Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Лаптева Инна Алексеевна

 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individuadnaya_programma_professionalnogo_razvitiya.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда

2020-2021 учебный год

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Составитель:

учитель-логопед

                                                                                                                           Лаптева И.А.

г.Покачи

                                                                                                                2020

 Развитие графомоторных навыков детей дошкольного возраста

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А.Сухомлинский

Актуальность проблемы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Изучив педагогическую литературу и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность моей работы по теме: «Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста»

 Цель: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • совершенствовать предметно- развивающую среду группы для развития графомоторных качеств у детей дошкольного возраста;
  • изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков;
  • апробировать возможности использования данных методик.

В соответствии с поставленными задачами мною были определены направления работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников, формы взаимодействия с детьми и родителями, разработан перспективно- тематический план, который включает в себя образовательную и совместную деятельность с детьми.

Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования.

Формы работы

Сроки

Литература

Практические выходы

         Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

В течение года

Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.

Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995

Повышение знаний, сбор материала, анализ изученной литературы по данной теме.

Составление плана по самообразованию по данной теме.

Сентябрь-Октябрь

Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.

Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.

План по самообразованию.

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года.

Октябрь-Ноябрь

Материалы Т.А.Павловой,М. Озьяс,М.М.Безруких

Обработка данных. Диагностическая карта.

Познакомить родителей с упражнениями для развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения графомоторных навыков.

Ноябрь

Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей.-М., 2001.

Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие дла родителей и педагогов./ГавринаС.Е.,

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Включение пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.

В течение года

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.  Нижний Новгород, 1995. 11.

Матвеева Н.А. Развиваем пальчики играя.// Дошкольное воспитание, 2005.№3.

Пополнение картотеки с пальчиковыми упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

В течение года

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Пальчиковый театр,пазлы,мозаика, конструктор, геоборд, теневой театр.

Дидактические игры: 1.«Ниткопись» (выкладывание шерстяной нити по контору какого - либо изображения.)

2.«Кто скорее свернет ленту? »(две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см,одинаковой ширины и одного цвета)надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

3.«Путешествие пальцев»

(лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах

«островки» для передвижения пальцев.)

4.«Составь узор из спичек и палочек»

(разноцветные палочки в коробке; образцы

узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для

выкладывания узора.)

5.«Пуговичные бусы»

(Леска с закрепленной на конце пуговицей, набор пуговиц)

6. «Чем не Золушка?».

(перемешать два вида крупы, необходимо разложить крупу по разным банкам).

7.«Месим тесто». (Погружать руки ребенка в миску с крупами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькуюигрушку.)

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов.

В течение года

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки// Начальная школа, 1996.  № 8.  С.1213.

Толбанова А. Пальцы помогают говорить// Дошкольное воспитание, 1988. №9. С.8182; 1989.  № 10.  С. 9495.

1.Штриховка.

2. Рисование по трафаретам.

3. Дорисовка (по принципу симметрии).

4. Дорисовка геометрических фигур.

5. Дорисовка не достающих деталей.

6. Упражнение «Оживи рисунок».

7. Рисование по шаблонам.

8.Обведи и раскрась.

9. Обведи фигуры по точкам не отрывая карандаш.

10.Работа в рабочий тетради

11.Игры с песком (рисование пальчиком, выкладывание узоров из камушков на песке).

12.Вырезывание ножницами различных фигурок из журналов

13. Лабиринты

14. Раскраски, рисование по замыслу.

15. Применение нетрадиционных способов аппликаций.

16. Применение нетрадиционных способов рисования.

Консультация для родителей «Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости».                

Декабрь-Январь

Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В.-Ярославль: «Академия развития», 1997.

Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников:метод. пособие для педагогов и родителей -М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

Консультация.

Выставка работ для родителей: «Волшебные пальчики».

Январь-Февраль

Выставка детских творческих работ.

Профилактика нарушений письма.

В течение года

Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи. // Логопед, № 4, 2007 с76-80.

М.Л.Лукашенко, Н.Г.СвободинаДисграфия. Исправление ошибок при письме / Рис. В.Романова. - М.:Изд-воЭксмо, 2004. – 128 с.

Правильно держать карандаш, правильная посадка.

Расширять знания родителей о том, как надо развивать

графомоторные навыки у детей.

Март-Апрель

Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму// Дошкольное воспитание, 1996. №4.С.8084. 9.

Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве.

Сделать консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков».

Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на конец учебного года.

Апрель-Май

Материалы Т.А.Павловой, М. Озьяс, М.М.Безруких

Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

Анализ результатов исследования. Обработка данных.Диагностическая карта.

Консультация для педагогов: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».

Май

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. Кольцова М. М «Развитие моторики»

Предложить воспитателям несколько способов, как подготовить детей к письму.

Игры с предметами

Июнь

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Выполнение детьми целенаправленных точных движений в соответствии с поставленной задачей («Волшебные шнурочки», «Мозаика», «Строители» «Карандаш», «Трафареты», «Вкладыши»).

Графические упражнения

Июль-Август

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.

Подготовка руки к письму: обведение контуров с помощью трафарета, штриховка различными линиями в разных направлениях, рисование в раскрасках («Змейка»,«Лебедь»,«Собака», «Страус» ,«Графический диктант»).Использование методики «Песочная терапия».

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года.

Сентябрь

Материалы Т.А.Павловой,М. Озьяс,М.М.Безруких.

Обработка данных.Диагностическая карта.

Выступление на родительском собрании «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Октябрь

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Родительское собрание.

Познакомить детей с «клеткой»        

Ноябрь

Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам

Научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.

Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.

В течение года

Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001/

Развитие мелкой моторики руки, координации движений, внимания, речи и творческой деятельности детей («Мышка мылом мыла лапку», «Лучик солнышка»,«Зайчик в норке», «Этот пальчик», « Повстречал ежонка ёж...»).

Познакомить детей с понятием «строка»

Декабрь

Алексеева Е.Н. Рукаволшебница. Псков, 2005.

Нищева Н.В. Тетради №1,2 ,3 для логопедической группы детского сада.  СПб.: «Детствопресс», 2005.

Предложить детям дорисовать узоры («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).

Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук

В течении года

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.

Дети сжимают пальцы рук в кулачки, прижимают их друг к другу, сцепляют пальцы обеих рук, давят подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней («Кошка», «Крючки», «Цепочка»,«Лыжник» ,«Фонарики», «Слоник», «Ножницы»)

Выставка «Работы выходного дня».
(выставка семейных работ)

Декабрь

Совместная выставка творческих работ детей. Использование разных методов изобразительной деятельности с целью развития моторики рук у детей.

Разработка памяток (буклетов) для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр, мелкомоторных пособий, художественно-творческой деятельности».

Январь

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.

Расширять знания родителей о том, как надо развиватьграфомоторные навыки у детей.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Февраль

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Выставка дидактических игр, буклетов, памятки по развитию мелкой моторики.

Выставка работ детей.

Март

Итоговое родительское собрание с фотоотчетом о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года.

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года.

Апрель-Май

Материалы Т.А.Павловой, М. Озьяс, М.М.Безруких

Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

Анализ результатов исследования.

Отчет по теме по самообразованию.

Май

Итоговый отчет о проделанной работе по теме самообразования.Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...

Работа учителя-логопеда по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией

В статье перечислены причины речевого негативизма и  некоторые приёмы работы по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией....

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условияхРабота по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до п...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условияхРабота по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до п...