Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по музыке на тему

Использование системы специальных упражнений и различных  игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_igra.docx19.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

        

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение для жизни и развития ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития.

Практика показывает, что если дети вынуждены учиться любому искусству, в  том числе и пению «под давлением», то к результату они придут намного позже или не придут никогда. Дети, как и взрослые, не любят, когда  их  принуждают  что-либо  делать. Невозможно  заставить детей полюбить петь. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно.

        Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Это путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики,  доступной   пониманию.

Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре разнообразные  сложные задачи, в том числе и певческие.

Игра способствует  самореализации ребенка. Играя,  он  обретает  пространство — физическое, эмоциональное, социальное. У  него  формируется  комплекс  самовыражения,  самоконтроля, самореализации,  самоопределения.

Игра  выполняет  важные  социальные функции, поскольку в ней ребенок  ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким  образом, игра  является  средством  социализации  ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого.

Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно  двуплановость  обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм. Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.

Игровая деятельность, не только впитывает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает им более сознательный и обобщенный характер. Через игру мир социальных отношений, значительно более сложных, чем те, которые доступны ребенку в его неигровой деятельности, вносится в жизнь ребенка и поднимает ее на значительно более высокий уровень.

В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных  и  интеллектуальных  напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие  впечатления  или  проблемы  требуют  скорейшего разрешения.

Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми  зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.

        В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. В дошкольном возрасте непроизвольное обучение напрямую связано с интересом, а также с интуитивным, не насильственным восприятием. Если интереса не возникает, это говорит о том, что игровой обучающий материал не соответствует возможностям детей, он или  слишком  легкий  или слишком  трудный

        Сложность этой работы для педагога состоит в том, что при переходе от одного образа к другому, он должен быть одновременно и в игре, и руководить действиями детей. Главное — не допустить «назидательного учительского» тона, тем самым не нарушить атмосферу доверия, не спугнуть интерес к игре. На музыкальных занятиях только от педагога зависит поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения

        Наша задача –  ненавязчиво,  игровыми   методами развить певческие навыки,  научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к  певческой  деятельности.

        Для этого в работе можно  использовать  следующие игровые действия:

         - двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.

         - артикуляционная гимнастика -  эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

         - дыхательная гимнастика - способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

         - ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель –  развитие  музыкального и поэтического слуха. на фоне звучания мелодии, ритмического сопровождения, шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы);

         - музыкально-дидактические игры. Для развития музыкального слуха и  улучшения качества пения;

 - игры со звуком  на занятиях, являются частым приемом. Ребенок должен получить о звуке точное представление, о том, что звук обладает определенными свойствами;

         - пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи;

.         Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

        Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст,  а,  главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность,  помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться  от  напряжения, стеснения.

Игра — это огромное  светлое  окно, через  которое  в  духовный  мир ребенка  вливается  живительный  поток  представлений  и  понятий.

Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных  игр,  индивидуальная работа с детьми – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста  Детскую  психику справедливо сравнивают с чистой грифельной  доской: что  на...

"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 31"     Методическая разработка"Развитие певческих навыкову детей старшего дошкольного возраст...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...

Консультация. "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

quot;Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"...