Использование контрольно-измерительных материалов (тестов) при изучении экономических вопросов на уроках обществоведческих дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся
методическая разработка (экономика) по теме

 

Представленная тема работы является актуальной в данное время, так как экзаменационная работа по обществознанию единого государственного экзамена включает содержательный блок «Экономическая сфера» (части А и В) и базовую общественную науку экономику (части С1-С8), а при изучении экономических вопросов, особенно в старшей школе, возникает проблема усвоения большого объема сложной информации и необходимости проверить и оценить целый класс в условиях абсолютного дефицита времени. Поэтому использование тестов может способствовать обеспечению успешного развития учебно-интеллектуальных умений  каждого школьника через использование контрольно-измерительных материалов, через повышение объективности и системности оценивания, формирование внутренней мотивации учебно-познавательной деятельности.

         Уровень новизны – репродуктивно-рационализаторский и заключается в использовании тестовых материалов не только при проверке знаний учащихся, но и на  других этапах урока, в составлении тестовых заданий самими учащимися. Методика формирования учебно-интеллектуальных умений учащихся через использование КИМов, предложенная в опыте способствует созданию условий для организации образовательного процесса таким образом, чтобы использование КИМов позволило активизировать познавательную деятельность учащихся и привело к развитию их учебно-интеллектуальных умений; умений осуществлять самоконтроль и для формирования внутренней мотивации учения; для повышения уровня восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала; для развития логического осмысления изучаемой информации.

    Опыт основан на использовании наглядного метода обучения, так как предметная наглядность (схемы, мультимедийные  презентации) способствуют созданию достоверных зрительных образов и служат опорой для более глубокого осмысления информации; метода поэтапного изучения источников информации, основанный на ориентировании учащихся в самостоятельном изучении необходимой информации посредством трехэтапного алгоритма действий; метода последовательно-текстуального изучения источников, основанный на ориентировании учащихся в последовательности усвоения необходимой информации, позволяющей учащимся эффективно работать с тестовыми заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kimov_na_urokah_ekonomiki.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлевская Елена Александровна

Использование контрольно-измерительных материалов (тестов)  при изучении экономических вопросов на уроках обществоведческих дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных  умений учащихся

Автор опыта:

Михайлевская Елена Александровна

учитель истории и обществоведческих дисциплин муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Белгорода

"...работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в оценке происходящего, тем в меньшей степени он податлив по отношению к любым попыткам манипулирования им извне".

М.А.Холодная

        

ИНФОРМАЦИЯ  ОБ  ОПЫТЕ

Средняя общеобразовательная школа № 4  г.Белгорода была основана в 1971 году. В школе обеспечивается уровень общеобразовательной подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта [15;4]. Изучение экономической сферы жизни общества осуществляется на уроках экономики в 10 классе (35 часов в классе социально-гуманитарного профиля), в курсе изучения истории, обществознания и географии. Учащимся школы предоставляется возможность выбрать посещение элективных курсов экономической направленности. Таким образом, в школе созданы условия для формирования экономического сознания, мышления и культуры, что может помочь выпускникам, независимо от места их будущей работы, ориентироваться в мире рыночной экономики.

Актуальность опыта заключается в том, что в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Современное общество заинтересовано в формировании интеллектуально-развитой личности.  Поэтому автора опыта заинтересовали результаты диагностики развития интеллекта у учащихся 6 класса, проведенной педагогом психологом школы с помощью теста группового обследования умственного развития подростков (методика ГИТ), разработанного психологом Дж.Ваной (приложение 1):

  1. высокий уровень развития интеллектуальных умений показали 15%
  2. нормальный – 54%
  3. ниже нормы – 23%
  4. низкий 23%

Выявление у 46% учащихся уровня развития интеллектуальных умений ниже нормального привело к выводу о необходимости создания условий для развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.

Кроме того, в Концепции развития системы среднего образования Белгородской области  выделяется особая роль дисциплин социально-гуманитарного цикла. Подчеркивается необходимость в старших классах школы включения в состав обязательных предметов экономику и право. Причем эти предметы должны по ряду позиций, таких, как налоги, рынок труда, отчуждение предприятий, права и обязанности владельца собственности доходить до инструментального уровня. Экзаменационная работа по обществознанию единого государственного экзамена включает содержательный блок «Экономическая сфера» (части А и В) и базовую общественную науку экономику (части С1-С8). При изучении экономических вопросов, особенно в старшей школе, возникает проблема усвоения большого объема сложной информации и необходимости проверить и оценить целый класс в условиях абсолютного дефицита времени. Поэтому противоречие между ограниченным количеством учебного времени и необходимостью повысить уровень интеллектуального развития учащихся – заставляет создавать условия, когда учащиеся являются не просто объектом процесса обучения, а становятся активными участниками процесса познания.

Ведущая педагогическая идея опыта - способствовать обеспечению успешного развития учебно-интеллектуальных умений  каждого школьника через использование контрольно-измерительных материалов, через повышение объективности и системности оценивания, формирование внутренней мотивации учебно-познавательной деятельности.

Работа над темой опыта охватывает период с 2004-2005 по 2008-2009 учебные годы. Диапазон опыта – система уроков экономики и обществознания (экономическая сфера).

Уровень новизны – репродуктивно-рационализаторский и заключается:

  1. в использовании тестовых материалов не только при проверке знаний учащихся, но и на  других этапах урока;
  2. в составлении тестовых заданий самими учащимися.

