Методическая разработка на тему "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
методическая разработка на тему

Пулина Нина Павловна

Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №6 «Антошка» г. Павлово

Методическая разработка  на тему:

« Профилактика дисграфии у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР »

Выполнила:

Учитель - логопед МБДОУ д/c  № 6

«Антошка» г.Павлово

 Пулина Нина Павловна

г.Павлово 2017 год

Актуальность

  • Дети с Общим недоразвитием  речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий
  • Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации
  • Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте

Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы : звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы  детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Готовность детей к систематическому школьному обучению,  в структуре которой разрабатывается проблема профилактики нарушения письма,  рассматривается в качестве всестороннего воспитания и развития личности дошкольника, овладения им целостной системой свойств и качеств, приобретённых в физическом, умственном, эстетическом развитии.

I. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ

Частичное расстройство процессов письма обозначают термином дисграфия.

 Единой классификации ее не существует.

М.Е. Хватцев  выделяет 4 формы дисграфии:

-Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха;

-Дисграфия на почве расстройств устной речи;

-Дисграфия на почве произносительного ритма;

-Оптическая дисграфия;

О.А.Токарева выделила 3 формы дисграфии:

-акустическая;

-оптическая,;

-моторная;

Классификация дисграфии С-пб РГПУ им.Герцена выглядит следующим образом:

-акустическая;

-артикуляторно-акустическая;

-дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

-аграмматическая;

-оптическая;

II ЦЕЛЬ: 

Устранение предрасположенности к нарушениям письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в рамках подготовки их к школе

ЗАДАЧИ:

1.Формирование звукопроизношения, уточнение  артикуляции звуков.

2.Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3.Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4.Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5.Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу.

6.Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведении серий , включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь», пробы Хеда и рядоговорения.

7.Развитие мелкой моторики рук. С использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками. Обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

8.Развитие тактильных ощущений: последством дермалексии . Проводят профилактическую работу по предупреждению дисграфии (необходимо узнать какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка,  узнать буквы на ощупь.

9.Расширение поля зрения ребёнка.

10.Подготовка к обучению грамоте, знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, звук, буква, составление схем).

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

III  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дисграфи должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.

Симптомы, по которым  можно распознать дисграфию заключаются в  специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.

 Таким образом, прежде чем приступить к коррекционной работе, направленной на развитие всех компонентов готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи, необходимо определить исходное состояние сформированности каждого из компонента. Затем разработать актуальную программу коррекционно-развивающего обучения, которая должна включать коррекцию и развитие речи и других высших психических функций. И только потом осуществлять реализацию намеченных коррекционных путей и направлений по имеющимся современным методикам различных авторов.

 Для решения поставленных задач мною применялись следующие методы исследования:

Методы исследования:

  • изучение и анализ анамнестических данных;
  • наблюдение за детьми на занятиях;
  • беседы с детьми, родителями, педагогами;
  • анализ продуктов детской деятельности;

Предпосылки формирования письменной речи.

Для  успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

  • Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные.
  • Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.
  • Развитие словарного запаса,  лексико-грамматического строя речи.
  • Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.
  • Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева,  необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при  записи слова. Что и приведет  к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки.

Возможно несформированность у ребенка к началу школьного обучения грамматических систем. Это выражается в неправильном согласовании слов в устной речи, в ошибках при употреблении предлогов и т.д. естественно, что все это также будет отражаться на письме и существенно затруднит усвоение грамматических правил. Такого рода ошибки тоже принято относить к дисграфическим.

Дети с ОНР, как известно, имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении, то в их письменной речи будут встречаться  ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений. Для формирования полноценных навыков письма существенно развитие не речевых  функций таких, как временные и пространственные восприятия и представления, поскольку  на этапе осуществления записи временная последовательность звуков в слове преобразуется в пространственную последовательность графических:

Основные принципы в коррекционной работе по профилактики дисграфии

  • Компенсация дефектных или незрелых функций и операций происходит за счет развития деятельности  всех анализаторов, участвующих в акте письма с опорой на достаточно сформированные функции.
  • Опережающее развитие устной речи по отношению к письменной. Что позволяет закреплять слухо-произносительные, зрительно-слуховые, слухо-моторные связи необходимые для полноценного письма.
  • Учитывая возрастные и психические особенности дошкольного возраста, коррекционная профилактическая работа проводится максимально в рамках игровой деятельности.

Содержание методики обследования речевых и неречевых психических функций

Для выявления нарушений проводилась диагностика по основным направлениям:

1.Исследование звукопроизношения.

2.Состояние звукослоговой структуры слова.

3.Исследование фонематического восприятия и фонематического представления.

4.Исследование языкового анализа и синтеза.

5.Исследование монологической связной речи.

6.Исследование лексико-грамматического стоя речи.

7.Исследование зрительного гнозиса.

8.Исследование оптико-пространственного праксиса

9.Исследование памяти.

10.Исследование внимания.

11.Исследованиемышления.

12.Исследование состояния моторной функции.

Имя, Ф.

Состояние речевых и неречевых психических функций и процессов

Общее

кол-во

баллов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

1

Оля М.

1

2

3

2

2

3

3

3

2

1

2

3

27/ 56,2%

2

Полина П.

1

2

3

2

1

3

4

4

3

2

2

2

29 / 60,4%

3

Катя С.

1

2

2

2

2

3

3

3

2

2

1

2

25/ 52%

4

Аня Г.

1

1

2

1

1

2

3

3

2

2

2

2

22/ 45,8%

5

Яна С.

1

1

1

1

1

2

2

2

2

3

2

3

21/ 43.7%

6

Альберт Г.

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

19/ 39,6%

7

Артём В.

1

1

2

1

1

1

3

2

2

2

2

1

19/ 39,6%

8

Егор В.

1

1

1

2

1

2

3

3

2

1

1

2

20/ 41,6%

9

Андрей С.

2

1

1

1

1

1

2

2

1

1

2

2

17 /35,4%

10

Данил П.

0

1

1

1

0

2

2

1

1

1

1

2

13/ 27%

Средний

показатель

1

1,3

1,7

1,4

1,1

2,1

2,7

2,5

1,9

1,7

1,7

2,1

Сводная таблица исследований состояния речевых и неречевых психических функций у детей с ОНР на сентябрь 2015-2016 уч.г.

 Анализ результатов обследования:

Количественная оценка результатов проводилась по четырех бальной системе. Критерий оценки базировался на учете степени сформированности исследуемых психических функций и процессов. Она определялась по количеству правильно выполненных заданий. Бальная оценка соотносилась с уровнями выполнения заданий, и выделялись уровни: высокий - 4 балла, выше среднего - 3 балла, средний - 2 балла, ниже среднего - 1 балл, низкий - О баллов. С учетом результатов обследования составлялся "индивидуальный маршрут" развития ребенка, состояния речевых и неречевых функций и процессов. "Индивидуальный маршрут" давал возможность составить общее представление о готовности каждого ребенка к овладению письмом.

 В данную  группу входят дети, у которых большинство средних значений, отражающих состояние речевой функции, находятся в области, ограниченной средним и ниже среднего уровнями или на границах этой области. Эти показатели отражают состояние звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи.

 В данную  группу вошли дети с абсолютной степенью риска возникновения дисграфии. 

В результате  диагностики я выявила,  что процесс формирования речевых психических функции и процессов у детей с проблемами в речевом развитии идет отлично от того же процесса у детей с нормальным развитием речи. Дошкольники показали разные уровни успешности выполнения заданий. Рассматривая данные, описанные выше, я пришла  к выводу о необходимости дифференцированного подхода к изучению вопроса профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи.

Выводы.

1. У старших дошкольников с ОНР имеются существенные различия в состоянии речевых и не речевых предпосылок овладения письмом по сравнению с возрастной нормой

2. Недостаточная психологическая готовность детей с ОНР к овладению письмом обусловлена несформированность многих функций и процессов: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексике грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции.

3. В структуре предрасположенностей возникновения дисграфии у старших дошкольников с ОНР доминирующими являются недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, звукослоговой структуры слов, внимания и моторной функции.

4. Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактике дисграфии должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий. 

В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять разные виды дисграфии. Единой классификации ее не существует, поэтому я пользуюсь наиболее общепризнанными ее формами, чаще всего встречающимися в практике.

Формы дисграфии:

  • Акустическая дисграфия, связана с не различием или недостаточным устойчивым различием некоторых акустически близких звуков на слух.
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия, связана с не различием ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребенка, замены в устной речи одних звуков другими.
  • Дисграфия на основе несформированности анализа и синтеза речевого потока.
  • Аграмматическая дисграфия, связана с несформированностью у ребенка грамматических систем.
  • Оптическая дисграфия,  связанна с трудностью зрительного различия буквенных знаков.

Основные предпосылки видов дисграфии и коррекционная работа по их предупреждению.

Акустическая дисграфия, в основе, которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, трудности при различии фонем близких по звучанию, приводящие к частым заменам на письме соответствующих букв. При письме может смешивать свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты входящие в их  состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с и т. д.), а так же гласные о-у, и-е. Например, если ребенок не дифференцирует на слух звуки П и Б, он будет постоянно колебаться при выборе букв в процессе письма, что связано с не различием им на слух соответствующих звонких и глухих согласных звуков.

Для преодоления этого вида дисграфии необходимо воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад. Поэтому необходимо еще в дошкольном возрасте довести различными доступными способами разницу в звучании звуков. Для этой цели на начальном этапе удобнее всего отождествлять эти звуки со звуками окружающей природы: шум леса, жужжание жука…Обращаем внимание на то, что один звук произносится шепотом, а второй-с участием голоса. Ребенку предоставляется возможность многократного прослушивания этих звучаний-до достижения им полного различия. После этого дифференцируются  речевые звуки, которые сразу связываются с буквами. В дальнейшем ребенку предлагаются самые разнообразные упражнения, направленные на различие названных звуков: раскладывание под буквами картинок, в названии которых содержатся соответствующие звуки; название ребенком слов с данными звуками; показ букв в ответ на произносимое взрослым слов с соответствующим звуком; называние ребенком пропущенной в слове буквы.

Должное внимание следует уделять и специальным упражнениям в фонематическом анализе слов, включающих не дифференцируемые ребенком звуки. Например, ему предлагается определить, перед каким звуком или после какого звука слышится в слове определенный звук; предлагается придумать слово, в котором заданный звук находится на первом, втором, третьем или последнем месте.

Работая по предупреждению дисграфии, особое внимание надо обратить на на воспитание слуховой дифференциации твердых- мягких и звонких- глухих согласных. Необходимо дошкольников познакомить с обозначением мягкости согласных, с йотированными гласными. Эти упражнения необходимы для различия звуков и правильного выбора букв, что является предупреждением данного вида дисграфии.

Артикуляторно-акустическая дисграфия, связана со звуковыми заменами в устной речи, нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков. При письме ребенок будет отражать неправильное произношение звуков речи. Эти нарушения обычно возникают, из-за не преодоленной до начала обучения грамоте,  сенсорной функциональной дислалии. Путь преодоления, предупреждения дисграфии лежит через коррекцию нарушений звукопроизношения, устранения звуковых замен в устной речи ребенка, и через воспитание четкой слуховой дифференциации этих звуков.

