Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия
календарно-тематическое планирование на тему

Усова Ирина Юрьевна

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Признаком фонематического недоразвития у детей  чаще всего является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Результаты исследования показали, что недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия.

Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного обследования фонематического слуха, выявления особенностей фонематического восприятия.

Педагогическая работа по развитию фонематического восприятия детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей. А так же при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, дифференциации слогов, дифференциации фонем, навыков элементарного звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_tematicheskiy_plan.docx63.7 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный тематический план занятий по совершенствованию

навыков звукового анализа и обучению грамоте.

1-й период обучения (сентябрь-декабрь):

14 недель (2 занятия в неделю, всего 28 занятий).

Неделя

Тема

Навыки звукового анализа

Навыки чтения и письма

 Индивидуальная работа с детьми

1

2

3

4

5

Сентябрь

I-II

Диагностика

III

Звук [у] и буква У.

     Занятия 1, 2.

1.Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук [у]»

2.Уточнение артикуляции, используя зеркала, наблюдения.

3.Определение позиции звука [у] в слове (начало, конец).

Игра «Найди домик для звука [у]».

1.Знакомство с буквой У:

-анализ зрительного образа;

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

-«письмо» в воздухе, на ладошке.

2.Работа с кассами букв.

1. Закрепление пройденного материала.

Игра «Будь внимательным».

2.Работа в тетрадях по подготовки руки к письму.

IV

Звук [а] и буква А.

Занятия 3, 4.

1.Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук [а]»

2.Назови слова со звуком [а] по памяти – в начале слова, в середине, в конце.

1.Знакомство с буквой А:

-анализ зрительного образа;

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

-«письмо» в воздухе, на ладошке.

2.Работа с кассами букв.

1. Закрепление пройденного материала.

Игра «Будь внимательным».

2.Работа в тетрадях по подготовки руки к письму.

     

                                                                                               Октябрь

I

Звук [и] и буква И.

Занятие 5, 6

1.Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук [и]», «Назови слово на заданный звук»

2.Определение позиции звука в словах (начало, конец).

Игра «Живые звуки».

3.Уточнение артикуляции, используя зеркала, наблюдение. Сравнение артикуляции звуков [а],[у],[и]. Анализ сочетаний типа АУИ.

1. Знакомство с буквой И:

- игры «На что похожа буква И», «Живой конструктор».

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

 2.Работа с кассами букв:

чтение сочетаний АУИ,  ИУА .

Слитность, четкость артикуляции.

1.Закрепление пройденного материала.

Игры «Зачеркни неправильную букву»,   «Узнай букву, определи на ощупь».

2.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

II

Звук [к] и буква К.

Занятия 7, 8

1.Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук [к]»

2.Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец).

Игра «Найди домик для звука [к]».

3.Определение твердости и мягкости звучания.

Игра «Узнай звук и подними сигнал» (из ряда других звуков, слогов, слов)

4.Анализ и синтез обратных и прямых слогов: АК, ОК, УК, ИК, КА, КО, КУ, КЫ, КИ.

1. Знакомство с буквой К:

- игры «На что похожа буква К», «Живой конструктор».

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Чтение слогов по таблицам: сверху вниз, правый столбик, левый столбик.

3.Составление слов из букв, из слогов по таблицам и карточкам.

1.Закрепление пройденного материала.

Игры «Зачеркни неправильную букву», «Куда перелетела бабочка?».

2.Назови слова со звуками [к], [к’] по памяти. Использовать схемы слов.

3.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

III

Звук [т] и буква Т.

Занятия 9, 10.

1.Развитие слухового внимания.

Игра «Самый внимательный»

2.Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец).

Игра «Найди домик для звука [т]»

3.Определение твердости и мягкости звучания.

Игра «Скажи наоборот»

4.Анализ обратных и прямых слогов  типа: АТ, ТА.

5.Анализ и синтез слов: КОТ, КИТ.

1. Знакомство с буквой Т:

- игры «На что похожа буква Т» «Живой конструктор».

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

чтение сочетаний АТ, УТ, ИТ.

