Развитие моторных навыков у детей дошкольного возраста
консультация

Гасанова Ольга Сергеевна

   Навыки мелкой моторики формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферы. Развитие мелкой моторики подобно строительству дома. В первую очередь, закладывают фундамент, который поддерживает следующие этажи. Фундамент «дома навыков мелкой моторики» состоит из стабильности, двусторонней координации и сенсорики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motorika.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Знаменитая фраза В.А. Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, известна многим. Исследования учёных говорят о том, что дети, имеющие слабую моторную функцию, обладают недостатком произвольного внимания, памяти, логического мышления, быстро утомляются во время занятий, имеют те или иные проблемы с речью.

Для того, чтобы понять, все ли в порядке у ребенка с мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется, достаточно обратить внимание на его способность выполнять ручные действия и навыки самообслуживания.

Существуют средние нормы формирования моторных навыков:

- в 1 год ребенок может перекладывать предмет из руки в руку, положить один предмет в другой; кроме того, в этот период формируется «пинцетный захват» (умение взять небольшой предмет двумя пальцами);

- в полтора-два года в ребёнке зарождается «художник», ему удается нарисовать так радующие родителей первые каракули; в этом возрасте ребёнок умеет переворачивать книжные страницы, держит карандаш, ложку;

- в 2 года ребёнок умеет нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой;

- к 3 годам ребёнок способен рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки;

- в 3-4 года ребенок уже вполне умелый «творец» - ему по силам справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обвести контур рисунка или построить башню из значительного количества кубиков;

- в 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные «картины», по образцу может копировать печатные буквы и цифры; осваивает шнурование обуви и застегивание пуговиц;

- в 6 лет осваиваются различные виды штриховок, обведение по пунктирному контуру, изображение геометрических фигур, аккуратное вырезание ножницами и создание аппликаций.

Развитие мелкой моторики подобно строительству дома. В первую очередь, закладывают фундамент, который поддерживает следующие этажи. Фундамент «дома навыков мелкой моторики» состоит из стабильности, двусторонней координации и сенсорики.

Стабильность – это сочетание силы и равновесия, позволяющее нам сохранять одну часть тела неподвижной, пока другая находится в движении. Например, открыть тяжёлую дверь или надеть обувь и не упасть.

Двусторонняя координация – это способность эффективно использовать обе руки. Например, одной рукой держать бумагу, а другой резать её ножницами, это умение застёгивать молнию и завязывать шнурки. Большинство повседневных действий требуют координации движений обеих рук: «деятеля» и «помощника». Двусторонняя координация, в конечном итоге, приводит к развитию преобладающей руки (превращению в правшу или левшу).

Сенсорика – это понимание, где находятся пальцы, кисти и руки и как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, умение поймать руками мяч или собрать волосы в хвост.

«Кирпичики», из которых строится мелкая моторика, начинают формироваться сразу после рождения и продолжают «оформляться и вырисовываться» в течение нескольких последующих лет. Стабильность, двусторонняя координация и сенсорика также совершенствуются годами и помогают сложить следующий «этаж дома» - ловкость.

Ловкость позволяет совершать мелкие, точные, правильные и эффективные движения кистями рук без особых усилий. Когда ребенок освоит определенные навыки и у него начнет развиваться ловкость, он сможет использовать эти навыки в повседневной жизни.

Рассмотрим в качестве примера один из навыков повседневной жизни в части самообслуживания – самостоятельное надевание носков.

Для детей дошкольного возраста игра и общение – важнейшие средства познания окружающего мира и развития способностей. Любой ребенок проявит больше интереса к «развлечениям», чем к занятиям. Однако удовольствие – вещь субъективная. Известно, что многие дети получают больше удовольствия от игры с картонной коробкой, чем с дорогой игрушкой, в нее упакованной. Удовольствие зависит от множества факторов, включая черты характера и возраст. Например, ребёнок, который научился брать игрушку одной рукой и перекладывать ее в другую руку, готов одновременно брать два предмета и правой и левой рукой и подносить их друг к другу на уровне середины туловища. Возможно, этот ребенок не слишком жаждет поднять два кубика и приложить их вплотную друг к другу, ему гораздо интересней держать крышку кастрюли и стучать по ней деревянной ложкой или громко ударять в игрушечные тарелки, поднимая громкий шум.

