Статья "Развитие творческих способностей путем использования технологий проблемного обучения на занятиях по экономике", Олисовой Ю.Е.
методическая разработка по экономике по теме

Олисова Юлия Евгеньевна

Данные методические рекомендации предназначены для студентов Техникума, обучающихся по специальности "Технология молока и молочных продуктов". Здесь они могут найти весь необходимый материала для выполнения курсовой работы, ее оформления и защиты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей путем использования технологий проблемного обучения на занятиях по экономике

Автор статьи: Олисова Юлия Евгеньевна, преподаватель ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности»

Аннотация: в данной статье описываются возможности использования технологии проблемного обучения в целях развития творческих способностей.

   

     Социокультурные и социально-экономические изменения в нашей стране определили необходимость обращения профессионального образования к проблемам развития творческих способностей.

     Федеральный Закон «Об образовании» говорит о том, что современное профессиональное образование должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

     ФГОС СПО ориентирует не только на получение результатов по учебным дисциплинам, но и на формирование социализированной личности обучающихся, владеющей универсальными способами учебной деятельности, в рамках реализации компетентностного подхода. Компетентность – это готовность применять освоенные компетенции в реальных изменяющихся условиях. А это возможно при наличии у обучающихся творческих способностей.

     Таким образом, одной из главных задач  профессиональной образовательной организации является создание необходимых социально-педагогических условий для творчества обучающихся и педагогов.

     Что же такое творчество? Ну, уж точно не поделки и рисунки.  Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Но не обязательно это должно быть новым для всех, это может быть новым только для конкретного человека.

     Творческие способности – это  способности индивида, отражающие его готовность к созданию принципиально новых идей, освоению новых видов деятельности и пр. Существует авторитетное мнение, что творческие способности заложены в каждом человеке с рождения. Человека с  творческими способностями принято называть креативным человеком, и, как правило, креативного человека мы сразу относим к сфере искусства.    Согласно мнению американского социолога А. Маслоу, креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием окружающей среды.

     Таким образом, основное направление развития современного профессионального образования заключается в том, чтобы вовлечь всех обучающихся в творческую деятельность.

     Встает вопрос – как сформировать и развивать творческие способности обучающихся?

     Решить эту задачу в профессиональной образовательной организации можно путем применения инновационных  образовательных технологий, в основе которых лежит поисковая деятельность. Поиск – это способ решения проблемы. Профессор Подласый И.П. считает движущей силой развития – борьбу противоречий, а  противоречия есть в любой проблемной ситуации. Таким образом, одним из методов развития творческих способностей обучающихся является  проблемное обучение.

     Преимуществами проблемного обучения являются большие возможности для активной мыслительной деятельности обучающихся, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и нестандартность мышления. А также оно обеспечивает прочность приобретаемых знаний, т.к. они добываются самостоятельно.    

     Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать – исследуя, исследуя – обучать. Только так можно развивать творческие способности (креативность) личности.

     Г.К. Селевко дает следующее определение: Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

     Проблемное обучение на занятиях по экономике и менеджменту применяется на лекциях, практических занятиях, курсовой работе, при написании докладов и рефератов.

     Уровень сложности и характер проблем зависят от уровня подготовленности обучающихся, изучаемой темы и прочих обстоятельств. Уже на первой вводной лекции по дисциплине «Экономика отрасли» перед обучающимися ставятся такие проблемные вопросы, как:

  • Какую роль играют предприятия в экономике страны?
  • Почему необходимо государственное регулирование экономики страны?
  • При каких условиях и предпосылках государство должно вмешиваться в регулирование экономических и социальных процессов? и пр.

     Проблемный вопрос  требует не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, применения уже имеющихся знаний для получения новых.

     Проблемные задачи ставятся перед обучающимися на комбинированных занятиях, практических занятиях, курсовых работах. Проблемные задачи содержат дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее разрешения путем решения ситуационных задач, в игровой деятельности.

     Постановка проблемных учебных задач погружает обучающихся в условия, приближенные к условиям трудовой деятельности. В труде специалиста большое место занимает работа в коллективе (команде). Поэтому одно из занятий профессионального модуля «Организация работы структурного подразделения» посвящено формированию умений анализировать и находить выход из конфликтных ситуаций, которые могут сложиться в трудовом коллективе.

     Занятие построено таким образом, что на первом этапе происходит вовлечение обучающихся в деятельность, на котором у них формируется образ результата занятия и тем самым появляется мотивация к изучению. Второй этап – изучение нового материала методом проблемного изложения материала, т.е. студентам предлагается обобщать, сравнивать, анализировать полученную от преподавателя информацию. На третьем этапе обучающиеся работают в мини-группах над анализом конкретной конфликтной ситуации на рабочем месте. Им необходимо определить уровень и стороны конфликтной ситуации, конфликтоген, возможные причины конфликта и способы его разрешения. На четвертом этапе члены каждой мини-группы представляют суть конфликтной ситуации и ее анализ для обсуждения и внесения дополнений и рекомендаций.

     Таким образом, вместо того, чтобы транслировать обучающимся экономические факты и их взаимосвязь, рациональнее предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей для ее разрешения и  изменения   в лучшую сторону.

     Умение разрешать проблемные ситуации является ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Т.к. если  будущие специалисты овладеют умениями решать проблемы, их ценность для работодателей мгновенно возрастает.

     Как мы ранее уже говорили,  творческую составляющую многие утрачивают под воздействием окружающей среды. Что же мешает творческому мышлению?   Не может творческая деятельность, являющаяся инновационной деятельностью, развиваться в соседстве с авторитарностью. А также поиск оптимального решения проблемной ситуации требует некоторого времени. Поэтому мы считаем, что главным врагом творчества является цензура, конформизм и желание найти ответ незамедлительно.  

     А вообще, творчество – это интерес человека к жизни и одна из сфер его жизненной и профессиональной самореализации.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.
  2. ФГОС СПО по специальности 260201, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 616 от 15.06.2010 г.
  3. Селевко Г.К.  «Энциклопедия образовательных технологий» в 2-х томах. Москва, НИИ школьных технологий, 2006 г.
  4. Подласый И.П. «Педагогика». Москва, Высшее образование, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...

Использование технологии проблемного обучения на занятиях биологии и ботаники

Данная статья раскрывает суть технологии проблемного обучения, приводит примеры занятий биологического цикла, на которых можно использовать проблемное обучение....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

Статья "Опыт использования технологии проблемного обучения на занятиях Основ алгоритмизации и программирования

В статье рассматриваются конкретные примеры по программированию с использованием проблемного метода обучения...

использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии

статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...