Программа элективного курса "Азбука потребителя"
рабочая программа по экономике (9 класс) на тему
![]()
Предлагаемый элективный курс может рассматриваться как спецкурс, где углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, например «Экономика», «Обществознание», «Право», и как прикладной элективный курс, цель которого — знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.
Функциональное назначение данного курса может быть также выражено как в дополнении содержания последующего профильного курса, так и в удовлетворении разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
«Азбука потребителя» является началом формирования потребительской культуры школьников, которое продолжается в старших классах, посредством работы с учебно-методическим комплексом «Основы потребительской культуры».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
г. Клин
Утверждаю
Директор МОУ СОШ №16
Обоимова О.Н.
…………………………..
…………………………..
…………………………..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Азбука потребителя»
9 класс
Составитель: Некрасова Е.Б.
учитель географии
2012 год
АЗБУКА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Программа курса по выбору для 9 класса
(Авторы программы — В. Д. Симоненко, Т. А. Степченко)
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс может рассматриваться как спецкурс, где углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, например «Экономика», «Обществознание», «Право», и как прикладной элективный курс, цель которого — знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.
Функциональное назначение данного курса может быть также выражено как в дополнении содержания последующего профильного курса, так и в удовлетворении разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
«Азбука потребителя» является началом формирования потребительской культуры школьников, которое продолжается в старших классах, посредством работы с учебно-методическим комплексом «Основы потребительской культуры».
Содержание курса «Азбука потребителя» призвано сформировать знания в области правового регулирования защиты прав потребителей, а также выработать умения в применении правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров потребителям или оказании им услуг (выполнении работ).
Как потребители мы ежедневно вступаем в правовые отношения, заключая договоры купли-продажи, договор перевозки, оказания медицинских, образовательных услуг и др. Самой незащищенной в таких ситуациях является молодежь, так как не имеет определенных знаний и практического опыта. Поэтому при составлении данной программы заложен компетентностный подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором все учебные занятия ориентируются на практические результаты.
Так как все мы — потребители независимо от возраста, профессии, статуса, то первая тема программы посвящена знакомству с понятием «потребитель» в жизни и в законе «О защите прав потребителей», выяснению сущности потребительской культуры и формированию качеств культурного потребителя.
Изучая вторую тему, учащиеся знакомятся с основными правами потребителей с целью последующего применения их в соответствующих ситуациях на практике.
Поток ежедневной информации, поступающей из различных СМИ, заставляет нас быть бдительными в плане ее достоверности, и нам порой непросто определить, какому источнику следует доверять: продавцу, производителю, рекламе или друзьям. Третья тема посвящена изучению основных источников информации, видам информации, маркировке товаров и знакомству учащихся с законом «О рекламе».
Когда мы владеем достоверной информацией, то нам важно знать, где наиболее выгодно совершить ту или иную покупку. Краткая информация о различных видах магазинов, о скидках и лотереях, особенностях приобретения товаров через Интернет-магазины и на дому у покупателей представлена в четвертой теме программы.
Пятая тема знакомит с различными видами денег и основными правилами, которые надо знать, чтобы не стать жертвой фальшивомонетчиков.
Последующие две темы помогут нам дать ответы на вопросы, связанные с покупкой товаров и оказанием услуг (выполнением работ): как не пойти на поводу у нерадивого продавца и не купить у него некачественный товар? Что такое маркировка товаров? Опасен ли индекс «Е»? Что делать в случае приобретения товара с недостатком и в каких случаях можно обменять качественный товар? Каково правовое поле потребителя в том случае, если услуга оказана не в срок, а работа выполнена некачественно?
Завершает программу тема о системе государственных органов по защите прав потребителей, где учащиеся практикуются в составлении основных гражданско-правовых документов.
Образовательной целью программы является формирование у учащихся системы знаний в области защиты прав потребителей и выработка через умения и навыки ключевых гражданских, социальных и правовых компетенций.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- овладение учащимися основами знаний разумного потребительского поведения;
- развитие у школьников самостоятельности, креативности, мотивационно-ценностной готовности и адекватной самооценки;
- формирование практических умений и навыков отстаивать свои права в случае их нарушения в рамках законодательства и составления проектов основных гражданско-правовых документов;
- воспитание у учащихся толерантности, социальной ответственности,
организованности и требовательности в правовом поле деятельности;
обеспечение готовности к реализации способностей в сфере коммуникации «покупатель-продавец» и повышения адаптивности школьников к современным рыночным условиям с учетом их интересов и склонностей.
Исходя из цели и задач, содержание курса следует реализовывать через систему форм и методов обучения, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и позволяющим им включаться в социально активные виды деятельности: дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги, тесты, анализ проблемных ситуаций, выполнение творческих проектов и др.
Программа
Тема 1. Все мы — потребители
Опорные понятия: договор, кассовый чек, потребность, потребитель, рациональность потребителя, товарный чек.
Понятие «потребитель» в законе «О защите прав потребителей». Основные документы, необходимые потребителю для отстаивания своих прав: договор, кассовый и товарный чеки и др.
Понятие «рациональность потребителя» с экономической точки зрения.
Тема 1. Какие права имеют потребители
Опорные понятия: закон, изготовитель, исполнитель, продавец.
