Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по музыке на тему

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

 

 

Детскую  психику справедливо сравнивают с чистой грифельной  доской: что  на  этой доске впервые  пишется, то плохо стирается, а то и вовсе невозможно будет стереть. Эту важнейшую особенность детского мозга  неоднократно  подчеркивал  выдающийся чешский педагог, основатель дидактики  Ян  Амос  Коменский.

Чем раньше  усвоен  человеком  какой-либо  навык, тем он прочнее и тем труднее поддается переделке с годами. Вокальным педагогам хорошо известно, что переучить певца, обладающего дурной манерой пения, бывает значительно труднее, чем научить правильно петь человека, не обладающего никакими навыками.

Методика развития певческих навыков с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокальной педагогике при обучении взрослых. Существенное различие заключается в методах и приемах.

Развитие певческого голоса тесно связано с формированием  определенных навыков, лежащих в основе слухового  восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Развитие певческого голоса детей  может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться  и правильные певческие навыки.

Следует четко разграничить певческие навыки и свойства певческого голоса. Первые выступают как причина, вторые – как следствие.

Свойства певческого голоса:           Основные вокальные навыки:

  1)  звуковой диапазон;                                     1) звукообразование;

  2) динамический диапазон;            2) певческое дыхание;                   

  3) тембр;                                         3) артикуляция; 

  4) качества дикции;                        4) слуховые навыки;   

  5) выразительность исполнения.   5) навыки эмоциональной             

                                                      выразительности.

Звукообразование – это не только атака звука, то есть момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голосов. Умение  правильно интонировать по внутрислуховому  представлению является составной частью  навыка звукообразования и также тесно связано с владением регистрами. С  навыком сознательного управления регистровым звучанием связана подвижность голоса.

Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделение навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и прочее.

Навык артикуляции включает в себя:

-отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

- умеренное  округление фонем за счет их заднего уклада;

- умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет специальной  организации переднего уклада артикуляционных органов;

-умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

-умение сохранять стабильным уровень гортани в процессе пения различных гласных;

-умение  максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии.

Навык дыхания в пении также распадается на отдельные элементы, главные из которых:

-певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

- глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер, и в характере песни;

-момент задержки дыхания, в течение которого готовится «в уме» представление первого звука и последующего звучания, фиксируется положением вздоха, накапливается соответствующее подскладочное  давление;

-фонационный выдох постепенный, экономный при стремлении сохранить вдыхательную установку;

- умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.

К основным слуховым навыкам в певческом процессе следует отнести:

-   слуховое внимание и самоконтроль;

- слуховое дифференцирование  качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения ;

-  вокально  –  слуховые  представления  певческого  звука и способы  его образования.

Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.

Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет:

 - мимики, выражения глаз, жестов и движений;

- богатстве  тембровых  красок  голоса;

- динамических  оттенков, отточенности  фразировки;

-чистоты  интонации;

- разборчивости и осмысленности  дикции;

- темпа, пауз  и цезур, имеющих  синтаксическое  значение.      

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального  переживания  детьми.

По данным различных психологов, уже дети дошкольного возраста по заданию  воспитателя  могут выразить радость, удивление, неудовольствие, нежность, тревогу, печаль, гордость.

Все певческие навыки  тесно связаны  между собой. Работа над ними должна вестись одновременно, а навыки развиваться постепенно. Это требует элементарной последовательности и систематичности  от простого   к сложному.

Можно выделить ряд  общих и специфических  принципов  обучения пению, которые будут способствовать формированию певческих навыков у детей старшего  дошкольного  возраста.

1. Обучение детей пению должно быть направлено  не только на развитие певческого голоса детей, но  также и на решение задач их общего  развития.

2. Перспективность в обучении проявляется в опоре на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это относится как к общему , так и специфическому вокальному развитию.

3. Систематичность в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, включенных в распевание  и направленных на систематическое и последовательное развитие основных  качеств певческого голоса и вокальных навыков.

4. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся.

5. Положительный фон  обучения, при соблюдении посильной трудности границ возможностей каждого ребенка.

Формирование  певческих навыков – это единый педагогический процесс. Певческие навыки формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенными признаками их формирования являются качественные изменения основных свойств певческого голоса ребенка.

Ведущим моментом в образовании певческих навыков является внутренний музыкально - вокальный образ. На первых этапах его формирования, в основном, определяется рассказом и показом педагога. В формировании певческих навыков можно выделить три этапа: этап нахождения верной работы голосового аппарата, этап укрепления и уточнения  этой  работы и этап автоматизации и шлифовки. Каждый из этапов имеет свои характерные черты и требует от педагога их учета. Многообразие выработанных певческих навыков, большой вокальный двигательный  опыт  позволяет  свободно  проявляться  творческому   подходу к исполнению.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Детскую  психику справедливо сравнивают с чистой грифельной  доской: что  на  этой доске впервые  пишется, то плохо стирается, а то и вовсе невозможно будет стереть. Эту важнейшую особенность детского мозга  неоднократно  подчеркивал  выдающийся чешский педагог, основатель дидактики  Ян  Амос  Коменский.