        Особое значение для опыта имеют работы  Выготского Л.С., в которых он  делает упор на исследование значения словесного знака и сопряженного с ним (преимущественно интеллектуального) содержания. Принцип развития ребенка сочетался в трудах Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о "психологических системах", под которым понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). Выготским также был предложен принцип единства "аффекта и интеллекта", утверждавший необходимость исследования умственного развития в его нераздельной сопряженности с развитием мотивационным [11;70]. Это значит, что обучение призвано не только опираться на достигнутый детьми уровень развития мышления, внимания, памяти и других психических процессов, но и активно строить новые способы ориентировки в действительности, новые уровни познавательной деятельности. Поэтому в процессе работы  над темой «Использование контрольно-измерительных материалов (тестов) как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся» рассматриваются такие вопросы, как интеллект и мышление, интеллектуальное развитие личности и мотивация. Интеллект (от латинского «понимание», «познание») – в широком смысле – умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком смысле  - ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях [4;142]. В последнее время активно подчеркивается роль интеллектуальных особенностей личности в общей успешности деятельности. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки учащихся. Одна точка зрения (Е.Н.Кабанова-Меллер) определяет умение как владение знанием о способе деятельности,  как начальную ступень формирования навыка. Другая точка зрения (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, Н.А.Лошкарева) определяет умения как сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Таким образом, все точки зрения по вопросу о сущности умений можно свести  к следующим [7;93]: умения – это автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав навыка; умения – владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка; умения – способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков; умения – сознательное владение приемом деятельности; умения – сознательное владение мыслительными операциями. Так же в дидактике и психологии существует несколько классификаций основных умений и навыков школьников. Например, Лернер И.Я. классифицирует умения по способу действия на организационные (планировать свою деятельность); практические (умение составить план, доклад и т.д.); интеллектуальные (развитие мышления). Данный опыт педагогической деятельности опирается на классификацию умений Бабанского Ю.К., так как в основе классификации умений положены структурные элементы учебной деятельности и процесс усвоения знаний [1; схема 5 на форзаце]. Он выделяет:

1) учебно-организационные умения намечать задачи и рационально планировать свою деятельность, создавать для нее благоприятные условия (режим дня, гигиена рабочего места);

2) учебно-информационные умения (работа с книгой, справочником, библиографией);

3) речевые (письменные) - умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать;

4) учебно-интеллектуальные умения:

  1. умение выделять из общего потока информации какой-то группы сигналов и умение делать вывод о том, что эти выделенные сигналы относятся к одному предмету;  умение осуществлять в памяти поиск близкого по составу комплекса  ощущений признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета; умение осуществлять поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение (восприятие) [14; 14];
  2. умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты (запоминание)  [4;124];
  3. умение актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания (воспроизведение) [4;74];
  4. логическое осмысление информации;
  5. умение решать проблемные задачи;
  6. умение осуществлять самоконтроль, т.е. умение сознательно регулировать собственную деятельность в интересах обеспечения соответствия результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам [4;358].

        В  отдельных умениях сливаются несколько психических процессов. В практике они переплетаются, а не используются в чистом виде: так, выделение главной мысли требует следующих интеллектуальных умений: абстрагироваться, синтезировать, сравнивать и обобщать. Вначале, обучаемые усваивают знание конкретного приема. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием. После этого обучающие могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием. Основной признак владения тем или иным умением – это способность ученика применять интеллектуальные действия в новой учебной ситуации на новом материале и во время решения незнакомых познавательных задач.

Тест (от англ. – испытание, исследование) – метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей с помощью стандартных схем и форм [13;253]. Классификация педагогических тестов в методической литературе разнообразна. В общеобразовательных учреждениях чаще всего используются тесты успеваемости (по предметам):

  1. Задания в закрытой форме или задания  с  выбором  ответа.
  1. Тип заданий – задания с выбором ответа. Разновидность заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из    которых только один правильный. Эти тесты универсальны  и их можно использовать на любом этапе урока и на уроке любого типа. Количество минут на выполнение работы должно примерно соответствовать количеству заданий (можно предоставить на 1-2 минуты больше).  Данные тестовые задания должны обеспечивать возможность проведения объективной проверки умения владения элементами анализа: умения выявлять простейшие причинно-следственные связи между явлениями, делать сравнения явлений и объектов, устанавливать последовательность и длительность событий во времени.
  1. Тип заданий – задания с выбором ответа. Разновидность заданий:    задания, предлагающие для анализа два суждения
  2. Тип заданий: задания с кратким ответом.  Разновидность заданий: задания на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка.
  3. Тип заданий: задания с выбором ответа.         Разновидность заданий: задания, требующие дать положительный (если согласен с ним) или  отрицательный (если считает утверждение ошибочным) – бинарный тест.
  1. Задания на установление соответствия. Тип заданий: задание с кратким ответом.  Разновидность заданий: задание на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках). Методическое отличие и преимущество данных тестов в том, что они не содержат неправильной или неточной информации. Данные  тесты используются на этапах изучения или закрепления нового материала при работе с текстом учебника, дополнительной литературой, справочником, документом или  на этапе проверки  изученного материала без использования какой-либо литературы. Тесты на установление соответствия способствуют развитию умения актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания, т.е. делают более эффективным процесс воспроизведения.

3.  Задания на установление правильной последовательности. Тип заданий: задания с кратким ответом. Разновидность заданий: задания на установление правильной последовательности. Эффективнее всего применять на этапах первичной проверки усвоения изученного материала и контроля за усвоением изученного материала, так как они позволяют учащимся формировать умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты, умение актуализировать прошлый опыт и  ранее усвоенные знания, способствуют логическому осмыслению информации.

4.Задания в открытой форме (задания с кратким ответом). Тесты на дополнение ответов, приведенных в заданиях и  тесты со свободно конструируемыми ответами позволяют свести к минимуму фактор случайного выбора ответа, так как у учащихся нет определенных готовых вариантов.  Данные тесты можно использовать при самостоятельном изучении учащимися материала или при  контроле за усвоением изученного материала, что создает условия для развития умения актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания (процесс воспроизведения),  логического осмысления информации; умения решать проблемные задачи и умения осуществлять самоконтроль.

  1. Тип заданий: задание с кратким ответом. Разновидность заданий: задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице.
  2. Тип заданий: задания с кратким ответом. Разновидность заданий: задания, требующие свободно конструируемого ответа.
  3. Тип заданий: задания с кратким ответом. Разновидность заданий: задания, на дополнение  ответов.

Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или машинную обработку результатов и даже от приверженности к той или иной теории тестов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы – процесс не менее  творческий, чем создание и применение тестов.

ТЕХНОЛОГИЯ  ОПЫТА

        Цель опыта: создание условий для развития учебно-интеллектуальных умений учащихся через использование контрольно-измерительных материалов в процессе изучения экономических вопросов.

