Рабочая программа элективного курса «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
рабочая программа (история, 11 класс) по теме
- определить круг самых влиятельных авторов международных отношений – в лице великих держав (империй) и на основе их национально-государственных интересов и особенностей дипломатии охарактеризовать их внешнюю политику и международные позиции в исторической динамике;
- выявить основные тенденции международных процессов с точки зрения их воздействия на соотношение (баланс) сил, проанализировать причины и содержание системного кризиса международных отношений ХХ в.;
- на основе историко-цивилизационного своеобразия западного общества в рассматриваемый период проследить зарождение мировых тенденций ХХ в. и соответствующих идеологий: глобализации, трансформации империй и нового империализма, либерально-демократической модели обеспечения безопасности;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Г. Моршанск
Тамбовской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №____ МБОУ «СОШ №3»
от «___»_________2013г. от «___»_________2013г.
Рекомендована
к утверждению МС
протокол №_______
от «___»_________2013г.
Рабочая программа
элективного курса
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
для 11 КЛАССА
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа.
Пояснительная записка.
Указанные тенденции положены в основу содержания и структуры курса истории международных отношений, а также учтены при распределении материала между его основными разделами. Сквозным методологическим принципом в изучении международных процессов периода является системный подход, который позволяет сформулировать и решить основные научно-образовательные задачи курса.
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- определить круг самых влиятельных авторов международных отношений – в лице великих держав (империй) и на основе их национально-государственных интересов и особенностей дипломатии охарактеризовать их внешнюю политику и международные позиции в исторической динамике;
- выявить основные тенденции международных процессов с точки зрения их воздействия на соотношение (баланс) сил, проанализировать причины и содержание системного кризиса международных отношений ХХ в.;
- на основе историко-цивилизационного своеобразия западного общества в рассматриваемый период проследить зарождение мировых тенденций ХХ в. и соответствующих идеологий: глобализации, трансформации империй и нового империализма, либерально-демократической модели обеспечения безопасности;
1. образовательные
2. воспитательные
3. развивающие.
На изучение элективного курса « Международные отношения « отводится 35 ч., из расчета 1ч. в неделю.
Общее количество форм контроля. Устный опрос-21ч.,лекция-1ч.,сообщение-3ч.,доклад-2ч.,тест-2ч.,презентация-6ч.
Учебно-методические задачи курса:
- продолжить формирование навыков системного анализа международных отношений в их исторических изменениях;
- изучить основные документальные источники с использованием информационно-аналитических приемов;
- освоить основные понятия и категории и, опираясь на них, сформировать представления о причинно-следственных связей в международных процессах изучаемого периода.
Формы организации образовательного процесса.
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Формы работы: лекционные и семинарские занятия.
Виды контроля: текущий - семинары, промежуточный - тесты, итоговый - экзамен.
Формы контроля:
Текущий контроль проводится методами: устный, письменный, тестовый.
Промежуточный контроль проводится тестированием или письменной работой.
Итоговый контроль в соответствии с учебным планом – аттестация в форме дифференцированного зачет.
Методика формирования результирующей оценки: итоговая оценка складывается из оценки результатов участия в семинарских занятиях, итогов выполнения тестовых заданий и экзаменационной оценки.
Механизм формирования ключевых компетенций.
Таким образом, происходит формирование основных компетенций обучающихся, таких как:
- учебно-познавательные - умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью; умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта; умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа; умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач; умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности; умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
- коммуникативные – информационные - умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. Приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
- рефлексивные - умение учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Знать/понимать
- место и роль человека в системе меджународных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы
- необходимость регулирования международных отношений
Уметь:
- характеризовать основные причины межнациональных конфликтов выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о международных отношениях выявляя их общие черты и различия;
- работать с обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных внешнеполитических отношений
- раскрывать на примерах последствия войн 20 века.
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Список литературы.
- Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2002. – 480 с.
- Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2001. – 192 с.
- Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2002. – 320 с.
- Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. – Брянск: «Курсив», 1998. – 340 с.
- Тесты. Обществознание 11 класс. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005. – 96 с.
- Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право.. – М.: Дрофа, 2005. – 224 с.
- Школьный словарь по обществоведению. — М.: Просвещение, 2010;
Средства обучения
- Компьютерные программы и образовательные CD-ROM.
- Видеоматериалы.
- Аудиоматериалы.
- Наглядные пособия.
- Фотографии и иллюстрации.
Интернет-ресурсы.
- vor-stu.narod.ru. – учебное пособие по социологии
- people.nnov.ru. - электронный учебник по социологии
- humanities.edu.ru. – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию.
- ido.edu.ru – «федеральный фонд учебных ресурсов»
- sputnik.mto.ru. – рекомендации по изучению обществознания на базовом и профильном уровне.
- som.fio.ru – в помощь учителю
Содержание.
Раздел № 1. Международные отношения Российской империи в начале 20 века. 5ч.
Японская военная экспансия. Борьба за передел мира. Октябрьская революция 1917 года.
Гражданская война. Раппальский мирный договор. 1922 г.
