Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Маркова Анна Георгиевна

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozheniya_s_vvodnymi_slovami_obrashchenie.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Предложения с обращениями и вводными словами»

  • Цели:  Повторить и обобщить изученные теоретические сведения по данной теме на уровне более широких обобщений.

                      ХОД  УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Синтаксическая пятиминутка

  • Большой куст зверобоя,(1) усыпанный коробочками с семенами,(2) растёт на опушке леса.

- III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. В предложении могут быть слова, которые не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью.

Такими словами являются обращения и вводные слова. Они соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения.

IV. Повторение изученного материала.  

1. Беседа по теме: «Обращение и знаки препинания при нем»

  • Что называется обращением?
  •  Как обособляются обращения?
  • Являются ли обращения членами предложения?
  • Что вы можете сказать о частице «о» в предложениях с обращениями?

Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место.

2. Беседа по теме: «Вводные слова и предложения»

  • Какие слова называются вводными словами?
  •  Являются ли вводные слова членами предложения?
  •  Что могут выражать вводные слова?
  • Как выделяются на письме и в устной речи вводные слова и вводные предложения?

Вводные слова — слова или конструкции, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Как правило, вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.
Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания. Различается несколько основных групп вводных слов по их значению:

1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и тому подобное) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело и другие

 
2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность) : конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и другие


3. Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и так далее, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и другие

 
4 Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и тому подобное являются вводными, если после них можно добавить слово говоря: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть, иными словами, он сам себя уполномочил к этому;

 
5. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам..., по сообщению..., по сведениям..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать и другие

 
6 Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым мыслям, к приводимым фактам и так далее: видишь (ли) , видите (ли) , понимаешь (ли) , понимаете (ли) , знаешь (ли) , знаете (ли) , пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли) , верите (ли) , пожалуйста и так далее....

V. Систематизация и контроль знаний и умений учащихся 

1. Самостоятельная работа

  • ЗАДАНИЕ: Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания, выделите обращения и вводные слова.
  •  Отколь  умная  бредёшь ты голова?
  • Во-первых  искусство формирует характер человека.
  • По сообщению учёных  экспедиция открыла в тайге месторождение нефти.
  • Отъезжающие  займите места в вагоне.
  • Дождь  к счастью начал утихать.
  • Безусловно  я согласен с вами.
  • А я остаюсь с тобой  о родная моя сторона.

2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

1. Кажется, ваша история там наделала много шуму
2. Водились за ним, правда, некоторые слабости
3. Ловкость - достоинство, но сомнительное, оно часто превращается в недобросовестность, мягко говоря
4. К счастью, погода была тихая
5. Разумеется, я обрадовался этому предложению.
6. После долгой разлуки они сели на крыльце и, по обыкновению, заговорили
7. Кстати, автобус скоро должен был прийти
8. Сотрудник, к счастью, не вышел на работу

1) После долгой разлуки они сели на крыльце и, по обыкновению, заговорили.
2) Буран, мне казалось, все еще свирепствовал (А. Пушкин) .
3) К сожалению, у него не было акварельных красок (Солоухин) .
4) Она, наверно, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем (Фадеев) .
5) Голова у меня что-то разболелась. Должно быть, к непогоде (Чехов).

  • VI. Рефлексия. Подведение итогов урока 
  • Что общего между обращениями, вводными словами (словосочетаниями) и предложениями?
  • — Какими вспомогательными приёмами можно пользоваться при определении обращений и вводных слов (словосочетаний)?

  • Что вам понравилось на уроке?
  •  Что нам пригодится в дальнейшем?

VII. Домашнее задание

  • Написать письмо, используя обращения, вводные слова и предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ритмики в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.

Тема урока: Закрепление последовательности движений танца «Финская полька с хлопками». В данном уроке представлены эдементы ритмопластики, логоритмики, психогимнастики и их использование в ...

Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.

Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих игр и психогимнастики. Тема: Разучивание логоритмической композиции ...

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока по географии в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Климат лесной зоны"

Урок - изучение нового материала, где учащиеся должны усвоить особенности климата Европейской и Азиатской частей лесной зоны России....

Конспект урока по географии в 9 классе коррекционной школы VIII вида "Знаешь ли ты свою область?"

Обобщающий урок по теме "Родной край" при изучении Кировской области...