        Задачи опыта:

  1. организация образовательного процесса таким образом, чтобы использование КИМов позволило активизировать познавательную деятельность учащихся и привело к развитию их учебно-интеллектуальных умений;
  2. создание условий для развития умения осуществлять самоконтроль и для формирования внутренней мотивации учения;
  3. создание условий для повышения уровня восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала; для развития логического осмысления изучаемой информации; для умения выделять главное, сравнивать, обобщать и т.п.

Современные контрольно-измерительные материалы (тесты)  могут являться эффективным средством развития учебно-интеллектуальных умений.  

Методика формирования учебно-интеллектуальных умений учащихся через использование КИМов

I. Знакомство с различными типами тестовых заданий (изучение типовых конструкций тестовых заданий)

  1. Основные виды и формы тестовых заданий. Традиционные виды и формы тестовых заданий. Задания открытой формы. Задания закрытой формы.
  2. Понятие дистрактора.
  3. Наиболее часто применяемые формы тестов по обществоведческим дисциплинам.
  4. Использование визуального ряда в тестировании

        Возможные проблемы: отсутствие данного этапа нередко приводит к неполному пониманию учащимися алгоритма действий в каждом конкретном случае.

II. Практическое выполнение готовых тестовых заданий

Работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуются задания на анализ формулировки вопроса.

Вопросы в области познания:

Проверяемая категория

Тип ожидаемого мышления

Примеры

Эрудиция

Воспроизведение или узнавание изученного

Дай определение, назови…

Понимание

Демонстрация понимания; интерпретация

Объясни своими словами…

Применение

Информация используется для практики. Выводы, основанные на фактах

Примени правило…

Приведи пример…

Анализ

Преобразование информации, расчленение

Сравни…

Классифицируй…

Синтез

Дивергентное, оригинальное мышление

Сделай вывод…

Что случилось бы, если…

Оценка

Оценка идей, выражение мнения

Какой подход лучше?

  1. Освоение алгоритма выполнения тестовых заданий:
  1. мыслительные операции при тестировании;
  2. понятие индукции и дедукции.
  1. Формирование умения правильно распределять время при работе с КИМами.
  2. Организация внимания при чтении формулировки задания (например, учащиеся часто не обращают внимание на отрицательные частицы в формулировке задания).
  3. Использование внутрипредметных и межпредметных связей. Это создает условия для овладения умением анализировать факты, сравнивать события и явления, находить объективные связи между фактами; использовать полученные знания в новой ситуации.
  4. Использование тестовых заданий не только на этапе контроля знаний, но и на различных этапах учебного занятия:
  1. этап проверки домашнего задания – проверка усвоения и понимания различных определений, правил, логического осмысления материала [3;28];
  2. этап актуализации знаний учащихся перед изучением нового материала – использование тестов с целью актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы и обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы; с помощью теста учащиеся вспоминают ранее изученный материал или выясняют какие пробелы в знаниях у них существуют и могут помешать изучению новой темы;
  3. этап изучения нового материала – тестовый материал служит основой для ориентировки в новой информации, позволяет выделить главное, существенное;
  4. этап первичной проверки усвоения изученного материала – используется небольшое тестовое задание, которое выполняется самостоятельно и коллективно проверяется с необходимым обсуждением правильных ответов и ошибок учащихся;
  5. этапы закрепления, повторения и обобщения изученного материала: возможно обучающее тестирование с   использованием учебной литературы, видеофрагментов, текстов дополнительной литературы и т.п.;
  6. этапы контроля, самоконтроля и коррекции – с помощью тестовых заданий осуществляется проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся. Для объективности желательно не менее 2-х вариантов тестирования (можно использовать различные виды тестовых заданий).

Таким образом, КИМы можно использовать на различных этапах учебного занятия в соответствии с логикой усвоения знаний учащихся. Поскольку любое учебное занятие – это искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации [3;17].

Возможные проблемы: отсутствие эффективного контроля за процессом выполнения тестовой работы (возможность списать); использование некачественного тестового материала.  

В настоящее время имеется достаточное количество готовых контрольно-измерительных материалов по обществоведческим дисциплинам (включая экономику), одобренных Федеральным институтом педагогических измерений,  Министерством образования РФ, которые дают возможность получить объективные данные об уровне и качестве усвоения знаний и развития интеллектуальных умений и выявить [5;6]:

1) уровень усвоения знаний:

- основных понятий и категорий;

- ключевых идей и положений;

- существенных характеристик процессов, явлений и т.п.

2) уровень овладения умениями:

- характеризовать с научных позиций основные события, явления и т.п;

- анализировать и интерпретировать представленную информацию;

- устанавливать соответствия между событиями, существенными чертами и признаками;

- систематизировать и классифицировать представленные данные по предложенным критериям;

- выявлять внутренние и внешние связи.

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия.

III. Составление тестовых заданий учащимися

  1. Изучение основных требований к составлению тестовых заданий при помощи специальных памяток (приложение 2).
  2. Составление тестовых заданий учащимися с помощью учебной литературы и других источников информации (документы, художественная литература, Интернет, электронные энциклопедии и др.):
  1. при выполнении домашнего задания: составить тестовые задания определенного типа для проверки знаний одноклассников на следующем уроке;
  2. составление тестов для закрепления изученного материала по определенной теме (в классе и дома);
  3. составление тестов для обобщения или повторения «сквозных» тем (в классе и дома);
  1. Составление тестов как форма проверки знаний учащихся по большому разделу учебного материала – на уроке без использования учебной литературы (чтобы выполнить подобное задание надо иметь достаточный объем знаний и умение его систематизировать).
  2. Составление тестовых заданий как творческая работа (особенно с использованием краеведческого материала, например – «Современное экономическое развитие родного края»).

Учащиеся 5-8 классов могут оформить работы рисунками по теме, аппликациями; учащиеся 9-11 классов вполне могут создать мультимедийную презентацию. Выполненные работы используются для проверки знаний других учащихся класса – обмен работами в парах (учащиеся не только выполняют тестовые задания, но и дают оценку качеству составления теста). Данная форма работы способствует созданию условий для формирования умений и навыков:

  1. работы с информацией и применения ее для достижения практических результатов;
  2. успешного выполнения тестовых заданий различных типов и форм;
  3. индивидуальной и коллективной работы;
  4. максимального использования интеллектуального и творческого потенциала.

