. Коррекционно – развивающие игры:
  • «Рассуждалки» (обсуждение пословиц, поговорок, крылатых фраз, отгадывание загадок об ушах)
  • «Откуда слышен звук?»
  • «Испорченный телефон»
  • «Свет, звук, вода»
  • «Узнай, что за звук?»
  • «Здоровый малыш»
  • «Далеко – близко» и др.
  1. Чтение художественной литературы:
  • В.Бианки « Кто чем поет?»
  • К.Скребицкий « Лесной голосок»
  • В.Чаплина « Крылатый будильник»
  • В. Драгунский « Слава Ивана Козловского»
  1. Подвижные игры:
  • «Узнай по голосу»
  • «Гудочки»
  • «Часовой»
  • «Иди на звук»
  • «Жмурки с колокольчиком»
  • «Слушай сигнал»
  • « Большой Ух» и др.
  1. Работа с родителями:
  • Выполни дома: Прислушаться к звукам окружающего мира и нарисовать в предлагаемой таблице предметы, издающие приятные и неприятные для вас звуки.
  • Оформление стенда по теме.

     9.  Оформление папки зеленого цвета о слухе совместно с детьми.

 

 

третья

неделя

Третье окошко – ОБОНЯНИЕ

  1. Занятие « Как мы дышим и зачем?»

  2.  Занятие « Этот удивительный мир запахов»

  3.Беседа  « Бережем органы дыхания»

  4.  Опытно- исследовательская деятельность

  • опыт: Узнать по запаху предмет. Определить к какому виду относится  этот запах. Определить приятный он для вас или нет (свежий огурец, шоколадная конфета, косметическое мыло, чистящее средство, микстура).

  5.Сюжетно- ролевые игры:

« Салон красоты», « Аптека», « Магазин парфюмерии»,

« Супермаркет».

  6. Коррекционно – развивающие игры:

  • «Рассуждалки» (обсуждение пословиц, поговорок, крылатых фраз, отгадывание загадок о носе и запахах)
  • « Отгадай по запаху»
  • « Назови вид запаха»
  • «Приятный – неприятный»

  7. Игровые упражнения дыхательной гимнастики:

  • « У кого дольше колышется ленточка?»
  • « Снежинка»
  • « Полет самолета»
  • Полет на Солнце»
  • « Полет на Луну»
  • «Веселая пчелка»
  • « Шарик»

  8.Чтение художественной литературы:

  • Д. Родари « Чем пахнут ремесла?»

  9.Работа с родителями:

  • Выполни дома: Подумайте, можно ли говорить о запахах лета, осени, весны, зимы? Выберите одно из времен года и сочините вместе с ребенком небольшой рассказ из 5-6 предложений.
  • Оформление стенда по теме.

  10. Оформление папки синего цвета  об обонянии совместно с детьми.

четвертая

неделя

Четвертое окошко – ВКУС

  1. Занятие « Волшебный язычок»
  2. Беседа « Полезно – вредно»
  3. Опытно – исследовательская деятельность:
  • опыт 1: Дети знакомились с зонами языка и обозначали их разными цветами ( сладкий вкус – красная зона, соленый вкус- зеленая зона, кислый вкус – желтая зона, горький вкус- синяя зона). Дети определяли вкус разных продуктов. Задание: Вспомните и нарисуйте знакомые вам продукты питания, которые имеют сладкий ( соленый и др.) вкус в нужной цветовой зоне.
  • опыт 2: Попробуйте овощи и определите, какие из них имеют для вас приятный( неприятный) вкус, а к каким вы безразличны. Заполните таблицу.
  • опыт3:Зависимость вкусовых ощущений от температуры.

Каждому ребенку дали два стакана с чаем. В одном стакане чай теплый, а в другом – немного горячее. Количество сахара в обоих стаканах одинаковое. Детям предложили попробовать чай сначала из одного стакана, затем из другого и ответить на вопрос « В каком стакане чай слаще?» Дети ответили, что чай в первом стакане слаще ( там, где был теплый чай). Педагог сообщает детям, что чай в обоих стаканах содержал одинаковое количество сахара. Дети вместе с педагогом делают вывод, что вкусовые ощущения зависят от температуры продукта.

