конспекты уроков по региональной экономике
план-конспект урока по экономике (7 класс) по теме

Коковина Елена Леонидовна
Экономика региона (Вологодской области)предмет для меня относительно новый. Сложные понятия, которые раньше изучали в старшей школе, изучаем в 7 классе. Без игровых моментов и практикумов на уроках не обойтись. Уроки строим с учетом новых ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty__urokov_po_regionalnoy_ekonomike_doc.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок экономики региона  в 7 классе. Тема « Обмен» Учитель Коковина Е.Л.

Цель: обучающая

  1. познакомить обучающихся с 4-мя основными стадиями воспроизводства
  2. научить характеризовать каждую стадию воспроизводственного процесса, показывая их единство и взаимосвязь на примере производства конкретного экономического продукта
  3. Подвести обучающихся к пониманию особой роли обмена в воспроизводственном процессе на примере форм обмена в вологодской области.(бартер, торговля)

развивающая

Умение конкретно мыслить и планировать свою деятельность, способность к воображению

воспитывающая

уважение к труду и людям разных профессий.

Форма урока: эвристическая беседа, практикум « Стадии воспроизводства», групповая форма работы

1.Начало урока: проблемная ситуация. Подведение к теме урока

Купила мама Леше отличные галоши

Галоши настоящие

Красивые блестящие.

Кто знает что такое галоши?

Кто хочет купить галоши?

А кто в подарок их хочет получить?

Представьте себе ситуацию.  Работает завод, выпускает галоши, рабочие трудятся целый день, получают зарплату, работает конвейер, станки, расходуется энергия, а галоши никто не покупает. Что ожидает такой завод? Версии обучающихся.

Мы с вами 2 недели назад закончили тему Производство и говорили, что это очень важная сфера экономики, но как видите производство даже хорошо организованное может быть убыточным,  нерезультативным, затратными Значит существуют еще какие то важные экономические сферы.

Схема на доске

производство

распределение

 

потребление

4 стадии на доске. Какая пропущена? А что это?

 Обмен. Правильно, это и есть тема нашего урока.

Эпиграф урока: «В сфере обмена каждый человек  преследует свою частную  выгоду и от этого выигрывает все общество» Адам Смит А почему?

2.Попробуем поставить себе цели на урок. (пишут в тетради кто на какой вопрос хочет получить ответ)

  1. Объяснение нового материала.

А какой заголовок можно придумать к этой схеме? Версии учеников. Учитель озвучивает свою:

Воспроизводство-непрерывный процесс производства материальных благ.

Чтобы представить себе весь процесс давайте вместе  рассмотрим производство этих самых галош.(заполнение кластера)

 Вначале определяем ресурсы: резина, текстиль, модели, выкройки, станки, энергия, рабочие, инженеры, технологи.

С чего начинается процесс производства. Заполним кластер.

проект модели, выкройка, отлив, отделка, упаковка- экономический продукт

Распределение: склад, себе, базы, заказчики, магазины, рынок

Но галоши не имеют спроса, нет потребителей, заводу надо как то возместить свои убытки, долги за энергию , зарплаты, надо что то выручить.Предложим возможные способы

Идеи. (Мозговой штурм.)

Реклама, мода, спрос.- заказы, бартер(совхозы)

Обмен. Купля-продажа за деньги, бартер за другую продукцию Если спрос хороший, что можно изменить в производстве? Расширить. Воспроизводство расширенное, простое, суженное.

Потребление-надевать на обувь и носить.

Маршрут : завод-склад-база-биржа-магазин-потребитель. Профессия логистик.(рассказ о профессии)

Наладили обмен галош и пошло производство, какую роль играет обмен в процессе воспроизводства?

А как обстоят дела с этой стадией воспроизводства в

Вологодской области ?

Читаем текст с портала.  Делаем выводы.

Чтобы представить эти стадии надо заняться выпуском особой продукции. Какую продукцию вы хотели бы выпускать?

(Воспроизводство одежды, продукции школьного участка, изготовление игрушек)

3.Практикум. Обучающиеся выбирают на пару какую продукцию хотели бы выпускать и заполняют таблицу:

ресурсы

производство

распределение

обмен

потребление

Экономические ресурсы

материал, рабочие,капитал, энергия, информресурсы

4 закрепление (тест на новые понятия): 

Тест для закрепления

1.Получение человеком требующихся благ, вместо имеющихся у него_____________________-

2.Использование благ для удовлетворения потребностей_________________________________

3.Создание благ для удовлетворения потребностей_____________________________________

4. Определение доли каждого субъекта в созданном продукте_______________________________________________________________________

5.Обмен товара на товар________________________________________________________

6.Процесс непрерывного экономического производства___________________________________--___________________________

5 Домашнее задание:  представить и записать как выглядит цепочка воспроизводства при натуральном хозяйстве крестьянина 17 века.

