Программа элективного курса "География международного туризма"
элективный курс по географии (10 класс) по теме

Иноземцева Светлана Семеновна

Программа составлена  для обучающихся 10-11 класса,  дополняет изучение экономической и социальной геогафии мира,  характеризует разные виды и районы мирового туризма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_el._kursa_mzhd_turizm.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1».

Программа

элективного курса

«География международного туризма»

10 класс

(34 часа).

                                                                   Учитель: Иноземцева С. С.

                                                                                       С основой программы

                                                                                        Шатных А.В.

                                             г. Куртамыш.

«География международного туризма»

                         34 часа (10 класс).

                 Пояснительная записка.

Цель: Изучение основ географии международного туризма, раскрытие туристской

              картины мира.  

Задачи: Раскрыть факторы развития международного туризма. Сформировать у обучающихся представления об основных туристско-рекреационных системах регионов и стран мира.

Показать многообразие видов туризма и их значение в развитии личности.

Дать первичные представления об организации туристической деятельности в странах и регионах мира.

Сформировать у учащихся представления об основных туристско-рекреационных системах регионов и стран мира.

Способствовать воспитанию чувств уважения к другим народам и развитию интереса к познанию других стран.

Показать роль туризма в укреплении политической стабильности в мире, раскрыть его экономическое значение.

Способствовать развитию умений делового общения, коммуникативных способностей школьников. Курс состоит из двух крупных разделов: Географии туризма и Туристские районы мира. В первом разделе раскрывается место географии туризма в географической науке, показываются предпосылки и факторы развития международного туризма. Во втором разделе предлагается изучение масштабов современного международного туризма, его типов и значимости в различных направлениях развития общества, теоретических основ курса, иерархии и типологии туристических районов. Значительное место в программе отведено изучению разнообразных туристских районов мира. Это наиболее интересная для учащихся часть курса. Более 50%  времени отводится на выполнение практических работ. Практикумы с использованием рекламных буклетов и проспектов, литературных источников  о различных туристских районах мира, работа с географическими картами по выявлению факторов развития районов, проведение конференций, встреч с туристами, посетившими те или иные туристские районы, организация творческих работ по проектированию туристских маршрутов, их рекламированию.

Наряду с текущим контролем знаний и умений школьников организуется выполнение практических и творческих работ, выступления учащихся с сообщениями, докладами и рефератами.

Требования к знаниям и умениям школьников:

Учащиеся должны знать:

 Содержание понятий курса: туризм, география туризма, рекреационная география, факторы развития туризма, историко-культурное наследие, памятники, ансамбли, достопримечательные места, туристско-рекреационный район.

Масштабы и типы современного туризма.

Типологию туристских районов.

Главные туристские районы регионов и основных стран мира.

Уникальные природные объекты стран и регионов мира, привлекающие внимание туристов из разных государств мира.

Примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия.

Учащиеся должны уметь:

Выявлять природные черты природных зон и высотных поясов, привлекательных для туристов.

Определять природные процессы, затрудняющие и благоприятствующие туристской деятельности.

Составлять историко-культурную характеристику стран, района или города.

Анализировать по иллюстративным материалам внешний облик и внутригородскую структуру городов различных регионов мира.

Устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно-ресурсном потенциале страны или региона.

Оценивать рекреационные ресурсы туристского района, определять преобладающие виды туризма в нем.

Давать характеристику различных типов туризма.

Выявлять на основе социологических опросов отношение населения к тем или иным типам туризма.

Классифицировать туристские районы региона по различным признакам.

Оформлять рекламный проспект с использованием различных средств.

Называть и показывать по карте ведущие туристские районы и центры.

                              Содержание программы

               «География международного туризма»

Введение.

География туризма – ветвь рекреационной географии. Предмет исследования, значение. История туризма и развития рекреационной географии и географии туризма.

Раздел 1. Предпосылки и факторы развития

                  международного туризма.

Тема 1. Физико-географические и экологические предпосылки развития туризма.

Понятия: «туризм», «факторы развития туризма».

Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. Природные объекты, привлекающие внимание массового туриста. Комфортность климатических, геоморфологических условий территории. Характеристика природных зон высотных поясов в горах, их возможности удовлетворения разнообразных запросов туристов. При-

меры привлекательности (акттрактивности) физико-географических стран для туристов (красота, разнообразие природы, лечебные свойства).

Влияние сезонности развития природных процессов на географию потоков туристов.

Практические работы:

1.Оценка природных условий природных зон и высотных поясов с целью определения их привлекательности для туристов.

Тема 2. Населенческий и историко-культурный факторы развития туризма.

Учет особенностей расового, этнического и конфессионального состава населения, государственного языка страны для развития туризма. Этнические и межрелигиозные конфликты как факторы, затрудняющие туристскую деятельность. Влияние особенностей демографических процессов, расселения населения, уровня урбанизации, социальной и профессиональной дифференциации населения на туристический облик страны. Туристская привлекательность городов и населенных пунктов различной величины.