  1. Сюжетно- ролевые игры:

« Кафе», « День рождения»

  1. Коррекционно – развивающие игры:
  • «Рассуждалки» (обсуждение пословиц, поговорок, крылатых фраз, отгадывание загадок о языке и вкусах)
  • « Отгадай по вкусу»
  • «Приятный – неприятный»
  • « Назови вкус»
  • « Приготовим обед» и др.
  1. Чтение художественной литературы:
  • Д.Хармс  Н. Гернет « Очень-очень вкусный пирог»
  • Русская народная сказка « Пряничный домик»
  • Н.Носов « Мишкина каша»
  • Русская народная сказка « Мужик и медведь»
  • А.Линдгрен « Карлсон приходит на День Рождения»
  •  Н.Анишина «Овощной спор»
  1. Музыкально- театрализованное представление « Овощная деревенька»
  2. Подвижные игры:
  • « Съедобное – несъедобное»
  • Игра- хоровод « Репка»

9.Работа с родителями:

  • Понаблюдайте с детьми, какой вкус чаще встречается в вашем домашнем меню.
  • Рассуждайте вместе с детьми, почему таблетку нельзя класть на корень языка? В какой части языка витаминка покажется наиболее кислой?

    10. Оформление папки желтого цвета  о вкусах совместно с детьми.

пятая

неделя

Пятое окошко – ОСЯЗАНИЕ

    1.Занятие « Осязание. Что это?»

    2.Занятие « Рука – средство познания мира.»

    3. Опытно – исследовательская деятельность:

опыт 1: Определить с помощью органа осязания температуру воды в бутылке и обозначить ее цветной карточкой ( синей – холодную воду, желтой – теплую).

опыт 2: Определить, какую фигуру я нарисовала на твоей коже.

    4.Сюжетно – ролевые игры:

« Ателье», « Строители».

    5. Коррекционно – развивающие игры:

  • «Рассуждалки» (обсуждение пословиц, поговорок, крылатых фраз, отгадывание загадок о коже, руках)
  • «Чудесный мешочек»
  • « Определи материал на ощупь»
  • « Найди такой же по форме…..»
  • « Видим руками»
  • « Свойства предметов»
  • «Здоровый малыш»и др.

    6.Чтение художественной литературы:

  • С.Маршак В. Лебедев « Как рубанок сделал рубанок»
  • В.Бианки « Лесной колобок- колючий бок»
  • Русская народная сказка « Бычок – смоляной бочок»
  • Братья Гримм « Золотой гусь»
  1. Подвижные игры:
  • « Жмурки»
  • «Лип – отлип»
  • « Сиди, сиди, Яша»
  • «Дотронься до …»

8. Продуктивная деятельность:

  • Мозаика из бумаги « Соление овощей»
  • Аппликация из ткани « Варежки»
  • Аппликация из бумаги с использованием пластилина и природных материалов « Рыбки»

    9.Работа с родителями:

  • Изготовьте вместе с детьми поделки из разных материалов ( дерево, ткань, бумага и др.). Определите на ощупь свойства этих материалов. Принесите поделки в детский сад.

10. Оформление папки фиолетового цвета  об осязании совместно с детьми.

шестая неделя

  1. Чтение художественной литературы:

В. Драгунский « Что я люблю и чего не люблю»

     2.  Коррекционно – развивающая игра:

        « Волшебные превращения»

  1. Презентация проекта « Путешествие в              

страну Органов чувств» в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у  детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данный материал  раскрывает   методы, формы и приёмы  работы по формированию  сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...

Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

"Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения через ознакомление с мимикой, жестами, пантомимой". Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...

Комплекс игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Дети, имеющие нарушения слуха, имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми, имеющими сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, с...

Конспект заседания клуба "Хорошо-видеть хорошо" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

На заседании клуба " Хорошо-видеть хорошо" поднимаются актуальные вопросы охраны зрения....

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...