В процессе реализации опыта работы использовались следующие методы, приемы и средства обучения:

1. Методы:

  1. наглядный метод обучения, так как предметная наглядность (схемы, мультимедийные  презентации) способствуют созданию достоверных зрительных образов и служат опорой для более глубокого осмысления информации;
  2. метод поэтапного изучения источников информации, основанный на ориентировании учащихся в самостоятельном изучении необходимой информации посредством трехэтапного алгоритма действий, который включает: во-первых,  подготовительный этап (уяснение основной терминологии, выяснение причин и условий, разбор фактов и событий); во-вторых, этап усвоения содержания источника (выделение основных вопросов, уяснение идей); в-третьих, выполнение или составление тестовых заданий по изученному материалу;
  3. метод последовательно-текстуального изучения источников, основанный на ориентировании учащихся в последовательности усвоения необходимой информации, позволяющей учащимся эффективно работать с тестовыми заданиями;
  4. метод «исключения» - используется при работе с тестовыми заданиями: учащиеся  учатся не только выбирать правильные ответы, но и исключать неправильные, используя интуицию.

2. Приемы:

  1. приемы словесно-понятийного мышления: анализ и синтез, сравнение и обобщение, выявление существенного, формулирование выводов, понятий и т.д.;
  2. приемы реализации межпредметных связей: напоминание ранее изученных фактов, понятий; выполнение заданий, требующих оперирования предшествующими знаниями и знаниями других предметных сфер (экономика, история, право, обществознание, география) – выполнение обобщающих тестов, заданий по «сквозным» вопросам и т.д.;
  3. приемы стимулирования и контроля: взаимоконтроль учащихся; самоконтроль в процессе работы с тестовыми заданиями;
  4. выписывание понятий;
  5. составление плана, схемы, таблицы;
  6. выполнение творческих заданий с использованием тестовых заданий.

3. Средства обучения

        3.1. Раздаточный материал:

  1. тестовые задания различных типов;
  2. памятки по составлению тестовых заданий;
  3. варианты заданий ЕГЭ, состоящих из подборки заданий по экономике (приложение 3).

        3.2. ТСО – персональный компьютер, проектор.

        Преобладающие виды деятельности: частично-поисковая (достигается путем решения логических задач) и самостоятельная деятельность (опосредованное управление деятельностью учащихся в процессе выполнения тестовых работ различных типов).

Необходимо отметить, что тесты, конечно, не должны стать единственной формой работы с учащимися. Иногда, выполнение тестовых заданий может нести в себе определенный момент случайности: ученик может угадать правильный ответ, особенно в тестах с выбором ответа. Главное всегда помнить простую истину – лучше меньше, да лучше! То есть не стоит превращать урок в сплошное тестирование, ведь тестовые формы контроля эффективны только при рациональном их использовании.

Однако  даже с учетом указанных недостатков, в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

  1. более рационально использовать время урока;
  2. охватить больший объем содержания;
  3. быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
  4. сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
  5. тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их;
  6. контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития;
  7. во многих случаях тесты позволяют преодолеть субъективизм выставления оценок;
  8. тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками: сильным учащимся заниматься, опережая, а над слабыми усилить контроль;
  9. правильно оформленный тест развивает добросовестность и аккуратность.

Тестирование сегодня остается мощным, оперативным, объективным средством контроля знаний учащихся и оценивания их достижений в развитии учебно-интеллектуальных умений [9;5].

Кроме того, результатом развития интеллекта учащихся является самооценка, ведь режим развивающего обучения (саморазвития личности) не может быть обеспечен в условиях внешне мотивированной деятельности. «Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, пишет Д.Б. Эльконин, - требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих» [16;39]. Организация обучения на основе внутренней мотивации обязательно связана с обеспечением саморегуляции  в процессе  личностного развития, основанной на самооценке. Самооценка – это оценка самого себя, своих достижений и недостатков (Ожегов С.И. Словарь русского языка, 20-е изд. 1989. С.567.).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции. Основные функции самооценки:

  1. констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
  2. мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
  3. проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

В связи с этим можно утверждать, что функциями тестирования являются обучающая, контролирующая и воспитывающая.

Таким образом, использование контрольно-измерительных материалов может способствовать обеспечению успешного развития учебно-интеллектуальных умений  каждого школьника, повышению объективности и системности оценивания, формированию внутренней мотивации учебно-познавательной деятельности.

Трудоемкость опыта заключается в необходимости подготовки тестовых материалов (отбор заданий, группировка по темам и вариантам, т.д.).

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Развитие учебно-интеллектуальных умений отслеживалось на основании следующих показателей:

- динамика развития интеллектуальных умений учащихся;

- результаты участия в творческих конкурсах;

- результаты предметных олимпиад;

- стабильность получаемых результатов.

        

В результате изучения результатов диагностики уровня развития интеллекта (сформированность умения устанавливать различие и сходство понятий (сравнения), установление закономерностей, сформированность умения устанавливать логические связи между понятиями), проведенного педагогами-психологами школы,  была выявлена положительная динамика развития интеллектуальных умений учащихся на примере одной параллели.

        Развитие интеллектуальных умений учащихся способствует повышению познавательной активности учащихся: ребята успешно участвуют в творческих работах и конкурсах школьного, городского и областного уровней, что может свидетельствовать о мотивации учебной  и внеучебной предметной деятельности, о желании и умении успешно справляться с творческими познавательными заданиями различной степени сложности.

Кроме того, именно тестовые задания используются при проведении городских предметных олимпиад, что также является некоторым показателем развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.

Таким образом, тестирование через развитие интеллектуальных умений учащихся создает условия для формирования таких качеств ценностно-ориентированной личности как способность к самоорганизации и умение объективно оценивать свои знания и возможности, ставить перед собой конкретные учебно-познавательные цели, то есть способствует развитию и саморазвитию личности в целом.

        В последние годы появилось даже понятие "тестовая культура", которое следует рассматривать как элемент культуры общества в целом. Поэтому очень важно сегодня привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование и интеллектуальное развитие.

        

Библиографический список

1.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

2.Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.:  ТЦ Сфера,  2003. – 128с.

3.Давыденко, Т.М. Проектирование учебного занятия: учеб. пособие / Т.М.Давыденко, Е.В. Тонков. – Белгород: Изд. БелГУ, 2002. – 92 с.

