Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку
методическая разработка по английскому языку на тему

Максимова Юлия Анатольевна

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку.

Лексика – это совокупность слов языка, его словарный состав. Без владения лексикой невозможно ни понимать речь других людей, ни выражать собственные мысли. Поэтому лексика занимает особое место в системе обучения языку.

Но что значит овладеть лексикой?

Во-первых, усвоить (запомнить) некоторое количество лексических единиц. Число таких единиц зафиксировано в Госстандарте и программах по иностранным языкам.

Усвоение представляет собой особый вид деятельности, благодаря которой учебная информация перерабатывается в образы, понятия и закрепляются в памяти. Образы и понятия, в свою очередь, служат основой мышления и действий человека.

По наблюдениям американского методиста Р. Ладо [32], знание 1000 слов обеспечивает понимание 94 % учебного иноязычного текста, а владение 3000 словами позволяет понимать 80 % любого иноязычного текста.

Во-вторых, овладеть лексикой – это значит приобрести умение пользоваться усвоенными словами в различных видах продуктивной речи (говорение, письмо).

В-третьих, овладение лексикой означает умение пользоваться усвоенными словами в различных видах рецептивной деятельности (слушание, чтение).

Конечной целью овладения лексическими средствами общения является формирование лексического навыка.

Вопрос о том, нужно и можно ли обучать детей 4 - 6 лет иностранным языкам, давно уже на практике решен положительно. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину; делает ребенка более активным; приучает его к коллективным формам работы в группе; пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. Кроме того, появляется реальная возможность уже на раннем этапе выявить детей, способных к языкам, и подготовить их к дальнейшему серьезному изучению иностранного языка.

Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение этого языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение дошкольников фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения лексике является для них основополагающим. Фонетическому аспекту обучения уделяется меньше внимания, так как в этот период у детей идет процесс формирования произносительных навыков на родном языке, который является более важным, чем процесс совершенствования английского произношения.

Грамматика также не может является приоритетным направлением, поскольку даже носители языка в возрасте 5 – 6 лет говорят с грамматическими ошибками. Большая часть грамматических явлений не объясняется и не систематизируется, а освоение их осуществляется на основе речевых образцов, которые употребляются функционально для выражения коммуникативного намерения, говорящего. Таким образом, основное внимание сосредоточено на языке как на средстве коммуникации, а не на своде грамматических правил.

Так, на начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного английского и закладываются основы произношения:

- полное восприятие развивается через постоянное употребление элементарных английских слов;

- фразы и речевые клише заучиваются из песен и рифмовок;

- распознавание и употребление простых слов происходит во время игры.

Общеизвестен факт, что дети исследуемого возраста лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть или потрогать руками, и глаголы, обозначающие движение и действия, которые можно продемонстрировать. Следует отметить, что отбор лексического материала при работе с детьми 5 – 6 лет должен быть рассчитан на формирование активного вокабуляра (простейшие слова основного словарного фонда английского языка) и пассивного вокабуляра, сформированного на основе традиционных английских песенок и рифмовок, а также видеоматериалов, используемых на занятиях.

При обучении лексическим средствам общения рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

- лексика изучается практически и функционально, то есть, содержание высказывания должно определять отбор лексических единиц для занятий и последовательность их усвоения;

- обучение ведется на основе лексических минимумов, состав которых определяется с учетом этапа обучения;

- при практической направленности обучения лексика вводится тематически в соответствии с темой и ситуациями общения;

- единицами обучения лексики является слово, словосочетание, речевой образец, значение которых лучше понимается и активизируется в речи в контексте предложения;

- для объяснения значения лексических единиц используется перевод и беспереводные способы семантизации. Предпочтения следует отдавать беспереводным способам (показ, толкование, догадка по контексту, мимика, жесты);

- следует знакомить учащихся с различиями в обозначении понятий на лексическом уровне, которые существуют в современном варианте британского и американского вариантов английского языка.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [9] существуют следующие этапы усвоения знаний:

- этап предварительного ознакомления с действием, когда обучающий выясняет его цели и ориентиры;

- этап материального (материализованного) действия, когда обучаемый выполняет действие во внешней, материальной форме;

- этап внешнеречевого действия (действия, где все его элементы представлены в форме внешней речи – устной или письменной), когда происходит обобщение действия;

- этап «речи про себя», в процессе которого действие (обобщенное) свертывается;

- этап умственного действия, в процессе которого действие максимально сокращается и автоматизируется.