Поэтому, помогая ребёнку овладеть новыми навыками, нужно учитывать его интересы и начинать с того уровня развития, на котором он находится. Расчёт нужно делать на маленькие постепенные шаги.

Как помочь ребёнку развить стабильность?

Наиболее частая причина возникновения трудностей, связанных с двусторонней координацией – плохая стабильность. Из-за низкого мышечного тонуса и плохой стабильности корпуса ребенку одну руку приходится использовать для сохранения равновесия.

Понаблюдайте за ребёнком во время игр и других занятий. Когда ребенок пользуется только одной рукой, пытаясь сделать что-то, что требует действий обеих рук, не поступает ли он так потому, что другой рукой стремится сохранить равновесие? Проверьте также, не скован ли ребенок в движениях из-за страха потерять равновесие, когда ему нужно потянуться за чем-нибудь в сторону? Если это так, попробуйте поместить его в более устойчивое положение и посмотрите, помогает ли это ему свободнее пользоваться обеими руками.

Для тренировки и развития стабильности используйте игрушки на колёсиках, которые нужно толкать (например, детская тележка для игры в супермаркет). Движущиеся игрушки помогают ребенку сохранять равновесие при ходьбе и вместе с тем развивают стабильность корпуса. Ручка игрушки должна находится приблизительно на высоте локтя ребёнка или чуть выше. Игрушка должна быть достаточно устойчивой, чтобы не опрокидываться, когда ребенок опирается на нее. Сначала ребёнок учится толкать игрушку вперёд по прямой, затем управлять игрушкой меняя направление и обходя углы, давать задний ход при застревании игрушки.

Тренируйте ребёнка в открывании дверей на себя и от себя, удерживании двери для укрепления силы мышц и стабильности.

Используйте игры с сыпучими материалами (например, песок, снег, крупы). Важно, чтобы руки были приподняты вверх и совершали определённые действия, тогда ребёнок сможет приспосабливаться к весу сыпучего материала на лопатке или совке и сохранять равновесие. Вначале таких игр используйте маленькие ковшики, вроде тех, что прилагаются к стиральным порошкам, а затем переходите к большим совкам с длинными ручками.

Используйте игры с переливанием воды, поливанием цветов. Такие игры развивают умение удерживать стабильную позу, а руки привыкают контролировать движения, необходимые для наливания воды.

Используйте игры с молотком. Ударяя по предметам, ребёнок развивает точность движения рук, приобретает стабильность корпуса и плеч.

Учите ребёнка подметать пол. Во время этого занятия тело и ноги остаются неподвижными, а руки работают вместе, совершая движения из стороны в сторону.

Развивайте умение нести небольшой поднос с предметами. Начинайте с одного предмета на подносе, постепенно увеличивайте количество и вес предметов.

Как помочь ребёнку развить двустороннюю координацию?

Побуждайте ребёнка перекладывать игрушки из одной руки в другую (впереди себя, сзади себя, с закрытыми глазами). Используйте игрушки разного размера.

Учите ударять игрушками друг о друга (например, кубиками, ложками), рвать бумагу. Это способствует развитию координации движений рук.

Простые игрушки, которые можно разбирать и складывать помогают координировать движения рук. К таким игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, бочонки, лего, но можно и нужно использовать подручные предметы, например, открывать и закрывать крышки фломастеров, футляры для мыла и зубных щёток.

Используйте игры с пластилином, водой, сыпучими продуктами. Они побуждают ребёнка использовать в игре обе руки.

