Элективный курс “ Экономика предприятия ”
рабочая программа по экономике (9 класс) по теме

Тезина Ирина Борисовна

      Элективный курс “ Экономика предприятия ” предназначен для предпрофильной подготовки школьников девятых классов. По школьному учебному плану на изучение данного курса отводится 17 часов, из расчёта 0,5 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e_kurs.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Пояснительная записка.

      Элективный курс “ Экономика предприятия ” предназначен для предпрофильной подготовки школьников девятых классов. По школьному учебному плану на изучение данного курса отводится 17 часов, из расчёта 0,5 часа в неделю. Цель данного курса: познакомить учащихся с разнообразными сторонами деятельности фирмы: от выбора цели и найма работников до выявления источников финансирования и определения места фирмы в экономике нашего государства.

      Основные задачи курса:

      - выяснение основных характеристик фирмы и основных видов фирмы.

      - определение различных целей фирмы.

      - изучение различных типов структур рынка.

      - выявление особенностей спроса на труд со стороны фирмы.

      - выявление источников денежных ресурсов для фирмы.

      - изучение ценовых и неценовых способов воздействия на фирму.

      - выявление целей, методов и последствий политики регулирования                            

        поведения фирмы на рынке.

      -характеристика особенностей современного общества как фактора                

       внешнего ограничения деятельности фирмы.

      -показать в чём заключается и как проявляется социальная          

       ответственность бизнеса.

       Данный курс разработан на  основе  программы «Моя фирма», разработанного Н.М.Розановой.                                                                    

      Изучение элективного курса призвано помочь школьникам в выборе профиля обучения в старших классах.                                                                      

     Итогом  работы учащихся должна стать защита собственного  проекта, разработанного по одной из тем, изученных в ходе реализации  курса.  

ПРОГРАММА КУРСА «Экономика предприятия»

Введение. Цели и задачи курса.

Тема 1. Где начинается и где заканчивается фирма.

Признаки фирмы как самостоятельного экономического агента. Фирма и предприятие. Торговая марка фирмы. Фирма как первичная организационная единица бизнеса. Функции фирмы в экономике.

    Издержки , выручка и прибыль фирмы.

    Минимально эффективный размер производства. Определение числа фирм в отрасли. Вертикальная продуктовая цепочка.

   

Тема 2.  Как определить конечную цель фирмы.

 Причины, по которым у фирм могут быть разные цели. Большое число действующих лиц на фирме: собственники, менеджеры, работники, поставщики и потребители.

  Роль акционеров фирмы как поставщиков капитала для её деятельности. Что такое акция. Для чего люди покупают акции. Крупные и мелкие акционеры. Возможные конфликты интересов внутри акционеров. Изменение  курсовой стоимости акций.

   Интересы собственников фирмы. Хорошо ли быть единоличным собственником фирмы? Распределение времени собственника между фирмой и другими занятиями. Есть ли у собственника фирмы свободное время?

    Интересы менеджеров фирмы. Престиж  работы управляющего. Конфликт интересов между собственниками и управляющими на фирме. Совет директоров и его функции. Общее собрание акционеров. Конкуренция на рабочем месте.  

      Фирма, управляемая работниками. Цель работников.

Тема3. Конкуренция или сотрудничество: выбор стратегии поведения на рынке.

   

Определение числа фирм-конкурентов. Понятие однородного продукта. Товары-субституты: в широком и в узком смысле. Широкое и узкое определение рынка. Территориальные границы рынка.

    Рыночные структуры. Признаки рынка совершенной конкуренции. Особенности рынка монополистической конкуренции. Крупные фирмы на рынке: олигополия. Монополия и монопсония.

     Анализ рынка. Значение сезонности продаж, темпов роста населения, способов покупки и местоположения покупателей. Характеристики поведения фирма на рынке.

 

Тема 4.Сколько работников нужно фирме.

 Особенности спроса на труд: сходство и различие со спросом на продукт.

 Факторы, оказывающие влияние на величину спроса на труд. Роль производительности труда. Формирование предложения труда.

  Равновесие на рынке труда. Почему работники получают различную, а не одну и ту же заработную плату. Особенности качества труда. Отличие видов работ по привлекательности. Влияние профсоюзов на рынок труда.

   Работник на фирме: успешность его карьеры. Факторы успешность карьеры. Мотивация работников. Внутренние и внешние награды работнику.

 

Тема 5. Откуда взять деньги?

 

 Особенности финансового выбора фирмы. Характеристики денег  как особого товара.

  Виды финансовых ресурсов фирмы. Роль амортизации. Акции и облигации как источники финансирования. Рискованность ценных бумаг. Кредиты фирмы. Денежный и товарный кредит.

 

Тема 6. Можно ли воздействовать на спрос: ценовые и неценовые методы.

 

  Понятие ценовой дискриминации. Цель ценовой дискриминации. Роль рыночной власти фирмы. Ценовая дискриминация на рынке товаров и на рынке услуг: где легче осуществить?

   Как продать товар покупателю, который готов платить самую большую цену.

   Психологические особенности ценообразования, которые учитывает фирма при назначении цены на товар.