Обучение лексике – это и есть процесс усвоения лексических единиц, а значит оно также должно базироваться на определенных этапах.

 К основным этапам работы над лексикой относятся:

- ознакомление с лексической единицей (ее представление);

- объяснение значения слова (семантизация);

- закрепление и совершенствование навыка (автоматизация);

- применение слова в различных ситуациях общения.

Ознакомление с новой лексикой - это первый этап работы над формой и содержанием слова. Слово вводится в изолированном виде либо в контексте предложения, который демонстрирует возможности применения слова и служит дополнительным источником понимания его значения.

Введение лексической единицы в контексте предложения, с психологической точки зрения, является наиболее предпочтительным, так как обучение иностранному языку, по утверждению А.Р. Лурии [18], следует начинать с усвоения контекстной речи, затем обращаться к словарному значению изолированного слова.

Объяснение значения слова может осуществляться переводным и беспереводным способами.

Основными способами беспереводной семантизации являются:

- использование средств наглядности;

- толкование выражаемого словом понятия (пояснение значения иноязычного слова с помощью уже знакомых иноязычных слов);

- дефиниция (краткое определение понятия, содержащее наиболее существенные его признаки);

- семантизация через перечисление. (например, мебель – это стол, стул, шкаф и др);

- семантизация с помощью синонима. (применяется в том случае, если слово-синоним учащимся знакомо);

- и др.

К переводным способам семантизации относят замену соответствующим эквивалентом в родном языке. С помощью перевода смысловая сторона слова может быть раскрыта только в случае, когда понятия, выражаемые словами иностранного и родного языка, полностью совпадают.

На этапе закрепления введенного материала (формирование лексического навыка) при работе с лексическими единицами усилия преподавателя направлены на формирование лексических навыков, прочность которых зависит:

- от понимания значения лексической единицы, достигнутого на этапе семантизации слова;

- от выполняемых упражнений, направленных на закрепление слова в памяти;

- от владения способами применения слова в различных ситуациях общения.

При формировании лексических навыков у детей дошкольного возраста необходимо помнить о психофизических особенностях данной возрастной группы. Для прочного усвоения лексической единицы требуется от 15 до 25 повторений. Считается также важным для лучшего запоминания слова встреча с ним не менее 5 раз на протяжении 10-20 занятий. Основным способом повторения ранее пройденной лексики является ее включение во все виды упражнений, направленных на усвоение слова и проверку владения словом.

Вот некоторые образцы упражнений для детей дошкольного возраста на закрепление значения слова:

- покажите предмет, который можно назвать словом...;

- назовите следующие предметы;

- составьте предложения со следующими словами (слова в виде схем или карточек с картинками);

- назовите слова на заданную тему;

- вставьте в предложения пропущенные слова. (все слова записаны на карточках);

- найдите услышанное слово;

- и др.

На этапе совершенствования лексического навыка и его включение в речевую деятельность достигается более высокий уровень лексического навыка и способность к его использованию в ситуациях общения, учебных и реальных.

Контроль в обучении лексическим средствам общения так же играет большую роль на раннем этапе обучения английскому языку.

Цель контроля – определить уровень сформированности лексических навыков. Контроль проводится как на каждом занятии (текущий контроль), по завершению пройденной темы (периодический), так и по завершению этапа (курса) обучения (итоговый). На всех этапах обучения в качестве одной из форм контроля является тестирование. Форма тестирование должна соответствовать возрастной группе учащихся. Для детей дошкольного возраста контроль усвоения лексического материала также проводится в форме тестирования, но в виде игры.

Такая последовательность в работе соответствует этапам формирования лексического навыка и его включению в речевую деятельность. Все названные этапы работы над словом тесно связаны и различаются лишь приемами работы и видами упражнений, используемых на разных стадиях формирования и развития лексических навыков.

При планировании презентации и отработки лексического материала с детьми младшего возраста необходимо, в первую очередь, принимать во внимание такие их особенности, как любознательность, конкретно-образное мышление, непроизвольное запоминание, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, любовь к игре, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерная двигательная активность.