3.Составление слов из букв, из слогов по таблицам и карточкам.

4.Найди ошибку, исправь и прочитай (кит – кот).

1.Закрепление пройденного материала.

Игры «Найди правильную букву», «Цепочки слов».

2.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

IV

Звук [п] и буква П.

Звуки [п], [т], [к]

Занятия 11, 12.

1.Различение звуков [п], [т], [к] на слух.

Игра «Самый внимательный»

2. Выделение звуков в начале слова. Игра «Эхо».

3.Определение твердости и мягкости звучания.

Игра «Скажи наоборот»

4. Произношение звуков в слогах, словах, предложениях

5. Анализ обратных и прямых слогов типа ПА, ТУ, КИ.

6.Анализ и синтез слов: ТОК-ТИК-ТУК

1. Знакомство с буквой П:

- игра «На что похожа буква П», «Живой конструктор».

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

чтение прямых и обратных слогов, слов.

3.Составление слов из букв, из слогов по таблицам и карточкам.

1.Закрепление пройденного материала.

Игры «Узнай и дорисуй букву».

2.Воспроизведение слоговых рядов.

3.Подбор слов на заданный звук.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

                                                                                                Ноябрь

I

Звук [о] и буква О.

Занятия 13.

1.Выделение звука [о] в ударной позиции.

2.Уточнение артикуляции, используя зеркала, наблюдения.

3.Назови слова со звуком [о]

2.Анализ обратных слогов ОК, ОП, ОТ.

1. Знакомство с буквой О:

- игры «На что похожа буква О?», «Живая буква О» из рук.

-ниткография;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

чтение сочетаний ОК, ОТ, ОП.

3.Составление слов из букв, из слогов по таблицам и карточкам.

1.Закрепление пройденного материала.

Игра  «Найди букву на картинке».

3.Анализ прямых и обратных слогов.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

I

Гласные звуки

[а], [о], [у], [и]

Занятия 14.

 1.Определение позиции гласных звуков в словах (начало, середина, конец)

2.Различение гласных звуков.  Игры «Сломанный телевизор», «Глухой телефон».

3.Закрепление понятия «гласный звук».

1. Игры с буквами:

-Игры: «Почини букву», «Путаница», «Буквы в тумане»;

-конструирование букв из мозаики, природного материала, лепка.

2.Работа с кассами букв: составление и чтение сочетаний.

3.Составление слов из букв, из слогов по таблицам и карточкам.

1.Закрепление полученных навыков.

 

II

Звук[х] и буква Х.

  Звуки [к] - [х].

Занятия 15, 16.

1.Различение звуков на слух.

Игра «Самый внимательный»

2.Определение твердости и мягкости, глухости и звонкости звучания.

Игра «Скажи наоборот»

3.Преобразование слов типа МУКА – МУХА.

4. Закрепление понятия «слог». Деление слов на слоги.  Игра «Телеграф».

5. Анализ обратных и прямых слога типа ХА, ХО, ХИ.

1. Знакомство с буквой Х:

-игра «Живой конструктор».

- узнавание букв, написанных на спине или руке ребенка;

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

чтение сочетаний АХ, УХ, ИХ, ОХ.

1. Игра «Кто больше?» - называние слов на заданный звук.

2. Игры «Хлопки», «Пирамида» - определение количества слогов в слове.

3.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

   III

Звуки [л’] - [й’]

Занятия 17, 18

1.Развитие слухового внимания. Игра «Самый внимательный».

2.Выделение звуков в слогах. Деление слов на слоги.

3.Звуковой анализ слогов типа АЛЬ, АЙ. Слов типа МОЙ. Синтез звуков в односложное слово. Закрепление понятия «согласный звук».

4.Закрепление схемы односложных слов.

Работа с кассами букв:

чтение сочетаний  типа АЙ, ОЙ, УЙ, ИЙ, ЛИ.

1.Выбор из слогового ряда тех слогов, которые оканчиваются гласными.

2. «Распредели картинки» - различение звуков.

3.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

VI

Звук [ы] и буква Ы

Звуки [ы] - [и]

Занятия 19, 20.

