Детская проектная мастерская как фактор формирования ключевых компетенций и развития творческих способностей учащихся
статья на тему

Юмашева Елена Петровна

Детская проектная мастерская является одной из востребованных современных форм работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_proektnaya_masterskaya.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Детская проектная мастерская

как фактор формирования ключевых компетенций и

 развития творческих способностей учащихся

Юмашева Е.П.,методист

по опытно-экспериментальной

и проектно-исследовательской

 деятельности МБУДО ЦДОД г.Тамбова

 

Философы считают, что все люди рождаются одаренными, а остаются таковыми далеко не все. Задача дополнительного образования в том, чтобы это качество, данное природой, развить и создать условия для его становления.

Общим для одарённых детей является повышенная потребность в знаниях. Они  имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;       испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Поэтому педагогу, работая с такими детьми, необходимо постоянно совершенствовать свою образовательную деятельность, искать и внедрять в педагогическую практику новые методы, способы и  формы  работы.

Современному  педагогу предоставляется широкий спектр возможностей при выборе оптимальных форм работы с учащимися. И зачастую этот выбор падает на внедрение в процесс обучения проектной деятельности.

Наш Центр дополнительного образования детей не стоит в стороне от современных  подходов в работе с творчески одаренными детьми. В рамках  работы Лаборатории экспериментальной и проектной деятельности Отдела проектной деятельности и конкурсного движения в 2014-2015 учебном году  начинает работу Детская проектная мастерская, цель открытия которой:  создание условий для формирования у учащихся функционального навыка проектирования деятельности при активизации личностной позиции и творческого потенциала учащегося через достижение метапредметных результатов и овладение умениями использовать эти результаты при создании и продвижении своего интеллектуального (творческого, бизнес-) продукта, востребованного сообществом. (слайд 2, 3)

Для организации деятельности Детской проектной мастерской разработан пакет документов:  Положение о Детской проектной мастерской, план работы на год, Дневник учащегося, макет заявки.

В  Положении о Детской проектной мастерской  прописаны: цель, задачи, содержание проектной деятельности, требования к оформлению проекта; процедура защиты проекта и представление его  на Конкурс; критерии оценки проектной деятельности.

Руководит работой Детской проектной мастерской методист по опытно-экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности, который своевременно заносит в Журнал учета работы мастерской всю информацию о проведенных консультациях и систематически контролирует ведение индивидуальных Дневников учащихся.

На основании Плана работы на год вся деятельность Детской проектной мастерской распланирована следующим образом: (слайд 4,5)

1 этап – поисковый (октябрь-ноябрь) – изучаются виды проектов, учащиеся определяются с типом проекта, формулируют цели, задачи, актуальность проекта; осуществляют сбор необходимой для проекта информации.

2 этап – аналитический (декабрь-январь) – составляется подробный план работы над проектом, определяются риски, анализируется и обобщается собранный  материал, изучаются требования к оформлению проектных работ.

3 этап – практический (февраль-март) – пишется проект, идет подготовка материала для презентации проектного продукта.

4 этап – презентационный (апрель) – проводится Конкурс проектных работ, на котором учащиеся проходят процедуру защиты своих проектов.

5 этап – контрольный (апрель) – проводится анализ результатов проектной деятельности, оценивается качество выполнения работ.

6 этап – внедренческий (май) – проекты должны быть не просто написаны, желательно, чтобы каждая проектная работа получила продолжение, некий выход в реальную действительность.  Результаты работы должны быть доступны другим заинтересованным лицам, то есть транслироваться на разных уровнях (в печати, сети Интернет).  

Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности каждого учащегося, определяет победителей конкурса проектных работ.

Проектная деятельность является составляющей образовательной деятельности и в нее могут включаться учащиеся разных возрастных групп, в зависимости от социального заказа.

        Темы проектов могут предлагаться как Руководителем Детской проектной мастерской, так и учащимися.

Руководитель Детской проектной мастерской вправе обратиться к любому педагогическому работнику МБУДО ЦДОД для оказания квалифицированной помощи.

        По результатам работы планируется организовать фонд детских проектных  работ, которым (при условии сохранности этих работ) могут пользоваться как педагоги, так и учащиеся Центра, занимающиеся проектной деятельностью.

        На основании Плана работы на год проектная деятельность в рамках Детской проектной мастерской будет осуществляться следующим образом: несколько заседаний, которые отведены под теорию, будут проведены очно, на базе Центра; большую часть информации предполагается получить и изучить заочно, с помощью сайта Дистанционного обучения. Выход на этот сайт возможен через сайт нашего учреждения. (слад 6,7,8)

        Для участия в работе Детской проектной мастерской  каждый желающий  должен заполнить заявку установленного образца (слайд 9).

В процессе работы над проектом учащийся должен вести специальный Дневник, где своевременно будут отражаться все недочеты, ошибки и  вопросы, возникающие в ходе работы над проектом. (слайд 10)

И конечно, самое главное – заинтересовать учащихся деятельностью, которую предлагает педагог! Обучать проектированию необходимо на таком материале, который вызывает неподдельный интерес у ребенка. Только в этом случае проектная деятельность будет иметь стойкий результат и творческое решение со стороны обучающегося.

Эффективность применения проектирования в дополнительном образовании не вызывает сомнений: качественно меняется роль педагога - устраняется его доминирующая позиция в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится  не столько учить, сколько помогать  ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность; происходит включение учащегося в «добывание знаний» и их логическое применение; формируются его личностные качества - способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

Подобного рода деятельность развивает не только ключевые и творческие компетенции учащихся, но и поднимает на более высокий уровень профессиональную компетентность педагога, что является немаловажным  аспектом повышения качества образования в целом.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через творческую деятельность учащихся

В  настоящее  время  возросла  роль некоторых качеств  личности, ранее  не  особо  важных  в  обществе, таких как  предприимчивость,  мобиль...

Исследовательская деятельность как важнейший фактор формирования ключевых компетенций студентов

Цель проекта: повышение качества знаний обучающихся, развитие ключевых компетенций на основе организации исследовательской деятельности.Задачи проектаv Формировать профессиональную компетентность путе...

«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся...