использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии
статья по химии на тему

статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_prolemnogo_obucheniya.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №1 селения Чикола Ирафского района РСО-Алания

Использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии

Хасцаева Фатима Рамазановна- учитель химии первой квалификационной категории

Мышление начинается с проблемной ситуации

С.П.Рубинштейн

Исходя из главной цели образования – воспитание творческой личности учащихся, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, -  каждый учитель в процессе своей деятельности стремится решить вопросы: как сделать радостным и творческим процесс познания, как привлечь детей к самостоятельному получению знаний. Эти задачи решает технология проблемного обучения, направленная на активизации мыслительной деятельности учащихся.

Каждому учителю хочется, чтобы на уроках ученики не сидели со скучающими взглядами , а стремились узнавать  что-то новое, рассуждали, спорили, сами делали выводы и приходили к новым открытиям. Как правило, учитель считает, что для этого ребенок должен внимательно слушать, учить параграфы, решать задачи.

Мы ожидаем активной деятельности на уроке, а вместо  этого получаем репродуктивную деятельность , зазубривание материала и в итоге полное непонимание предмета. Для организации  успешного процесса обучения, ученик должен определиться, для чего ему нужно учиться, что значит учиться.

Сформировать потребность учащихся- значит обеспечить у ребенка личностную познавательную деятельность.

Проблемная ситуация- основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей  в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
  • поиск истины;
  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Основными условиями использования проблемной ситуации являются:

Со стороны учащихся:

  • новая тема;
  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить  их в новую ситуацию;
  • активная поисковая деятельность

Со стороны учителя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом.

Проблемным обучение называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблемы и открытия новых понятий.

Здесь есть и объяснение учителя , и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Однако организация учебного процесса базируется на принципе проблемности.

Например, после объяснения темы «Коррозия металлов» можно предложить учащимся обсудить вопросы:

  • какую яхту лучше выбрать для кругосветного путешествия : «серебряная птица»- вся из алюминия с сияющими медными заклепками или «огнедышащий дракон»- вся из меди, с новенькими алюминиевыми заклепками
  • почему долго не портятся консервы в железных банках?

Проблемное изложение считается наиболее оправданным в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом  знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. При этом поиск осуществляет сам учитель. По существу учитель демонстрирует  учащимся путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем.

Проблемное изложение требует от учителя не только свободного владения учебным материалом, но и знаний о том, какими путями шла наука, открывая свои истины.

Например, при формировании понятия об ароматической связи в молекуле бензола, можно проследить  историю синтеза и  изучение бензола через анализ формулы Кекуле. Таким образом, учитель не только сообщает ребятам выводы науки, а раскрывает перед ними путь, который привел ученых к этим выводам. При изучении темы «Углеводы» учитель ставит перед учащимися такой проблемный вопрос: «почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус?» Или при демонстрации эксперимента по сравнению свойств глюкозы и фруктозы учащиеся сталкиваются с проблемой: глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II), а фруктоза – нет. Почему?

При проблемном изложении материала учитель руководит мыслительным процессом учащихся, ставит вопросы, которые  заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления, заставляют задуматься. Прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, ребята уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и с выводом учителя.

В случае, если учащиеся уже обладают минимумом знаний, необходимости для активного участия в решении учебной проблемы. Учитель применяет поисковую беседу.

 Например, «как объяснить нейтральную среду раствора аминоксилоты?» (демонстрационный опыт). Учащиеся вспоминают, что аминокислота – соединение с двойственными функциями, карбоксильная группа обусловливает  кислотные свойства, аминогруппа- основные. В ходе беседы учитель подводит учащихся к мысли  о том, что протон карбоксильной группы переходит к аминогруппе, раскрывая тем самым сущность амфотерности аминокислоты и строение биполярного иона.

Например, по теме «Степень окисления» проводится эвристическая беседа такого рода:

Учитель: Водород отдает электроны натрию или наоборот?

Учащиеся: Электроны отдает натрий, т.к.  у него радиус атома больше.

Учитель: А во что тогда превратился водород?

Мнения учащихся разделяются: одни учащиеся посчитали, что атом водорода, присоединяя электрон, превратился в атом  гелия т.к. у него два электрона: другие не согласились с  этим, возразив , что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1.

Так что же это за частица?

Возникает проблемная ситуация, которую можно разрешить, ознакомившись с понятием «ион».

В курсе химии идея зависимости свойств вещества от их состава является центральной внутрипредметной  проблемой, рассматриваемой в конкретных темах. После изучения строения атома общая проблема зависимости свойств элементов от строения их атомов может расчленяться в процессе решения на частные.

