Формирование положительной мотивации обучения через развитие творческих способностей учащихся
презентация к уроку на тему
Презентация к обобщению опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая… думайте сами Б. П. Никитин.
Причины возникновения темы: снижение положительной мотивации школьников; необходимость в развитии творческих способностей школьников; противоречие между повышением качества образования, требованиями, предъявляемыми к обучению школьников и низкой учебной мотивацией; противоречие между традиционными методами и приемами обучения школьников и внедрении новых прогрессивных методов и технологий обучения; актуальность продиктована временем, этим и обусловлен выбор темы.
Цель исследования: выявить и обосновать организационно педагогические условия формирования положительной мотивации через развитие творческих способностей. Предмет исследования: динамика формирования положительной мотивации учащихся через развитие творческих способностей.
Задачи исследования: изучение новинок методической и психолого-педагогической литературы по теме; обоснование методической целесообразности применения творческих заданий с целью повышения мотивации обучения; выявление эффективных условий развития творческих способностей школьников на уроке и во внеурочное время; систематизация материалов из опыта работы, позволяющих развивать творческие способности учащихся с учетом новинок методической и психолого-педагогической литературы; анализ диагностических исследований с целью изучения данных приемов в учебно-воспитательном процессе.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ результатов педагогического опыта; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, социологический опрос, беседы и самооценка; психолого-педагогический эксперимент; обработка и анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: формирование положительной мотивации обучения школьников через развитие творческих способностей учащихся на уроках и во вне урочное время будет эффективно при условии: использования приемов, направленных на развитие творческих способностей; создания подлинно творческой атмосферы, способствующей свободному проявлению творческого мышления ребенка; включения каждого школьника в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи; осуществления выбора форм и методов развития творческих способностей.
Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать.»
Сущность педагогического опыта Применение творческих заданий на уроках м атематики и во внеурочное время и их влияние на мотивацию обучения учащихся Значение учебно-исследовательской деятельности в развитии творческих способностей учащихся и ее роль в повышении положительной мотивации обучения
Педагогический опыт применения творческих заданий на уроках и их влияние на мотивацию обучения Формы организации учебного пространства: индивидуальные; индивидуально-групповые; парные; групповые; коллективные. Формы проведения учебных занятий: уроки-экскурсии; уроки-сказки; уроки-путешествия; уроки-игры; интегрированные уроки.
Использование данной системы творческих заданий на уроках и во внеурочное время повышает положительную мотивацию через развитие творческих способностей учащихся. Класс Высокий уровень в % Средний уровень в % Низкий уровень в % 5«А » ( сентябрь, 2012) 11 74 15 6 «А» (май , 2013) 20 69 11 7 «А» (сентябрь, 2012) 10 71 19 8 «А» ( май, 2013) 16 68 16
Значение учебно-исследовательской деятельности в развитии творческих способностей учащихся и ее роль в повышении положительной мотивации. Под исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися, творческой исследовательской задачи с ранее неизвестным результатом в различных областях науки, искусства, техники и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
В школе работает НОУ «Первые шаги в науку» Заинтересовавшимся ребятам объясняю: как выбрать тему, поставить цели и задачи, как работать с литературными источниками, как правильно оформить работу. Работа в системе дети положительные результаты. Ребята занимают призовые места на школьных и районных научных конференциях.
Главная задача - привить вкус к исследовательской деятельности, потребность в серьезной и долгосрочной мыслительной работе, требующей усердия, старательности и самостоятельности мышления. Исходя из этого положения, меняется роль педагога в руководстве исследовательской деятельностью ученика. Он не просто корректор собранных учеником материалов по той или иной теме, он – старший товарищ, который является одновременно консультантом, советчиком, помощником, в самостоятельной исследовательской деятельности своего ученика.
Единственный источник творчества – это наша собственная личность, необходимо подпитывать свой творческий дух. Д. Айян сердцевиной творчества считает ЯДРО : Я – хочу знать (любознательность ); Д –действовать (энергичность); Р – риск (готовность рисковать); О – открытость новому.
Трудоемкость и риски в ходе работы над темой. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться, одним из условий овладения такой стратегией является развитие творческих способностей и повышение мотивации обучения. В этом вопросе нет готовых решений. На этом фоне методы и технологии обучения в школе не всегда соответствуют новым условиям.
Условия реализации изменений. Организационно-педагогические условия повышения мотивации через развитие творческих способностей: деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, должна находиться в зоне потенциального развития ребенка; создание подлинно творческой атмосферы, способствующей свободному проявлению мышления ребенка; обеспечение включения школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи; осуществление выбора форм и методов развития творческих способностей; наличие атмосферы творчества и поиска; обеспечение постоянного профессионального роста педагога; у чет особенностей формирования личности школьника .
Результативность реализации педагогического опыта. Динамика развития творческих способностей учащихся 5«А» (сентябрь, 2012) 6«А » (май, 2013) 7«А » (сентябрь, 2012) 8 «А » (май, 2013)
Диагностика уровня мотивации обучения 5«А» (сентябрь, 2012) 6«А » (май, 2013) 7«А » (сентябрь, 2012) 8 «А » (май, 2013)
Качество ЗУН. 2011 2012 2013
Выводы: важнейшим условием повышения положительной мотивации обучения школьников является использование приемов по развитию творческих способностей; обеспечивается включение каждого школьника в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи; работа по развитию творческих способностей должна вестись планомерно и последовательно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей; при использовании данной системы работы повышается уровень положительной мотивации обучения школьников.
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомниться. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н. Рыленков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий по...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных техноло...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Детская проектная мастерская как фактор формирования ключевых компетенций и развития творческих способностей учащихся
Детская проектная мастерская является одной из востребованных современных форм работы с одаренными детьми...
Самоанализ педагогической деятельности в межаттестацинный период« Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения и на занятиях кружковой работы; формирование у учащихся основных жизненных компетентностей, активн
В работе раскрыты методы и приемы по развитию у обучающихся творческих способностейт на уроках трудового обучения, на занятиях кружковой р...
Аналитический отчет "Проблемное обучение как средство мотивации развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"
Аналитический отчет учителя технологии для заочного этапа конкурса "Учитель года - 2019"...