Играйте с мячом. Сидя на полу катайте большой мяч друг другу. Можно использовать пляжный (надувной) или большой мягкий пластмассовый шар; такие мячи движутся медленнее и у ребёнка появляется больше времени, чтобы скоординировать движения. Когда ребёнок научится легко ловить катящийся шар, переходите к бросанию мяча (шара) друг другу с небольшого расстояния. Когда ребёнок научится достаточно уверенно бросать мяч с небольшого расстояния – отойдите подальше и бросайте мяч так, чтобы он сначала стукнулся об пол, а потом отскочил в направлении ребёнка. Так у него будет больше времени, чтобы поймать его. Когда ребенок научится достаточно уверенно ловить отскочивший мяч, попробуйте с того же расстояния просто бросать ему мяч. Затем он должен научиться бросать мяч вниз, к своим ногам, и поймать, когда он отскочит.

Учите ребёнка нанизывать бусины. Вначале используйте бусины с крупными отверстиями и соломинку или трубочку (если это вызывает значительные трудности – учите нанизывать кольца на колышки), затем используйте шнурок и меньший диаметр отверстия в бусинах. Нанизывание бусин требует хорошей координации обеих рук и способствует развитию ловкости.

Используйте игры с карандашом и бумагой – например, рисование, раскрашивание, обведение по контуру, по трафарету, отделение наклеек от основы.

Привлекайте ребёнка к работе по дому. Существует множество домашних дел, которые помогают развивать компоненты мелкой моторики, в том числе двустороннюю координацию. Вот некоторые виды деятельности: подметать пол, складывать бельё (можно начать с небольших полотенец), перемешивать еду, намазывать хлеб.

Как помочь ребёнку развить сенсорику?

Пальцы рук – одна из самых чувствительных частей нашего тела. В кистях и пальцах много нервных окончаний. Все они посылают в наш мозг сигналы о том, что мы ощущаем, что мы чувствуем, и потому мы можем совершать кистями точные движения. В наших кистях в непосредственной близости от поверхности больше нервных окончаний, чем в предплечьях, плечах, ногах или стопах. Способность воспринимать ощущения помогает нашим рукам развивать координацию и разнообразные движения, свойственные только человеку.

Если вы когда-нибудь пытались застегнуть пуговицы в перчатках или окоченевшими от холода пальцами, вы знаете, что такое пытаться что-то делать руками, не имея возможности полностью ощутить то, с чем имеешь дело. Хотя наши мышцы и суставы могут продолжать двигаться, координация движений будет ограничена из-за сниженного сенсорного восприятия (восприятия ощущений). Чтобы на учиться совершать точные движения кистями и пальцами, ребенку важно развивать способность ощущать свое тело.

У маленьких детей рот более восприимчив к информации, которую дают ощущения, чем руки. Поэтому они все берут в рот. Это их способ исследования окружающих вещей: им необходимо «попробовать» их. Чувствительность кистей еще не столь развита, как чувствительность губ, языка и десен. В конце первого года жизни ребёнок начинает больше использовать свои глаза и руки. Нервная система ребенка развивается, обостряя восприятие руками сенсорной (чувственной) информации.

У большинства детей с нарушениями в развитии сенсорное восприятие развивается медленнее. Ребенок будет брать игрушки в рот дольше, чем это происходит в норме. Иногда ребенок может тянуть предметы в рот неоправданно долго.

Массируйте кисти и предплечья ребёнка, тем самым вы обострите сенсорное восприятие и активизируете мышцы.

Используйте игры на нащупывание предметов. Положите несколько знакомых предметов в мешочек, потом вы или ребенок называет предмет, который он должен найти, и затем ищет его в мешочке на ощупь.

Используйте для игр «сенсорные коробки» - ёмкости с разными сыпучими материалами (крупа, песок, горох, макароны, шарики и другие). Различные материалы стимулируют рецепторы, расположенные на поверхности руки. Сыпучие материалы можно копать, пересыпать в руках, в предметах, зарывать в них и откапывать мелкие игрушки, рисовать на поверхности.

Несомненно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, стимулирующий интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Но достаточно весомый. Занимаясь с ребенком каждый день, вы скоро заметите, что его движения с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

В этой статье говорится о том, как развиваются графические навыки у дошкольников с нарушениями зрения и речи....

Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Материал посвящен работе с детьми дошкольного возраста по формированию коммуникативных навыков...

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...

Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условияхРабота по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до п...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условияхРабота по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до п...