Главные вкладки

    Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
    консультация

    Смирнова Ксения Васильевна

    Развитие графомоторных навыков у детей

    старшего дошкольного возраста

    Что такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.

    Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

    Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

    Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

    1. Мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
    2. Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
    3. Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
    4. Изобразительных и графических умений.

    Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

    Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

    Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

    Помогает развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов

    Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т. д.

    Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия, т. е. полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.

    У детей, которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

    Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым (процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты) и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

    Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

    – составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

    – составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

    – вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

    – нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;

    – сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

    – застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

    – завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

    – доставание бусинок ложкой из стакана;

    – складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

    – наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

    – продевание нитки в иголку;

    – пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;

    – стирание ластиком нарисованных предметов;

    – капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

    – надевание и снимание колечка (массаж пальцев) ;

    – втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

    – комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

    – прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

    – перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;

    – сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков) ;

    – игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие графомоторных навыков у детей

    старшего дошкольного возраста

    Что такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.

    Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

    Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

    Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

    1. Мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
    2. Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
    3. Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
    4. Изобразительных и графических умений.

    Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

    Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

    Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

    Помогает развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов

    Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т. д.

    Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия, т. е. полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.

    У детей, которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

    Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым (процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты) и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

    Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

    – составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

    – составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

    – вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

    – нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;

    – сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

    – застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

    – завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

    – доставание бусинок ложкой из стакана;

    – складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

    – наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

    – продевание нитки в иголку;

    – пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;

    – стирание ластиком нарисованных предметов;

    – капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

    – надевание и снимание колечка (массаж пальцев) ;

    – втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

    – комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

    – прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

    – перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;

    – сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков) ;

    – игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

    В этой статье говорится о том, как развиваются графические навыки у дошкольников с нарушениями зрения и речи....

    Тема: «Система работы по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста»

    Систематизировать и обобщить материал по развитию мелкой моторики.Раскрыть методы и приёмы формирования графомоторных навыков...

    Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

    Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

    Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...

    Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

    Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...

    Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.

    Из опыта работы:  игровые методы и приемы по развитию у детей дошкольного возраста певческих навыков....

    Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...