Главные вкладки
Дополнительное образование
рабочие листы по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В данном разделе представлена рабочая программа по кружку "Юный эколог", 2024-2025 уч.года.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 308.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Юный эколог»
для обучающихся 1-9 классов
Учитель: Крупенникова З.Н.,
учитель биологии
г.Улан-Удэ, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» для начальных классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартами начального общего образования, на основе основных действующих нормативах и программных документах РФ в области общего образования детей, с учѐтом приоритетов развития системы дополнительного образования и существующего опыта реализации дополнительных образовательных программ, руководствуясь, нормативно- правовыми документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, с учетом ФГОС; Письмом Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ").
Актуальность разработки и реализации данного курса вызвана отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения образовательной программы с экологической направленностью для 1-9 классов. Видеть, обращать внимание на разнообразие, уникальность, красоту природы, развивать по- знавательный интерес к природе, разгадывать ее тайны основной принцип программы. Наиболее эффективно можно заложить основы экологического мышления в детстве. Актуальность про- граммы заключается и в пропедевтическом освоении основ курса биологии, экологии, здоровье сбережения и химии детьми на примере простых экспериментов и опытов.
Программа «Юный эколог» является программой внеурочной деятельности естественно- научной направленности и рассчитана на детей 7-15 лет. Продолжительность реализации про- граммы 1 год.
Новизна программы заключается в практической направленности деятельности обучаю- щихся. Учащиеся научатся работать с приборами: микроскопом, шумомером, научатся прово- дить опыты и эксперименты, исследования, используя лабораторное оборудование. Именно ис- следовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические про- блемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опо- рой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особен- ностей.
Данная программа педагогически целесообразна, поскольку содержание программы ре- ализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла. Программа «Юный эколог» для детей, интересующихся окружающим миром. Включение в содержание данной программы образова- тельного материала по экологии, биологии, химии способствует формированию целостности вос- приятия окружающего мира. В процессе обучения у детей формируется осознанно-правильное отношение к природе.
Количество занятий в неделю – 1. Продолжительность занятий 40 минут. Общий объем часов обучения– 34 часа. Срок освоения программы – 1 год.
Содержание и материал программы «Юный эколог» организованы по принципу диффе- ренциации в соответствии с уровнем сложности.
Курс внеурочной деятельности предполагает овладение теоретическими понятиями в обла- сти экологии; знание основополагающих принципов экологического воспитания. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: при- обретение обучающимся знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни. Данный курс предполагает умение ориентироваться в изучаемых объектах окружающей среды; рационально использовать природные ресурсы. Формируется позитивное отношение обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие цен- ностного отношения к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Достижение всех уровней результатов деятельно- сти будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации программы.
Форма обучения: очная и очно-заочная. В программе могут использоваться дистанцион- ные образовательные технологии и средства электронного обучения.
Формы организации деятельности участников объединения: групповая, фронтальная, ра- бота по подгруппам, индивидуальная работа.
Формы проведения занятий: встречи со специалистами разных профессий, творческая ра- бота, проектная и исследовательская деятельность, выставки, соревнования, экскурсии, экологи- ческие акции, лабораторные работы, экспериментальная деятельность, игры-тренинги.
Формы подведения результатов реализации программы: дневник наблюдения; практиче- ские работы; защита проекта; лабораторные, исследования, зачет по результатам творческих ра- бот; участие в экологических акциях.
Показателями результативности освоения программы является участие в региональных и Всероссийских конкурсах, марафонах и научно-практических конференциях. Динамика интереса к работе объединения и уровень развития экологической компетентности обучающихся отсле- живается в «Листе достижений», где также учитываются результаты диагностики.
Цель программы – создание условий для формирования экологической культуры, социаль- ной компетентности и активной гражданской позиции школьников в области проектно- исследовательской, творческой, природоохранной деятельности средствами экологического об- разования.
Задачи:
- формировать систему эколого-биологических знаний об окружающем мире, овладения мето- дами практической работы экологической направленности и методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
- развивать у детей навыки общения с живой природой, исследовательской деятельности посред- ством фенологических наблюдений в природе, учебно-исследовательской деятельности и прак- тической работы.
