Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности
статья

Исадская Анна Ивановна

В статье описывается практический опыт работы по социально-личностному направлению средствами театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения. В статье даны методические рекомендации по организации работы с дошкольниками, раскрываются интересные методы, приемы и игры, которые помогают детям развить социально-коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_statya_isadskoy_a.i.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исадская Анна Ивановна

воспитатель ГБДОУ №42 компенсирующего вида Колпинского района г. Санкт-Петербурга

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   В настоящее время проблема социализации является одним из наиболее актуальных направлений коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющих нарушения зрения. Такие дети испытывают трудности в установлении межличностных контактов с окружающими, внешнем проявлении чувств и эмоций, поддержании процесса общения.  Это связано с сужением сферы использования зрительного восприятия, недостаточным развитием коммуникативных навыков, слабым владением невербальными средствами общения: мимикой, жестикуляцией, пантомимикой (Г.В. Григорьева, Л.В. Егорова, В.П. Ермаков, Л.И. Плаксина). Как известно, одним из видов творческой деятельности, широко используемой в процессе всестороннего развития дошкольников, является театрализованная игра (Н. Сорокина, М. Миланович, Т. Зинкевич-Евстигнеева). Театрализованная деятельность помогает получить детям разнообразный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, научиться сочувствовать и сопереживать, понимать себя и других людей, освоить первые нравственные правила и нормы поведения. Однако, применение средств театрализованной деятельности в работе по социально-личностному направлению с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, изучено недостаточно.

   Я работаю с детьми двух – трех лет c диагнозом амблиопия и косоглазие в первой младшей группе. Основной проблемой, которую мне необходимо решить в течение года является адаптация детей к детскому саду, развитие их речи и социально-коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости и самостоятельности, а также установление сотрудничества с родителями, так как социально-личностное развитие дошкольников невозможно без поддержки семьи. Наиболее эффективно это можно сделать с помощью средств театрализованной деятельности, потому что она близка, понятна и доступна каждому ребенку, организует позитивное взаимодействие детей и родителей, помогает заинтересовать родителей, установить с ними доверительные отношения.  

В практике работы я применяю такие методы и приемы, которые наиболее содействуют процессу адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду, помогают приобрести им социальные навыки и умения. Перечисленные методы могут быть полезными в работе и с детьми обычной группы.

  1. Опосредованное общение с ребенком через куклу (игрушку). Использование этого приема стимулирует появление самостоятельной речи, активизирует зрительное и слуховое восприятие, внимание малышей. Например, я от лица героя сказки задавала детям вопросы, предлагала им спеть вместе песенку, начинала говорить фразу сказочного персонажа, а дети ее заканчивали.
  2. Показ тактильных книг-сказок и использование различных видов театров (плоскостного, перчаточного, пальчикового, теневого) активизирует работу всех анализаторов, расширяет сенсорный опыт детей с нарушением зрения, повышает качество проводимой коррекционно-развивающей работы. В этих наглядных пособиях герои сказок выполнены из материалов различной фактуры (ткань, картон, фетр, мех и другое). Таким образом, дети знакомятся со сказкой не только рассматривая красочные иллюстрации, но и погружаются в мир тактильных ощущений, обследуя кукол с помощью пальцев рук.
  3. Прием действенного соучастия и сотворчества с ребенком. Этот прием рассчитан на активное вхождение детей в действие сказки, повышает уверенность малыша в своих силах, пробуждает инициативу в построении социальных контактов. Например, я предлагала малышам позвать петушка спасти зайчика («Заюшкина избушка») или помочь деду вытащить репку («Репка»), а колобку убежать от зверей («Колобок»).
  4. Приемы кукловождения «Умелые ручки» – стимулируют желание малышей включиться в спектакль, «быть артистами». Дети учатся выполнять простые игровые действия куклами по тексту сказки. Прием помогает улучшить спонтанность движений маленьких участников спектакля, улучшить координацию движений. Упражнения с использованием настольных игрушек, пальчикового театра и перчаточных кукол прекрасно развивают мелкую моторику пальцев рук.
  5. Методы подражательно-исполнительского характера. Детям с нарушением зрения наиболее сложно правильно воспринимать, а также воспроизводить мимику, жесты и пантомимику в процессе общения. Методы подражательно-исполнительского характера помогают научить дошкольников способам невербального общения, без которых невозможно полноценное межличностное общение между людьми. В своей работе я использовала игры-имитации с показом игровых действий:
  • Игры-имитации выразительных движений животных («Любопытная кошка», «Шаловливые обезьянки», «Сонный медведь»). Эти упражнения легко запоминались малышам и позволяли мне в игровой форме находить контакт с каждым ребенком.
  • Имитации основных эмоций человека или сказочных персонажей, с помощью которых дети учились распознавать язык мимики и жестов. Например, предлагала изобразить грустных деда и бабу («Курочка Ряба»), испуганного зайчика («Заюшкина избушка») злого волка («Волк и семеро козлят»).
  • Игры-имитации образов хорошо знакомых детям сказочных персонажей. Например, ребенку нужно показать, как неуклюжий медведь идет к теремку, храбрый петушок шагает по дорожке.
  1. Для того, чтобы дети с нарушением зрения научились точно воспроизводить выразительные движения какого-либо сказочного персонажа, я использовала прием сопряженных действий со взрослым (то есть выполняла упражнение совместно с ребенком), затем предлагала дошкольнику повторить движения следом за мной (отраженно), потом – по словесной инструкции, после этого ребенок мог самостоятельно изобразить сказочного героя.
  2. Прием инсценирования произведения (стихов, рассказов, сказок). С помощью этого приема дети лучше понимают содержание сказки, осваивают первые нравственные правила и нормы поведения. Театрализованные показы сказок учат детей взаимодействовать друг с другом не только по сюжету сказок, но и в повседневной жизни.
  3. Коммуникативные игры с использованием театральных масок, шапочек учат малышей знакомиться, сочувствовать, понимать и дружить со сверстниками, договариваться о совместной игре (например, игры «Здравствуй, я – котик!», «Добрый сказочный герой», «Угадай, кто это?»).