1.Различение звуков [ы] - [и] на слух.

2.Определение позиции звуков [ы], [и] в словах (начало, середина, конец).

3. Определение твердости и мягкости звучания.

Игра «Скажи наоборот».

4.Звуковой анализ слов типа ТЫ, ТИ, ПЫХ.

1.Знакомство с буквой Ы:

-лепка буквы из пластилина

-выкладывание букв из двух частей, обводка буквы по пунктирным линиям.

-дифференциация букв Ы, И. Игра «Исправь ошибку» (зеркальные буквы)  «Посчитай буквы И, затем  Ы».

2.Работа с кассами букв:

-анализ и синтез АЫ, ЫИ, УЫИ

-составление слов из слогов.

чтение  буквосочетаний по таблице, слитность, четкость артикуляции.

Закрепление полученных навыков:

-Назови слова со звуком [ы] по памяти – в середине, в конце.

-Назови слова со звуком  [ы] по предъявленной схеме.

                                                                                                      Декабрь

I

Звук [м] и буква

Занятия 21, 22.

1.Подбор слов на заданный звук.

2.Игры «Телеграф», «Светофорчики».

3.Определение позиции звука в словах. Игра «Найди домик для звука».

4.Игра «Подарим картинки Маше и Мише».

5 Деление слов на слоги.

5.Звуковой анализ слов типа ПУМА.

1. Знакомство с буквой М:

-игра «Живой конструктор».

- игра «Угадай букву» - рисование буквы в воздухе;

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

чтение слогов и односложных слов.

1.Подбор слов на заданный звук.

2.Игра «Телеграф»

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

4.Графический диктант.

II

Звук [н] и буква Н.

Занятия  23,  24.

1.Выделение звуков [н], [н’] на слух и в произношении в слогах, словах.

Игры «Скажи наоборот», «Подарим картинки Нате и Нине».

2.Составление предложений с заданными словами (схемы).

3.Звуковой анализ слов типа НОТЫ.

1. Знакомство с буквой Н:

-игра «На что похожа буква Н?»

- игра «Угадай букву» - рисование буквы в воздухе;

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

чтение односложных и двусложных  слов типа МИНА, НОТЫ.

1.Подбор слов на заданный звук.

2.Игра «Телеграф»

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

4.Графический диктант.

III

Звук [c] и буква C.

Занятия  25,  26.

1.Развитие слухового внимания.

Игра «Будь внимательным».

2.Определение позиции звука [с] в словах (начало, середина, конец). Игра «Найди домик для звука».

3. Составление предложений с заданными словами (схемы).

4.Полный  анализ слов типа СОТЫ, СОКИ.

   

1. Знакомство с буквой С:

-  Игра «Найди букву на картинке»  

-рисование буквы в воздухе;

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

чтение односложных и двусложных  слов.

1.Подбор слов на заданный звук.

2.Игра «Телеграф»

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

4.Графический диктант.

IV

Звук [c’]

Звуки [с], [с’].

Занятия  27, 28.

1.Выделение звуков [с], [с’] на слух и в произношении в слогах, словах. Игра «Светофорчики».

2. Различение твердости и мягкости звуков. Игра «Ватка и спичка», «Подарим картинки Соне и Люсе».

3.Деление слов на слоги. Игра «Прохлопай, прошагай»

4.Звукобуквенный анализ и синтез слов СИНЬ, СЫН.

1.Работа с кассами букв:

чтение односложных и двусложных  слов.

1.Соединение одинаковых букв веревочкой.

2.Придумывание слов, содержащих слоги со (са, сы, си) в начале слова.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

4.Графический диктант.

2-й период обучения (январь - май):

                18 недель (3 занятия в неделю, всего  54 занятий).

Январь

I, II

III

IV

Зимние каникулы.

Звук [з] и буква З.

Занятия 1, 2.

Звуки [з], [з’]

Занятие   3.

Звуки [с], [з]

Занятие  4.

Звук [ц] и буква Ц.

Занятия 5, 6.

1.Развитие слухового внимания. Игра «живые звуки».

2.Выделение звуков в слогах, словах.