Следует отметить, что лексика запоминается лучше всего, когда значения слов продемонстрированы наглядно, при помощи картинок, жестов, мимики или предметами. Поскольку у дошкольников развита преимущественно образная память, средства наглядности служат не только для раскрытия значения слова, но и для его запоминания. Здесь помогает использование таких вспомогательных средств, как игрушки, рисунки, реальные предметы, которые в большом количестве демонстрируются детям на занятии. Далее дети совместно с преподавателем отрабатывают эти слова, употребляя их в соответствующих контекстах, чтобы зафиксировать их в памяти.

Особое внимание уделяется системе упражнений, рекомендуемой для отработки и закрепления лексического материала на раннем этапе изучения английского языка. В системе упражнений, развивающих любой вид речевой деятельности, выделяются две подсистемы – подготовительные упражнения и речевые упражнения. При обучении английскому языку детей 5 – 6 лет следует говорить об использовании подготовительных упражнений, поскольку речевые упражнения должны проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения не только коммуникативных, но и познавательных задач, что для рассматриваемого возраста невозможно. Для формирования лексических навыков у дошкольников так же рекомендуются следующие упражнения:

- угадывание (слов, игрушек, картинок, отгадывание загадок);

- рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и называние того, что изображено, что слепили дети;

- физкультминутка (называние действий, выполнение действий и команд);

- игра на внимание/понимание (учитель называет лексическую единицу и показывает игрушку или картинку; дети повторяют хором только те слова, которые имеются на картинке);

- выбор слов/картинок по теме или по ситуации;

- соревнование;

- игра «лото» с картинками/домино;

- повторение слов по принципу «снежного кома»;

- общение детей в рамках тематики.

И. Л. Шолпо [30] предлагает некоторые правила, которыми следует руководствоваться при введении новой лексики:

1. Не следует вводить больше 10 слов.

2. Среди вводимых слов должно находиться несколько пар, связанных устойчивой ассоциативной связью.

3. Введение лексики должно быть мотивировано и вызвано коммуникативными потребностями детей.

4. Если в семантическую группу входят слова одной и той же части речи, их изучение должно быть связано с повторением слов другой группы, относящихся к другой части речи, чтобы возможно было составление сочетаний предмет – предмет, предмет – признак, предмет – действие.

5. Необходимо продумать порядок освоения слов внутри группы: одни слова становятся опорными, другие «зацепляются» за них ассоциативно.

6. Никогда нельзя давать детям «выучить слова». Новая лексика должна утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной поэтапной системы упражнений.

Таким образом, мы можем сделать выводы, что, подбирая материал к занятию, необходимо учитывать любовь детей к звукоподражательным и звукоизобразительным словам и, опираясь на это свойство возраста, прививать детям вкус к чужому языку, вводить их в его атмосферу. Для успешного усвоения лексического материала необходимо:

- Ознакомление детей не с изолированными словами, а с группами слов, связанными семантической или фонетической ассоциацией;

- Формирование мотива для ознакомления со словами данной семантической группы;

- Интериоризация лексики через систему игр, а не механическое запоминание слов по списку;

- Включение новых слов в систему отношений, уже сложившуюся между известными детям словами и их группами;

- Согласованное знакомство с лексическим материалом и теми грамматическими операциями, которые позволяют ввести его в речевую деятельность.

Таким образом, лексика английского языка является очень важным элементом при изучении языка. Только при большем активном запасе ребенок сможет осваивать грамматические структуры. При отборе лексического материала необходимо учитывать его коммуникативную значимость для детей, объективную сложность. А также, при обучении дошкольников нужно уделять большое внимание использованию наглядно-иллюстративного материала.

Таким образом, если лексические задания увлекательны и интересны, то они хорошо запоминаются; изучаемый материал «приклеивается» и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению. Этот циклический процесс генерирует позитивное отношение к изучению английского языка, что является одной из самых ценных вещей, которые преподаватели могут дать детям на раннем этапе изучения английского языка.



Предварительный просмотр:

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку.

Лексика – это совокупность слов языка, его словарный состав. Без владения лексикой невозможно ни понимать речь других людей, ни выражать собственные мысли. Поэтому лексика занимает особое место в системе обучения языку.

