Конспект урока "Спрос. Предложение. Эластичность"
план-конспект урока (экономика, 10 класс) по теме

Нина Николаевна Кучеренко

  Урок был проведен 14 ноября 2007 года  на городском семинаре  директоров школ города Коврова. Урок  в 10 классе инженерно – экономического профиля. Количество часов – 2 часа в неделю (пара).

 Данная тема «Спрос. Предложение. Эластичность» изучается  в блоке «Рыночная экономика». На изучение всего блока отведено 16 часов. На изучение конкретной темы 6 часов.  Проводилось 2-е занятие по теме «Спрос. Предложение. Эластичность»

Ученики на втором занятии по теме владеют понятиями « спрос», «предложение», знают законы спроса и предложения, механизмы их функционирования, кривые спроса и предложения.

Следовательно, проводимые уроки являются уроками обобщения и систематизации полученных знаний, усвоения новых понятий.

Цели урока:

Образовательная:

-        усвоитьновые знания и понятия по разделу «Эластичность спроса»;

-        закрепить полученные теоретические  знания по рыночным механизмам, увидеть их практическое применение при формировании цены;

-        совершенствовать умение решать задачи экономического содержания по теме урока.

Развивающая:

развивать логическое мышление, исследовательские и творческие навыки  при анализе проблемных ситуаций и решении задач.

 Воспитательная:

-        воспитывать культуру мышления и речи;

-        помочь учащимся осмыслить социальную, практическую и личностную  значимость учебного материала, полезность приобретаемых знаний и умений;

-        воспитывать чувства коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_ekonomiki.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап  актуализации знаний

- Слово учителя (чтение стихотворения)

Тему нашего урока вы назовете без сомнения.

Всегда в почете у народа законы рынка – «Спрос» и «Предложение».

И эластичность к этому, конечно, прилагается.

Итак, внимание! Урок наш начинается.

Учитель: Ребята, сформулируйте тему нашего урока. (Спрос. Предложение. Эластичность).

 

Учитель: Ребята, попробуйте определить цели нашего урока. (Учащиеся с помощью учителя формулируют цели своей учебной деятельности на уроке.)

- Работа в группах с рисунками 1,2 .

Рис. 1                                                         Рис. 2

                                                        

Задание: составить вопросы к рисункам 1,2 в течение 2-3 минут. Учащиеся класса разделены на 2 группы.

Проверка выполнения задания группами осуществляется следующим образом: учащиеся 1 группы задают вопросы учащимся 2 группы и наоборот. В результате этой работы происходит повторение и закрепление изученных ранее знаний по теме «Спрос и предложение»

Примерные вопросы к рисунку 1:

  1. В чем заключается закон спроса?
  2. Какие неценовые факторы влияют на спрос?
  3. Как это отражается на кривой спроса?
  4. Под воздействием каких факторов мог произойти сдвиг кривой DD в D1D1? DD в D2D2    ?

Примерные вопросы к рисунку 2:

  1. В чем заключается закон предложения?
  2. Какие неценовые факторы повлияли на положение кривой SS?
  3. Что произойдет с кривой предложения услуг, если цены вырастут?
  4. Применены новые технологии, затраты стали меньше, что можно сказать о предложении товара?

  1. Этап закрепления знаний.

 Слово учителя: А теперь перенесемся в далекое прошлое и познакомимся с фантастической историей, которая произошла в Голландии в 1630 году. Эта история получила название  «тюльпанное безумство».

  Выступление учащегося с сообщением:

 Никто до сих пор не знает точно главную причину, из-за которой цветок, привезенный в Европу за 80 лет  до того и спокойной красовавшийся на клумбах зажиточных граждан, внезапно стал предметом бешеного спроса. Но факт остаётся фактом – с 1630 г. цены на луковицы тюльпанов, подгоняемые спросом, стали повышаться, и этот неуклонный рост вскоре привлёк внимание всей страны.

Голландцы  смекнули, что такое устойчивое удорожание невзрачных цветочных луковиц создаёт прекрасные условия для превращения их в куда более красивые золотые монеты. И для этого даже не нужно изучать таинственную науку алхимии. Достаточно просто купить побольше луковиц, а потом продать их, когда цена ещё поднимется. Эта нехитрая комбинация, именуемая обычно спекуляцией, стала повальным увлечением и горожан, и крестьян.

В итоге возник механизм самоподстегивающегося спроса. Действительно, чем больший спрос люди предъявляли на луковицы тюльпанов, тем выше поднимались их цены. А чем выше поднимались их цены, тем больше была прибыль цветочных спекулянтов и тем отчетливее голландцы понимали: дело-то верное, зевать нельзя и надо покупать луковиц побольше и поскорее! Так спрос подстёгивал цены, а цены – спрос.

В итоге цены луковиц достигли поднебесной высоты. Сохранившееся документы свидетельствуют: за луковицу платили до 2500 гульденов. А на такую сумму в то время можно было купить 2 воза пшеницы, 4 воза сена, 4 откормленных быка, столько же откормленных свиней, 12 взрослых овец, 4 бочки пива, 2 бочки сливочного масла, 500 килограммов сыра, кровать, костюм и серебряный кубок. В этой ситуации купцы за бесценок распродавали свои склады, чтобы побыстрее выручить наличные деньги и пустить их на покупку тюльпанов. Те же, кому денег не хватало, одалживали их у банкиров и ростовщиков с уверенностью, что легко расплатятся потом из «цветочных прибылей».

И вдруг рынок «лопнул» - на очередном аукционе выставленная на продажу луковица принесла владельцу только 1000 гульденов вместо ожидаемой суммы в 1250 гульденов. И этой новости, облетевшей всю страну, хватило для того, чтобы люди сразу испугались и начали спешно сбывать свои «драгоценные» луковицы. Но их уже никто не хотел покупать по столь высоким ценам.

Иными словами, предложение резко превысило спрос, а, как мы уже знаем, в такой ситуации равновесная цена начинает снижаться. В Голландии же цены тюльпанов просто «рухнули», и люди, ещё вчера чувствовавшие себя богачами, вдруг оказались нищими: многие из них купили луковицы на одолженные деньги, а вернуть- то долг теперь было нечем!

Увы, печальный опыт голландцев не излечил человечество  от стремления к быстрому обогащению за счет рискованной игры на колебаниях цен. Правда, со временем люди придумали более изощренные формы такой игры и научились несколько снижать опасность разорения при неудачных спекуляциях (И.Липсиц «Экономика без тайн» М.: «Рим», 1993 год).

 Учитель: Как вы думаете, кто установил такие высокие цены на тюльпаны?  Почему они «взлетели», а потом резко упали? Ответить на этот вопрос поможет нам  разбор ситуаций, сложившихся на рынке.  

  Разбор ситуаций по теме «Спрос. Предложение»:

Фронтальная работа:

 1) Рынок магнитофонов. Цены на кассеты выросли. Что можно сказать о спросе на магнитофоны? Что это за товары?

2) Цена на баранину выросла. Что можно сказать о спросе на говядину?

3) Выросли цены на столы. Что можно сказать о предложении стульев?

4) Узнав о повышении цен на кожу, компания, владеющая сетью магазинов по продаже обуви, распорядилась уволить часть продавцов. Почему?

5) Доходы населения выросли! Что произойдет со спросом на магнитофоны? на хлеб? на соль? на фрукты.

6) Цены на удобрение выросли. Что произойдет с предложением пшеницы?

Учитель: А теперь рассмотрим, как на конкурентном рынке формируются цены на товар. Поможет это сделать деловая игра «Покупатель-продавец».

  Деловая игра «Покупатель – продавец».

Учащиеся делятся на группы: покупатели, продавцы, ведущий торгов, зрители

Задание: Провести торги. Ответить на вопрос, как спрос «договаривается» с предложением? Какая цена устанавливается в ходе взаимодействия?

На доске таблица:

Покупатели

не дороже

Продавцы

не дешевле

А1

300

В1

100

А2

280

В2

110

А3

260

В3

150

А4

240

В4

170

А5

220

 В5 

 200 

А6

210

 В6 

 215

А7

200

В7

250

А8

180

В8

260

А9

170

А10

150

Ведущий торгов:  

Ранним воскресным утром на рыночной площади города N  собралась группа людей. Одни (их 10 человек) пришли сюда с пустыми руками, но с пухлыми кошельками, и каждый из них лелеял надежду купить компакт-диск своей любимой группы «Сливки»; другие же (их было 8 человек) пришли сюда, чтобы продать эти компакт-диски.

Каждый покупатель и каждый продавец по-своему судил о товаре. Оценки покупателей – это максимальные цены, которые они могут уплатить за компакт-диск, а оценки продавцов – это минимальные цены, которые они согласны были бы получить за предлагаемый товар. Условие: сделки должны быть выгодны как продавцам, так и покупателям. Поэтому никто не станет покупать (или продавать) товар по цене, равной его собственной оценке, поскольку не извлечет выгоды.

Учитель:  Каким же образом при подобных условиях будет устанавливаться цена на компакт-диски?

Ведущий торгов: Итак, внимание! Торги начинаются. Первоначальная цена на компакт-диски 130 рублей. Какая ситуация складывается на рынке?

Учащиеся: Такая цена выгодна всем покупателям. Но она явно не устраивает продавцов: из 8 человек лишь двое (В1и В2) смогли бы продать свой товар по этой цене.

Продавцы В1 и В2: Мы стоим перед выбором: Если продать товар сейчас – значит довольствоваться весьма скромной выгодой, а вот придержать его – это уже виды на солидную прибыль. Мы решаем диски пока не продавать.

 Ведущий торгов: покупатели начинают волноваться.

Они  все  готовы купить товар по предложенной цене, но продавцы придерживают  диски в ожидании прибыльной сделки. Кто предложит больше ?

Покупатели: А мы, вопреки собственным интересам, предлагаем более высокую цену – 160 рублей.

Ведущий торгов: К чему приведет повышение цены на компакт-диски?

Учащиеся: Разгоревшееся соперничество в повышении цены, приведет к устранению отдельных покупателей с рынка. При цене 160 рублей выйдет из борьбы А10, но только 3 продавца компакт -  дисков  могли бы довольствоваться  малым  и продать свой товар, но  видя число поклонников группы, занимают выжидательную позицию. При цене 180 рублей – А9, 200 рублей – А8. На площади торги продолжаются.  Желающих приобрести диски  осталось 7 человек, а предложить их по 200 руб. согласны  только 5 продавцов.

Ведущий торгов: А как ведут себя продавцы?

Продавцы: Повышение цены как нельзя кстати, ибо увеличиваются наши шансы на продажу: цена 150 рублей выгодна продавцу В3,цена 170 рублей – В4, цена свыше 200 рублей – В5.

 Учитель: сделайте вывод о взаимодействии спроса и предложения в установлении цены на товар.

Учащиеся: Одно и то же движение цены имеет двоякое следствие: число покупателей, предъявляющих действительный спрос, уменьшается с 10 до 6, тогда как число продавцов, готовых удовлетворить его, увеличивается с 2 до 5. Одновременно сокращается разрыв между числом покупателей и числом продавцов с 8 при цене 130 рублей до 1 при цене 200 рублей. Словом, круг дельцов, способных выдержать конкуренцию, сужается.  Спрос пока еще выше предложения, и конкуренция не только не угасает, но и обостряется. Продавцы, зная, что цена и дальше пойдет вверх, по-прежнему стоят на своем, А это вызывает новую волну соперничества между покупателями, и цена опять идет вверх.

Ведущий торгов: Цена достигает 210 рублей. Что происходит на рынке?

Учащиеся: Покупатель А6 прощается с мыслью купить компакт-диск. Остается 5 покупателей и 5 продавцов, спрос приходит в соответствие с предложением.