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины, экскурсии, просмотры фильмов о природе, а также моти- вацию к трудолюбию, активности, самостоятельности, коллективизму.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Вводное занятие»
Теория. Ознакомление обучающихся с правилами поведения в объединении, правилами безопас- ности при работе с инструментами, оборудованием в лаборатории, пожарной безопасности и пра- вилами дорожного движения. Введение в программу. Определение целей и задач в работе на год. Ознакомление с планами на год, информирование о предстоящих конкурсах и акциях.
Практика. Практическая работа «Знакомство с лабораторным комплексом для учебной практи- ческой и проектной деятельности по биологии и экологии».
«Первые шаги по тропинке открытий»
Готовимся наблюдать и изучать.
Теория. Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
Практика. Лабораторная работа «Методы исследования: работа с цифровым микроскопом» Десять заповедей друзей леса
Теория. Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составлен- ных учѐным-экологом Ф. Тасси. Практика. Экскурсия в природу «Осенний лес». Акция «Чистая планета - здоровая Земля»
«Природа, красота явлений природы»
Явления природы.
Теория. Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы.
Практика: Лабораторная работа «Листорасположение».
Лабораторная работа «Внешнее строение листа. Почему осенью листья желтеют?».
«Объекты неживой природы»
Практика. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».
Красота и гармония гор.
Теория. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, мала- хит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Камни, песок, воздух, вода.
Практика. Практическая работа «Минералы». Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц
Теория. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Практика. Практическая работа «Песок и глина»
Обычная вода, но это интересно!
Теория. Беседа о твѐрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода ис- точник жизни на Земле. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.
Практика. Лабораторная работа «Опыты с водой: живая вода, вода под микроскопом».
Вода – источник жизни.
Теория. Вода в быту. Экономия воды. Вода из местных источников.
Практика. Практическая работа. Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения».
«Объекты живой природы»
Многообразие растений на Земле
Теория. Растения разведчики недр. Зелѐные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения. Лекарственные и ядовитые растения.
Практика. Практическая работа «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями».
Организация выставки комнатных цветов «Флора нашего дома».
Практическая работа «Маленький огород на подоконнике».
Практика. Лабораторная работа. Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатных растений».
Встреча со специалистом. Природное богатство.
Практика. Просмотр фильма «Пожар в лесу». Акция «Кормушка» Многообразие животного мира.
Теория. Кто из животных самый быстрый? Какое животное живѐт дольше всех? Почему льва называют царѐм зверей? Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде. Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума. Птицы их красота и разнообра- зие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы?
Лабораторная работа «Птицы. Строение пера».
Красная книга.
Теория Красная книга. История создания. Значения для человечества и для меня. Животные и растения красной книги. Зоопарки и заповедник, заказники. В чем разница? Правила поведения. Их место в жизни человека. Их значение для планеты.
Человек – царь природы.
Теория Место человека в природе. Влияния окружающей среды на человека. Как человек влияет на планету Земля. Последствия его влияния. Как человечество, и ТЫ можешь помочь НАШЕЙ планете.
Практика Рассуждения. Создание плакатов на темы: «Я и Планета», «Мое место на Планете». Лаборатория экологического мониторинга. Встреча со специалистом – экологом района
«Проектная деятельность»
Что такое проект. Этапы работы над проектом
Теория. Проект. Виды проектов. Алгоритм выполнения проекта: выбор темы и поиск информа- ции, создание плана проекта.
Практика. Разработка плана, оформление проекта, составление защиты.
Знакомимся с исследовательскими методами
Теория. Что такое «метод». Наблюдение. Эксперимент, его виды. Беседа и анкетирование. Практика. Изучение результатов деятельности (метод самонаблюдения, самоанализа) Учимся об- рабатывать информацию
Теория. Способы обработки информации: сравнение, анализ, обобщение. Самостоятельный по- иск проблемы. Работа с литературой. Опрос. Наблюдение. Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности.
Практика. Работа с источниками информации.
