Конспект урока по географии в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Климат лесной зоны"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Киселёва Наталья Юрьевна

Урок - изучение нового материала, где учащиеся должны усвоить особенности климата Европейской и Азиатской частей лесной зоны России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimat_lesnoy_zony.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

специальная общеобразовательная

коррекционная школа VIII вида № 44 г. кирова

Климат лесной зоны

(7 класс)

Учитель географии

Киселева Н.Ю.

Киров

2013


Цель урока: закрепить понятие «климат», дать представление о климате в разных частях лесной зоны.

Задачи:

  1. Общеобразовательные: показать зависимость климата лесной зоны от географического положения, ветров, высоты местности, расположения горных хребтов.
  2. Воспитательные: воспитывать интерес  к изучению климатических особенностей природной зоны, в которой живут учащиеся, потребность слушать сводку погоды.
  3. Коррекционные: развивать мышление учащихся путем сравнения и обобщения, развивать устную речь с опорой на карту и опорные слова.

Оборудование: карта природных зон, карточки с опорными словами, макет горного хребта, цветные мелки, цветные стрелки, цветные карандаши, тетради, контурные карты с раскрашенными природными зонами России, на доске – заготовленные графы таблицы «Климат лесной зоны».

На предыдущем уроке были заготовлены графы таблицы «Климат лесной зоны» в тетрадях.

Ход урока:

  1. Организация начала занятия
  2. Фронтальный опрос:
  • По какой природной зоне мы путешествуем?
  • Расскажите о географическом положении лесной зоны (прикрепляю на доску карточку «географическое положение»).
  • Что зависит от географического положения? (прикрепляю карточку «климат» ниже предыдущей карточки).
  • Что такое климат? (Привычная погода для данной местности)
  • В каком поясе солнечной освещенности находится лесная зона? (В северном умеренном). Итак, климат в лесной зоне умеренный.
  • Сравните с климатом тундры.
  • Одинаков ли климат во всей лесной зоне?
  • Итак, от чего зависит климат? (От географического положения).
  • Еще от чего зависит климат?

Постепенно прикрепляю карточки с опорными словами на доску, а затем учащиеся ставят стрелки.


  1. Подготовка к основному этапу занятия
  • Вы привыкли к климату Кировской области. Но вы не всегда будете жить только в Кирове. Станете взрослыми, и вам захочется съездить в Москву, в Сибирь, а может быть кто-то доберется и до Дальнего Востока. Кто уже выезжал за пределы Кировской области? Куда? (Показать на карте).

Рассказываю о поездке в Санкт-Петербург (брала зонтик), в Сибирь (без зонта). Почему?

  • А если бы я отправилась туда зимой, то взяла бы в С.-Петербург куртку, а в Сибирь шубу.
  • Сегодня на уроке мы узнаем, какой климат на разной территории лесной зоны и почему там такой климат. А потом вы сами расскажете, какой климат в Европейской и Азиатской частях лесной зоны.
  1. Основной этап
  • Вспомним, где находятся данные территории. Найти и показать Европейскую и Азиатскую части лесной зоны на стенной карте и на своих контурных картах.
  • Вспомним два типа климата: морской и континентальный. (В итоге приходим к выводу, что места с морским климатом находятся близко от моря, там выпадает много осадков, лето не жаркое, зима не холодная. Места с континентальным климатом находятся далеко от моря, там выпадает мало осадков, лето теплее, зима холодная).
  • Мы знаем, что климат зависит от географического положения. А как он зависит от ветров?

На доске и в контурных картах цветными мелками и карандашами:

Ветры:

(черным) холодные

(красным) теплые

(синим) влажные

(оранжевым) сухие

Европейская часть

  • Какие ветры дуют с севера на Европейскую часть лесной зоны? (Холодные).

Прикрепляю черную стрелку к карте, учащиеся рисуют ее в тетрадях. Аналогично: задаю вопрос и обозначаем стрелками ветры южные, западные, юго-восточные (из пустынь Центральной Азии).

  • Преграждают ли путь ветрам, дующим на Европейскую часть, высокие горные хребты? (Нет. Здесь находится Восточно-Европейская равнина). Значит, ветры могут безо всяких преград двигаться по Европейской части, могут усиливаться – вплоть до ураганов.
  • Случалось ли вам видеть, какой вред наносят ураганы? (Рассказ).
  • Почему ураганы случаются почти каждый год в Европейской части лесной зоны? (Нет гор, которые задерживали бы ветер). Чтоб вас не застал врасплох ураган, надо слушать сводку погоды.
  • Представьте себе, что вы включили радио или телевизор, а диктор сообщает: завтра подует северный ветер. Что ожидать от погоды? А если южный ветер? Юго-восточный? Западный?
  • Так как на Восточно-Европейской равнине нет высоких гор, ветер быстро передвигается, уходит, на смену ему может прийти ветер другого направления. Итак, какая погода на Европейской части лесной зоны – постоянная или переменчивая?
  • Мы знаем, что северные ветры приносят холод. Зимой с Северного Ледовитого океана могут подуть холодные ветры. Но почему зима у нас, в Европейской части, не такая холодная, как в Азиатской? (Влияет теплое течение Баренцева моря, более низкая поверхность).

Заполняем в таблице на доске, а затем в тетрадях графы: зима и лето в Европейской части, тип климата (см. приложение).

  • Какой тип климата в Кировской области? (Показываю Кировскую область на карте).
  • Как изменился бы климат в Кировской области, если бы к северу от нее располагались высокие горы? (Стал бы теплее). Почему? Аналогично: если бы горы располагались к югу? К западу?
  • Послушайте, как рассказывать о климате Европейской части, лесной зоны, пользуясь опорными словами, картой и таблицей (Рассказ учителя о географическом положении данной территории, ветрах, не встречающих преград, и приносимой ими погоде, о зиме, лете, типе климата).

Рассказ ученика с небольшой помощью учителя.

Азиатская часть

  • Как дуют ветры в Азиатскую часть лесной зоны? Сами прикрепите черную и красную стрелки к стенной карте. Нарисуйте их на своих контурных картах.

Показываю на макете горного хребта, как сквозь хребты в Азиатскую часть проникает холодный или теплый воздух и надолго там задерживается.

  • Ветры здесь редко меняются. Их не пускают горы. Проникает ли в Азиатскую часть влажный ветер с Балтийского моря? (Нет). С Японского моря? (Нет, не пускают горы. Влажный ветер приносит осадки только Дальнему Востоку. В Сибирь он не проникает).
  • Если ветер дует с запада, с Западно-Сибирской равнины к Среднесибирскому плоскогорью, он влажный или сухой? (Прикрепляю оранжевую стрелку, учащиеся рисуют в картах).
  • Уже наступила зима. Где она холоднее – в Европейской или Азиатской части лесной зоны? Почему?

С помощью учащихся заполняю в таблице данные об Азиатской части, дети одновременно записывают в тетрадях.

  • Попытайтесь самостоятельно рассказать о климате Азиатской части лесной зоны, используя опорные слова, карту и таблицу.

  1. Подведение итогов
  • Сделаем вывод. Климат лесной зоны теплее, чем в тундре, так как лесная зона ……(расположена южнее тундры). На западе лесной зоны климат ……(морской). При движении на восток становится …… (теплее, суше, погода более постоянна), так как ……(на востоке нет теплого течения, горы выше, горные хребты не дают разгуляться ветрам).
  • Где бы вы хотели жить – в Санкт-Петербурге, Кирове или Братске? Почему? Какая одежда вам пригодилась бы там?

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание

По рядам: 1 - рассказ о климате Европейской части лесной зоны; 2 - о климате Азиатской части лесной зоны.

Приложение
(таблица в тетрадях)

Климат лесной зоны

Время года

Территория

Зима

Лето

Тип климата

Европейская часть

Холодная,
с переменчивой погодой

Теплое,
с переменчивой погодой

На западе морской, на востоке умеренно-континентальный

Азиатская часть

Морозная, длинная, с постоянной погодой

Теплое, короткое,
с постоянной погодой

Резко континентальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

разработка урока по географии 9 класс коррекционная школа VIII вида по теме таджикистан

урочное планирование по географии 9 класс по теме таджикистан + презентация...

конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.  На уроке используются различные приемы обу...

Конспект урока математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Деление числа на 2"

На данном уроке формируется умение применять в практической деятельности табличное умножение и деление, уточняется смысл действия деления. В процессе интерактивных игр, применяемых на всех этапах...

конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"

конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"...

Конспект урока обществознания в 9 классе коррекционной школы VIII вида Тема: «Конвенция о правах ребёнка»

Урок о важнейшем международном документе по защите прав детей, проведённый в 9 классе коррекционной школы....

Конспект урока геометрии в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Симметрия. Осевая симметрия.

При разработке урока учтены возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Ход урока сопровождается презентацией, которая способствует наиболее качественному усвоению материала, ...