Главные вкладки
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
статья на тему
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Айнуллова Гульчачак Ниязовна, Гилязова Альфия Камиловна, город Казань, лицей №131, учителя татарского языка и литературы
Каждый ребенок талантлив и неповторим. Задача педагога – вовремя заметить, пробудить этот талант и дать толчок в его дальнейшем развитии. Поэтому всю свою деятельность, как на уроках, так и во внеурочное время я стараюсь направить на то, чтобы создавать ученикам условия для повышения их познавательной активности, развития творческих способностей.
Реализации поставленных педагогических задач мне способствует следующее:
- обучение через всю жизнь;
- постоянное повышение профессиональной компетентности;
- изучение опыта своих коллег;
- создание комфортной среды взаимодействия для учеников;
- внедрение инновационных технологий в образовательном процессе;
- изучение, использование в своей работе технологию проблемного обучения.
Моя методическая система выстраивается исходя из образовательной концепции. Сегодня она нацелена на подготовку нравственно зрелой, самостоятельно мыслящей личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, наделенной лучшими чертами гражданина и патриота. Вот почему приоритетной для меня стала идея развития личности учащегося, его интеллектуально-творческих способностей.
Учитывая современные условия, профиль лицея, аспекты развивающего обучения, требования стандартов нового поколения, определила ряд задач:
- создание условий для личностного развития учащихся и их самореализации;
- создание оптимальной образовательной среды;
- обеспечение условий продуктивной деятельности учащихся на уроке;
- обеспечение широты и прочности метапредметных знаний, умений и навыков;
- развитие речемыслительной деятельности учащихся;
- развитие инициативно - творческого мышления в процессе учебной и внеурочной лингвистической деятельности с целью обеспечения осознанного, незатрудненного, целенаправленного общения в различных сферах деятельности;
- воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободу личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
- развитие культуры межэтнических отношений.
Включение в процесс работы этих компонентов способствует успешному решению поставленных задач на разных уровнях обучения.
Интенсификация речевого и интеллектуального развития учащихся обеспечивается сочетанием различных технологий. Направленность процесса обучения и воспитания на личность требует постепенного переноса акцентов с традиционных методов обучения, предполагающих большой вес репродуктивных форм, на творческие, развивающие.
Я работаю учителем татарского языка и литературы и твердо убеждена в непреходящей ценности и значимости школьного образования для успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся. По мнению Махмутова М.И., проблемное обучение – это особый тип обучения; оно определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся. В проблемном обучении выделяют три метода: проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский. Бесспорно, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников.[3,c.368];
Развитию творческих способностей учащихся способствуют:
- опыт исследовательской деятельности в рамках работы научно-практических конференций;
- участие в образовательных и интеллектуально-развивающих проектах;
- участие в творческих конкурсах различного уровня;
Моей основной задачей являются активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы учащихся, вовлечение их в научно-исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность; стимулирование достижений учащихся; выявление талантливых, одарённых учащихся, включение одарённой молодёжи в исследование актуальных научных, технических, эстетических и духовно-нравственных проблем.
Внеурочная деятельность, с моей точки зрения, является важнейшим элементом образовательного процесса. Общечеловеческое легче и глубже воспринимается через национальное и региональное. Через постижение малой Родины формируется отношение к себе, к другим и миру в целом. Все это содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к подлинным ценностям культуры.
Я предложила детям поближе познакомиться с творчеством местных писателей, поэтов. В процессе занятий мы стараемся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, те факты и явления, которые послужили материалом для писателя, узнать его взгляды, мировоззрение, понять, как они претворяются в литературную ткань.
Моя задача – привить чувство ответственности перед обществом, потребность в постоянном саморазвитии, сформировать активную гражданскую позицию, высокую культуру межнационального общения, ответственность, способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышения благосостояния страны, народа и своей семьи. «Бала чакта алган тәрбияне соңыннан бөтендөнья халкы да үзгәртә алмас», эти слова великого татарского просветителя Р.Фахреддина являются полным подтверждением, сказанного мною выше.
Считаю, что сформированная в школе способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение жизни, инициативность – слагаемые успешной социализации выпускников в динамичном, развивающемся мире.
Бесспорно, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников.
Список литературы
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. - М: Просвещение,1985,-144с
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. –
М: Педагогика.1987.-156с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории-М, 1975 – 368с.
- Махмутов М.И. теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
- С.Шарипов.Ради любви. Бугульма: 2003, с.71
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения...

Презентация к обобщению опыта...
В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...
статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...

Целью доклада является показать роль психологических факторов обучения в развитии творческих способностей учащихся....