4.Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И.Дьяченко, Кандывович Л.А. – Мн.: Харвест, 2004. – 576 с.

5.Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007 – 304 с.

6.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002. – 24 с.

7.Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студенкин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 192 с.

8.  Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие / Г.Ю.Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128с.

9. Методические рекомендации по организации тестового контроля на уроках экономики./Сост.Медведева О.И. – Белгород.: Управление образования комитета по социальной политике администрации г.Белгорода, НМИЦ, 2005. – 52с.

10.Переверзев, Ю.В. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов. – М., 1998.

11.Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: : ООО «Транзиткнига», 2004. – 479 с.

12. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю.Скороходова. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 148 с.

13. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории / А.Т.Степанищев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

14.Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

15.Ценностно-ориентированный подход как фактор развития творческой личности школьника (Педагогический опыт в современной школе №4): Сборник научных трудов / Под ред. проф. Ф.И.Собянина, Э.В.Левченко. – Белгород: Издательство «Логия», 2005. – 184 с.

16.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.Эльконин. – М., 1974.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Методика определения уровня умственного развития для младших подростков

Методика ГИТ (7 субтестов) (10 – 12 лет) 

Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, изд-во «Принтер», 1993.

Тест предназначен для группового, обследования умственного развития детей 10-12 лет (учащихся пятых и шестых классов) и может использоваться в школьной психологической службе для оценки эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, отбора учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспеваемости и пр.

Тест был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников осуществлены кандидатами психологических наук М. К. Акимовой, Б. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой. При этом в тест были внесены существенные изменения, с тем чтобы все задания стали понятными для наших школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию.

Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.

Тест был исследован на надежность, валидность и хорошо зарекомендовал себя на практике.

Тест содержит 7 субтестов:

1 – исполнение инструкций,

2 – арифметические задачи,

3 – дополнение предложений,

4 – определение сходства и различия понятий,

5 – числовые ряды,

6 – установление аналогий,

7 – символы.

В тестовых тетрадях субтесты названы тестами.

Тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 минут). Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:

а) контроль за эффективностью школьного обучения;

б)  выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;

в) определение причин школьной неуспеваемости;

г)  сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;

д) сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;

е) отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.

Правила тестирования

1) Экспериментатор должен говорить громко, отчетливо и медленно, решительным тоном.

2)  Инструкции необходимо произносить точно, лучше их зачитывать или заранее выучить наизусть.

3)  Во время зачитывания инструкций все должны положить карандаши, никто не должен работать.

4) Время для решения каждого субтеста регистрируется по секундомеру.

5) Желательно, чтобы тестирование проводили два экспериментатора, разделив между собой выполнение функций.

6)  Помещение для тестирования должно быть тихим, изолированным, исключающим помехи.

Время решения отдельных субтестов

1) Исполнение инструкции — 4 мин.

2) Арифметические задачи — 6 мин.

3) Дополнение предложений — 5 мин.

4) Определение сходства и различия понятий — 1,5 мин.

5) Числовые ряды — 4 мин.

6) Установление аналогий — 3 мин.

7) Символы — 4 мин. Итого: 27,5 мин.

Анализ результатов

После обработки и определения первичных показателей по отдельным субтестам результаты переносятся в таблицу на 1-й странице тестовой тетради и складываются. В результате получается общий первичный показатель. В соответствующие колонки таблицы вносятся также ошибки и суммируются. Для суммы ошибок по всем субтестам пока точных норм нет. Ориентировочно количество ошибок оценивается так; от 0 до 5 — очень мало; 10-25 — среднее количество; свыше 35 ошибок — очень большое количество. С возрастом количество ошибок уменьшается.

Далее подсчитывается процент правильно выполненных заданий как по каждому субтесту в отдельности, так и по тесту в целом. Эти сведения переносятся в соответствующие колонки таблицы на 1-й странице тестовой тетради.

Кроме того, проводится графическое изображение результатов на сетке, расположенной рядом с колонками первичных баллов и их процентов. Для этого на сетку наносятся точки, соответствующие проценту правильно выполненных заданий по каждому субтесту. После нанесения точек вычерчивается график, отражающий индивидуальную структуру умственного развития школьника.

Для оценки индивидуальных результатов детей используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Для российских школьников возрастная норма расположена: для пятиклассников — в интервале от 80 до 100 баллов, для шестиклассников — от 100 до 110 баллов.

Если баллы по тесту у учащегося 5 класса расположены в интервале 60-79 баллов, то уровень умственного развития оценивается как близкий к нормальному (немного ниже нормы). Если уровень выполнения оценивается 40-59 баллами, то это свидетельствует о низком умственном развитии. Если балл ниже 39, то умственное развитие признается очень низким. Балл выше 100 указывает на высокое умственное развитие ребенка.

Для шестиклассников уровень выполнения теста оценивается следующим образом: возрастная норма 90-110 баллов; немного ниже нормы — 70-89 баллов; низкий уровень умственного развития — 50-69 баллов; очень низкий уровень — ниже 49 баллов; высокий уровень умственного развития — выше 110 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Памятка для учащихся 9-11 классов по составлению

тестовых заданий

Независимо от формы тестового задания можно сформулировать

ряд требований

  1. Тестовое задание представляется в форме краткого суждения, формулируется ясным, четким языком. Рекомендуется начинать составление задания с формулировки правильного ответа, это помогает избежать возникновения нескольких правильных ответов.
  2. Количество вариантов ответов должно быть больше 3-х, но меньше 10.
  3. Содержание задания выражается краткой, предельно простой синтаксической конструкцией, без повторов и двойных отрицаний.
  4. В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга.
  5. Желательно, чтобы исходные условия задания не превышали 15 слов.
  6. Все варианты ответов (дистракторы) должны быть сопоставимы по длине.
  7. Запрещается наличие повторяющихся фраз в дистракторах. Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.

Требования к заданиям с выбором ответов

1. Инструкция, основной текст задания и варианты ответов должны быть хорошо понятны.

2. Текст задания должен быть однозначным, сформулированным четко, по возможности кратко.

3. В основной текст задания включается максимальное количество информации, относящейся к проблеме. В вариантах ответов не используются повторяющиеся слова и выражения, они  помещаются в основной текст задания.

4. Основной текст задания и ответы формулируются с соблюдением орфографических, пунктуационных и грамматических правил.