3.Различение твердости и мягкости звуков. Игра «Подарки для Зои и Зины»

3.Деление слов на слоги.

4.Схема слов типа ЗУБЫ, СОВЫ.

5.Понятие «звонкий согласный звук».

1.Выделение звуков [с], [з] на слух и в произношении в слогах, словах.

2. Правильное произношение и сопоставление звуков (звонкие и глухие). Игра «Скажи наоборот», «Подарки для Сони и Зои».

3.Подбор слов с заданным количеством слогов.

4.Схемы слов типа А-ЗУ,

О-СЫ.

1.Уточнение артикуляции, характеристики звука. Акцент – этот звук всегда твердый.

2.Развитие слухового внимания. Игра «Будь внимательным».

3.Определение позиции звука [ц] в словах (начало, середина, конец). Игра «Найди домик для звука».

4. Составление предложений с заданными словами (схемы)

5.Схемы слов типа ЦАП-ЛИ.

1. Знакомство с буквой З:

-игра «Найди букву на картинке»  

-рисование буквы в воздухе;

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

чтение односложных и двусложных  слов.

1.Работа с кассами букв:

чтение односложных и двусложных  слов.

2.Преобразование слов типа КОЗА – КОСА.

1. Знакомство с буквой Ц:

- игра «Найди все буквы»  

-рисование буквы в воздухе;

-выкладывание буквы из палочек;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

 выкладывание односложных слов из разрезной азбуки.

1.Придумывание слов, содержащих заданный слог (в конце слова).

2.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Игра «Узнай букву» (зашумленные буквы).

2.Подбор слова к схеме.

3.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Подбор слов с заданными количеством слогов и позицией звука.

2.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Февраль

I

Звуки [ц], [с]

Занятие  7.

Звук [б] и буква Б.

Звуки [п], [б]

Занятия   8, 9.

1.Выделение звуков [с], [з] на слух и в произношении в слогах, словах.

2.Подбор слов с заданным количеством слогов.

3.Преобразование, анализ и синтез слов  типа  ЛИСА - ЛИЦА

 1. Определение позиции звука [б] в словах (начало, середина, конец). Игра «Найди домик для звука».

2.Правильное произношение и сопоставление звуков (твердые и  мягкие, звонкие и глухие согласные). Игра «Доскажи словечко».

3.Преобразование, анализ и синтез слов типа  ПИТЬ – БИТЬ.  

1.Составление слов из букв, из слогов по таблицам и из разрезной азбуки.

2.Вставить  пропущенную букву – С или Ц по картинке.

 

1. Знакомство с буквой Б:

- игра «Найди все буквы»  

-рисование буквы в воздухе;;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

 выкладывание односложных  и двусложных слов из разрезной азбуки.

 

1.Подбор слов с заданными количеством слогов и позицией звука.

2.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Уточнение правильного произношения звуков.

2.Воспроизведение слоговых рядов.

3.Работа над деформированным предложением.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

II

Звук [э] и буква Э.

Занятие 10.

Звук [в] и буква В.

Звуки [в], [в’]

Занятия 11, 12.

1.Подбор слов на заданный звук.

2.Определение места звука в слове.

3.Деление слов на слоги. Игра «Чье слово длиннее?», «Прохлопай слова», ударение.

4.Правильное произношение и сопоставление звуков, сравнительная характеристика, акцент на различии – твердый-мягкий.  Игра «Ватка и спичка».

5. Схема слов типа ВОСК.

1. Знакомство с новыми буквами:

- игра «Найди все буквы»  

-рисование буквы в воздухе;

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

  выкладывание и чтение слогов и слов.

1.Уточнение правильного произношения звуков.

2.Воспроизведение слоговых рядов.

3.Работа над деформированным предложением.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

III

IV

Звук [д] и буква Д.

Занятия 13, 14.

Звуки [т], [д]

Занятие 15

Звук [г] и буква Г.

Занятия 16, 17.

Звуки [г]. [г’]

Занятие 18.

1.Развитие слухового внимания. Игра «Будь внимательным»

1. Определение позиции звука [д] в словах (начало, середина, конец). Игра «Найди домик для звука».

