Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста».
консультация на тему

Шишина Татьяна Алексеевна

На практике педагоги ДОУ часто сталкиваются с позицеей родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей к чтению, письму, счёту. Ошибочно считая, что эти показатели самые главные. Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребёнка к письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста».

На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей к чтению, счёту, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребёнку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития.

Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребёнка к письму.

Под графическими навыками подразумевается владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам т.д. Графические навыки  - одни из ключевых навыков, которые необходимы ребёнку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений; соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеткам, дорисовывание нужного количества предметов  и т.п.)

Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно.

Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению всё более сложных заданий. Другие  - с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения не точны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции.

Для того чтобы ребёнок успешно осваивал рисование, штриховку т.д.  у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующее:

  • Развитая мелкая моторика – способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированности движений кисти и пальцев;
  • Развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
  • Сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счёт, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • Общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • Развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределить и переключить внимание;
  • Сформированные зрительно-пространственные представления – чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.

Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой. Геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности.

Организуя, работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному».

Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребёнком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учётом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.

При этом важно помнить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффективной. Например, почти бесполезно учить ребёнка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимание на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.

Также очень важным является работа с крупным изображением (на весь лист формата А4, А3), отработка каждого нового навыка словно «под лупой». Точно так же, как ребёнок учился нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусинки, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают выполнить требуемое действие в «увеличенном виде».

Такой способ подачи материала поможет предупредить перенапряжение руки, которые неизбежно при роботе с мелкими изображениями, а также при слишком раннем введении линованной бумаги и бумаги в клеточку во время занятий.

Перенапряжение руки во время рисования и письма имеет ряд негативных последствий как для здоровья ребёнка (нарушение ритма дыхания, повышенная утомляемость, нарушение осанки) так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», неправильная поза).

Если взрослые не учитывают особенностей методики формирования графических навыков, то выполнение заданий стоит дошкольникам таких титанических усилий, что у них возникает стойкое негативное отношение к рисованию, письму. Графической деятельности вообще, а также сознание своей неумелости, неуспешности.

Существенной задачей при формировании графических навыков также является развитие свободных, плавных, ритмичных  движений кисти руки ребёнка. Для того чтобы дошкольник легко справлялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработанных», автоматизированных движений. А плавность и ритм – это важные условия автоматизации любого движения. Кроме того письмо само по себе  - это серия плавных ритмичных движений с одновременным продвижением кисти вперёд по строке и вверх-вниз в пределах строки. Поэтому освоение ребёнком плавных, ритмичных движений, узоров, автоматизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму.

Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей. В начале года желательно провести диагностическое занятие – попросить воспитанников выполнить задания, которые являются целью обучения на данном возрастном этапе. Если ребёнок с ними совершенно не справляется, для него следует предусмотреть индивидуальную работу, основанную на заданиях для более младшего возраста. Если справляется, но не особенно качественно и с помощью взрослого, для него адекватны задачи данного возрастного периода. Если справляется с лёгкостью, такому ребёнку необходимы задания повышенной сложности либо задания следующего возрастного этапа.

С целью эффективности организации работы по формированию графических навыков могут использоваться разные формы образовательной деятельности. Но включение графического задания необходимо прежде всего в интересную для ребёнка деятельность. Так, наиболее органичным для детей раннего и младшего дошкольного возраста будет выполнение графического задания в процессе изготовления поделки (например, нарисовать полоски на бумажном фонарике), а также в контексте сказочной истории, которую рассказывает или разыгрывает педагог (например, можно предложить воспитанникам нарисовать следы животных, о которых говорилось в сказке).

Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий. При этом не следует совсем отказываться от игрового контекста. Можно также опираться на интерес дошкольников к письменности и  «взрослым видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» т.д.

Таким образом. В дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков.

 

 

Консультация подготовлена на основе статьи С.П. Циновской – педагога-психолога высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № 1206», дошкольное отделение №10 «Наш дом» г. Москвы. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 2015г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста Консультацию подготовила: Шишина Т.А. – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик»

Слайд 2

Владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д. Графические навыки – одни из ключевых навыков, которые необходимы ребёнку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях. Что подразумевается под графическими навыками?

Слайд 3

Предпосылки графической деятельности. Развитая мелкая моторика; р азвитая зрительно-моторная координация; с формированное чувство ритма; о бщая моторная зрелость; р азвитые зрительное восприятие и зрительное внимание; с формированные зрительно-пространственные представления.

Слайд 4

Где и когда формируются предпосылки графической деятельности? Во время занятий физкультурой; н а музыкальных занятиях; в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности; в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезанных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом; в ходе самой графической деятельности.

Слайд 5

Основные принципы организации работы по развитию графических навыков. «От простого к сложному ». «Под лупой» (работа с крупными изображениями ). Развитие свободных п лавных , ритмических движений кисти руки ребёнка.

Слайд 6

Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

В этой статье говорится о том, как развиваются графические навыки у дошкольников с нарушениями зрения и речи....

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Материал посвящен работе с детьми дошкольного возраста по формированию коммуникативных навыков...

"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку....

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»...

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»...