Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке

Воробьева Ольга Павловна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Детский сад № 31"

 

 

 

 

 

Методическая разработка

"Развитие певческих навыков

у детей старшего дошкольного возраста"

 

 

 

 

 

Составила и провела:

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад №31»

Воробьёва О.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саров, 2019

 

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение – один из ведущих видов детского исполнительства.

Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка.

В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.

В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, пение положительно влияет на физическое развитие детей, улучшает детскую речь.

Певческая деятельность исследовалась Н. А. Метловым, А. Д. Войновой, Н. А. Ветлугиной, А. Катинене и др.

Цель и задачи певческой деятельности:

Основная цель – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности

2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм музыкальной деятельности детей.

Песенный репертуар включает в себя:

- упражнения для развития певческого голоса и слуха;

- песни для различных видов музыкальной деятельности

Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель – развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет узкую задачу (развитие дыхания, развитие дикции и т. д.)

Важна последовательность упражнений:

Дикция и артикуляция – дыхание – звукообразование – расширение диапазона- звуковедение

Дикция и артикуляция Сначала дети поют упражнения, помогающие преодолеть дефекты речи, затем – для выравнивания гласных и слогов с согласными.

Методы и приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла незнакомых слов, чтение текста шепотом, упражнения.

Певческое дыхание. Вдох рекомендуется делать одновременно через нос и рот. Выдох должен быть спокойным и медленным. Сначала пение двухтактовых попевок в среднем темпе в размере2/4, затем фразы удлинняются.

Методы и приемы: показ и разъяснение.

Звукообразование. (естественное пение, ненапряженное, напевное, легкое). Развитие у детей «мягкой атаки звука»

Методы и приемы: образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, прием сравнения звучания с музыкальным инструментом.

Для развития певческого диапазона используются те же упражнения, но транспортированные в другие тональности.

Вокальные навыки приобретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ансамбль)

Чистота интонации – самый сложный певческий навык. Он связан с развитием слуха, ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Методы и приемы: настройка на первом звуке песни, восприятие детьми мелодии с голоса (пение одной мелодии педагогом, исполнение мелодии на разных инструментах, разучивание мелодии по частям, фразам, в замедленном темпе, начинать разучивать песню с более простых фрагментов (припев, моделирование (показ движения звуков рукой, дидактические игры, транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность, систематическое повторение повторение выученных песен с сопровождением и без него, слушание песен в качественном исполнении

Причины нечистого интонирования: слаборазвитый слух, недостатки артикуляции, больной голосовой аппарат, низкий диапазон звучания голоса.

Чувство ансамбля так же требует слухового внимания. Для этого важно петь негромко, в среднем темпе.

Методы и приемы: пение небольшими группами и соло, индивидуальные занятия, рассаживать нечисто интонирующих детей впереди, а чисто интонирующие – за ними; показ педагогом момент вступления (Н. А. Метлов)

Песни

Песни без сопровождения. Пение небольшими подгруппами или индивидуально с поддержкой голоса взрослого.

Основная цель – развитие чистоты интонации.

Песни с сопровождением

В старших группах инструментальное сопровождение может только частично дублировать мелодию (в младших - полностью). Используются песни со вступлением, заключением, паузами, припевом, запевом различного характера.

Песни для сопровождения движений (хороводы)

Пение несовместимо с быстрыми, резкими движениями, поэтому песни должны быть спокойного, плавного характера. Хороводы имеют простую мелодику, они легче песен с сопровождением.

Песни для игры на музыкальных инструментах. Этот репертуар предназначен для средней и старшей групп. Цель этих упражнений – познакомить с инструментом. Пение играет второстепенную роль.

Пение в музыкально-образовательной деятельности.

Репертуар для различных видов певческой деятельности может быть использован в обучении основам музыкальной грамоте. Даются сведения о средствах музыкальной выразительности (динамика, темп, ритм и т. д.)

В старшем дошкольном возрасте используется разнообразный песенный репертуар, в темпе от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Сила звучания детских голосов умеренная, т. к. голосовые связки еще не сформированы

Для поддержания интереса к песне, необходимо создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания.

В среднем песня разучивается на 8-9 занятиях

Этапы обучения пению

Первый этап. Знакомство с песней

Методы: наглядный, словесный

- выразительное исполнение песни педагогом

- пробуждение интереса к песне, желания ее выучить

- беседа с детьми о характере, эмоционально-образном содержании песни

Второй этап. Разучивание песни. Дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля.

Методы: Наглядный, словесный, практический (основной).

На этом этапе большую роль приобретают упражнения.

Вначале дети учатся по подражанию, поэтому важен показ педагога приемов исполнения.

Упражнения даются как распевание (перед пением песен)

Упражнения, данные в игровой форме, помогают приобрести певческий навык не снижая интереса детей к песне (Это мелодии из фольклора, подражания голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки)

Третий этап. На третьем этапе песни повторяются. Дети поют в свободной деятельности, включают в игры.

Список использованной литературы

Ветлугина Н. А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'',

М., ''Просвещение'', 1989г.

Емельянов В. В. ''Фонопедический метод развития голоса'', 1999 г.

Журнал «Музыкальный руководитель» №1 2014, Тарасова К. В.    

«О развитии детского певческого голоса» с. 10-14

Метлов Н. А. ''Музыка детям'', М., ''Просвещение'', 1985 г.

Орлова Т. М., Бекина С. М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения

для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.

Орлова Т. М., Бекина С. М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения

для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.

Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:

Издательский центр «Академия», 1998.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pevcheskih_navykov_u_doshkolnikov.docx19.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Детский сад № 31"

Методическая разработка

"Развитие певческих навыков

у детей старшего дошкольного возраста"

Составила и провела:

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад №31»

Воробьёва О.П.

Саров, 2019

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение – один из ведущих видов детского исполнительства.

Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка.

В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.

В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, пение положительно влияет на физическое развитие детей, улучшает детскую речь.

Певческая деятельность исследовалась Н. А. Метловым, А. Д. Войновой, Н. А. Ветлугиной, А. Катинене и др.

Цель и задачи певческой деятельности:

Основная цель – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности

2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм музыкальной деятельности детей.

Песенный репертуар включает в себя:

- упражнения для развития певческого голоса и слуха;

- песни для различных видов музыкальной деятельности

Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель – развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет узкую задачу (развитие дыхания, развитие дикции и т. д.)

Важна последовательность упражнений:

Дикция и артикуляция – дыхание – звукообразование – расширение диапазона- звуковедение

Дикция и артикуляция Сначала дети поют упражнения, помогающие преодолеть дефекты речи, затем – для выравнивания гласных и слогов с согласными.

Методы и приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла незнакомых слов, чтение текста шепотом, упражнения.

Певческое дыхание. Вдох рекомендуется делать одновременно через нос и рот. Выдох должен быть спокойным и медленным. Сначала пение двухтактовых попевок в среднем темпе в размере2/4, затем фразы удлинняются.

Методы и приемы: показ и разъяснение.

Звукообразование. (естественное пение, ненапряженное, напевное, легкое). Развитие у детей «мягкой атаки звука»

Методы и приемы: образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, прием сравнения звучания с музыкальным инструментом.

Для развития певческого диапазона используются те же упражнения, но транспортированные в другие тональности.

Вокальные навыки приобретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ансамбль)

Чистота интонации – самый сложный певческий навык. Он связан с развитием слуха, ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Методы и приемы: настройка на первом звуке песни, восприятие детьми мелодии с голоса (пение одной мелодии педагогом, исполнение мелодии на разных инструментах, разучивание мелодии по частям, фразам, в замедленном темпе, начинать разучивать песню с более простых фрагментов (припев, моделирование (показ движения звуков рукой, дидактические игры, транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность, систематическое повторение повторение выученных песен с сопровождением и без него, слушание песен в качественном исполнении

Причины нечистого интонирования: слаборазвитый слух, недостатки артикуляции, больной голосовой аппарат, низкий диапазон звучания голоса.

Чувство ансамбля так же требует слухового внимания. Для этого важно петь негромко, в среднем темпе.

Методы и приемы: пение небольшими группами и соло, индивидуальные занятия, рассаживать нечисто интонирующих детей впереди, а чисто интонирующие – за ними; показ педагогом момент вступления (Н. А. Метлов)

Песни

Песни без сопровождения. Пение небольшими подгруппами или индивидуально с поддержкой голоса взрослого.

Основная цель – развитие чистоты интонации.

Песни с сопровождением

В старших группах инструментальное сопровождение может только частично дублировать мелодию (в младших - полностью). Используются песни со вступлением, заключением, паузами, припевом, запевом различного характера.

Песни для сопровождения движений (хороводы)

Пение несовместимо с быстрыми, резкими движениями, поэтому песни должны быть спокойного, плавного характера. Хороводы имеют простую мелодику, они легче песен с сопровождением.

Песни для игры на музыкальных инструментах. Этот репертуар предназначен для средней и старшей групп. Цель этих упражнений – познакомить с инструментом. Пение играет второстепенную роль.

Пение в музыкально-образовательной деятельности.

Репертуар для различных видов певческой деятельности может быть использован в обучении основам музыкальной грамоте. Даются сведения о средствах музыкальной выразительности (динамика, темп, ритм и т. д.)

В старшем дошкольном возрасте используется разнообразный песенный репертуар, в темпе от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Сила звучания детских голосов умеренная, т. к. голосовые связки еще не сформированы

Для поддержания интереса к песне, необходимо создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания.

В среднем песня разучивается на 8-9 занятиях

Этапы обучения пению

Первый этап. Знакомство с песней

Методы: наглядный, словесный

- выразительное исполнение песни педагогом

- пробуждение интереса к песне, желания ее выучить

- беседа с детьми о характере, эмоционально-образном содержании песни

Второй этап. Разучивание песни. Дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля.

Методы: Наглядный, словесный, практический (основной).

На этом этапе большую роль приобретают упражнения.

Вначале дети учатся по подражанию, поэтому важен показ педагога приемов исполнения.

Упражнения даются как распевание (перед пением песен)

Упражнения, данные в игровой форме, помогают приобрести певческий навык не снижая интереса детей к песне (Это мелодии из фольклора, подражания голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки)

Третий этап. На третьем этапе песни повторяются. Дети поют в свободной деятельности, включают в игры.

Список использованной литературы

Ветлугина Н. А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'',

М., ''Просвещение'', 1989г.

Емельянов В. В. ''Фонопедический метод развития голоса'', 1999 г.

Журнал «Музыкальный руководитель» №1 2014, Тарасова К. В.     

«О развитии детского певческого голоса» с. 10-14

Метлов Н. А. ''Музыка детям'', М., ''Просвещение'', 1985 г.

Орлова Т. М., Бекина С. М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения

для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.

Орлова Т. М., Бекина С. М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения

для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.

Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:

Издательский центр «Академия», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста  Детскую  психику справедливо сравнивают с чистой грифельной  доской: что  на...

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Использование системы специальных упражнений и различных  игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаЧто такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.Письмо – это сложный навык, включающий ...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...