3.Выделение звуков [т], [д] на слух и в произношении в слогах, словах.

4.Звукобуквенный анализ и синтез слов типа ЗОНТ,  БИНТ

1.Правильное произношение и различение звуков.

2.Различение твердости и мягкости звуков. Игра «Подарим картинки Гоше и Гене»

3.Игровые приемы звукового анализа всех типов слов. Игра «Гусеница».

1. Знакомство с буквой Д:

-  выкладывание буквы из крупы.

-  закрашивание буквы;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

 выкладывание односложных  и двусложных слов из разрезной азбуки.

1. Знакомство с буквой Г:

-   рисование буквы на песке, на доске мокрыми пальцами.

-  закрашивание буквы;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

-дифференциация  букв. Игра «Буквы рассыпались». Покажи сначала Г, потом Т, П.

2.Работа с кассами букв:

 -выкладывание односложных  и двусложных слов из разрезной азбуки.

1.Уточнение правильного произношения звука.

2. Преобразование слов. Игра  «Сбежавшая буква»

3.Работа над деформированным предложением.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Уточнение правильного произношения звука.

2. Преобразование слов. Игра  «Сбежавшая буква»

3. Чтение слогов и слов по карточкам.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Март

I

II

III

Звук [л] и буква Л.

Занятия 19, 20.

Звуки [л]. [л’]

Занятие 21.

Звук [ш] и буква Ш.

Занятия 22, 23.

Звуки [с]. [ш]

Занятие 24.

Звуки [с],  [ш]

Занятие 25.

Звук [ж] и буква Ж.

Занятия 26, 27.

1.Выделение звуков [л], [л’] на слух и в произношении в слогах, словах. Игра «Светофорчики».

2.Сравнительная характеристика: уточнение артикуляции, различение твердости и мягкости звуков. Игра «подарим картинки Ладе и Лене»

3.Звукобуквенный анализ и синтез всех типов слов.

1.Уточнение артикуляции, характеристики звука. Акцент – этот звук всегда твердый.

2.Развитие слухового внимания. Игра «Будь внимательным»

2. Выделение звука [ш] в словах. Составление предложений с этими словами.

3.Правописание ши.

4.Звукобуквенный анализ и синтез всех типов слов.

 

1.Правильное произношение и сопоставление звуков. Игры «Скажи наоборот», «Подарим картинки Соне и Шуре».

2. Преобразование слов. Игра «Замени  звук [с] на звук [ш] ».

3.Звукобуквенный анализ и синтез всех типов слов.

 

То же.

1.Уточнение артикуляции, характеристики звука. Акцент – этот звук всегда твердый.

2.Выделение звука [ж] в слогах, словах.

3.Определение места звука в слове.

4.Деление слов на слоги, ударение.

Правописание жи.

5. Звукобуквенный анализ и синтез всех типов слов.

1.Игры с буквами:

-изготовление букв из проволоки.

-рисование буквы на песке, на доске мокрыми пальцами.

2.Преобразования слов, составленных из разрезной азбуки типа:  ЛУК –ЛАК - ЛИК

1.Знакомство с буквой  Ш:

-изготовление букв из проволоки.

-рисование буквы на песке, на доске мокрыми пальцами, в воздухе.

2.Преобразования слов, составленных из разрезной азбуки.

3.Выкладывание слов со стечением согласных.

1. Игры с буквами:

-   рисование буквы на песке, на доске мокрыми пальцами.

-  закрашивание буквы;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

2.Работа с кассами букв:

 Чтение слов различной сложности в игровой ситуации.

То же.

1. Знакомство с буквой Ж:

-   рисование буквы на песке, на доске мокрыми пальцами.

-  закрашивание буквы;

-обводка буквы по пунктирным линиям;

 

1.Уточнение правильного произношения звука.

2. Преобразование слов. Игра  «Замени одну букву другой»

3. Чтение слогов и слов по карточкам.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Уточнение правильного произношения звуков.

2. Преобразование слов. Игра  «Звук потерялся, звук заблудился»

3. Чтение слогов и слов по карточкам.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Уточнение правильного произношения звуков.