Создание творческих и учебно-исследовательских проектов
Теория. Знакомство с принципами проектной и научно-исследовательской деятельности. Прак- тика. Выбор темы авторских проектов. Отбор литературы. Знакомство со специальной ли- тературой. Обоснование выбранной темы, проекта. Экспертная оценка аналогов. Работа по созданию авторских проектов. Оформление готовых творческих проектов. Представление твор- ческих проектов. Самооценка, самоанализ. Выполнение творческих проектных заданий, защита проектов. Презентация проектов
Итоговый контроль (входная, промежуточная и итоговая диагностика). Зачет
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бе- режного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
- формирование позитивное отношение к труду; эмоциональный отклик на красоту окружаю- щего предметного мира; уважительное отношение к окружающему миру и природе;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искус- ства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность вы- ражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окру- жающей среды;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициатив- ности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с ис- пользованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД:
Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды оби- тания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зави- симости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавли- вать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, про- водимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на ос- нове предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особен- ностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐн- ного наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представ- ленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуаль- ную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллю- страцию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответ- ствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные УУД
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участ- ников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собе- седнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, со- циальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опыт- ной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явле- ниях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные УУД
Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учеб- ной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректиро- вать их.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- описывать на основе опорных слов наиболее распространѐнные в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
- применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счѐт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
- оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
- соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем про- граммы | Кол и- чес тво час ов | Форма прове- дения занятий | Электронные (цифровые) обра- зовательные ресурсы | Оборудование Точки Роста |
1 | Вводное занятие. «Что такое эко- логия?» Правила ТБ. Знакомство с лабораторным комплексом для учебной практической и проектной деятельности по окружающему миру. | 2 | Беседа, наблю- дение | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Знакомство с цифровыми лабораториями по биологии, химии, экологии, физиологии |
2 | «Первые шаги по тропинке от- крытий» | 4 | |||
2.1 | Готовимся наблюдать и изучать. Лабораторная работа «Методы ис- следования: работа с цифровым микроскопом | 2 | Наблюдение Лабораторна я работа | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Цифровые микроскопы, наборы микропрепарато в. |
2.2 | Десять заповедей друзей леса. Экс- курсия в природу. Акция «Чистая планета – здоровая Земля» | 2 | Экскурсия | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Мешки для сбора мусора. |
3 | «Природа, красота явлений при- роды» | 2 | фотосессия | ||
3.1 | Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затме- ние луны и солнца. | 1 | Бесед, наблюдение, | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Видеоролики о явлениях природы |
3.2 | Лабораторная работа «Внешнее строение листа. Почему осенью ли- стья желтеют?». | 1 | Лабораторна я работа | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Цифровая видеокамера |
4 | Объекты неживой природы | 11 | |||
4.1 | Экскурсия на пришкольный уча- сток «Предметы и явления неживой природы вокруг меня». | 1 | Экскурсия | https://ppt4web.ru/ ehkologija | |
4.2 | Красота и гармония гор. Практическая работа «Минералы» | 2 | Практическая работа | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Коллекции минералов |
4.3 | Песок и глина. Вездесущий и мно- голикий кварц. Практическая ра- бота «Песок и глина» | 2 | Практическа я работа | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Коллекция природных полезных ископаемых |
4.4 | Обычная вода, но это интересно! Лабораторная работа «Опыты с во- дой: живая вода, вода под микро- скопом». | 2 | Лабораторна я работа | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Цифровой микровкоп |
4.5 | Экскурсия Акция «Всемирные дни наблюдения птиц» | 1 | Экскурсия Акция | https://ppt4web.ru/ ehkologija | бинокли |
4.6 | Вода -источник жизни на Земле. Хранилища воды на суше. Лабора- торная работа «Очистка воды от за- грязнений». | 3 | Лабораторна я работа | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Цифровая лаборатория по химии |
5 | Объекты живой природы. | 9 | |||
5.1 | Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Лекарствен- ные и ядовитые растения. Практи- ческая работа «Комнатные расте- ния. Уход за комнатными растени- ями». | 2 | Практическа я работа | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Комнатные растения. Наборы для ухода за растенияими |
5.2 | Организация выставки комнатных растений «Флора нашего дома». Практическая работа: «Маленький огород на подоконнике». Исследо- вательская работа. «Влияние света | 2 | Практическая работа Исследователь -ская работа. | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Цифровая лаборатория по экологии |
на рост и развитие комнатных рас- тений». | |||||
5.3 | Многообразие животного мира. Звери. Удивительное в животной среде. Подготовка сообщений. Рыбы. Практическая работа «Зна- комство с обитателями водоемов» Лабораторная работа «Птицы. Строение пера». Акция «Кормушка» | 3 | Практическа я работа Лабораторна я работа Акция | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Цифровая лупа, набор перьев. Изготовление кормушек. |
5.4 | Красная книга. Зоопарки и заповед- ник, заказники. Практическая ра- бота «Составление памятки «Пра- вила поведения в природе» | 1 | Практическая работа | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Наборы открыток |
5.5 | Место человека в природе. Как че- ловечество, и ТЫ можешь помочь НАШЕЙ планете. Практика Рассуждения. Создание плакатов на темы: «Я и Планета», «Мое место на Планете». Лаборато- рия экологического мониторинга. | 1 | Практическая работа | https://ppt4web.ru/ ehkologija | Создание плакатов по теме |
6 | Проектная деятельность. | 6 | |||
6.1 | Что такое «проект». Этапы работы над проектом. | 1 | Беседа, про- смотр видео | https://ppt4web.ru/ ehkologija | |
6.2 | Знакомимся с методами исследова- ния. Учимся обрабатывать инфор- мацию. | 2 | Беседа, про- смотр видео | https://ppt4web.ru/ ehkologija | |
6.3 | Создание творческих и учебно-ис- следовательских проектов. Работа над проектами. | 3 | Итоговой кон- троль | https://ppt4web.ru/ ehkologija | |
Итого | 34 | ||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва: Просвещение, 2013
- Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное по- собие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2012.