Приемы изучения историко-культурного наследия. Связь историко-культурных объектов с природой. Всемирное культурное наследие. Примеры памятников, ансамблей, достопримечательных мест, наиболее посещаемых туристами. Всемирное природное наследие. Природные памятники, геологические и физиографические образования, природные достопримечательные места. Список объектов Всемирного культурного и природного наследия.

Практические работы:

  1. Составление историко-культурной характеристики страны, района или города с целью выявления разнообразия и  значимости для туристской деятельности историко-культурных объектов.

Тема 3. Экономико-географический фактор развития туризма.

Экономико-географическая оценка рекреационных ресурсов. Влияние уровня развития страны и структуры производства на развитие туристского хозяйства. Оценка состояния и уровня развития инфраструктуры в целом и туристско-рекреационной в частности и ее влияние на развитие туризма.

Понятие «туристско-рекреационный район». Структура туристско–рекреационного района. Значение каждой составной части района. Роль туристско–рекреационных районов в экономике стран мира.

Практические работы:

Установление на основе использования статистических материалов, зависимости развития туризма от уровня экономического развития страны, отраслевой структуры её хозяйства.

Тема 4. Мировое хозяйство, политическая география и туризм.

Роль мирового туризма в современном мировом хозяйстве. Примеры стран, для которых туристское хозяйство – отрасль международной специализации. Классификация этих стран в зависимости от уровня социально- экономического развития, особенностей экономико–географического положения, геополитической ситуации, государственного строя, административного деления. Положительное влияние развития экономической, политической интеграции стран на развитие внутрирегионального и международного туризма. Пример стран Европейского Союза.

Практические работы:

  1. Установление зависимости развития туризма от участия в интеграционных группировках; уровня внутриполитической стабильности и авторитета страны на международном уровне.

                 Раздел 2. Туристские районы мира.

Тема 1. Типология современного туризма, его история и масштабы.

Понятия «турист» и «экскурсант». История развития международного туризма. Современные масштабы мирового туризма. Ведущие страны мирового туризма. Причины, определившие туристический бум второй половины 20 столетия.

Классификация современного туризма. Типы туризма по способу передвижения. Типы туризма по способу передвижения. Круизный туризм. Туризм индивидуальный и коллективный. Типы туризма по месту проведения. Соотношение разных типов туризма. Преобладание познавательного, рекреационного и рекреационно-познавательного туризма.

Тема 2. Туристские районы, их иерархия и типология.

Районирование – основной метод географии. Туристское районирование. Понятия «потенциально-туристский район», «туристский район». Признаки туристского района. Классификация туристских районов по времени возникновения; по предпосылкам формирования; по уровню развития туристской инфраструктуры; по туристской специализации. Приемы определения типа туристского района. Туристско-рекреационный комплекс, туристско-рекреационная зона, туристские макро- и мезорайоны.

Тема 3. Туристско-рекреационные районы СНГ.

Оценка рекреационных ресурсов СНГ. Особенности развития Кавказско-Черноморского, Северо-Кавказского, Южно-Украинского, Центрально-Российского, Северо-Западного, Волжско-Уральского, Байкальского, Среднеазиатского и Дальневосточного районов.

Практические работы:

  1. составление туристской характеристики одной из столиц СНГ.
  2. представление визитной карточки одного из туристских районов СНГ.

Тема 4. Туристские зоны и районы Европы.

Факторы развития туризма в регионе. Главные черты развития Восточноевропейской зоны. Туристские центры и районы Балтии, Польши, Чехии и Словакии. Будапешт – и озеро Балатон – главные районы притяжения туристов Венгрии. Причерноморсий район, Дунай, София – природная и историко-культурная привлекательность районов.

Северо- Европейская зона: особая роль природной привлекательности. Западно-Европейская зона – одна из наиболее популярных зон в Европе. Главные черты развития туризма Британского, Альпийского, Германского, Французского районов.

Средиземноморское побережье, средиземноморский климат и субтропическая растительность, великое множество памятников культуры и архитектуры – основа привлекательности Южно-Европейской туристской зоны.

Практические работы:

  1. Проектирование морского круиза от Лондона до Венеции; речного путешествия по Дунаю или Рейну.
  2. Составление туристской характеристики одной из столиц Европы.
  3. Оформление карты туристских районов Европы.
  4. Подготовка классификации туристских районов Южно-Европейской туристической зоны по различным признакам.

Тема 5. Туристско-рекреационные зоны и районы Азии.

Азия – центр древних цивилизаций, регион разнообразной экзотической природы, многочисленных исторических памятников и интересных  этноконфессиональных особенностей многочисленных народов. Многообразие природных зон и высотных поясов – один из факторов привлечения туристов. Пестрота туристской карты Азии: особенности туристско-рекреационных зон: Юго-Западной Азии, Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Центральной и Восточной Азии. Развитие религиозного туризма. Центры паломничества в Азии.

Практические работы:

  1. Оценка потенциальных условий для развития туризма в одной из азиатских стран(по выбору учителя).
  2. Оформление рекламного проспекта для одной из стран Азии с использованием различных средств.
  3. Оформление картосхемы размещения наиболее известных объектов Всемирного культурного наследия на территории Азии.

Тема 6. Туристские районы Африки.

