Программа элективного курса "Основы туризма"
элективный курс по экономике (10 класс) по теме

Элективный курс предназначен для классов социально-экономического профиля. Рассчитан на 34 часа. Можно преподавать в 10 или 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

элективного курса

“Основы туризма”

Разработчик:

Учитель экономики

Муниципального бюджетного

образовательного учреждения

 средней общеобразовательной

 школы № 6 г. Павлово

 Юрьева О.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка______________________________________3

2. Литература________________________________________________4

3.Структура программы_______________________________________5

5.Учебно-тематическое планирование____________________________6


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   

Туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением,  значимо влияющим на экономику многих стран и целых регионов. Являясь одной из крупнейших доходных и наиболее динамичных отраслей и уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм, по данным Всемирной туристской организации, обеспечивает до 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты.

В соответствии с материалами доклада Комитета по статистике Всемирной туристской организации "Туризм - панорама 2020 года" к 2020 г. число международных туристских поездок возрастет до 1,6 млрд., а доходы от туризма достигнут уровня 2 трлн. долл. в год. Ожидается, что ежегодный прирост мирового туризма будет устойчивым и составит не менее 3-5%.

В последнее десятилетие на рынок мирового туризма активно вышла Россия. В стране приняты Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", указ Президента РФ "О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об использовании государственной собственности в сфере туризма", Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" и ряд других документов.  Однако по сравнению с развитыми странами значимость туризма для национальной экономики России пока не столь велика. Туристский рынок привлекает российских предпринимателей небольшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, стабильным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат. Однако качество пакета туристских услуг, предлагаемых потребителю на российском рынке, не всегда соответствует международному уровню.

Одной из главных причин такого несоответствия является недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки работников индустрии туризма. Поэтому Федеральная программа развития туризма в Российской Федерации уделяет особое внимание профессиональной подготовке специалистов туристского и гостиничного бизнеса. Эти предпосылки и позволяют внедрить элективный курс “Основы туризма” в учебную программу классов экономического профиля.

Элективный курс  “ Основы туризма ” разработан с целью дать целостное представление о туризме и рассмотреть в комплексе все составляющие туристской системы в их взаимосвязях.

Задачи курса:

  1. применять полученные  знания, умения и навыки при анализе  современных  социально-экономических проблем в области туристического бизнеса;
  2. формировать у учащихся систематизированные представления об основах рациональной  организации деятельности в области международного туризма;
  3. воспитывать навыки понимания проблем, которые существуют в сфере международного туризма;
  4. формировать  умения работы со статистической информацией в сфере международного туризма;
  5. знакомство с кругом профессий, которые существуют в сфере международного туризма.

Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов социально-экономического профиля.

Общий объем занятий рекомендуется  установить в объеме 34 часов на протяжении 1 года обучения.

Для учащихся рекомендовано пособие “ Паспорт в мир” Junior Achivement

Реализация целей и задач элективного курса осуществляется различными методами:

  1. обзорные и установочные лекции;
  2. практические работы;
  3. самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, законодательных актов и нормативных документов;
  4. семинары, собеседования, проектирование;
  5. информационная поддержка самообразования с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, Интернет и др.;
  6. проведение творческих конкурсов, защита проектов.


ЛИТЕРАТУРА

   1.Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М., «Финансы и статистика», 2004.

   2. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., «Аспект Пресс», 2004.

   3.Менеджмент гостеприимства. Электронное пособие. «Кордис&Медиа», 2005

 4. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сборник нормативных документов (под ред. Ю.Ф.Волкова). - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

 5. Паспорт в мир. Junior Achievement

 6. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. проф., д.э.н. Чудновского А.Д. - М.: ЭКСМО, 2001.

 7. Управление человеческими ресурсами в европейском гостиничном бизнесе. - М.: Финансы и статистика, 2002.

 8. Федцов В.Г. Культура сервиса. - М: ПРИОР, 2001

Электронные ресурсы по курсу

http://www.russiatourism.ru/

Официальный сайт Федерального агентства по туризму. На сайте представлены выдержки из законодательства о развитии туристического бизнеса в России, классификации средств размещения, а также основные правила лицензирования туристических фирм.

http://www.rbta.ru/

На сайте содержатся статьи, посвященные анализу туристического рынка, а также информация о различных выставках и семинарах, связанных с деловым туризмом.

 http://www.travelnn.ru/

На данном тематическом портале вы найдете интересные статьи о туризме в разных странах. http://www.countries.ru/

В разделах данного сайта представлена информация о многих странах мира, сгруппированных по континентам, а также по алфавиту. Статьи посвящены истории, языку, литературе, музыке и искусству этих стран.

http://www.tpnews.ru

Сайт представляет собой информационно-развлекательный портал для туристов, путешественников и профессионалов турбизнеса.

http://rata.ru/

Главный информационный портал Российского союза туристической индустрии (РСТ). http://www.tours.ru/guide/lows/

На данном информационном ресурсе Вы найдете тексты законов об основах туристской деятельности в РФ, об основах единого рынка прав владения клубным отдыхом, основные правила лицензирования туристической деятельности в России. Основные ГОСТы, применяемые в данной отрасли бизнеса.