Покупатели: В этой ситуации мы бы хотели приобрести товар по более низкой цене -210 рублей.

Продавцы: Наша цена 220 рублей.

Покупатели: Мы вынуждены уступить нажиму продавцов и набавляем цену (215 рублей).

Продавцы: Наша цена 220 рублей.

Ведущий торгов: Покупателей стало меньше, чем продавцов (выбывает покупательА5). Каждый из продавцов готов биться до конца, но продать свой товар. И никто не отступит.

Продавцы: Мы согласны на снижение цены.

Ведущий торгов: Между продавцами происходит борьба за установление цены, которая закончится вытеснением слабейшего.

Продавец В6: Я потерял все шансы продать свой товар, так как цена упала ниже 215 рублей.

Ведущий торгов: Итак, цена известна. Она устанавливается в пределах от 210 до 215 рублей включительно. Что происходит на рынке?

Учащиеся: При этой цене спрос на компакт-диски и их предложение уравновешиваются. Число покупателей, которые могут купить товар, равно числу продавцов, которые готовы продать его.

Ведущий торгов: Удачливые дельцы пожимают друг другу руки: сделки состоялись! Гордые собой они покидают рыночную площадь. Совсем другое настроение у остальных дельцов. Пятеро из них (это покупатели А6-А10) как пришли, так и уходят с пустыми руками, а трое (это продавцы В6-В8) не реализовали свой товар. Всех их не устроила цена.

Учитель: Сделайте вывод: каким образом устанавливается цена на  конкурентном  рынке?  

Учащиеся: Цена на рынке не диктуется сверху, а формируют ее спрос и предложение при свободном выборе агентов.

В течение всех торгов учитель направляет работу участников торгов и учащихся класса.

Учитель: В дальнейшем мы рассмотрим  на уроках другие ситуации и проследим, как  формируется цена в различных системах и типах рынков.

Рис.3  показывает как устанавливается рыночная цена на товар при взаимодействии спроса и предложения.

 

Рис.3  

 Решение задач по теме «Спрос и предложение» (1 задача разбирается у доски; 2,3 задачи решаются самостоятельно по вариантам, на дополнительных закрытых досках работают  2 ученика)

Задача 1. Функция спроса задана формулой Qd = 7-p, функция предложения Qs= -5 +2p. Найти равновесный объем и равновесную цену. Построить кривые спроса и предложения.

Задача 2. Осенью спрос на шерстяные варежки вырос, однако цена на них осталась на том же уровне, что и весной. Как изменилась за это время цена на шерсть? (выполните графическое решение с помощью кривых спроса и предложения)

( Ответ: так как цена на варежки не изменилась, то их предложение выросло, следовательно, цена на  шерсть должна была упасть).

Задача 3. Подорожал сахар. Через полгода цена на мороженое оказалась на том же уровне, что и до подорожания. Зимой или летом подорожал сахар? (выполните графическое решение с помощью кривых спроса и предложения)

( Ответ: предложение уменьшилось, следовательно, произошел сдвиг кривой SS в S1S1.  Цена та же, следовательно, сдвиг Д в Д1 означает, что спрос упал, а упадет он зимой, следовательно, за полгода – это лето.

Проверка:  учащиеся, выполняющие работу у доски, объясняют решение задач;   остальные – взаимоконтроль в парах. Учитель проверяет в это время работы 4 учащихся.

  1.  Этап усвоения новых знаний.

 Слово учителя: Спрос и предложение влияют на выручку, которую получают     продавцы от продажи товара. А проанализировать соотношение выручки в зависимости от спроса на товары можно с помощью понятия эластичности.

Эластичность – это показатель степени чувствительности покупателей к изменениям цены товара. Впервые ввел этот термин английский экономист   Альфред Маршалл, окончивший Кембриджский университет в Великобритании и проработавший там всю жизнь. По своим наклонностям Маршалл был математиком, но много своих работ ученый  посвятил механизму взаимоотношений спроса и предложения.