- Плешаков А. А. Зелѐные страницы. – Москва: Просвещение, 2015.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебное пособие – Москва: Просвещение, 2018.
- Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. – Москва: Просвещение, 2015.
- Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007.
- Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – Москва: Просвещение, 1989.
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. – Москва: РОСМЕН, 1998.
- Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – Москва: Педагогика-Пресс, 1993.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – Москва: ООО Издательство «Астрель», 2000
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ https://ppt4web.ru/ehkologija
- Интернет
- Учебная платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru
- Учебная платформа Учи.ру https://uchi.ru/
- Сайт «Детские радости» ориентирован на дошкольный и младший
- школьный возраст детей, для родителей, воспитателей, педагогов: https://detskieradosti.ru
- Детские электронные презентации и клипы: https://viki.rdf.ru
- Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru
- Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
- Педсовет http://pedsovet.org
- Электронные версии журналов.
- http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук"
- http://www.kostyor.ru/archives.html - Журнал для школьников "Костѐр"
МАЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает проведение занятий в учебных кабинетах, соответствующих нормам СанПина.
Помещения для занятий:
учебный кабинет, оснащенный выходом в интернет.
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)
- гербарии растений; таблицы, атласы, муляжи;
- диски с записями музыки, голосов птиц, шума явлений природы;
- определители животных, деревьев, следов животных;
- учебные плакаты;
Информационное обеспечение
№ | Оборудование | Количество/шт. |
1. | «Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по химии, биологии и экологии» | 3 |
2. | Ноутбук | 1 |
3. | Мультимедийное устройство | 1 |
4. | Интерактивная доска | Экран |
Дидактический материал
Видео и аудио материалы; фотоматериалы Презентации на различных носителях.
Методическая и научно-популярная литература.
Список видеоматериалов
«Анатомия для детей».
«Живая природа » (для 1-4 классов),
«Красота змей»
«Ребятам о зверятах». Части 1-5.
«Муравьи атакуют»
«Живые драконы»
«Прогулки под водой».
«Жизнь в микромире».
«Загадочные животные».
«Жизнь млекопитающих».
«Голубая планета».
Методические материалы
Реализация программы достигается благодаря использованию современных образовательных технологий, дидактических форм, методов и приемов.
Методы, применяемые на занятиях:
- словесные (беседа, инструктаж, диспут);
- наглядные (просмотр иллюстраций, рисунков, схем; работа по образцу; наблюдение)
- практические (изготовление макетов, памяток, и др.);
- эвристические (конкурсы, исследования, творческие защиты проектов);
- исследовательские (исследовательская деятельность, практикум, защита проектов);
- репродуктивные (задания по рассмотренному ранее образцу);
- объяснительно-иллюстративные (подача информации при помощи наглядных и практиче- ских материалов).
Методы закрепления материала: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские (экс- перимент), творческие.
Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу. Также предусмотрены прак- тические и лабораторные работы с использованием лабораторного комплекса для учебной и про- ектной деятельности по биологии и экологии.
Используемые современные образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие образовательные технологии
- Проектная деятельность
- Информационно-коммуникационные технологии
- Коллективные творческие дела (КТД)
- Технология проблемного обучения
- Технология уровневой дифференциации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...

Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...