Сайты периодических изданий

http://tio.nsys.by:8101/newsp/2003/21/04.shtml

Сайт газеты «Туризм и отдых». Здесь собраны архивные номера газеты, а также статьи, посвященные туристическому и гостиничному бизнесу. На сайте представлена актуальная информация о наиболее популярных туристических городах и отдельных направлениях.

http://www.tourbus.ru/

Сайт аналитического журнала «Турбизнес» для профессионалов по туризму. Представлены архив журнала и отдельных рубрик, информация о специальных семинарах по туристическому бизнесу. Также на сайте можно найти информацию о подписке и ссылки на полезные ресурсы Интернета.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Понятие о туризме. Структура индустрии путешествий и туризма.

Определение туризма. Виды туризма. Методика изучения индустрии путешествий и туризма. Система классификации средств размещения туристов.

Тема 2. История развития индустрии туризма

Путешествия в Древнем мире. Путешествия в первых веках нашей эры и в период средневековья.

Развитие мирового туризма в XVIII-XIX вв..  Исторические вехи туризма XX в..  История туризма в России.

Тема  3.Туристский спрос.

Потребности и туристический спрос. Потребительский выбор в туризме. Современные тенденции туристского спроса. Исследования туристского спроса.

Тема 4. Туристские направления (география туристского спроса).

География туризма с целью отдыха и развлечений. География делового туризма. География религиозного туризма. География лечебно-оздоровительного туризма. Баланс между уникальностью  и стандартизацией. Маркетинг туристских направлений.

Тема 5 Работа в индустрии путешествий и туризма.

Туроператоры. Турагенты. Профессиональные склонности и способности, необходимые для работы в индустрии путешествий и туризма. Современные проблемы кадрового менеджмента в сфере туризма.

Тема 6. Статистика международного туризма.

Статистика туристских потоков. Статистика туристских доходов и расходов. Методы статистического учёта в туризме.

Тема 7. Международный туризм в России.

Показатели, характеризующие российский туристский рынок. Основные проблемы туристского рынка в России

Учебно-тематическое  планирование.

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Тема 1. Понятие о туризме. Структура индустрии путешествий и туризма.

5

1

Определение туризма. Виды туризма.

1

2

Методика изучения индустрии путешествий и туризма.

1

3

Система классификации средств размещения туристов.

1

4-5

Практикум

2

Тема 2. История развития индустрии туризма

2

6

Развитие мирового туризма: Древний мир – XX в

1

7

История туризма в России.

1

Тема  3.Туристский спрос.

5

8

Сущность туристского спроса

1

9

Современные тенденции туристского спроса.

1

10

Исследования туристского спроса.

1

11-12

Практикум

2

Тема 4. Туристские направления (география туристского спроса).

8

13

География туризма с целью отдыха и развлечений.

1

14

География делового туризма. География религиозного туризма.

1

15

География лечебно-оздоровительного туризма.

1

16

Баланс между уникальностью  и стандартизацией.

1

17-18

Маркетинг туристских направлений.

2

19-20

Практикум

2

Тема 5 Работа в индустрии путешествий и туризма.

4

21

Туроператоры. Турагенты. Профессиональные склонности и способности, необходимые для работы в индустрии путешествий и туризма.

1

22

Современные проблемы кадрового менеджмента в сфере туризма.

1

23-24

Практикум

2

Тема 6. Статистика международного туризма.

4

25

Статистика туристских потоков.

1

26

Статистика туристских доходов и расходов.

1

27

Методы статистического учёта в туризме.

1

28

Практикум

1

Тема 7. Международный туризм в России.

3

29

Показатели, характеризующие российский туристский рынок.

1

30

Основные проблемы туристского рынка в России.

1

31

Практикум

1

32

Обобщающий урок

1

33

Итоговая контрольная работа

1

Резерв

1

                                              ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Программа элективного курса "География международного туризма"

Программа составлена  для обучающихся 10-11 класса,  дополняет изучение экономической и социальной геогафии мира,  характеризует разные виды и районы мирового туризма....

Программа элективного курса "Маркетинг в туризме"

Подготовкой кадров для организаций индустрии туризма занимаются многие средне специальные и высшие учебные заведения России. Предлагаемая программа призванапомочь осуществлению выпускниками осознанног...

Программа элективного курса "География международного туризма" для обучающихся профильных классов

Программа элективного курса  составлена на  68 часов по 2 часа  в неделю для учащихся 11-х  классов географического и социально-экономического профилей. В основе содержания ку...

Программа элективного курса для учащихся 8-10 классов "Спортивно-прикладной туризм"

Программа данного элективного курса разработана на основе программы Министерства образования Российской Федерации “Юные инструкторы туризма”, автор Маслов А.Г. Программа рассчитана для учащихся 8-10 к...

рабочая программа элективного курса "Основы туризма"

рабочая программа "Основы туризма"...

Рабочая программа элективного курса Туризм

Данная рабочая программа предназначена  для изучения элективного учебного предмета Туризм на уроках английского языка в средней школе...