    Неценовые методы воздействия фирмы на спрос. Реклама как фактор воздействия на спрос. Роль интенсивности рекламы. Нахождение оптимального уровня расходов на рекламу.

Тема 7. Как фирма переходит из отрасли в отрасль.

Определение барьера входа на рынок ( в отрасль). Важность барьеров выхода из отрасли. Характеристики отраслей по уровню барьеров входа-выхода.

  Особенности нестратегических барьеров входа. Роль ёмкости рынка. Состояние инфраструктуры рынка. Роль качества товара и репутации фирмы.

   Особенности стратегических барьеров входа. Стратегия ценообразования, ограничивающего вход на рынок новым фирмам. Дополнительные инвестиции в оборудование как фактор  предотвращения входа. Роль долгосрочных контрактов в отрасли.

  Динамика рынка. Показатели входа и показатели выхода. Роль размера фирмы. Время , необходимое новой фирме для организации безубыточного производства в отрасли. Потенциальный и реальный вход на рынок.

Тема 8. Государство и фирма: всё ли может фирма, что хочет.

  Различные цели регулирования государством поведения фирмы на рынке. Антимонопольная политика. Политика поддержки конкуренции. Регулирование внешних эффектов деятельности фирмы.

  Действия фирм, считающиеся незаконными. Понятие и причины, по которым  эти действия запрещаются: ограничения покупки; ограничения  продажи; недобросовестная реклама; взаимосвязанные продажи; недобросовестная маркировка товара; вертикальные и горизонтальные ограничения конкуренции.

  Регулирования отраслей с внешними эффектами. Понятие внешнего  эффекта. Положительные и отрицательные внешние эффекты.

  Социальная ответственность современного бизнеса. Важность правильной философии ведения бизнеса. Формы взаимодействия фирмы и общества.

Итоговое повторение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по элективному курсу «Экономика предприятия».

                                           9 класс

№ урока

                                    Тема урока

Виды контроля

Сроки

Урок №1




Урок № 2


Урок № 3





Урок № 4




Урок № 5


Урок № 6



Урок № 7


Урок № 8




Урок № 9






Урок №10



Урок №11


Урок№12






Урок№13





Урок№14





Урок№15.



Уроки №16-17.

Вводный урок. Цели и задачи курса.


Тема 1. Где начинается и где заканчивается фирма.

Границы фирмы.


Издержки, выручка и прибыль фирмы.




Тема 2.Как определить конечную цель фирмы.

Выбор цели для фирмы.


Тема3. Конкуренция или сотрудничество: выбор стратегии поведения на рынке.

Оценка конкурентов фирмы.


Оценка рынка.


Тема 4. Сколько работников нужно фирме.

Определение оптимальной занятости на фирме.

Формирование заработной платы.


Тема 5.


Откуда взять деньги.

Источники финансирования фирмы.

 



Тема 6.

Можно ли воздействовать на спрос: ценовые и неценовые методы.


Ценовые стратегии фирмы.


Неценовые стратегии фирмы.



Тема 7. Как фирма переходит из отрасли в отрасль.


Барьеры входа и выхода.



Тема 8. Государство и фирма: всё ли может фирма, что хочет.

Взаимодействие государства и фирмы.





Социальная ответственность современного бизнеса.


Итоговое занятие. Защита творческих проектов.


Вводная беседа.



Опорный конспект


Фронтальный опрос.



Беседа



Ответы на вопросы.

Практическая работа



Фронтальный ответ.

Подготовка сообщений.




Опорный конспект.





Тест.



Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы





Фронтальный опрос.




Ответы на вопросы.




Сообщения учащихся.

 

Защита творческих проектов.













ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 

  1. Розанова Н.М. «Моя  фирма». Учебное пособие по элективному курсу для  8-9 классов—М.: Вита – Пресс, 2009.

                             Дополнительная литература

1.Симоненко В. Д. и др.” Основы предпринимательства”: Учебное пособие.- М.: Вита – Пресс,2008-9.

2.Черняк В.З. “Введение в предпринимательство”.- М. Вита – Пресс,

2003.

     3. Липсиц И. В.” Введение в экономику и бизнес”. - М.: Вита-Пресс,2009.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование элективного курса "Экономика и право"

Государственное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1234Центрального административного округа города Москвы...

Урок элективного курса "Экономико-географическое положение Кунашакского района"

Урок посвящен определению экономико-географического положения на основе карт Кунашакского района и Челябинской области. Выполняют практическую работу, анализируют причины изменений территории Кунашакс...

Элективный курс "Экономика и социальная экология"

География - единственная учебная дисциплина, призванная изучать природ­ные и социально - экономические явления и процессы в их взаимосвязи. Но в базовом курсе географии эти взаимосвязи рассматрива...

Предпрофильный элективный курс "Экономика и основы программирования"

Элективный курс, разработанный для учащихся 9 классов...

Элективный курс "Экономика и право" 10, 11класс

Рабочая программа по элективному курсу "Экономи и право". Курс может использоваться как в 10 , так и в 11 класса. Рассчитан на 34 часа....

Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.

Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....

Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...