6.Рефлексия. Чем полезен урок сегодня? Достигли ли мы целей урока ? Что хочу узнать на следующем уроке? Почему такое мнение сложилось у Адама Смита об обмене?

 Выводы по уроку:

1. процесс производства непрерывный

  1. все стадии  воспроизводства взаимосвязаны, не могут существовать одна без другой
  2. Роль обмена в том, что он дает стимул производству и определяет его масштаб

Тема урока: «Безработица» 8 класс

Цели урока:   Обучающая:

  1. 1.Разобрать понятие безработица, её виды, причины, последствия.
  2. Учить обучающихся анализировать ситуацию, складывающуюся на отраслевых рынках труда Вологодской области с использованием официальной статистической информации

Развивающая: 

  1. Экономическое мышление, экономическую грамотность,  

Воспитывающая: 

  1. Воспитывать в обучающихся стремление найти своё место на рынке труда
  2. Видеть в окружающей действительности экономическую сторону

Форм проведения урока: Интерактивная лекция с использованием презентации

Раздаточный материал:

  1. дифференцированный тест.
  2. Статистический материал по уровню безработицы в Вологодской области.

Материалы к уроку: презентация к  уроку, статистический материал с сайта Центра Занятости г. Вологды

Ход урока.

  1. Подведение к теме урока.

  -Каждый из нас мечтает жить в стране со стабильной экономикой, которая обеспечивает нам возможности для успеха и предохраняет от неприятных неожиданностей. Конечно, трудно осуществить такую мечту в стране, где происходит трудный переход от одной системы к другой. Однако и во всех тех странах, которые мы относим к благополучным, где демократия и рыночная экономика существуют давно, стабильность также остаётся несбыточной мечтой.

  -Эпиграфом  к нашему уроку я взяла высказывания известного учёного-экономиста 19 века Адама Смита.

  “Безработица равна 100%, если безработный – это Вы.”

-Согласны ли вы с этим суждением или нет? На этот вопрос вы попробуете ответить в конце урока. Данное высказывание станет проблемой нашего урока, которую мы попытаемся решить через призму уже полученных нами знаний как с предыдущего урока, так и полученных сегодня на уроке. Сформулируйте тему нашего урока.

2.Сегодня тема нашей интерактивной лекции « Безработица».  Попробуем сформулировать для себя цели урока. Что мы хотим узнать сегодня? (обучающиеся записывают свои цели в тетрадь)

21 мая уже на протяжении последних 15 лет в России отмечают День защиты от безработицы. Сегодня от безработицы во всем мире страдают миллионы людей.

3.Попробуем дать определение слову  Безработица

  Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают трудится по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроится вообще.

4.Выясним кого мы считаем безработными:

  1. студентка, 2.рабочий неполного дня,, пенсионер, инвалид, живущий на пособие, домохозяйка, бомж, 14-летний школьник, женщина по беременности и родам
  2. Вывод: критерии безработицы.

трудоспособные граждане; не имеющие работы и заработка;зарегистрированные в службе занятости; активно ищущие работу и ожидающие начала трудовой деятельности.

А  Кого мы относим к нетрудоспособным гражданам?

-дети  до 16 лет,

-пенсионеры  (мужчины старше 60 лет,  женщины  старше 55 лет),

-инвалиды  

5.Уровень  безработицы и уровень занятости.

-  В экономике мы часто используем формулы расчёта тех или иных показателей. Назовите формулы расчёта уровня безработицы?

     УРОВЕНЬ            =   ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ * 100% 
БЕЗРАБОТИЦЫ                 РАБОЧАЯ СИЛА

        УРОВЕНЬ     =      ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ * 100%
  БЕЗРАБОТИЦЫ           ЗАНЯТЫЕ + БЕЗРАБОТНЫЕ

6. решается простая задача ( на краеведческом материале)

7.  А как дела с уровнем безработицы обстоят в нашей области? (раздаточный материал-по Вологодскому краю.)

1. Проанализировать численность безработных.