История становления институтов по защите прав потребителей в мире и в России. Основные права потребителей в соответствии с законом «О защите прав потребителей»: право на просвещение в области зашиты своих прав; на надлежащее качество товаров; на безопасность гона ров; право на информацию; на возмещение морального вреда; право на судебную защиту и право на государственную, общественную защиту.
Практикум: анализ проблемных ситуаций, решение творческих задач.
Тема 3. Как не потеряться в мире информации
Опорные понятия: информация, маркировка, пищевые добавки, реклама, стандарт, сертификат соответствия, товарный знак, этикетка.
Виды источников информации для потребителей. Достоверная, недостоверная информация.
Информация о производителе, о продавце. Информация о товаре на этикетке.
Маркировка товаров: основные группы знаков.
Применение и назначение пищевых добавок (индекс Е).
Товарный знак и штриховой код товара. Подделка товаров и обман покупателей.
Знакомство с законом «О рекламе».
Практикум: «Мы и реклама», «Информация о товаре».
Тема 4. Такие разные магазины
Опорные понятия: дисконтная карта, купон, лотерея, магазин, скидка, распродажа, флаер.
Виды магазинов: традиционные, самообслуживания (супер- и гипер-маркеты); бутики, салоны.
Пользование дисконтной картой. Игра в лотерею. Особенности покупки товаров через интернет-магазины.
Продажа товаров на дому у покупателей. Торговля по схеме «Пирамида». Психология поведения потребителя при покупке товаров.
Практикум: «Мой выбор», «Ярмарка».
Тема 5. Наш постоянный спутник — деньги
Опорные понятия: валюта, деньги, доходы, потребительский бюджет, расходы.
Деньги настоящие и фальшивые. Способы защиты денежных знаков. Пластиковые карты. Способы защиты. Правила пользования банкоматом.
Рациональное распределение бюджета. Практикум: «Мои сбережения».
Тема 6. Если товар оказался некачественным...
Опорные понятия: гарантийный срок, договор купли-продажи, качество товара, недостаток товара, срок годности, срок службы.
Признаки качественных товаров, фальсифицированный товар.
Недостаток товара. Виды недостатков: явные, скрытые, существен ные.
Специальные сроки, устанавливаемые на товары: гарантийный срок, срок годности, срок службы.
Обмен качественных товаров: условия и сроки обмена.
Знакомство с Правилами торговли.
Практикум: анализ конкретных ситуаций.
Тема 7. Услуги, которые мы получаем
Опорные понятия: договор, неустойка, полис, страхование.
Что такое договор. Виды договоров: купли-продажи, перевозки, договор-заказ и др. Условия заключения письменного договора.
Сроки выполнения и окончания работ. Неустойка. Расчет и выплати неустойки.
Оказание услуг. Услуги сотовой связи. Заключение договора с оператором. Видеопрокат.
Услуги туристических агентств. Существенные условия заключения договора.
Потребитель в роли пассажира. Права пассажиров.
Образовательные услуги. Источники информации и условия заключения договора.
Практикум: анализ проблемных ситуаций. «Заключение и заполнение договора».
Тема 8. Защита прав потребителя
Опорные понятия: адвокат, исковое заявление, моральный вред, рекламация, суд.
Развитие потребительского движения в мире и в России.
Государственные органы по защите прав потребителей: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере за щиты прав потребителей и благополучия человека.
Общественные организации защиты прав потребителей: их особенности и права.
Международная конфедерация обществ потребителей. «Спрос» журнал без рекламы. Правила обращения в суд.
Практикум: составление искового заявления. Анализ ситуаций.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Теорет. занятия | Практ. занятия | Всего | дата |
1 | Все мы — потребители | 1 | 1 |
2 | Какие права имеют потребители | 1 | 1 | 2 |
3 | Как не потеряться в мире информации информации | 1 | 2 | 3 |
4 | Такие разные магазины | 1 | 1 | 2 |
5 | Наш постоянный спутник — деньги | 1 | 1 | 2 |
6 | Если товар оказался некачественным... | 1 | 1 | 2 |
7 | Услуги, которые мы получаем | 1 | 1 | 2 |
8 | Защита прав потребителя | 1 | 1 | 2 |
9 | Обобщение | 1 |
Итого: | 9 | 8 | 17 |
Рекомендуемая литература
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Азбука потребителя: Учебн. пособие по элективному курсу для 8—9 кл. — М.: Вита-Пресс, 2005 2006.
АншаковМ. Г., БарминаН. Ю. Постатейный комментарий к закону «О защите прав потребителей». — М., 2006.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. — М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
Заморенова Н. Г., Яковлев А. П. Справочник потребителя. — М.: Юриспруденция, 2006.
Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов об-щеобразоват. учрежд. / Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др.; Под общ. ред. П. Крючковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Вита-Пресс, ИИФ «Спрос» КонфОП, 2001.
Пиляева В. В. Защита прав потребителей: Словарь-справочник с законодательными актами и образцами документов. — М.: АСТ: Аст-рель: Транзиткнига, 2006.
Чепурной И. П. Защита прав потребителей: Виды и способы обмана покупателя при продаже продовольственных товаров. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
«Согласовано»
Протокол №………от……….2012г.
Заседание ШМО
Учителей естественно-научного цикла
Руководитель ШМО…………….Сафронова О.В.
«Согласовано»
……………….2012
Зам.директора по УВР
………......Аскарова Н.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
