Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи
статья по теме
В этой статье говорится о том, как развиваются графические навыки у дошкольников с нарушениями зрения и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_graficheskih_navykov_2.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие графических навыков у детей-дошкольников с ОНР.
Учитель - Логопед:
Кальченко О.Г.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточностью сформулированных навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, требуют определенную систему упражнений, которая будет являться принципиально новой по психологическому подходу к этой проблеме.
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия, необходимо производить занятия в тетрадях с крупной клеткой. Клетка дает больше возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благополучные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой. Учится выполнять задания в ограниченном пространстве- клетке; закрепляет умения измерять условной меркой- клеткой; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы, обводит контур изображения; рисует по клеткам, раскрашивает, запоминает теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения сравнивать объекты, устанавливая их сходство или различия. Ребенок уточняет знания о простых геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая моторика ( мелкая мускулатура пальцев руки), совершенствуются зрительно- двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке:
- Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
- Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
- Радуга: теплые и холодные цвета.
- Наклонные прямые линии и комбинации из них.
- Печатание цифр по клеткам.
- Дуги, волнистые линии, овалы, круги.
- Печатание букв по клеткам.
- Рисование по клеткам предметов сложной формы.
Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2-3 раза в неделю по 7-10 минут, как часть занятия комплексного, по математике и других. Перед работой в тетради провести физкультпаузу, а после выполнения задания- упражнения для кистей рук. Необходимо следить за освещенностью рабочего места, ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее тридцати трех сантиметров. У ребенка должен быть набор цветных карандашей, простой карандаш, шариковая ручка.
Упражнения должны усложняться постепенно; при знакомстве с новым упражнением, необходимо опираться на ранее усвоенные ребенком умения и навыки.
Коррекция нарушений чтения и письма.
- Выучить названия всех букв (не алфавитные), называть по порядку и вразброс по показу в таблице и на карточках с убыстрением темпа.
- Уметь называть элементы букв (палочка прямая, наклонная, длинная, короткая, с закруглением вверху, внизу, петелька), их пространственное расположение (вверху, внизу, справа, слева). На какой предмет похожа буква? (Можно нарисовать.) Рисовать и угадывать буквы в воздухе, на столе, на спине.
- Чтение слогов по таблицам (по порядку и вразброс).
- Чтение текста – вслух, послоговое. Темп чтения не убыстрять. Следить за правильным называнием букв, соблюдением интонации, пауз на знаках препинания, между предложениями. Пересказывать, отвечать на вопросы, рисовать иллюстрации, выделять главное.
- Письмо – с проговариванием вслух, «про себя». Не убыстрять темп. Соблюдать орфографический режим. Для исправления ошибок использовать «штрих». Или зачеркивать ошибку, правильную букву писать сверху.
- Виды письма: списывание после запоминания слов, предложений, диктант после запоминания слов, предложений.
- Усвоение пространственных отношений предметов.
- Усвоение временных отношений.
- Уточнение и расширение словаря, умение употреблять обобщающие понятия («Я знаю 5 названий …» - животных, мебели и т.д.). Совершенствование грамматического строя (умение подбирать к предмету признаки, действия и наоборот). Например: стол – деревянный, круглый, обеденный; стоит. Деревянный – карандаш, стол, стул, табурет. Стоит – дерево, ученик, телевизор, поезд.
- Чтение вслух взрослыми текстов познавательного содержания.
- Развитие движений обеих рук (игры с мячом, рисование, дирижирование, пальчиковая гимнастика).
- Планирование действий (что сначала, что потом). Разгадывание головоломок, ребусов, кроссвордов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...
Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.
Мы исследовали психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. задачей эксперимента было: выявление восприятия этими дет...
Методическая разработка "Игры с магнитами для детей дошкольного возраста с нарушением зрения по развитию микроориентировки в пространстве"
Данная работа будет интересна для учителей-дефектологов, воспитателей, родителей....
Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста».
На практике педагоги ДОУ часто сталкиваются с позицеей родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей к чтению, письму, счёту. Ошибочно считая, что эти показатели самые главные. М...
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...
Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условияхРабота по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до п...