Но что значит овладеть лексикой?

Во-первых, усвоить (запомнить) некоторое количество лексических единиц. Число таких единиц зафиксировано в Госстандарте и программах по иностранным языкам.

Усвоение представляет собой особый вид деятельности, благодаря которой учебная информация перерабатывается в образы, понятия и закрепляются в памяти. Образы и понятия, в свою очередь, служат основой мышления и действий человека.

По наблюдениям американского методиста Р. Ладо [32], знание 1000 слов обеспечивает понимание 94 % учебного иноязычного текста, а владение 3000 словами позволяет понимать 80 % любого иноязычного текста.

Во-вторых, овладеть лексикой – это значит приобрести умение пользоваться усвоенными словами в различных видах продуктивной речи (говорение, письмо).

В-третьих, овладение лексикой означает умение пользоваться усвоенными словами в различных видах рецептивной деятельности (слушание, чтение).

Конечной целью овладения лексическими средствами общения является формирование лексического навыка.

Вопрос о том, нужно и можно ли обучать детей 4 - 6 лет иностранным языкам, давно уже на практике решен положительно. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину; делает ребенка более активным; приучает его к коллективным формам работы в группе; пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. Кроме того, появляется реальная возможность уже на раннем этапе выявить детей, способных к языкам, и подготовить их к дальнейшему серьезному изучению иностранного языка.

Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение этого языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение дошкольников фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения лексике является для них основополагающим. Фонетическому аспекту обучения уделяется меньше внимания, так как в этот период у детей идет процесс формирования произносительных навыков на родном языке, который является более важным, чем процесс совершенствования английского произношения.

Грамматика также не может является приоритетным направлением, поскольку даже носители языка в возрасте 5 – 6 лет говорят с грамматическими ошибками. Большая часть грамматических явлений не объясняется и не систематизируется, а освоение их осуществляется на основе речевых образцов, которые употребляются функционально для выражения коммуникативного намерения, говорящего. Таким образом, основное внимание сосредоточено на языке как на средстве коммуникации, а не на своде грамматических правил.

Так, на начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного английского и закладываются основы произношения:

- полное восприятие развивается через постоянное употребление элементарных английских слов;

- фразы и речевые клише заучиваются из песен и рифмовок;

- распознавание и употребление простых слов происходит во время игры.

Общеизвестен факт, что дети исследуемого возраста лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть или потрогать руками, и глаголы, обозначающие движение и действия, которые можно продемонстрировать. Следует отметить, что отбор лексического материала при работе с детьми 5 – 6 лет должен быть рассчитан на формирование активного вокабуляра (простейшие слова основного словарного фонда английского языка) и пассивного вокабуляра, сформированного на основе традиционных английских песенок и рифмовок, а также видеоматериалов, используемых на занятиях.

При обучении лексическим средствам общения рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

- лексика изучается практически и функционально, то есть, содержание высказывания должно определять отбор лексических единиц для занятий и последовательность их усвоения;

- обучение ведется на основе лексических минимумов, состав которых определяется с учетом этапа обучения;

- при практической направленности обучения лексика вводится тематически в соответствии с темой и ситуациями общения;

- единицами обучения лексики является слово, словосочетание, речевой образец, значение которых лучше понимается и активизируется в речи в контексте предложения;

- для объяснения значения лексических единиц используется перевод и беспереводные способы семантизации. Предпочтения следует отдавать беспереводным способам (показ, толкование, догадка по контексту, мимика, жесты);

- следует знакомить учащихся с различиями в обозначении понятий на лексическом уровне, которые существуют в современном варианте британского и американского вариантов английского языка.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [9] существуют следующие этапы усвоения знаний:

- этап предварительного ознакомления с действием, когда обучающий выясняет его цели и ориентиры;

- этап материального (материализованного) действия, когда обучаемый выполняет действие во внешней, материальной форме;

- этап внешнеречевого действия (действия, где все его элементы представлены в форме внешней речи – устной или письменной), когда происходит обобщение действия;

- этап «речи про себя», в процессе которого действие (обобщенное) свертывается;

- этап умственного действия, в процессе которого действие максимально сокращается и автоматизируется.