Знать: Причины военного конфликта. Образование основных военно -политических блоков накануне Первой мировой войны. Последствия Октябрьской революции 1917 года для мирового сообщества.
Уметь: Анализировать дипломатические переговоры между Японией и Россией. Характеризовать причины обострения международных отношений в начале 20 века. Объяснять причины улучшения отношений между Советской Россией и Германией.
Перечень контрольных мероприятий: Устный опрос-3ч., сообщение-1ч.,лекция-1ч.
Раздел № 2. ССССР во второй мировой войне. 14ч.
Военные действия на Дальнем Востоке. Советско-финляндская война Нападение Германии на СССР. Ялтинская конференция. Тегеранская конференция. Потсдамкая конференция. Капитуляция Германии 1945 г. Нюрнбергский процесс. Капитуляция Японии. Создание Совета Экономической Взаимопомощи. Организация Варшавского Договора ОВД.
Знать: Сущность международных отношений на Дальнем Востоке. Причину Советско-финляндской. Войны. Роль СССР в создании антигитлеровской коалиции. Дипломатические решения на Конференции. Борьбу советской дипломатии за открытие второго фронта. Значение Нюрнбергского процесса в разоблачении фашизма.
Уметь: Характеризовать отношения СССР и Японии накануне второй мировой войны. Объяснять изменение международной обстановки в мире. Анализировать последствия заключения Акта. Анализировать итоги Нюрнбергского процесса. Характеризовать роль ОВД в решении международных конфликтов.
Перечень контрольных мероприятий: Устный опрос-9ч., сообщение-1ч.,презентация-3ч.,доклад-1ч.
Раздел № 3. СССР и Россия в конфликтах современного мира. 16ч.
Венгерские события 1956 г. Карибский кризис 1962 г. Пражская весна 1968 г. Подписание между СССР и США Договора ОСВ-1. Совещание в Хельсинке. Афганская война 1979-1989 г.г. Вывод войск из Афганистана. Межнациональный конфликт в Фергане. 1989 г. Роспуск СЭВ и Варшавского договора. 1991 г. Война в Чечне. 1994г., 1999г. Нато против Югославии.1999 г. Международная обстановка в связи с ситуацией в Сирии.
Знать: Последствия Венгерских событий 1956 г. Последствия Карибского кризиса 1962 г. Последствия Пражской весны для Европы. Значение заключения договора 1975 года для советско-американских отношений. Основные результаты Совещания в Хельсинке. Советскую политику в Афганистане. Причины Армяно-Азербайджанского конфликта. Последствия роспуска СЭВ и Варшавского договора. 1991 г. Основные причины обострения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе. Причины обострения международной обстановки в связи с ситуацией в Сирии.
Уметь: Характеризовать обострение международных отношений в связи с Венгерскими событиями. Анализировать международные отношения в период Карибского кризиса. Анализировать обострение международных отношений в период Пражской весны. Характеризовать международные отношения в 70-е годы. Анализировать последствия войны в Афганистане. Показывать на карте территориальные претензии Армении и Азербайджана. Характеризовать внешнюю политику США на Ближнем Востоке. Анализировать работу российских дипломатов. Характеризовать роль президента Путина в урегулировании конфликта в Сирии.
Перечень контрольных мероприятий: Устный опрос-9ч.,сообщение-1ч.,тест-2ч., презентация-3ч.,доклад-1ч.
Перечень контрольных мероприятий :Устный опрос-21ч.,лекция-1ч.,сообщение-3ч.,доклад-2ч.,тест-2ч.,презентация-6ч.
Календарно-тематический план.
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Лекции | Практичес кая часть | Перечень контроля. |
1 | Международные отношения Российской империи в начале 20 века. | 5ч. | 1ч. | 4ч. | Устный опрос-3ч., сообщение-1ч.,лекция-1ч. |
2 | ССССР во второй мировой войне. | 14ч. | 14ч. | Устный опрос-9ч., сообщение-1ч.,презентация-3ч.,доклад-1ч. | |
3 | СССР и Россия в конфликтах современного мира. | 16ч. | 16ч. | Устный опрос-9ч.,сообщение-1ч.,тест-2ч., презентация-3ч.,доклад-1ч. | |
Итого: | 35ч. | 1ч. | 34ч. | Устный опрос-21ч.,лекция-1ч.,сообщение-3ч.,доклад-2ч.,тест-2ч.,презентация-6ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

Рабочая программа элективного курса "Международная журналистика"
Рабочая программа для 11 класса (элекивный курс)...
Рабочая программа элективного курса по биологии (составлена на основе авторской программы курса «Азбука здоровья» для обучающихся 5 классов)
Рабочая программа элективного курса по биологии «Азбука здоровья» для5 класса составлена на основе:- Учебного плана МБОУ СШ №9 на 2022-2023 учебный год (утверждён Приказом №155-о от 31 авг...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Береги себя сам». (составлена на основе авторской программы курса биологии Бородачевой Л.Н. для учащихся 9 классов)
Рабочая программа элективного курса по биологии «Береги себя сам» для 9класса составлена на основе:- Учебного плана МБОУ СШ №9 на 2019-2020 учебный год (утверждён Приказом №242 от 02 сентя...