Большое внимание должно быть уделено работе над формированием фонематического анализа и синтеза слов, что позволит ребенку безошибочно определить место нахождения «сомнительных» звуков. При работе с дошкольниками возможно и необходимо проводить звуковой - фонематический анализ слов. Вычленение гласного или согласного звука на слух, из серии слогов, из слов в начальной позиции, под ударением, в середине слова; вычленение последнего согласного в слове.

Необходимо использовать и сложные формы звукового анализа, упражняя дошкольников в определении количества и последовательности звуков в слове; из слов получать другие путем замены; в звуковом анализе слов с опорой на цифровой ряд ; позиционный анализ звуков в слове, указать место звука в слове, назвать предыдущий и последующий звуки; дифференциация гласных, а также согласных звуков. Все эти упражнения помогают предупредить возникновение артикуляторно-акустической дисграфии у детей.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза речевого потока связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделять какие-то отдельные слова и  затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. У детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие. Трудности при проведении фонематического и слогового анализа и синтеза, анализа слов в предложении, анализа предложений в тексте. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более определен их порядок. При письме наблюдаются пропуски гласных, согласных, при стечении, перестановки букв, добавление букв, пропуски и перестановки слогов и т.д.

Особенно хочется остановиться на важности деления слов не только на звуки, но и на слоги. Хотя в целом наше письмо буквенно-звуковое, но единицей чтения и письма в русском языке является слог. Так нельзя прочитать согласную букву  изолированно без учета следующей за ней гласной, поскольку неизвестно, мягко или твердо, она должна произносить при чтении. Мы должны научить ребенка видеть целый слог, так как мягкость или твердость согласного должна быть обозначена при помощи последующий гласный звук.

Непременным условием чтения и письма является приобретение ребенком умения членить целостно звучащий речевой поток на составляющие его элементы. Но если ребенок в дошкольном возрасте не овладел самыми элементарными формами звукового анализа, то при обучении грамоте ему, как правило, не удается справиться с этой сложной задачей. Как следствие этого и появляется рассматриваемая форма дисграфии, ошибки при которой могут выражаться в следующем: записи целого предложения в виде одного; пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении; пропуски гласных букв; вставка лишних букв; перестановка букв; в слитном написании предлогов и т.д.

Подобных ошибок можно избежать, если в дошкольном возрасте обучить ребенка приемам звукового анализа и синтеза речевого потока в целом. Только тогда, когда он будет совершенно отчетливо представлять себе звуковой состав слова, можно будет не сомневаться, что он «не забудет» обозначить буквой ни один из составляющих это слово звуков и сумеет воспроизвести правильную их последовательность.

Аграмматическая дисграфия, связана с недоразвитием грамматических систем. У дошкольников с ОНР наблюдаются трудности в формировании словарного запаса, грамматического строя речи. Формирование словарного запаса замедлено и неполно. Часто они смешивают по значению слова, имеющие сложный звуковой состав. Из тех слов, которые дети осмыслили правильно,  они произносили искаженно по причине артикуляторных либо фонематических затруднений. У детей с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что часто, вопреки смыслу, дети заменяют нужное, но малоизвестное слово другим, более привычным, хотя не соответствующим определенному значению. Трудности формирования грамматического строя проявляются в аграмматизмах ошибках согласования и управления слов. Имеет место частое затруднение анализа связей в сложных предложениях, например, установление причинно-следственных отношений. При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения и  целого текста.

Необходимо проводить работу по расширению словарного запаса. Основными задачами на лексическом уровне являются: количественный рост словаря, за счет усвоения новых слов и их значений; количественное обогащение словаря, путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний; очищение словаря от искаженных, просторечных сов. На синтаксическом уровне предупреждение и преодоление ошибочных словосочетаний в речи дошкольников,  усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи путем ознакомления их с явлением многозначимости, синонимии, синтаксических конструкций.

Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений, способностей  А в дальнем с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многими из которых кажутся ему похожими. При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены и смешения графически сходных букв. Необходима коррекционная работа по предупреждению оптической дисграфии. В частности, избежать замены букв, состоящих из  разного количества одинаковых элементов или похожих, по разному расположенных в пространстве элементов, не дописывание элементов букв, зеркальное изображение букв.

Для профилактики оптической дисграфии необходимо развивать у ребенка зрительно-пространственные представления, что даст ему возможность заменить различия в начертании, узнавании смешиваемых им букв.

В процессе практической работы в этом направлении используются следующие приемы. Складывание букв из составляющих их элементов; «переделка» одной буквы в другую; вылепливание смешиваемых букв из пластилина; письмо смешиваемых букв в воздухе; вырезание букв из бумаги, картона; обводка контуров букв, написанных разными шрифтами. Печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные; письмо, конструирование смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку.

Развитие пространственной ориентировки, ориентировки во времени, развитие двигательной функции руки и слухо-моторных координаций также являются задачами педагога в предупреждении дисграфии у дошкольников.

4. Основные направления коррекционной работы по предупреждению дисграфии.

Базовые направления в профилактике дисграфии:

  1. Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного, слухового восприятия, пространственных представлений, кинестетической организации движений , конструктивного праксиса.
  2. Развитие межанализаторного взаимодействия: слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей, способности запоминать, воспроизводить пространственную, временную последовательность.
  3. Развитие психических функций. Развитие мышления, памяти, слухового, зрительного внимания.
  4. Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций.

Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии:

  • Формирование, коррекция звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.    
  • Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  • Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование развития лексико - грамматических категорий.
  • Формирование связной речи: обучение разным видам пересказа: подробному, выборочному, краткому, составление рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.
  • Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями:  предложение, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.