   В моей практике я применяла следующие методические рекомендации по организации работы социально-личностного направления средствами театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушениями зрения:

1. Наглядные материалы по театрализованной деятельности разрабатывала, учитывая специфические особенности зрительного восприятия детей, а именно:

  • куклы, картинки, декорации изготавливала более крупного размера;
  • для оформления использовала яркие краски насыщенных тонов;
  • фон бумаги выбирала с матовым, а не глянцевым покрытием;
  • изображения персонажей сказок изготовляла с четкой прорисовкой контура фигуры и черт лица.

2. Для обогащения сенсорного опыта детей с нарушением зрения использовала разные виды театра (плоскостной, пальчиковый, перчаточный, кукольный и другие), тактильные книги сказок.

3. С целью достижения максимально высокого коррекционно-оздоровительного эффекта в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения применяла:

  • гимнастику для глаз и пальчиковую гимнастику;
  • игровой массаж детей (например, игровой массаж малышей на коленях у мам, массажную дорожку, детские массажеры для рук);
  • совместную творческую продуктивную деятельность с родителями по содержанию сказки (например, изготовление поделки «Репка», игрушки «Колобок»).

   Благодаря этим играм и упражнениям снижалась утомляемость, активизировалась познавательная активность и речь детей, закреплялись умения в практической деятельности, улучшались отношения между родителями и детьми.

4.  Для успешной адаптации дошкольников к ДОУ использовала средства театрализованной деятельности в разных режимных моментах, например, в процессе обучения детей гигиеническим и бытовым навыкам (умывание, одевание) с помощью кукол и разыгрывания потешек; проведении адаптационных коммуникативных игр на знакомство детей друг с другом и с игровым пространством группы; организации имитационных игр на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности дошкольников; театрализованных развлечениях и совместной игровой деятельности родителей с детьми.

5. Применяла индивидуальный подход в проведении развивающих игр и упражнений с детьми.

6. Апробировала разнообразные методические приемы, учитывая возрастные особенности и специфику работы с группой для детей с нарушением зрения.

7. Побуждала дошкольников использовать навыки, приобретенные в театрализованных играх в повседневном общении, игровой деятельности и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Вывод

   Благодаря творческому использованию средств театрализованной деятельности по социально-личностному развитию в первой младшей группе для детей с нарушением зрения улучшился процесс адаптации к детскому саду, дошкольники стали более активными, эмоционально отзывчивыми, приобрели необходимые социально-коммуникативные навыки, с родителями воспитанников установились прочные отношения сотрудничества и взаимопонимания.  

Литература

1.   Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: Сфера, 2003.

2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана-Граф, 2015.

3. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения. – Верхняя Пышма, 1997.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006.

5. Кожанова Н.С. Исследование сформированности коммуникативных умений дошкольников с нарушениями зрения // Специальное образование. – 2009. - №2. – С. 18.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2002.

7. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

8. Сорокина Л.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

9. Энциклопедия детского фольклора: серия «Моя первая книга». – М.: Белый город, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Родительское собрание: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста".

Презентация предназначена для родителей детей 2-  4 лет. Цель: профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста....

Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия  у младших  дошкольников с нарушением зрения.  Данное ...

Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

"Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения через ознакомление с мимикой, жестами, пантомимой". Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Окошки в мир. Органы чувств."

В данной работе содержится паспорт проекта и план мероприятий по проекту "Окошки в мир. Органы чувств." Проект реализован совместно учителем-дефектологом (тифлопедагогом) и воспитателями гру...

Конспект заседания клуба "Хорошо-видеть хорошо" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

На заседании клуба " Хорошо-видеть хорошо" поднимаются актуальные вопросы охраны зрения....

Консультации родителей по теме: « Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....