ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
статья по экологии (8, 9, 10, 11 класс)
В статье рассматривается использование на уроках биологии и географии заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся - осужденных при ФКУ ИК-12. Экологическое воспитание - одна из основных задач ГКОУ ВСШ № 1. Образовательная деятельность является одним из важнейших средств исправления осуждённых. Использование на уроках биологии и географии заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, помогает выпускнику - осужденному в его ресоциализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
Еремин Д.А.
ГКОУ ВСШ №1 Волгоградской области при ФКУ ИК-12, г. Волжский
Аннотация. В статье рассматривается использование на уроках биологии и географии заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся - осужденных при ФКУ ИК-12. Экологическое воспитание - одна из основных задач ГКОУ ВСШ № 1. Образовательная деятельность является одним из важнейших средств исправления осуждённых. Использование на уроках биологии и географии заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, помогает выпускнику - осужденному в его ресоциализации.
Ключевые слова: география, биология, педагогические технологии, функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность.
В эпоху глобализации функциональная грамотность является одним из главных факторов, обуславливающим способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для общения и решения максимально широкого спектра жизненных задач в социальной, политической и экономической деятельности. На сегодняшний день выпускник школы должен стремиться развивать в себе компетенции, способствующие реализации концепции «образование через всю жизнь. Именно владение навыками функциональной грамотности и будет являться предпосылкой этому развитию. Базовые функциональные компетенции личности - это творческое мышление, инициативность, умение находить оригинальные решения, выбирать свой профессиональный путь, постоянно повышать свой уровень образования. Все эти умения формируются на уроках в школе.
На сегодняшний день одна из главных задач современного образования - развитие функциональной грамотности обучающихся. Показатель качества образования - уровень сформированности функциональной грамотности. Согласно результатам участия российских школьников в международном исследовании PISA, которое занимается оценкой уровня формирования функциональной грамотности обучающихся, ученики получают знания, но не умеют применять их на практике в жизни. Поэтому перед российским образованием стоит задача - повысить у школьников уровень функциональной грамотности.
Естественнонаучная грамотность является одним из видов функциональной грамотности. Ее будут оценивать в процессе внешней оценки учебных достижений обучающихся. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
В своей педагогической деятельности я работаю над проблемой формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся, так как являюсь учителем биологии и географии. Мои ученики - это осужденные, которые обучаются в школе при ФКУ ИК-12 г.Волжский, Волгоградской области. Естественно, контингент обучающихся нашей школы и образовательный процесс в исправительном учреждении отличаются от обычной средней школы. Одна из основных задач педагогов нашей школы - помочь осужденным обогатить их духовный мир, способствовать ресоциализации, социальной адаптации осужденных.
Для формирования естественнонаучной грамотности на различных этапах урока я систематически использую тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации, и задания, связанные с этой ситуацией. Бланки заданий использую готовые или разрабатываю их самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей моих учеников. Как правило, в пятом классе я начинаю работу по формированию естественнонаучной грамотности у обучающихся. Сложность заданий на этом этапе минимальна. К девятому классу степень сложности заданий увеличивается. Главной компетентной областью оценки в них является научное объяснение явлений, ученики делают и обосновывают прогнозы о протекающих процессах или явлениях. Также задания по формированию естественнонаучной грамотности я применяю во внеурочное время.
В своей педагогической деятельности я использую различные педагогические технологии. Формированию естественнонаучной грамотности, то есть развитию способности анализировать информацию с точки зрения логики, умение составлять обоснованные суждения, применять решения в стандартной и нестандартной ситуации, способствует использование технологии критического мышления.
Развитию коммуникативных навыков обучающихся, творческого мышления, умению работать в паре и группе, помогает использование на различных этапах урока проблемно-диалоговой технологии.
Задания, направленные на экспериментальную деятельность , как правило вызывают наибольший интерес у обучающихся.
Я считаю, что использование на уроках биологии и географии заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, помогает выпускнику-осужденному в реальной жизни быстро осваивать новые социальные роли и функции и быть конкурентноспособным, способствуя его ресоциализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
#1052;еждународная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.
#1054;рдабаева Ж.Ж. Естественнонаучная подготовка учащихся основной школы в аспекте формирования функциональной грамотности/Педагогические науки/с.105-106;
#1055;ентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. 2018. №1. С. 79-109.
FORMATION OF NATURAL SCIENCE LITERACY OF STUDENTS IN BIOLOGY AND GEOGRAPHY LESSONS IN THE PENITENTIAL SYSTEM
Eremin
GKOU VSSH No. 1 of the Volgograd region at FKU IK-12, Volzhsky, Annotation. The article discusses the use of assignments in biology and geography lessons aimed at developing natural science literacy among students convicted at PKI IK-12. Environmental education is one of the main tasks of the State Educational Institution of Higher Secondary School No. 1. Educational activities are one of the most important means of correcting convicts. The use of tasks aimed at developing functional literacy in biology and geography lessons helps the graduate-convict in his resocialization.
Key words: geography, biology, educational technologies, functional literacy, natural science literacy.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка инструментария формирования естественнонаучной грамотности обучающихся по географии
Разработайте задание для школьников, направленное на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы естественнонаучного исследования или задание, направленное на развитие мет...

Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии, химии и географии
Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии, химии и географии...
Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках географии
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнон...

Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках географии в рамках экологического образования
quot;Экология детства: реализация экологического направления рабочей программы воспитания"...
«Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии»
В статье рассмотрены приемы формирования естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии....
Выступление на МО учителей биологии по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии»
Тема выступления на МО учителей биологии: «Формирование функциональной грамотности обучающих...

Задания, направленные на формирование и оценку естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках химии
Задания, направленные на формирование и оценку естественнонаучной грамотности, которые можно использовать на уроках химии. Прилагаются сами задания из открытого банка данных сайта ФИПИ....