Развитие неречевых функций и операций:

  • пространственно-временных ориентировок, представлений.
  • развитие тактильных ощущений.
  • развитие мелкой моторики, развитие графических навыков - развитие конструктивного праксиса.

В правильно организованной работе по коррекции нарушений речи  c  детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все направления по предупреждению дисграфии.

Поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются эффективнее начинать и проводить коррекционную работу по предупреждению дисграфии с детьми дошкольного возраста.

Моторно-кинестетический компонент.

  • Развитие мелкой моторики рук

  •  Подготовка руки к письму
  • Развитие артикуляционной моторики
  •  Формирование системы четко дифференцируемых

артикулем

  • Совершенствование общей моторики и

пространственно-ориентировочных функций.

  •  Формирование ассоциативных связей

(кинема — графема, кинема — артикулема)

Зрительный компонент:

Развитие гностических функций зрения

Расширение полей зрения, развитие моторных функций зрения

Развитие зрительно-пространственной ориентировки

Развитие сукцессивных функций

Слуховой компонент

Формирование слуховых дифференцировок акустически близких звуков, слогов, словРазвитие звуко - слогового анализа и синтеза.

Развитие сукцессивных функций на материале различных слуховых раздражителей.

Формы работы

Организованные формы работы

Совместные формы работы

Самостоятельная деятельность детей

1.Пластилиновая азбука.

2.Гимнастика после сна  для укрепления здоровья и развития моторно-кинестетической сферы

Развитие слухо-моторной координации, артикуляции и мелкой моторики с помощью пальчиковых игр с речевым сопровождением

1.Игры с песком-нетрадиционный способ развития графо-моторных и пространственно-ориентировочных навыков.

2 Плетение из лент – для развития моторных навыков и тактильно-кенестетических ощущений.

Заключение

Профилактика предпосылок возникновения дисграфии должна быть направлена на развитие  психических функций, интеллектуального развития, которые необходимы для нормального овладения процессом письма.

5. Ожидаемые результаты

В результате целенаправленной, систематической и планомерной работы у дошкольников формируются навыки учебной деятельности, повышается уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление; улучшаются память и речь; совершенствуются пространственные представления; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

6.Представление результатов

Результаты работы  по предупреждению дисграфии дошкольников с ОНР я  представляю в двух  направлениях:

Внешние результаты: для социума:

  • Для  педагогов : на педсоветах и ПМПк через представление опыта  по данной тематике, ознакомления  с разработанной картотекой  игр по предупреждению дисграфии и консультации педагогов.
  • Для родителей– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

Внутренние результаты

  • Для  детей – в процессе организованной образовательной деятельности, в индивидуальной работе педагога и детей.

7.Литература:

1.Ефименкова Л.Н., Садовникова И. Н.: Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М, 1972г.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б.: Преодоление

общего недоразвития речи у дошкольников. М, 1990г.

3.Калинина И.Л. Учим детей читать и писать., М., 2001 г.

4. Каше Г. А.: Предупреждение нарушений письма и чтения у детей // 0сновы теории и практики логопедии. М, 1968г.

5. Корнев А. Н.: Дислексия и дисграфия у детей. С-Петербург, 1995г.

6.Лалаева Н.В., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.,«Союз», 2001 г.

7. Левина Р. Е.: Недостатки чтения и письма у детей М, Учпедгиз 1940г

8. Милостиленко Л. Г.: Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С-Пб, 1996г.

9. Назарова Л. К.: Обучение грамоте. М, 19б5г

10.Ольхин А. Б.: Нарушения письма и их устранения у детей с недостатками артикуляции Автореф. дис. канд. мед. наук. - Л, 1980г. - 12с I

11. Садовникова И. Н.: Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М, Просвещение, 1995г.

12.Ткаченко Т.А., Если дошкольник плохо говорит. СПб., «Акцент», 1998 г.

13.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. СПб., «Детство-пресс»,   1999 г.

14. Токарева О. А.: Расстройства чтения и письма // Расстройства речи у детей и подростков // Под ред.С. С. Ляпидевского. М, 1964г.

15.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В.: Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специальных Д/С. М, "Альфа" 1993г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

 Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей с ОНР

Симптоматика дисграфии (типология и  механизмы специфических ошибок и пути  их устранения)

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающее элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась".

Какая буква сломалась?

Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.

Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.

У нас в группе у детей есть специальные альбомы для рисования букв по трафарету" а так же для рисунков на ассоциативные связи.

На что похожа буква?

А - антенна, телеграфный столб, стремянка;

У - уши, сучок, вешалка.

Демонстрация букв в разном положении.

Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная... - Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя геометрические фигуры, знакомые им (круг, квадрат, треугольник).

Систематическое придумывание детьми слова на данную букву. Связь звука и буквы, а так же их различия объясняется на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем. Согласные звуки могут иметь пару: твердый - мягкий звук, обозначающуюся одной буквой. Например: Т - твердый согласный звук (тапки, стук, рот). ТЬ - мягкий согласный звук (тяпка, утюг, мать).

Здесь выявляется роль "ь" и "ъ" на письме.

Гласные звуки и буквы так же не совпадают: буквы Е. Ё.Ю. Я несут в себе два звука (Й+Э, Й+О, Й+У, Й+А) либо служат показателем мягкости предыдущего согласного и обозначают соответственно звуки э, о, у, а. Поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

Придумывание слов на данную букву в определенной позиции:

Начало Середина Конец

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

Игра "Живые буквы".

Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумываем слова с данным слогом:

УМный, УМник, УМница.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели - МУ. Вспомним слова с этим словом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) - в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла - в середине слова.

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

В начале необходимо дать понятие "слово".

Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

Составляем предложения, используя картинки, между которыми буква "а" (противительный союз). Например:

Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например:

Морковь - овощ, а яблоко - фрукт.

Морковь растет в огороде, а яблоко в саду.

Из моркови делают салат, а из яблок - компот.

Заучивание считалок.

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

Для работы с предлогами используем схемы, где предлог маленький человечек.

                                                        -на

     

                                                                                         - ПОД        

                 - В                                                                                                                        

Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы:

Кто это? Аня, кошка, мама...

Что это? Книга, лето, туча...

Что делает? Сидит, умывается, думает...

Какой? Какая? Какое? Какие?

Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:

по опорным признакам - белое, теплое, парное - ? (молоко);

хищный, серый, злой, клыкастый - ? (волк);

на обобщающие понятия:

а) какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);

б) добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,. .);

в) назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус - .).

Ударный слог проще выявляется, если слово произнести протяжно, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянуть дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл слова либо смысл теряется совсем:

зАмок - замОк

крУУУжки (тянем "у") - кружкИИИ (тянем "и")

ИИИра - ИрААА

Подбор к данному слову родственных слов.

Например: зима - зимний, зимушка, зимующий, зимовье, зимовать;

дом - дома, домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.

Исключение лишних слов.

Например: гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница.

Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем в рассыпную).

Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.

Например: нав-ес (весна), мои-ли (лимон).

Составление слова с использованием начальных звуков (букв), других слов.

Например: камень, озеро, торт (кот).

Составление слова по конечному звуку других слов.

Например: кенгуру, ананас, часы (усы). Составление слова по второму звуку данных слов.

Например: усы, лодка, смородина (сом).

Затем, в зависимости от уровня подготовки детей, составляются слова по третьему, по четвертому звуку,... По второму звуку от конца слова, по третьему и т.д. Эту работу можно проводить, используя картинки, а при более усложненном задании - по памяти.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова:

зайка - майка - чайка - шайка - сайка - лайка - Райка.

Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова. Например: М. Т.С. О - мост; Ы,3, Б, У - зубы.

Игра "Потерялась буква".

Например, даются следующие сочетания: ДУ. СУ.Д. М Б. К

Какое получится слово, если вставить буквы? Подобрать если можно, родственные слова.

ДУ. - дуб, дух, душ;

СУ. - суп, сук, сух, суд;

Д. М - дым, дом, дам, дум;

Б. К - бак, бок, бук, бык.

Используя каждое придуманное олово необходимо составить предложение, чтобы понять его смысл.

Например: из бука вырезали деревянную фигурку. Важный бек дал приказ слугам проводить гостей. И т.д.

Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного олова придумать другие слова.

Например, сироп: соль - сахар; ирис - игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.

Составление из двух слов одного. Например: голубые глаза - голубоглазый; нежное лицо - нежнолиций; длинные уши - длинноухий.

Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

Например: высокий - низкий; день - ночь; строить - ломать; далеко - близко; свежий хлеб - черствый хлеб; свежий ветер - душный ветер.

Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в различных лексических значениях.

Например: ключ - дверной, родник, скрипичный; лисичка - гриб, животное; коса - прическа, инструмент, часть суши в водоемах

Будет полезно, если дети сами нарисуют картинки к данным словам.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи?

Например: яблоко (какое?) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное;

след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например:

теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,...

теплая - погода, кофта, весна, рука,...

теплое - молоко, платье, письмо, озеро,...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый листьяхвост коровьи

зеленая платьеголова коровье

зеленое дуб туловище коровья

зеленые лужайканоги коровий

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например:

Кофта - красн..., син...;

туфли - красн..., син...;

помидор - красн..., син...;

пальто - красн..., син...

Это задание может быть устным, чтобы дети на слух определяли нужное окончание, либо его можно предъявлять напечатанным, а отдельно дать карточки с окончаниями. Например:

ое ые ая ый

ее ие яя ий

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например:

Что можно сделать с яблоком?

Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например:

Прийти к... (дому, отцу, решению);

Уйти от... (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут.

Это задание нужно проводить, используя картинки.

Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой - и вся основа при счете.

Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5 с существительными:

один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;

одна курица, две курицы, пять куриц;

одно яйцо, два яйца, пять яиц.

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи - по два, а у Ани - по пять. Затем они меняются карточками между собой.

Это задание можно выполнять аналогично выше изложенной работе по сочетанию существительного с другими частями речи. Соединения стрелками слов. Например:

один зеркало одно весла

одна сутки два весел

одно пень пять весло

Предъявление детям неверных сочетаний. Необходимо найти ошибку. Предложить назвать по картинкам слова, используя сочетаниясо словами "один" - "много" и изменив основу. Например:

один человек - много людей;

один ребенок - много детей.

Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа;

одни брюки, две брюк, одни ножницы и т.д

.

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

Составление предложений по схемам:

______. Зима.

______ ______. Наступила зима.

______ ______ ______. Наступила холодная зима.

______ ______ ______ ______ Наступила холодная

вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов:

Мы гуляли... лесу.

Кошка сидит... окне.

б) Пропуск существительных:

Яблоки растут на...

Мама положила книгу в...

... играет с куклой.

... вяжет носки.

в) Пропуск прилагательных:

Летом листья клена зеленые, а осенью...

Дай, пожалуйста, лента не короткую, а...

У белочки зимой шкурка серая, а летом...

г) Пропуск наречий:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).

Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов русского языка.

д) Пропуск глаголов:

Саша... машину.

Папа... из машины.

Дети... конфеты.

Закончить логические фразы:

Врач - это человек, который... (лечит).

Ткачиха - это человек, который... (ткет). I

Портниха - это человек, который... (шьет).

Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо... (мыть, причесывать, стричь).

Это задание лучше выполнять на материале русских пословиц и поговорок:

Семь раз отмерь, а один раз...

Без труда не... и рыбку из пруда.

Выделение границ предложений в тексте.

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы: На улице льет дождь.

В парке гуляют дети,

Мама купила арбуз.

Вначале подбираются предложения короткие не связанные по смыслу, затем - более распространенные и близкие по смыслу.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках.

Соединение частей разорванных предложений:

Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.

Падает липкий снег. Громко лает Шарик.

В зависимости от уровня подготовки детей это задание можно проводить устно или письменно: либо дети определяют границы предложения на слух и говорят верные предложения, либо читают.

Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же числом слов.

Выделение слов и предложений в слитном тексте. ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ:

Падают листья. Льют дожди.

Чтение всего предложения от конца к началу.

Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Приложение №2

"Развитие фонематического восприятия и слухопроизносительных дифференцировок у детей с общей недоразвитием речи".

Игры и упражнения по развитию фонематического восприятия на разных этапах работы.

ИГРЫ 1 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки. Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Игра №1. "Что за окном?"

Игра №2. "Путешествие"

Игра №3. "Расскажи, что ты слышишь?"

Игра №4. "Отгадай, что я делаю?"

Игра №5. "Где звенит колокольчик?"

Игра №6. "Кто живет у Саши в деревне?"

Игра №7. "Назови животных"

Игра №8. "Оркестр"

ИГРЫ 2 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра №1. "Кто сказал мяу?"

Игра №2. "Большие и маленькие"

Игра №3. "Кто с нами поздоровался?"

Игра №4. "Как сказать правильно?"; "Слушай и поправляй!"

Игра №5. "Какое слово я хотела сказать правильно?"

Игра №6. "Письмо от Незнайки"

ИГРЫ 3 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу

Игра №1. "Разберем картинки"

Игра №2. "Цепочка слов"

Игра №3. "Найди парные картинки"

Игра №4. "Назови лишнее слово"

Игра №5. "Уберите лишнюю картинку"

ИГРЫ 4 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слоги

Игра №1. ”Назови, какой слог лишний?"

Игра №2. “Эхо”

Игра №3. “Проверяй и выполняй"

Игра №4. “Повтори”

Игра №5. “Телефон"

ИГРЫ 5 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать фонемы Игра №1. “Отгадай, какой звук я произнесла"

Игра №2. “Назови звук”

Игра №3. “Слушай и выполняй"

Игра №4. “Посмотри и запомни"

Игра №5. “Я назову слова, а вы покажите символ"

Игра №6. “Волшебный кубик”

Игра №7. “Рулетка"

ИГРЫ 6 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа

Игра №1. ”Читаем слово”

Игра №2. ”Составь слово"

Игра №3. ”Закончи слово”

Игра №4. ”Составь схему"

Игра №5. ”Разберем картинки”

Игра №6. ”Кто больше придумает слов"

Игра №7. ”Составь схему к картинке"

Игра №8. ”Ромашка”

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА 1 ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Цель: Учить слушать и слышать, различать и узнавать неречевые звуки.

Игра №1. "Назови звуки, которые слышишь"

Логопед предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин. .)

Игра №2. "Путешествие".

Занятие проводится с подгруппой детей. Логопед предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду, дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду. .) Логопед уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды - эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы - этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т.д.)

Игра №З. "Что за окном?"

(с подгруппой детей) Логопед подводит детей к окну, предлагает послушать, что за окном? (лает собачка, голоса детей, скрип качелей, пение птиц) Логопед поощряет детей, которые называют еле уловимые звуки

Игра №4. "Отгадай" что я делаю?"

Дети сидят полукругом. Логопед за ширмой совершает различные действия с предметами, дети называют эти действия: рвет бумагу, переливает воду, играет на металлофоне, пересыпает крупу, отучит молотком, хлопает в ладоши. (Логопед поощряет детей, если они правильно называют действия логопеда с предметами).

Игра №5. "Где звенит колокольчик?"

Дети встают в круг. Водящий закрывает глаза, дети передают колокольчик, логопед жестом показывает, кто должен позвонить. Ребенок идет на звук и показывает на того, у кого в руке колокольчик.

Игра №6. "Кто живет у Саши в деревне?"

Логопед рассказывает, как Саша отдыхал летом в деревне у бабушки. Каждое утро Саша помогал бабушке кормить всех животных, которые были у бабушки. Давайте попробуем отгадать, кого кормил Сада каждое утро? Логопед включает магнитофон. Дети слушают голоса животных: му-му, ку-ка-ре-ку, гав-гав, мяу-мяу, бэ-э... бэ-э, хрю-хрю. Логопед предлагает назвать животных: корова, петух, собака, кошка, овечки, поросенок.

Игра №7. "Назови животных"

Вспомним, какие животные жили у Саши? Послушайте еще раз голоса животных и запомните, кто издавал звук первым, вторым и т.д. После прослушивания предлагается на полотне расставить картинки в той последовательности, как животные издавали звуки.

Игра №8. "Оркестр"

Логопед предлагает послушать музыкальное произведение. После прослушивания назвать инструмент, на котором исполнялось музыкальное произведение (пианино, скрипка, гитара. .)

2 вариант игры "Наш оркестр"

Логопед предлагает подойти к дверям музыкального зала и послушать "Наш оркестр". После прослушивания назвать инструменты, на которых играли дети (бубен, колокольчик, металлофон, пианино, ложки).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ 2 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра №1. "Отгадай, кто позвал?"

Дети стоят в кругу, водящий в центре, закрыв глаза. Логопед жестом показывает того, кто должен назвать имя водящего. Водящий отгадывает.