Обучение лексике – это и есть процесс усвоения лексических единиц, а значит оно также должно базироваться на определенных этапах.

 К основным этапам работы над лексикой относятся:

- ознакомление с лексической единицей (ее представление);

- объяснение значения слова (семантизация);

- закрепление и совершенствование навыка (автоматизация);

- применение слова в различных ситуациях общения.

Ознакомление с новой лексикой - это первый этап работы над формой и содержанием слова. Слово вводится в изолированном виде либо в контексте предложения, который демонстрирует возможности применения слова и служит дополнительным источником понимания его значения.

Введение лексической единицы в контексте предложения, с психологической точки зрения, является наиболее предпочтительным, так как обучение иностранному языку, по утверждению А.Р. Лурии [18], следует начинать с усвоения контекстной речи, затем обращаться к словарному значению изолированного слова.

Объяснение значения слова может осуществляться переводным и беспереводным способами.

Основными способами беспереводной семантизации являются:

- использование средств наглядности;

- толкование выражаемого словом понятия (пояснение значения иноязычного слова с помощью уже знакомых иноязычных слов);

- дефиниция (краткое определение понятия, содержащее наиболее существенные его признаки);

- семантизация через перечисление. (например, мебель – это стол, стул, шкаф и др);

- семантизация с помощью синонима. (применяется в том случае, если слово-синоним учащимся знакомо);

- и др.

К переводным способам семантизации относят замену соответствующим эквивалентом в родном языке. С помощью перевода смысловая сторона слова может быть раскрыта только в случае, когда понятия, выражаемые словами иностранного и родного языка, полностью совпадают.

На этапе закрепления введенного материала (формирование лексического навыка) при работе с лексическими единицами усилия преподавателя направлены на формирование лексических навыков, прочность которых зависит:

- от понимания значения лексической единицы, достигнутого на этапе семантизации слова;

- от выполняемых упражнений, направленных на закрепление слова в памяти;

- от владения способами применения слова в различных ситуациях общения.

При формировании лексических навыков у детей дошкольного возраста необходимо помнить о психофизических особенностях данной возрастной группы. Для прочного усвоения лексической единицы требуется от 15 до 25 повторений. Считается также важным для лучшего запоминания слова встреча с ним не менее 5 раз на протяжении 10-20 занятий. Основным способом повторения ранее пройденной лексики является ее включение во все виды упражнений, направленных на усвоение слова и проверку владения словом.

Вот некоторые образцы упражнений для детей дошкольного возраста на закрепление значения слова:

- покажите предмет, который можно назвать словом...;

- назовите следующие предметы;

- составьте предложения со следующими словами (слова в виде схем или карточек с картинками);

- назовите слова на заданную тему;

- вставьте в предложения пропущенные слова. (все слова записаны на карточках);

- найдите услышанное слово;

- и др.

На этапе совершенствования лексического навыка и его включение в речевую деятельность достигается более высокий уровень лексического навыка и способность к его использованию в ситуациях общения, учебных и реальных.

Контроль в обучении лексическим средствам общения так же играет большую роль на раннем этапе обучения английскому языку.

Цель контроля – определить уровень сформированности лексических навыков. Контроль проводится как на каждом занятии (текущий контроль), по завершению пройденной темы (периодический), так и по завершению этапа (курса) обучения (итоговый). На всех этапах обучения в качестве одной из форм контроля является тестирование. Форма тестирование должна соответствовать возрастной группе учащихся. Для детей дошкольного возраста контроль усвоения лексического материала также проводится в форме тестирования, но в виде игры.

Такая последовательность в работе соответствует этапам формирования лексического навыка и его включению в речевую деятельность. Все названные этапы работы над словом тесно связаны и различаются лишь приемами работы и видами упражнений, используемых на разных стадиях формирования и развития лексических навыков.

При планировании презентации и отработки лексического материала с детьми младшего возраста необходимо, в первую очередь, принимать во внимание такие их особенности, как любознательность, конкретно-образное мышление, непроизвольное запоминание, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, любовь к игре, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерная двигательная активность.