 Реакция потребителей на изменения цены на товар может быть сильной, слабой и нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный.

Коэффициент эластичности – это отношение % изменения количества продаж к % отношению изменения цены.

 - формула дуговой эластичности

               - формула точечной эластичности

1) Яблоки подорожали на 10%, а мы покупаем на 15% меньше, следовательно

   эластичный спрос

2) Яблоки подорожали на 10 %, а мы покупаем на 1 % меньше, следовательно

   неэластичный спрос

 Работа с  рисунками

Задача 1: при цене 100 рублей за кг объем спроса составил 400 кг. Цена возросла на 100 рублей, спрос упал до 100 кг. Найти коэффициент эластичности и выручку до подорожания и после подорожания.

Задача 2: Спрос упал на 100 кг, цена возросла на 100 рублей. Найти коэффициент эластичности и выручку до подорожания и после подорожания.

 Вывод: Знание эластичности имеет большое значение для продавцов. Если товар  высокой эластичности, то продавцы,  уменьшая цену, увеличивают объем продаж, следовательно, выручка растет.

Если товар не эластичный, то производитель, повышая цену, получает ощутимую прибыль.

Знание механизмов рынка необходимо и производителям и потребителям.

5.Этап закрепления новых знаний.

Устная работа проводится фронтально

Пример: В день реализовывали 20 кг бананов по 15 рублей за кг. Цену понизили на 1,5 рубля и стали продавать 30 кг бананов. Как изменилась выручка?  

 Решение задач по теме «Эластичность»

 Задачу решает весь класс, 1 учащийся - на  закрытой дополнительной доске. Проверка: учащийся у доски комментирует свое решение, класс осуществляет самопроверку, учитель,  проходя по классу выбирает неверное решение задачи выносит на обсуждение допущенную ошибку.

 Задача:  Повышение цены на бумагу привело к повышению на 16 копеек цены на тетрадь, составляющей первоначально 80 копеек за тетрадь. До подорожания продавали 500 тетрадей в день. Коэффициент эластичности 0,1. Сколько тетрадей в день продается по новой цене?

6.Этап информации учащихся о домашнем задании и подведение итогов урока.

 Итоги урока  подводят учащиеся.

Выводы:

  1. На рынке спрос и предложение постоянно взаимодействуют. Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием спроса и предложения при свободном выборе агентов.
  2. Эластичность спроса  отражается на выручке продавцов. Поэтому необходимо знать, товар  какой эластичности предложен к продаже.

Учитель оценивает ответы учащихся за решение задач и активную работу с места.

и задает  домашнее задание:

  1. выучить теоретические понятия из учебника «Прикладная экономика» по темам «Спрос. Предложение. Эластичность»;  
  2. решить задачу: «Подорожало молоко. Цена сметаны изменилась на 10 %, выручка понизилась с 200 рублей до 176 рублей. На сколько процентов изменился объем продаж?».
  3. Дополнительная задача (на «5» баллов): Функция спроса на товар: Q = 50 – 2 x P. При каком значении цены точечная эластичность спроса по цене по модулю равна 4?

Учитель: Прочитайте домашнее задание и подумайте, какие теоретические вопросы необходимо выучить и повторить, какие теоретические знания и формулы необходимы   для решения задач?

      Ученики самостоятельно определяют алгоритм своей домашней работы.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Предложения с обращениями"

Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....

ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА Предложения с однородными членами для 11 класса с указанием ЭОР

Обобщение знаний по теме «Осложнённое предложение» (однородные члены предложения).Использование ЭОР.Закрепление навыков правописания НЕ с разными частями речи.Совершенствование...

конспект урока "Предложения с прямой речью" 5 класс

Комментарий к уроку,конспект и раздаточный материал.Тема "Предложения с прямой речью"....

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Конспект урока "Предложения со сравнительными оборотами"

Подробно разработанный урок с интересными и творческими заданиями...

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида...

Конспект урока "Предложение как единица синтаксиса"

Материалы конспекта позволяют усилить работу по функциональной грамотности...