Чем раньше  усвоен  человеком  какой-либо  навык, тем он прочнее и тем труднее поддается переделке с годами. Вокальным педагогам хорошо известно, что переучить певца, обладающего дурной манерой пения, бывает значительно труднее, чем научить правильно петь человека, не обладающего никакими навыками.

Методика развития певческих навыков с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокальной педагогике при обучении взрослых. Существенное различие заключается в методах и приемах.

Развитие певческого голоса тесно связано с формированием  определенных навыков, лежащих в основе слухового  восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Развитие певческого голоса детей  может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться  и правильные певческие навыки.

Следует четко разграничить певческие навыки и свойства певческого голоса. Первые выступают как причина, вторые – как следствие.

Свойства певческого голоса:           Основные вокальные навыки:

  1)  звуковой диапазон;                                  1) звукообразование;

        2) динамический диапазон;                2) певческое дыхание;                        

        3) тембр;                                        3) артикуляция;        

        4) качества дикции;                        4) слуховые навыки;        

        5) выразительность исполнения.        5) навыки эмоциональной                

                                                     выразительности.

Звукообразование это не только атака звука, то есть момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голосов. Умение  правильно интонировать по внутрислуховому  представлению является составной частью  навыка звукообразования и также тесно связано с владением регистрами. С  навыком сознательного управления регистровым звучанием связана подвижность голоса.

Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделение навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и прочее.

Навык артикуляции включает в себя:

-отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

- умеренное  округление фонем за счет их заднего уклада;

- умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет специальной  организации переднего уклада артикуляционных органов;

-умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

-умение сохранять стабильным уровень гортани в процессе пения различных гласных;

-умение  максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии.

Навык дыхания в пении также распадается на отдельные элементы, главные из которых:

-певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

- глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер, и в характере песни;

-момент задержки дыхания, в течение которого готовится «в уме» представление первого звука и последующего звучания, фиксируется положением вздоха, накапливается соответствующее подскладочное  давление;

-фонационный выдох постепенный, экономный при стремлении сохранить вдыхательную установку;

- умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.

К основным слуховым навыкам в певческом процессе следует отнести:

-   слуховое внимание и самоконтроль;

- слуховое дифференцирование  качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения ;

-  вокально  –  слуховые  представления  певческого  звука и способы  его образования.

Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.

Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет:

 - мимики, выражения глаз, жестов и движений;

- богатстве  тембровых  красок  голоса;

- динамических  оттенков, отточенности  фразировки;

-чистоты  интонации;

- разборчивости и осмысленности  дикции;

- темпа, пауз  и цезур, имеющих  синтаксическое  значение.        

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального  переживания  детьми.

По данным различных психологов, уже дети дошкольного возраста по заданию  воспитателя  могут выразить радость, удивление, неудовольствие, нежность, тревогу, печаль, гордость.

Все певческие навыки  тесно связаны  между собой. Работа над ними должна вестись одновременно, а навыки развиваться постепенно. Это требует элементарной последовательности и систематичности  от простого   к сложному.

Можно выделить ряд  общих и специфических  принципов  обучения пению, которые будут способствовать формированию певческих навыков у детей старшего  дошкольного  возраста.

1. Обучение детей пению должно быть направлено  не только на развитие певческого голоса детей, но  также и на решение задач их общего  развития.

2. Перспективность в обучении проявляется в опоре на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это относится как к общему , так и специфическому вокальному развитию.

3. Систематичность в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, включенных в распевание  и направленных на систематическое и последовательное развитие основных  качеств певческого голоса и вокальных навыков.

4. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся.

5. Положительный фон  обучения, при соблюдении посильной трудности границ возможностей каждого ребенка.

Формирование  певческих навыков – это единый педагогический процесс. Певческие навыки формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенными признаками их формирования являются качественные изменения основных свойств певческого голоса ребенка.

Ведущим моментом в образовании певческих навыков является внутренний музыкально - вокальный образ. На первых этапах его формирования, в основном, определяется рассказом и показом педагога. В формировании певческих навыков можно выделить три этапа: этап нахождения верной работы голосового аппарата, этап укрепления и уточнения  этой  работы и этап автоматизации и шлифовки. Каждый из этапов имеет свои характерные черты и требует от педагога их учета. Многообразие выработанных певческих навыков, большой вокальный двигательный  опыт  позволяет  свободно  проявляться  творческому   подходу к исполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Использование системы специальных упражнений и различных  игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 31"     Методическая разработка"Развитие певческих навыкову детей старшего дошкольного возраст...

Консультация "Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Хоровое пение играет важную роль в развитии ребёнка.  Пение является самым доступным видом детского исполнительства:  каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструмент...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...