Следует отметить, что лексика запоминается лучше всего, когда значения слов продемонстрированы наглядно, при помощи картинок, жестов, мимики или предметами. Поскольку у дошкольников развита преимущественно образная память, средства наглядности служат не только для раскрытия значения слова, но и для его запоминания. Здесь помогает использование таких вспомогательных средств, как игрушки, рисунки, реальные предметы, которые в большом количестве демонстрируются детям на занятии. Далее дети совместно с преподавателем отрабатывают эти слова, употребляя их в соответствующих контекстах, чтобы зафиксировать их в памяти.

Особое внимание уделяется системе упражнений, рекомендуемой для отработки и закрепления лексического материала на раннем этапе изучения английского языка. В системе упражнений, развивающих любой вид речевой деятельности, выделяются две подсистемы – подготовительные упражнения и речевые упражнения. При обучении английскому языку детей 5 – 6 лет следует говорить об использовании подготовительных упражнений, поскольку речевые упражнения должны проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения не только коммуникативных, но и познавательных задач, что для рассматриваемого возраста невозможно. Для формирования лексических навыков у дошкольников так же рекомендуются следующие упражнения:

- угадывание (слов, игрушек, картинок, отгадывание загадок);

- рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и называние того, что изображено, что слепили дети;

- физкультминутка (называние действий, выполнение действий и команд);

- игра на внимание/понимание (учитель называет лексическую единицу и показывает игрушку или картинку; дети повторяют хором только те слова, которые имеются на картинке);

- выбор слов/картинок по теме или по ситуации;

- соревнование;

- игра «лото» с картинками/домино;

- повторение слов по принципу «снежного кома»;

- общение детей в рамках тематики.

И. Л. Шолпо [30] предлагает некоторые правила, которыми следует руководствоваться при введении новой лексики:

1. Не следует вводить больше 10 слов.

2. Среди вводимых слов должно находиться несколько пар, связанных устойчивой ассоциативной связью.

3. Введение лексики должно быть мотивировано и вызвано коммуникативными потребностями детей.

4. Если в семантическую группу входят слова одной и той же части речи, их изучение должно быть связано с повторением слов другой группы, относящихся к другой части речи, чтобы возможно было составление сочетаний предмет – предмет, предмет – признак, предмет – действие.

5. Необходимо продумать порядок освоения слов внутри группы: одни слова становятся опорными, другие «зацепляются» за них ассоциативно.

6. Никогда нельзя давать детям «выучить слова». Новая лексика должна утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной поэтапной системы упражнений.

Таким образом, мы можем сделать выводы, что, подбирая материал к занятию, необходимо учитывать любовь детей к звукоподражательным и звукоизобразительным словам и, опираясь на это свойство возраста, прививать детям вкус к чужому языку, вводить их в его атмосферу. Для успешного усвоения лексического материала необходимо:

- Ознакомление детей не с изолированными словами, а с группами слов, связанными семантической или фонетической ассоциацией;

- Формирование мотива для ознакомления со словами данной семантической группы;

- Интериоризация лексики через систему игр, а не механическое запоминание слов по списку;

- Включение новых слов в систему отношений, уже сложившуюся между известными детям словами и их группами;

- Согласованное знакомство с лексическим материалом и теми грамматическими операциями, которые позволяют ввести его в речевую деятельность.

Таким образом, лексика английского языка является очень важным элементом при изучении языка. Только при большем активном запасе ребенок сможет осваивать грамматические структуры. При отборе лексического материала необходимо учитывать его коммуникативную значимость для детей, объективную сложность. А также, при обучении дошкольников нужно уделять большое внимание использованию наглядно-иллюстративного материала.

Таким образом, если лексические задания увлекательны и интересны, то они хорошо запоминаются; изучаемый материал «приклеивается» и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению. Этот циклический процесс генерирует позитивное отношение к изучению английского языка, что является одной из самых ценных вещей, которые преподаватели могут дать детям на раннем этапе изучения английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Материал посвящен работе с детьми дошкольного возраста по формированию коммуникативных навыков...

Особенности формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста при нарушениях зрения.

Мы исследовали  психическое развитие детей дошкольного возраста с амблиопией   и   косоглазием.  задачей эксперимента было: выявление  восприятия этими дет...

"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста».

На практике педагоги ДОУ часто сталкиваются с позицеей родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей к чтению, письму, счёту. Ошибочно считая, что эти показатели самые главные. М...

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»...

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»...