Методическая разработка "Игры с магнитами для детей дошкольного возраста с нарушением зрения по развитию микроориентировки в пространстве"
методическая разработка на тему

Коптева Наталия Олеговна

Данная работа будет интересна для учителей-дефектологов, воспитателей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_magnitami_2_master-klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание мастер-класса

Тема моего мастер-класса: «Игры с магнитами на развитие ориентировки в пространстве для детей с нарушением зрения».

Цель и задачи мастер-класса:

  1. Совершенствовать знание педагогов о развитии ориентировки в пространстве.
  2. Познакомить педагогов с играми с магнитами на развитие ориентировки в пространстве.
  3. Применение в педагогической практике предложенных игр.

 

Коррекционная работа и образование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено на:

- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа должна содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями зрения, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов.

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах.

Зрительная пространственная ориентировка является для человека одним из основных видов ориентировочной деятельности и включается составной частью в решение практически любых задач.

Своеобразие психофизического развития дошкольников с нарушением зрения проявляется в их недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности. Дошкольники с нарушением зрения отличаются малым запасом предметных и пространственных представлений, неумением обозначать в речи воспринимаемые пространственные признаки и направления, что вызывает трудности ориентировки в пространстве.

Все действия детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями. Именно на основе полисенсорного восприятия пространства, закреплённого в слове, у ребят создаётся обобщённый образ пространства.

Ориентировка в микропространстве очень важна, требует отдельных методических разработок. Предлагаемые дидактические игры нацелены на ориентировку в микропространстве.  

Дидактическая игра «Ловкий рыбак»

Цель. Развитие микроориентировки, зрительного восприятия цвета, умение употреблять в речи термины пространственных направлений (пространственные предлоги и наречия); развивать двигательную координацию – глаз-рука. 

Ход игры:

Вариант № 1 – ребенку предлагается  с помощью удочки переместить «рыбок» определенного цвета, например желтого, в заданный сектор( левый верхний угол, правый нижний угол и т.п.) Данный вариант может быть использован для развития цветовосприятия и цветоразличения, например вылови рыбок красного цвета, на непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Для усложнения и поддержания интереса ребенка к игре можно на поднос налить воды. Рис.1

Вариант № 2 - ребенку предлагается  с помощью удочки переместить «рыбок» определенного цвета, например синего, в заданный сектор( красный, зеленый и т.п.), затем ребенку предлагается озвучить, где находится красный сектор (между синим и голубым), зеленый (в нижнем левом углу, под оранжевым, слева от фиолетого и т.д.) Рис.2

Дидактическая игра «Рисование магнитом»

Цель. Развитие микроориентировки, умение понимать и употреблять в речи пространственные предлоги и наречия, развитие зрительного внимания, умение действовать по схеме или по словесной инструкции, или самостоятельно. Развитие логики, двигательной координации – глаз-рука, внимания, воображения.

Ход игры: в подносе насыпан мелкий песок или манка, в него погружается металлический бегунок, под подносом фиксируется магнит, с помощь которого ребенок рисует заданный педагогом маршрут( змейка, волнистая линия, прямая) геометрические фигуры по словесной инструкции или по образцу, проговаривая напрвления движения бегунка, а так же может нарисовать картину по собственному замыслу. Рис.3

Дидактическая игра «Магнитный конструктор»

Цель. Развивать ориентировку в микропространстве, закреплять понимание пространственных отношений, употребление пространственных предлогов и наречий, умение действовать самостоятельно согласно схеме, по словесной инструкции.

Изготавливается стол с прозрачной основой - карманом, в который вкладывается игровое поле, разноцветные фишки выполняются из крышек внутри которых два магнита (рис.4) или можно использовать канцелярские цветные магниты разного размера (рис.5) в зависимости от состояния остроты зрения ребенка

Ход игры: ребенку предлагается перемещать магнит из определенной клетки по словесной инструкции или с опорой на образец, затем ребенок озвучивает как он перемещался по игровому полю, например сначала две клетки виз, потом одна клетка вправо и т.д.

Дидактическая игра «Лабиринт»

Цель. Развивать ориентировку в микропространстве, закреплять понимание и употребление в речи пространственных предлогов и наречий, развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Изготавливается стол с прозрачной основой - карманом, в который вкладывается игровое поле – лабиринт, один магнит фиксируется на игровом поле, другой под столом с помощью которого ребенок перемещает верхний магнит по игровому полю, проговаривая направление движения. Рис.6,7.

Рефлексия

Название технологии

Развитие ориентировки в пространстве

Что дает ребенку

  1. Развитие микроориентировки;
  2.  Умение употреблять в речи термины пространственных направлений (пространственные предлоги и наречия);
  3. Развивать двигательную координацию- глаз-рука;
  4. Развитие зрительного внимания, логического мышления, умение действовать по схеме, по словесной инструкции или самостоятельно.

Что дает педагогу

  1. Совершенствовать знание педагогов о развитии ориентировки в пространстве.
  2. Познакомить педагогов с играми с магнитами на развитие ориентировки в пространстве.
  3. Применение в педагогической практике предложенных игр.

 Уважаемые коллеги, благодарю Вас за участие в мастер-классе. Надеюсь, что предложенные игры помогут Вам в работе с детьми.

Оценка работы мастер – класса

Я предлагаю оценить свой мастер – класс:

Синий магнит – было не интересно;

Зелёный магнит – неплохо было, но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю;

Жёлтый магнит– понравились игры, хочу применять их в своей работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

В этой статье говорится о том, как развиваются графические навыки у дошкольников с нарушениями зрения и речи....

Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия  у младших  дошкольников с нарушением зрения.  Данное ...

Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.

Мы исследовали  психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией   и   косоглазием.  задачей эксперимента было: выявление  восприятия этими дет...

Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

"Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения через ознакомление с мимикой, жестами, пантомимой". Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа для обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушение зрения.

Программа направлена на работу с детьми с различными зрительными нарушениями....

Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности

В статье описывается практический опыт работы по социально-личностному направлению средствами театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения. В статье ...

Консультации родителей по теме: « Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....