Игра №2. "Кто сказал мяу?"

Ребенок называет не имя, а издает звук, подражая котенку. Водящий отгадывает, кто из детей издает звук (мяу).

Игра №3. "Большие и маленькие"

Логопед предлагает послушать голоса животных. Лай собаки и щенка. Писк котенка и зов кошки. Звук коровы и теленка. Логопед предлагает назвать, какие животные издавали звуки? Как вы узнали, кто лаяла собака или щенок-

2 вариант игры №2. "Поможем найти детенышей"

Логопед показывает картинки животных, издавая звук взрослого животного, а ребенок имитирует детеныша этого животного. Логопед поощряет, если дети точно передают звук того или иного животного.

Игра №4. "Кто с нами поздоровался?"

Логопед уточняет у детей, какие слова говорят друг другу, когда встречаются на улице, приходят в гости? Да, это пожелание друг другу здоровья, поэтому люди говорят: "здравствуйте!". Послушайте, кто с нами поздоровался. Логопед включает пленку. Дети слушают. Кто поздоровался первым? Дети: Лариса Никандровна. А кто поздоровался вторым? Дети: Людмила Александровна. Логопед: А кто поздоровался последним? Дети: Валентина Егоровна. Логопед: Как вам удалось угадать? Дети: По голосам. Логопед предлагает поиграть в игру

2 вариант игры "Отгадай, кто сказал слово"

Логопед за ширму приглашает 3-х детей, объясняет правила игры. Каждый ребенок поочередно Громко произносит одно и тоже слово: "Мама". Дети отгадывают имена детей, сказавших это олово.

Игра №5. "Как сказать правильно?"

Незнайка принес вам новые игрушки и хочет их

(вносится большая коробка). Как вы думаете, какие игрушки в коробке? (спросить 5-6 человек). Незнайка: я покажу вам игрушки: это кукла (показывает куклу). Это тукла, мукла, жукла. Логопед: дети. Незнайка запутался, как правильно сказать - это кукла. Незнайка: я постараюсь, скажу правильно - это мушка, ношка, мешка (показывает мишку). Это? Дети: мишка.

2 вариант игры "Слушай и поправляй"

Логопед: Незнайка, ты совсем запутался, потому что торопишься, учись слушать и думать. Посмотри, как дети умеют слушать. Я буду говорить слова, а дети, если я неправильно назову слово - хлопнут в ладоши и поправят меня. Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагом - вагоп - вагон. Какое слово я старалась сказать правильно? Дети: Вагон.

Игра №6. "Какое слово я хотела сказать правильно?"

Логопед раздает картинки детям (шар, чашка, лента, кукла, флаг). Я буду произносить слова неправильно, догадайтесь, какое слово я хотела сказать, и покажите картинку, обозначающую предмет, который я хотела назвать.

Логопед: мар, кар, вар, кар, сар... Дети: шар (картинка, выставленная на полотне). Логопед: ташка, кашка, башка, башка... Дети: чашка.

Игра №7. "Письмо от Незнайки "

Логопед: ребята, к нам пришло письмо. А написал письмо Незнайка. Давайте прочтем, что он нам написал." Ребята, я научился писать и читать. У меня новая книска. Там много картинок. Тоска и Татенок, собака и кенок, метух и турочка". Ребята, вы поняли, какие ошибки в письме? (Тоска и татенок - кошка и котенок, собака и кенок - собака и щенок, метух и турочка - петух и курочка). Логопед: у нас тоже есть такая книжка. Давайте, посмотрим картинки и назовем правильно животных.

ИГРЫ 3 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу,

Игра №1. "Разберем картинки" На полотне картинки

ком лук мак

Логопед предлагает посмотреть на картинки, произнести, что нарисовано, и определить, в каком столбике надо поставить картинку. В каждом столбике надо ставить картинки, название которых близки по звучанию

ком лук мак дом сук

рак

сом жук лак

лом

Игра №2. "Цепочка слов"

Логопед: я начну слово, а вы, заменяя первый звук на любой другой, назовите свое олово. Майка - сайка - зайка - чайка - лайка - Райка; чашка - кашка - Машка - Сашка.

Игра №3. "Найди парные картинки"

Логопед: на полотне разные картинки, рассмотрите, их я покажу картинку и назову, а вы найдите на полотне картинки, которые|по своему названию с той, которую я назвала.

сук - лук рак - мак, дом - сом, пар-шар.

Игра №4. "Назовите лишнее слово"

Логопед: я буду называть слова, которые по своему звучанию очень похожи друг на друга, но одно слово лишнее. Попробуйте его услышать. Мак - рак - бак - сук (сук); кот - пот - рот - кит (кит); Лук - сук - мак - жук (мак); ком - сом - дом - лом - ром - лук (лук). Логопед: кто запомнил, какие слова были лишними? Логопед выставляет картинки (сук, кит, мак, лук).

2 вариант игры "Уберите лишнюю картинку"

На полотне картинки, по своему звучанию очень похожи, но одна картинка лишняя. Найдите ее и уберите. Мак - лак - рак - кот. сом - дом - ком мак лук - жук - сук дом.

ИГРЫ 4 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слоги.

Игра №1. "Назовите, какой слог лишний"

Логопед: я буду называть слоги, слушайте и скажите, какой слог лишний? На - но - ма; ка - ка - го - ка; па - ба - па.

Игра №2. "Эхо"

Логопед: я буду называть слог, а вы, как "эхо", тихо повторяйте

Логопед ПА детиПА

БА БА

КА КА

ТА ТА

Игра №3. "Проверяй и выполняй"

Логопед: я буду произносить слоги, если я назову три раза один и тот же слог, то на полоску положите красный кружок, если я неправильно выполню задание, то черный.