Факторы, благоприятствующие и затрудняющие развитие туризма в Африке. Небольшие масштабы и огромные контрасты африканского туризма. Главные черты развития туризма в Северной и Тропической Африке.

Практические работы:

  1. Сравнительная характеристика двух туристических зон Африки – Северной и Тропической.
  2. Составление туристического маршрута по арабским странам Африки. Подготовка памятки туристу.

Тема 7. Туристко-рекреационные районы Австралии и Океании.

Разнообразная природа и быт аборигенов, размещение в южном полушарии – ведущие факторы привлечения туристов. Особенности туристской Австралии, Новой Зеландии и Океании. Рост туристов на островах Пасхи, Таити, Фиджи.

Практические работы:

  1. Оценка рекреационных ресурсов Австралии и Новой Зеландии.

Тема 8. Туристско-рекреационные районы Северной Америки.

Высокий уровень туризма в США  и Канаде. Туристические районы США и Канады. Вовлечение в туристский  «оборот» новых районов: Аляски и Дальнего Запада Канады. Приозерный район и Юго-восточное побережье США – наиболее посещаемые районы.

Практические работы:

  1. Подготовка классификации туристских районов региона по различным признакам.
  2. Составление географо-туристской характеристики одного из наиболее интересных городов США.

Тема 9. Туристско-рекреационные районы Латинской Америки.

Высокий потенциал слаборазвитого туристского района. Факторы затрудняющие развитие туризма в регионе. Значительное преобладание Карибского района. Предпосылки формирования одного из важнейших туристских районов мира.

     Главные черты развития туризма Южно-Американской туристской зоны. Специфика Бразилии как фактор туристского хозяйства. Природный уникум – Галапагосские острова.

Практические работы:

  1. Выявление основных историко-культурных слоев стран  Латинской Америки, определение их роли в развитии туризма.

Обобщение.

Многообразие туристских районов мира. Современные проблемы и перспективы развития мирового туризма.

                  Учебно-тематический план

№ п/п

тема

Количество часов (всего)

теоретических

практических

Форма проведения

Образоват. продукт

1


2






3





4





5





6




7



8





9



10




11





12





13




14




15




16




17

Введение


Раздел 1:

Предпосылки и факторы развития международного  туризма

Тема 1.

Физико-географические и экологические предпосылки развития туризма

Тема 2.

Населенческий и историко-культурный факторы развития туризма

Тема 3:

Экономико-географический фактор развития туризма

Тема 4:

Мировое хозяйство, политическая география и туризм

Раздел 2:

Туристские районы мира

Тема 1:

Типология современного туризма, его история и масштабы

Тема 2:

Туристские районы их иерархия и типология

Тема 3:

Туристско-рекреационные районы СНГ.

Тема 4:

Туристические зоны и районы Европы



Тема 5:

Туристско-рекреационные зоны и районы Азии.


Тема 6:

Туристские районы Африки


Тема 7:

Туристско-рекреационные районы Австралии и Океании

Тема 8:

Туристско-рекреационные районы Северной Америки

Тема 9:

Туристско-рекреационные районы Латинской Америки

Обобщение




итого

1



8






2





2





2





2




25



1





1



3




5





4





3




2




3




2



1




34

1



4






1





1





1





1




9



1





1



1




1





1





1




1




1




1



0




14

-



4






1





1





1





1




16



0





0



2




4





3





2




1




2




1



1




20

Лекция









Лекция, практикум




Лекция, видеопрактикум



Лекция, круглый стол



Лекция, дискуссия






Лекция





Лекция



Кинолекция, практикум, путешествие



Кинолекция, практикум, деловая игра



Лекция, ролевая игра, практикум



Лекция, практикум



Лекция, конкурс



Лекция, конференция, практикум


Практикум, защита проекта

Круглый стол

Конспект, схема








Конспект, анализ, оценка, характеристика



Конспект, характеристика оценка



Конспект, оценка




Конспект, сообщение






Конспект, схема, диаграмма



Памятка, конспект

Конспект, визитная карточка, характеристика


Конспект, проект, характеристика, карта.


Оценка, рекламный проспект, картосхемы


Характеристика, памятка, конспект


Сочинение, оценка, конспект


Сообщение, рефераты, характеристика


проект



доклады, сообщения

   

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Программа элективного курса "Основы туризма"

Элективный курс предназначен для классов социально-экономического профиля. Рассчитан на 34 часа. Можно преподавать в 10 или 11 классах....

Программа элективного курса "География международного туризма" для обучающихся профильных классов

Программа элективного курса  составлена на  68 часов по 2 часа  в неделю для учащихся 11-х  классов географического и социально-экономического профилей. В основе содержания ку...

Рабочая программа элективного курса «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

- определить круг самых влиятельных авторов международных отношений – в лице великих держав (империй) и на основе их национально-государственных интересов и особенностей дипломатии охарактеризовать их...

рабочая программа элективного курса "Основы туризма"

рабочая программа "Основы туризма"...

Рабочая программа "Основы международного туризма"

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российс...

Рабочая программа элективного курса "Международная журналистика"

Рабочая программа для 11 класса  (элекивный курс)...