8 класс. «Строение атома» Почему разные вещества проявляют разные свойства?

Вспомним сказку «Три поросенка». Первый кое-как  сложил домик из травы и листьев. Волк дунул всего раз и домик рухнул. Второй небрежно сплел домик из веток и прутьев . Волк дунул всего раз и домик рухнул.  А третий выложил в строгом порядке камни, и его дом волк не смог разрушить, как не старался. Почему эти домики по-разному отвечали на действия волка? Сбор фактов, выдвижение гипотез, обобщение, вывод: свойства домов зависят от материала и конструкции , т.е. из чего и как сделаны.Тогда , и свойства веществ зависят от того, из чего они состоят и как устроены?

9кл. Азот. Переходя от одного пункта плана изучения нового материала к другому, ставим  проблемные вопросы.  Почему этот газ был назван азотом? Почему азот назвали безжизненным газом? Почему азот- довольно инертный газ? С какими веществами реагирует азот? Как осуществляется круговорот азота в природе?

8 кл. Растворимость твердых веществ в воде.

Проблема: как влияет температура на растворимость твердых веществ в воде.

Учащиеся опираются на знания, полученные в повседневной жизни о растворимости сахара  в чае разной температуры.

В курсе органической  химии возможность разработки системы проблемного изучения обуславливается самим содержанием и построением предмета. Выделяются ведущие проблемы, которые проходят через весь курс и связаны с проблемами науки:

  1. выяснения строения (структурного, пространственного, электронного) молекулы вещества;
  2. зависимости свойства вещества от строения и практического применения вещества и его свойств;
  3. нахождения способов получения органических веществ из различных видов сырья

Вокруг этих ведущих проблем и группируются частные, конкретные проблемы, возникающие при изучении классов органических веществ и отдельных соединений.

Уже из содержания вводного урока вытекают проблемы: в чем причина многообразия органических веществ и чем объясняется огромное значение их в нашей жизни. Весь курс органической химии связан с решением этих проблем, который завершается на обобщающих занятиях в конце курса. Более конкретные проблемы возникают при изучении темы «Теория химического строения органических соединений».

Первое же знакомство учащихся с составом веществ приводит к противоречию с их теоретическими представлениями о валентности углерода; указание на существование веществ одинакового молекулярного состава противоречит опыту предыдущего изучения химии. В поисках решения  этих проблем и изучается теория строения. Поставив проблемы, учитель показывает  путь их решения.

Взаимное влияние атомов в молекулах будет являться основой для постановки проблем при изучении кислородсодержащих веществ, прежде всего для выяснения влияния кислорода на свойства соединений.

При изучении многоатомных спиртов можно поставить проблему: «Почему в отличие  от одноатомных спиртов, многоатомные спирты могут взаимодействовать с гидроксидом меди (II)?»

Очень часто для решения проблемных ситуация на уроках требуется от учащихся привлечения не только ранее изученных внутрипредметных связей, но  и межпредметных связей (природоведение, биология, физика и др.) Например, уроки по круговороту веществ в природе в 8 и 9 классах. При изучении вопроса о круговороте кислорода в природе (8 класс) ставится проблемный вопрос «Почему запасы атмосферного кислорода остаются на постоянном уровне(21% по объему), несмотря на огромный расход этого вещества в различных процессах (дыхание, горение)?»  Используя сведения о кислороде, полученные на уроках химии и биологии, учащиеся приходят к выводу о том, что постоянное содержание кислорода в атмосфере является следствием равновесия двух процессов, противоположных по действию, так как продукты одного процесса служат исходными веществами для другого, это окисление (дыхание, горение ) и фотосинтез.

Опыт работы учителя с применением технологии проблемного обучения показывает, что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой активности учащихся, развитию у них исследовательских навыков, способности мыслить неординарно. Постоянная постановка  перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Эта технология способствует развитию творческой личности всегда способной к поиску.

Используемая литература

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах. МНШ школьных технологий. 2006
  2. Грабецкий А.А., Зазнобина Л.С., Назарова Т.С. Использование средств обучения на уроках. М.Просвещение. 1998
  3. Амирханян Ю.С. «Особенности использования проблемного обучения на уроках химии»Ресурсы Интернет.
  4. Мишина Т.И. «Формирование ключевых компетентностей школьников посредством проблемно-ориентированного обучения на уроках химии.»Ресурсы Интернет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках химии

Творческое представление опыта работы молодого специалиста по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках химии"...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики...

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...