5. В тексте задания исключается двойное отрицание.

6. Среди вариантов ответа должен существовать только один правильный или наиболее правильный ответ.

7. Варианты ответов должны быть краткими, иметь примерно одинаковую длину.

8. В ответах не рекомендуется употреблять слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и выражения «все перечисленные», «ни один из перечисленных», так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа.

9. Тестовое задание составляется таким образом, чтобы ни его основной текст, ни варианты ответов не являлись ключом для других заданий. При составлении группы заданий, относящихся к одному тексту, графику, схеме, необходимо обеспечить независимость заданий друг от друга, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого.

10. В заданиях закрытого типа не должно быть заведомо ложных ответов, ответов, содержащих подсказку, а также явно выделяющихся, обособленных ответов. Запрещено применение всех правильных или всех неправильных дистракторов.

Разновидностью заданий закрытого типа считаются задания альтернативных ответов (задания с двумя ответами). В таком задании только два варианта ответов (да - нет, правильно - неправильно). При составлении такого задания формулировать основной текст надо таким образом, чтобы не возникало возможности двусмысленного ответа (и «да», и «нет»).

Требования к открытым заданиям на дополнение

1. Каждое задание должно быть нацелено на одно дополнение, место дополнения обозначается прочерком или многоточием.

2. Дополнения лучше ставить в конце задания.

3. Все прочерки для дополнения в одном тексте должны быть одной длины.

4. В тексте задания исключаются повторы и двойное отрицание.

Требования к заданиям на установление соответствий

1. Рекомендуется помещать в текст задания названия каждого столбца (обобщающее определение множества).

3. Желательно, чтобы правый список содержал несколько дистракторов, которые должны быть равновероятно правдоподобны.

4. Если задание не предполагает четкого соответствия, т.е. одному элементу левого списка соответствует только один элемент правого списка, то  в инструкции к заданию обязательно указывается информация о наличии дистракторов и о том, сколько раз могут использоваться элементы второго списка.

5. В связи с особенностью восприятия число элементов одного списка не должно превышать 10.

  6.Все задания необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Варианты ЕГЭ, составленные из подборки заданий по экономике

        Данные варианты составлены для итоговой проверки знаний по экономике после изучения отдельного курса или раздела в рамках предмета «Обществознание».

ВАРИАНТ № 1

ЧАСТЬ 1     Выбрать один правильный ответ

А-1.Что из перечисленного относится к природным ресурсам

  1. сырье, не включенное в производство
  2. обязательное среднее образование
  3. квалифицированная рабочая сила
  4. топливо, стоящее на подъездных путях

А-2.Новым видом денежных расчетов в современной России является:

  1. бартерная сделка
  2. платеж наличными
  3. платеж при помощи кредитной карты
  4. оплата с помощью векселя

А-3.В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономику через:

  1. систему налогообложения
  2. централизованное установление цен
  3. директивное планирование производства товаров
  4. снабжение населения товарами

А-4.Рынок характеризуется:

  1. стабильными ценами
  2. интересом к фундаментальным научным исследованиям
  3. вложением капитала в прибыльные проекты
  4. бережным отношением к природе

А-5.Дефицит государственного бюджета – это:

  1. уменьшение налоговых поступлений
  2. превышение расходов над доходами
  3. увеличение государственного долга
  4. сокращение финансирования социальных программ

А-6.Увеличение налогов на производителя:

  1. снижает расходы потребителя
  2. увеличивает прибыль производителя
  3. снижает роль производства
  4. увеличивает производительность труда

А-7.Общепринятое средство платежа, которое можно обменять на любые товары и услуги:

  1. дисконтная карта
  2. товарный чек
  3. деньги
  4. облигация

А-8.В рыночной экономике в отличие от командно-административной экономики производителя характеризует:

  1. экономное ведение дела
  2. экономическая самостоятельность
  3. соблюдение трудовой этики
  4. стремление повышать квалификацию

А-9.Необходимым условием рынка является:

  1. государственная регламентация производства
  2. политический плюрализм
  3. частная собственность
  4. обилие природных ресурсов

А-10.На каких предприятиях выдаются дивиденды:

  1. на государственных
  2. на частных индивидуальных
  3. на акционерных
  4. на муниципальных

А-11.Налоговая политика направлена на:

  1. определение денежной массы в обращении
  2. увеличение числа товарных бирж
  3. снижение социальных потребностей
  4. перераспределение доходов

А-12.Государство в условиях рыночной экономики призвано:

  1. формировать обязательные для всех предприятий задания
  2. поддерживать социально незащищенные слои населения
  3. нести материальную ответственность за деятельность частных фирм
  4. выплачивать зарплату работникам предприятий всех форм собственности

ЧАСТЬ 2

В-1.Запишите слово, пропущенное в схеме:











В-2.Распределите перечисленные ниже признаки следующим образом: три первые позиции должны характеризовать экономическую сферу общественной жизни, три  последующие – политическую сферу:


  1. инфляция
  2. победа партии на выборах
  3. митинг в защиту конституции
  4. снижение темпов промышленного роста
  5. введение налога с продаж
  6. учредительный съезд партии

ЧАСТЬ 3

Дать развернутый ответ на вопрос

С-1.Назовите основные факторы, влияющие на формирование спроса на рынке (не менее 3-х)

Прочитать текст и выполнить задание к нему

        «Нет и не может быть эффективной, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства… обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; взаимоотношения между трудом и капиталом… контроль за внеэкономической деятельностью… обеспечение экономической безопасности страны и т.д. Ни одна из этих функций не исчезает и не утрачивает своей роли.           В последнее время возникли и качественно новые функции государства. Принятие  на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки… решение экологических вопросов. О каких же задачах государства идет речь на этапе становления рыночной экономики? Это прежде всего формирование новой системы отношений собственности… Становление малого предпринимательства… Формирование основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, институты регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуру рыночной экономики в целом.»

(Директор Института экономики академик Абалкин Л.И.

Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики)

С-2. О каких новых функциях государства в экономике вы узнали из статьи?

С-3. Каковы задачи государства в создании условий для функционирования рынка в России?

С-4.Изложите свои мысли по одному из предложенных высказываний, используя в ответе соответствующие экономические понятия, факты общественной жизни и свой жизненный опыт.