ПА-ПА-ПА КА-ГА-КА

ПА-БА-БА ТА-ТА-ТА

По окончании игры логопед анализирует выполнение задания, выясняя ошибки, и правильно ли дети расставили фишки.

Игра №4. "Повтори"

Дети встали в круг, логопед предлагает бросить мяч друг другу и назвать тот слог, который называет логопед.

Логопед ПА дети ПА

КА КА

МА МА

ТА ТА

Логопед: мы называли разные слоги, а кто услышал слова?

ПА-ПА КА-КА МА-МА ТА-ТА

Игра №5. "Телефон"

Дети сидят на стульчиках в один ряд. Логопед произносит слогна ухо ребенку и предлагает передать этот слог следующему ребенку ит.д. Логопед уточняет у каждого ребенка, какой слог он услышал? (Слоги: ПА КА ГА РА МА).

ИГРЫ 5 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать фонемы.

Игра №1. "Отгадай, какой звук я произнесла?"

Логопед: мы с вами учились различать разные звуки, по звукам отгадывали действия детей и взрослых, но есть звуки, которые помогают нам понимать друг друга. Эти звуки соединяются в слоги, а слоги - в слова. Попробуйте отгадать, какой звук я произнесу. Будьте очень внимательными. Звуки, которые я произнесу, вы не услышите, но если внимательно смотреть на положение губ, то сразу отгадаете. Логопед широко открывает рот и беззвучно произносит звук [А]. Как вы догадались? Логопед: какой звук вы бы услышали сейчас? (логопед вытягивает губы в положение трубочки). Дети: звук [О]. Логопед: губы в улыбке и мы слышим звук? Дети: [И].

Игра №2. "Назови звук"

Логопед: к нам пришел в гости Незнайка. Он хочет поиграть с нами. Отгадайте, какие звуки "произносит" Незнайка. Дети по положению губ отгадывают гласные звуки. Незнайка вам в подарок принес символы гласных звуков, попробуйте отгадать какие звуки обозначают эти символы? [А У И О]

У незнайки есть очень любимая песенка, когда у него хорошее настроение, но всегда ее поет. Давайте споем ее вместе: А О У И

Дети вместе с логопедом поют "песню". Усиливая и уменьшая силу голоса.

Игра №3. "Слушай и выполняй"

Логопед: у вас на столе символы гласных звуков. Я буду называть звук, а вы покажите символ этого звука. Логопед произносит гласные звуки [А О У И]. Дети показывают символы этих звуков.

Игра№4. "Посмотри и запомни"

Логопед предлагает посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуком. Предлагает детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков. Водящий уходит за дверь - логопед убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.

2 вариант.

Логопед предлагает посмотреть и запомнить последовательность расположения символов. Затем на полоске расположить символы гласных звуков в той же последовательности, как на доске, но по памяти [У О И А].

Игра №5. "Я назову слова, а вы покажите символы"

Логопед: я назову олова, а вы подумаете, с какого звука начинается каждое слово и покажете символ этого звука: автобус, альбом, астра - [А] ; утка, улитка, утюг [У] ; осы, ослик, обруч - [О] ; индюк, икра, иголки - [И]

2 вариант.

Логопед: я покажу символ гласного звука, а вы придумайте слова, которые начинаются с этого звука. Логопед показывает символ гласного звука - [А]. Дети придумывают слова. Логопед контролирует правильность выполнения задания. Поочередно показывает символы гласных звуков [О У И].

Игра №6. "Волшебный кубик"

Логопед показывает кубик и спрашивает, чем он отличатся от тех кубиков, с которыми играют дети. Дети: на кубике нарисованы символы звуков. Логопед предлагает бросить кубик и придумать слова, которые начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.

Игра №7." Рулетка"

Логопед предлагает поиграть в новую игру. На стрелочке цветные кружки - дети выбирают любой цвет и поочередно раскручивают рулетку. Каждый придумывает слово, которое начинается о того звука, символ которого показывает стрелка.

Примечание: Когда дети отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, логопед учит детей выделять заданный звук в середине, конце слова. По той же схеме дети учатся различать согласные звуки.

ИГРЫ б ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра №1. "Читаем олова"

Логопед: я вам расскажу историю одной девочки, которая заблудилась в лесу (логопед рассказывает). Какое маленькое слово мы кричим в лесу, чтобы найти друг друга? Дети: АУ! Логопед: давайте попробуем с помощью символов составить это слово. Какой первый звук в слове АУ? Дети: [А]. Логопед: а второй звук? Дети: [У]. Логопед: какое же слово мы составили с помощью символов? Дети: АУ. Логопед предлагает "погулять" в лесу. Дети упражняются в подаче голоса (ау. ау. ау).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных   направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк  между этими п...

Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Неослабевающий интерес к проблеме преодоления дисграфии связан с неуклонным ростом численности  детей с данным нарушением письма, с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дис...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...

Методическая разработка. Сценарий праздничного концерта для детей старшего дошкольного возраста "О той весне"

Вашему вниманию предлагаю сценарий праздничного концерта  для детей старшего дошкольного возраста "О той весне" посвященный дню Победы. Концерт готовится совместными усилиями музыкально...

Методическая разработка по обучению основам грамоты детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНР III уровнем речевого развития Тема:Фонетико-фонематическая тема: Звуки [Ы]-[И], буквы «Ы»-&la...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 31"     Методическая разработка"Развитие певческих навыкову детей старшего дошкольного возраст...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие рекомендовано для использования в работе воспитателя, педагога, логопеда, педагога дополнительного образования. В данном методическом пособии раскрывается уровень развития мелкой ...