2. Преобразование слов. Игра  «Звук потерялся, звук заблудился»

3. Чтение слогов и слов по карточкам.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки

к  письму.

Закрепление полученных навыков.

IV

Звуки [ж], [ш]

Занятие 28.

Звуки [ж], [з]

Занятие 29.

Звуки [с], [ш],

[з], [ж]

Занятие 30.

1.Выделение звуков на слух и в произношении.

2.Деление слов на слоги, ударение.

3. Преобразование слов. Игра «Замени одну букву другой»

4.  Звукобуквенный анализ и синтез всех типов слов.

1.Чтение слов различной сложности в игровой ситуации.

2.Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки.

3.Игра «Вставь пропущенную букву» по таблице.

1.Закрепление произношения звуков.

2.Индивидуальные карточки «Замени один звук на другой».

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Апрель

I

Звук [р] и буква Р.

Занятия 31,  32.

Звук [р’]

Занятие 33.

1.Правильное произношение и различение звуков.

2.Выделение звуков на слух и в произношении.

3.Деление слов на слоги, ударение.

4.Звуковой анализ слов ГРУША, ТРАВА.

1.Знакомство с буквой Р:

-ниткография;

-игры «Найди букву в картинке», «Буквы в тумане», «Живой конструктор».

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям.

2. Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки.

1. Уточнение правильного произношения звуков.

2. Преобразование слов. Игра  «Звук потерялся, звук заблудился»

3. Чтение слогов и слов по карточкам.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

II

III

Звуки [р],  [р’]

Занятие 34.

Звуки [р],  [л]

Занятие 35, 36.

Звук [ч’] и буква Ч.

Занятия 37,  38.

Звуки [ч’],  [т’]

Занятия 39.

1.Сравнение звуков: уточнение артикуляции, характеристики звуков, различение твердости и мягкости звуков. Игра «Подарим картинки Рите и Рае»

1.Упражнение в правильном произношении и сопоставлении звуков [р], [л]. Игра «Зайка Белый и Зайка Серый».

3.Подбор слов на заданный звук, деление слов на слоги, ударение.

4.Звукобуквенный анализ слова КРЫЛО.

1.Уточнение артикуляции звука [ч’]. Сравнительная характеристика. Акцент на различии – всегда мягкий.

2.Выделение звука [ч] в слогах, словах.

3.Определение места звука в слове.

4.Деление слов на слоги, ударение.

Правописание чу, ча.

5.Звукобуквенный анализ и синтез всех типов слов.

6.Преобразование слов типа: ПЕЧКА-ПЕТЬКА

Составление слова из предложенных букв. Игра «Эрудит».

1.Знакомство с буквой Ч:

-ниткография;

-игры «Найди букву в картинке», «Буквы в тумане», «Живой конструктор».

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям.

2.  Составление слова из предложенных букв. Игра «Эрудит».

1.Закрепление произношения звуков.

2. Преобразование слов. Игра  «Звук потерялся, звук заблудился»

3. Чтение  слов и предложений по карточкам.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Закрепление произношения звука.

2.Дифференциация свистящих и шипящих звуков: чтение индивидуальных карточек.

IV

Звук [щ’] и буква Щ.

Занятия 40, 41.

Звуки [ч],  [т’],

[щ’], [с’]

Занятие 42.

1.Уточнение артикуляции, характеристика звука. Акцент – этот звук всегда мягкий.

2.Выделение звука [щ] в слогах, словах.

3.Определение места звука в слове.

4.Деление слов на слоги, ударение.

Правописание щу, ща.

5.Звукобуквенный анализ и синтез всех типов слов.

6.Преобразование слов:

1.Знакомство с буквой Щ:

-ниткография;

-игры «Найди букву в картинке», «Буквы в тумане», «Живой конструктор».

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям.

2. Письмо печатными буквами под диктовку (слова).

1.Закрепление произношения звука.

2.Дифференциация свистящих и шипящих звуков: чтение индивидуальных карточек.

Май

I

Звук [ф] и буква Ф.

Занятия 43, 44.

Звуки [ф],  [ф’],

Занятие 45.

1.Закрепление правильного произношения звука [ф].

2.Выделение звука в слогах, словах. Игра «Самый внимательный».

3.Деление слов на слоги, ударение.

4. Выделение звуков [ф], [ф’] на слух и в произношении в слогах, словах. Игра «Ватка и спичка».

5. Звукобуквенный анализ и синтез всех типов слов.

1.Знакомство с буквой Ф:

-ниткография;

-игры «Найди букву в картинке», «Буквы в тумане», «Живой конструктор», «Путаница».

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям.

2. Письмо печатными буквами под диктовку (слова, сочетания).

1.Уточнение правильного произношения звука.

2.Буквенный диктант.

II

III

Звуки [в],  [ф],

Занятие 46.

 Звук [й’] и буква Й.

Занятия  47, 48.

Мягкие и твердые согласные.

 Занятия  49, 50, 51.

1.Уточнение правильного произношения звуков.

2.Выделение звуков на слух и в произношении.

3.Деление слов на слоги, ударение.

4.Звуковой анализ и синтез слов типа  ВАФЛИ.

1.Уточнение артикуляции, характеристика звука. Акцент – этот звук всегда мягкий.

 Отличие звука [й] от звука [и].

2. «Назови волшебные гласные Е, Я, Ё, Ю»

3.Выделение звука [й] на слух и в произношении. Называние на память слов со звуком [й] – в середине, в конце слова.

3.Аализ и синтез АЙ, ЯЙ, ОЙ, ЁЙ, ЫЙ, ИЙ, ЕЙ, ЭЙ, слова типа ЗАЙКА.

4.Преобразование,  анализ и синтез слов типа НОС – НЁС.

1.Уточнение понятия «мягкие и твердые согласные».

2.Игры «Мяч – смягчитель», «Скажи наоборот», «Цепочка слов».

3.Звукобуквенный анализ слов типа ПЫЛ – ПЫЛЬ.

4. Закрепление понятия «Гласные первого и второго ряда».

1.Знакомство с буквой Ф:

-ниткография;

-игры  «Буквы в тумане», «Живой конструктор», «Путаница».

-составление буквы из двух частей;

-обводка буквы по пунктирным линиям.

2. Письмо печатными буквами под диктовку слов и  предложений.

1.Знакомство с  буквой Й, йотированными гласными Я, Е, Ё, Ю:

игры с буквами.

2.Письмо печатными буквами под диктовку слов и  предложений, предложений с предлогами.

1.Знакомство с буквами

Ь знак  и Ъ знак:

игры с буквами.

2.Чтение слов под картинкой, вставка пропущенной буквы.

1.Закрепление произношения звуков.

2.отбор картинок на заданный звук.

3.Составление  слов и предложений по схемам.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Чтение слов под картинкой, вставка пропущенной буквы.

2.Составление схем слов и предложений.

3.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Составление схем слов и предложений.

2.Кроссворды, ребусы, шарады.

 3.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

IV

Звонкие и глухие согласные

Занятия  52, 53, 54.

1.Сопоставление парных звонких и глухих согласных.

2.Игры «Скажи наоборот»,

«Найди пару».

3.Звукобуквенный анализ  слов типа ПАЛКА – БАЛКА.

1.Составление слова из предложенных букв. Игра «Эрудит», кроссворды.

2.Письмо печатными буквами под диктовку слов и  предложений, предложений с предлогами.

1.Чтение слов под картинкой, вставка пропущенной буквы.

2.Составление схем слов и предложений.

 3.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Исследование теоретических основ развития словесного творчества у  детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных   направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк  между этими п...

Основные направления и содержание работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня

У детей с ОНР ІІІ уровня отмечается наличие  предпосылок оптической дисграфии. В частности, в силу структуры дефекта, у данной категории детей в большей степени страдают такие функции как зритель...

Методическая разработка на тему "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению гр...

Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского

В процессе занятия  дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Оформление стенда для родителей в логопедической группе...


 

Комментарии

Спасибо большое, очень интересно и доступно