3.Уровень безработицы городского и сельского населения

8.Работа парами (причины безработицы) объективные и субъективные

 9.Виды и причины  безработицы. После объяснения учителя

-Назовите основные виды безработицы?  Вам необходимо соотнести виды и причины безработицы, заполнив таблицу с ответами. Подобные задания можно встретить на ЕГЭ по обществознанию.

Виды безработицы

Причины безработицы.

1.Временная

А. для определённых профессий существует проблема занятости в определённое время года.

2.Сезонная

Б.Структурное преобразование отдельных предприятий, сокращение рабочих мест.

3.Структурная

В.переход от одного места работы на другое или первичный поиск работы.

4.Циклическая

Г.Поиск и ожидание выхода на работу

5.Фрикционная

Д.Циклическое развитие рынка определяет число рабочих мест

1.

2

3

4

5

- Давайте проверим задание

Виды безработицы

Причины безработицы.

1.Временная

А. для определённых профессий существует проблема занятости в определённое время года.

2.Сезонная

Б.Структурное преобразование отдельных предприятий, сокращение рабочих мест.

3.Структурная

В.переход от одного места работы на другое или первичный поиск работы.

4.Циклическая

Г.Поиск и ожидание выхода на работу

5.Фрикционная

Д.Циклическое развитие рынка определяет число рабочих мест

1.

2

3

4

5

Г

А

Б

Д

В

10. Последствия безработицы.  Представим человека, который будучи специалистом в течение 2х лет не может найти работу по специальности, жизнь в микрорайоне где все безработные. У кого какие мысли?

Выполняем задание № 4 заполняем пропуски. Указав направление стрелки о росте или снижении данных процессов.

  1. ….. количество товаров и услуг.
  2. …..налоговые поступления
  3. …..уровень жизни
  4. ….конфликты в семье
  5. ….недовольство правительством
  6. ….рост преступлений

 Давайте проверим задание.

  1. ….. количество товаров и услуг.
  2. …..налоговые поступления
  3. …..уровень жизни
  4. ….конфликты в семье
  5. ….недовольство правительством
  6. ….рост преступлений

- На какие сферы общества оказывает влияние безработица?

- Скажите, а с точки зрения экономических процессов безработица всегда вызывает негативные последствия ?

 11. Государственная политика борьбы с безработицей.

Поскольку безработица представляет собой серьезную экономическую проблему, государство предпринимает меры для борьбы с ней.

  1. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости- Наташа Батулина работала с сайтом центра занятости, что там есть интересного
  2. Люба Богословская-самые востребованные профессии в регионе

Компьютерные презентации на темы:

  1. Направления работы Центра занятости
  2. Рейтинг самых востребованных профессий Вологодского края

Каждый из вас  совсем скоро  столкнётся с выбором будущей профессии, мне бы хотелось , чтобы вы осознанно подошли к этому выбору, и надеюсь, что уроки экономики вам в этом окажут помощь.

9. Решение проверочного дифференцированного теста.

- А сейчас выполняем  тест он у вас на столах, выбирайте уровень на который вы оцениваете свои знания.

- Давайте проверим, и поставим отметки.

  1. Подведение итогов урока.

- Обсудим проблему нашего урока.

“Безработица равна 100%, если безработный – это Вы”.

 - Согласны ли вы с этим суждением или нет? Имеет ли смысл это высказывание в 21 веке?

- Скажите, а может ли быть ответ на этот вопрос однозначным

 / обсуждение проблемы в классе

- Проблема, которую мы сегодня рассматривали носит характер неразрешимой и открытой и актуальной на сегодняшний момент.

      Вывод:

Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно “амортизировать” ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

 11. Д/З:. тест на бланке

12.Рефлексия. Кто получил ответ на свои вопросы сегодня.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Где вы сможете использовать, полученные знания?

“Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы”. Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей , и тогда, наверняка, проблема безработицы вас не коснется

                                                  

                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта урока по теме "Экономика и ее участники" по обществознанию 7 класс .Дистанционное обучение

Вариант  урока для дистанционного обучения ученико  с ограниченными возможностями здоровья, находящимся на домашнем обученииТип урока :  Дистанционный урок изучения нового материа...

Конспект урока по географии "Экономико-географическое положение России

Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения....

Конспект урока по обществознанию "Экономика". 11 класс.

Данная разработка позволит учителю систематизировать раннее изученный материал. Использовать его при подготовке к зачету, ЕГЭ....

Конспект урока на тему: «Экономика и интернет».

·    дать представление о способах оплаты через Интернет....