  1. «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон I)
  2. «Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам)

ВАРИАНТ № 2

ЧАСТЬ 1

Выбрать один правильный ответ

А-1.Из государственного бюджета финансируется:

  1. независимые СМИ
  2. проекты индивидуального строительства
  3. судебная система
  4. фермерские хозяйства

А-2.В рыночной экономике потребители участвуют:

  1. в формировании цены на товары
  2. в выборе технологи производства
  3. в распределении прибыли
  4. в определении видов налогов

А-3.Характеристикой рационального поведения производителя, стремящегося добиться большего результата при наименьших затратах, является:

  1. эффективность
  2. инициативность
  3. деловитость
  4. самостоятельность

А-4.Экономическая наука изучает:

  1. творчески-преобразующую деятельность человека
  2. социальные нормы, охраняемые государством
  3. методы научного познания действительности
  4. процесс производства и обмена материальных благ

А-5.Акция – это ценная бумага:

  1. по которой выплачивается процент на капитал, вложенный в банк
  2. дающая право на получение дивидендов
  3. подтверждающая права заемщиков
  4. заменяющая деньги при расчетах

А-6.Существование проблемы экономического выбора обусловлено:

  1. безграничностью человеческих потребностей
  2. изменчивостью человеческих потребностей
  3. безграничностью производственных возможностей
  4. ограниченностью природных ресурсов

А-7.Государственный бюджет – это:

  1. государственный орган, отвечающий за финансы
  2. распределение доходов и расходов государства на год
  3. разница между доходами и расходами государства
  4. годовой план сбора налогов государством

А-8.На поведение потребителя в условиях рыночной экономики непосредственно влияет:

  1. формы вмешательства государства в экономику
  2. размеры внешнего государственного долга
  3. численность частных предприятий
  4. размер и стабильность индивидуальных доходов

А-9.Экономика в современной России является:

  1. традиционной
  2. командно-административной
  3. свободной рыночной
  4. смешанной

А-10.Для рыночной экономики характерно:

  1. преобладание государственных предприятий
  2. самостоятельность предприятий в вопросах производства
  3. государственное ценообразование
  4. централизованное планирование производства

А-11.На фондовой бирже продаются и покупаются:

  1. недвижимость
  2. машины и оборудование
  3. сырье и материалы
  4. ценные бумаги

А-12.Способом снижения отчуждения работников от средств производства является:

  1. внедрение новых технологий
  2. укрепление трудовой дисциплины
  3. рост квалификации кадров
  4. распространение акций среди наемных рабочих

ЧАСТЬ 2

В-1.Запишите слово, пропущенное в схеме:










В-2. Распределите перечисленные ниже признаки следующим образом: три первые позиции должны быть предметом изучения экономической науки, три последующие – других наук:


  1. взаимодействие государства и политических партий
  2. методы рационального ведения хозяйства
  3. пути устранения межнациональных конфликтов
  4. способы внедрения ресурсосберегающих технологий
  5. особенности научного познания
  6. повышение эффективности производства

ЧАСТЬ 3

Дать развернутый ответ на вопрос

С-1. Назовите основные факторы формирования предложения на рынке (не менее 3-х)

Прочитать текст и выполнить задание к нему

        «Я твердо верю в то, что истинное человеколюбие скорее всего заключается в способности применить свои  силы, время и средства так, чтобы состояние, возрастающее из этого дела, дало возможность найти как можно большему числу людей и занятие и приличный заработок; человеколюбие, далее, состоит в том, чтоб расширить и развить наличные вспомогательные учреждения и облегчить возможности прогресса и здоровой работы там, где они до сих пор места не имели. С этой целью не стать наравне ни одной бесцельной трате денег, как бы велика  она ни была…

        Если бы пришлось мне снабжать напутствием молодого человека, собирающегося на путь практической жизни, я дал бы ему совет: «Если ты собираешься добиться больших, общепринятых успехов… отнюдь не начинай практической жизни с мыслью выколотить из работы, во что бы то ни стало, как можно больше денег. При выборе призвания в практической деятельности предоставь решение своей необходимости первой мысли: где мне пристроиться так, чтобы всего активнее применить свои силы на пользу общества? Где действеннее будет моя работа в интересах того же общества? С этими мыслями вступай в практическую жизнь, и первые шаги твои в ней будут первыми шагами к успеху!»»

(американский бизнесмен Дж. Рокфеллер.Искусство разбогатеть.)

С-2. О каких составляющих предпринимательского успеха вы узнали из документа?

С-3. В чем заключается социальная роль предпринимательства в обществе?

С-4. Изложите свои мысли по одному из предложенных высказываний, используя в ответе соответствующие экономические понятия, факты общественной жизни и свой жизненный опыт.

  1. «Гораздо больше риска в том, чтобы ничего не предпринимать, нежели в неудаче» (Ф.Бэкон)
  2. «Торговля не разорила еще ни одного народа»  (Б.Франклин).

ВАРИАНТ № 3

ЧАСТЬ 1

Выбрать один правильный ответ

А-1.Понятие «экономика» первоначально означало:

1) управление сельским хозяйством

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) обмен результатами труда

4) денежное обращение


А-2.К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1) установление необходимых объемов производства

2) проведение антимонопольной политики

3) регулирование ценообразования

4) распределение ресурсов между предприятиями


А-3.На рынке, где существует конкуренция, равновесная цена определяется:

1) решением покупателей, желающих купить товар

2) производителями, желающими получить прибыль

3) предприятиями оптовой торговли

4) желанием покупателей купить все товары, которые продавцы захотят продать


А-4.Бюджетная политика государства регулирует:

1) кредитование предприятий

2) внешнюю торговлю

3) объем денежной массы

4) государственные расходы


А-5.Фазы экономического цикла – это:

1) стагнация, инфляция, депрессия, пик

2) рецессия, подъем, спад, инфляция

3) депрессия, кризис, подъем, стагнация

4) пик, спад, кризис, подъем


А-6.Необходимым условием функционирования рынка является все, кроме:

1) свободы принятия экономических решений

2) конкуренции производителей

3) многоукладной экономики

4) государственного регулирования ценообразования

А-7.Система налогов на производителя обеспечивает:

1) стабильность экономики

2) высокую производительность труда

3) перераспределение доходов

4) снижение безработицы


А-8.Наиболее вероятной причиной безработицы является:

1) монополизация отдельных отраслей экономики

2) спад производства

3) увеличение числа частных предприятий

4) усиление конкуренции между производителями


А-9.Закон спроса утверждает, что:

1) величина спроса определяется предложением

2) спрос зависит от предложения

3) величина спроса прямо пропорциональна цене

4) чем выше цена товара, тем меньше величина спроса


А-10.Характерной чертой рыночной экономики является:

1) стремление к получению сиюминутной выгоды

2) полная занятость

3) неэкономическое ведение дела

4) низкая производительность труда


А-11.В обязанности предпринимателя не входит:

1) бизнес-планирование деятельности фирмы

2) установление цен на продукцию

3) организация отдыха нанятых работников

4) оплата налогов


А-12.Преодоление отчуждения работников от производства:

1) не влияет на отношение к труду

2) ухудшает отношение работников к труду

3) не имеет никакой связи с отношением к труду

4) улучшает отношение работников к труду

ЧАСТЬ 2

В-1.Запишите слово, пропущенное в схеме:










В-2. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первые позиции должны представлять выражение форм частной собственности, три последующие – государственной:


  1. семейная ферма
  2. вооруженные силы страны
  3. сельскохозяйственный кооператив
  4. приватизация гражданином квартиры
  5. имущество дипломатических представительств страны за рубежом
  6. национальный парк

ЧАСТЬ 3

Дать развернутый ответ на вопрос

С-1. Назовите, какие факторы не учитываются при подсчете ВНП (не менее 3-х).

Прочитать текст и выполнить задание к нему

        «Рынок – это, прежде всего, система, обеспечивающая свободу в хозяйственных действиях.  Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм приобретения и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д. …Рыночные свободы формировались постепенно, вместе с созреванием общества, способного их гарантировать на деле.

…Рынок порождает силы, действующие против его собственных свобод, - монополизм, кризисы перепроизводства, чрезмерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стеснить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен стихийными социальными ударами…  Но вмешательство в рыночные дела должно быть осторожным, надо соразмерять разнонаправленные результаты.  Так, применение антитрестовских законов препятствует возникновению монополий и тем самым охраняет конкуренцию, но может иной раз обусловить и экономические потери, когда концентрация ресурсов обещает эффект. Антикризисная политика воспитывает иждивенцев среди предприятий и отраслей хозяйства, меры социальной защиты и поддержки – дармоедов среди тех, кто может работать.  В реальности оптимум невозможен, поэтому в регулировании рынка перебор чередуется с недобором…»

(российский экономист В.И.Данилов-Данильян.Бегство к рынку.)

С-2. Опираясь на текст, объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод?

С-3. Какие «издержки» рынка и как необходимо ограничивать?

С-4. Изложите свои мысли по одному из предложенных высказываний, используя в ответе соответствующие экономические понятия, факты общественной жизни и свой жизненный опыт.

  1. «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только, когда они открыты» (Гельмут Шмидт)
  2. «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее» (С.Батлер)

ОТВЕТЫ:

ВАРИАНТ № 1


Часть А

1-1

2-3

3-1

4-3

5-2

6-3

7-3

8-2

9-3

10-3

11-4

12-2


ЧАСТЬ В

1-труд

2-145236


Часть С

Вкусы, мода, традиции, число покупателей, доходы и т.д

ВАРИАНТ № 2


Часть А

1-3

2-1

3-1

4-4

5-2

6-4

7-2

8-4

9-4

10-2

11-4

12-4


Часть В

1-командно-административная

2-246135


Часть С

Технология, цена на факторы производства, пошлины, налоги. субсидии, число производителей

ВАРИАНТ № 3


Часть А

1-2

2-2

3-4

4-4

5-4

6-4

7-3

8-2

9-4

10-1

11-3

12-4


Часть В

1-на возмещение ущерба

2-134256


Часть С

Состояние окружающей среды, теневая экономика, качество, свободное время, нерыночные операции и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Тест коэффициента интеллекта (КИ) Г.Айзенка

(Методика изучения уровня интеллекта с помощью

теста коэффициента интеллекта)

В каждом из восьми приведенных тестов содержится по сорок задач; каждый тест представляет собой единое целое и может использоваться и оцениваться независимо от остальных семи. Каждый тест состоит из нескольких серий задач различного типа:

  1. вставить пропущенное число
  2. подчеркнуть лишнее
  3. найти пропущенное число
  4. вставить слово, пропущенное в скобках
  5. вставить слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе
  6. какая из фигур подходит для свободного места
  7. вставить пропущенную букву
  8. вставить слово, которому могут предшествовать буквы слева
  9. найти слово в нижней строке, которое подходит ко всем словам в
  10. верхней строке
  11. вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок
  12. др.

Данные задания позволяют диагностировать:

  1. сформированность произвольности при  восприятии и исполнении инструкций                  
  2. решение арифметических задач                                                                      
  3. сформированноть умения устанавливать различие и сходство понятий (сравнения)            
  4. установление закономерностей в числовом ряду  
  5. сформированность умения устанавливать логические связи между понятиями                      
  6. сформированность зрительно-двигательной  координции, кратковременной механической памяти      

В начале задачи наиболее легкие, а в конце – наиболее трудные, хотя не следует считать, что уровень сложности возрастает равномерно. Каждый тест должен хронометрироваться (30 минут).

Оценка за тест в очках автоматически переводится компьютерной программой в коэффициент интеллекта (КИ).

Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование, профессиональная ориентация. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 – 320 с. – (Практическая психология для всех) – С. 24-163.

        

Основные факторы производства

земля

капитал

?

Способность  к предпринимательству

Типы экономических систем

?

традиционная

смешанная

рыночная

Основные права потребителей

?

на качество

на информацию

на безопасность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

 Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработ...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ и ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, которое подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаи...

Использование интернет - ресурсов на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Способствовать освоению участниками современных технологий в обучении английскому языку для создания реальных ситуаций для его использования....

Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства развития межкультурной компетенции учащихся

В данной работе приведены названия некоторых интернет ресурсов, которые можно использовать в обучении английскому языку. Даётся описание учебной версии он-лайн газеты The New York Times, сайта BBC Lea...

Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )

Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )...