Исследовательская деятельность как важнейший фактор формирования ключевых компетенций студентов
проект по английскому языку по теме

Логунова Наталья Вячеславовна

Цель проекта: повышение качества знаний обучающихся, развитие ключевых компетенций на основе организации исследовательской деятельности.

Задачи проекта

v Формировать профессиональную компетентность путем извлечения профессионально- ориентированной информации из различных источников.

v Развивать способность к исследовательской деятельности обучающихся по изучению иностранных языков.

v Формировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

v Развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Промышленно- технологический колледж»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Исследовательская деятельность

как важнейший фактор формирования

ключевых компетенций студентов

Наименование проекта: Исследовательская деятельность как важнейший фактор формирования ключевых компетенций студентов.

Автор- разработчик: Логунова Наталья Вячеславовна, преподаватель английского языка ТОГАОУ СПО «Промышленно- технологический колледж»

Цель проекта: повышение качества знаний обучающихся, развитие ключевых компетенций на основе организации исследовательской деятельности.

Задачи проекта

  • Формировать профессиональную компетентность путем извлечения профессионально- ориентированной информации из различных источников.
  • Развивать способность к исследовательской деятельности обучающихся по изучению иностранных языков.
  • Формировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка.
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся.

Актуальность проекта

        Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. С 2011 года во всех учебных заведениях профессионального образования произошло внедрение ФГОС третьего поколения, основанных на компетентностном подходе. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

                Полноценная познавательная деятельность обучающихся выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у студента только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

        Особая роль в достижении целей образования принадлежит исследовательской деятельности. Метод исследовательской деятельности представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, способствующую развитию наблюдательности и стремления находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований.

Анализ содержания представляемых обучающимися работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев исследовательская деятельность обучающихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ обучающихся. Они отмечают, что около 50% студентов не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать проект. Это происходит вследствие того, что студенты не обучены исследовательской деятельности. Им приходится пользоваться предложенным преподавателем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, что ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.    

                Гипотеза исследования. Процесс формирования ключевых компетентностей у обучающихся с помощью исследовательской деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

  • профессиональной готовности педагога к осуществлению данной задачи;
  • формировании мотивации  на исследовательскую деятельность у обучающихся;
  • тьюторского сопровождения исследовательской деятельности;
  • осуществлении мониторинга формирования ключевых компетентностей.

Ожидаемые результаты:

  • формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка;
  • повышение качества знаний обучающихся и владения ключевыми компетенциями;
  • увеличение количества обучающихся, занятых исследовательской и творческой работой по предмету.
  • формирование личности, способной целенаправленно прилагать усилия к достижению цели.

Этапы реализации проекта:

I этап: 2008 год- составление примерных тем исследовательских работ, работа с литературой и источниками.

II этап: 2009 год- реализация проекта, мониторинг результатов.

III этап: 2010 год- разработка методических рекомендаций по вопросу исследовательской деятельности, подведение итогов проекта.

Проблемы, встретившиеся в ходе подготовки и реализации проекта:

  • большой и трудоемкий процесс составления примерных тем исследовательских работ по английскому языку, подбора необходимой литературы;
  • требуется время для изучения индивидуальных способностей и интересов каждого обучающегося.

Методы и формы работы для решения проблем:

  • изучение опыта других преподавателей, использующих в своей работе методику  исследования;
  • проведение индивидуальных занятий с обучающимися;
  • проведение занятий кружка «English for you»;
  • рекомендация обучающимся основной и дополнительной литературы для реализации исследовательской деятельности;
  • презентация исследовательских работ студентов на общеколледжной научно- практической студенческой конференции.

График работ

Месяц и год

Что будет сделано

Для кого

Кто примет участие

Ответственный

Сентябрь-

октябрь 2010 г.

Проведение диагностики по определению уровня развития и способностей обучающихся

Обучающиеся групп по специальностям:

«Технология продукции общественного питания», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Социальный педагог, кураторы групп

Руководитель проекта

Ноябрь 2010 года

-Выбор тем исследовательских работ, формирование групп (возможно индивидуальное выполнение);

-обсуждение организации работы;

- подбор материала для исследований

Обучающиеся групп

Руководитель проекта, обучающиеся

Руководитель проекта

 Декабрь 2010года-  март 2011 года

Проведение исследовательской работы

Обучающиеся групп

Руководитель проекта, обучающиеся

Руководитель проекта

Март 2011 года

презентация результатов исследовательской деятельности

Обучающиеся групп

Руководитель проекта, обучающиеся

Руководитель проекта

Апрель- июнь 2011 года

Разработка методических рекомендаций

Обучающиеся групп

Руководитель проекта, преподаватели иностранных языков

Руководитель проекта

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными в педагогической практике становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), в основе которых лежит проблемное обучение. Эти методы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям компетентностного подхода, направленного на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Оба эти метода сходны между собой; различие состоит в степени самостоятельности обучающихся.  

“Learn by doing”- изучение через деятельность - так в англоязычных странах характеризуется метод проектов, исследовательских работ, смысл которых заключается в самостоятельном освоении обучающимися учебного материала и создания конкретного продукта, что позволяет им пережить ситуацию успеха и самореализации.

По-мнению ученых, цель метода исследования состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации анализ, построение гипотез, обобщение);
  • развивают системное мышление.

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:  

- ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;  

- формулировка целей и задач исследования;  

 - сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);

 - проведение исследования– выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы;

 - объяснение полученных данных;

 - формулировка выводов, оформление результатов работы.  

При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на начальном этапе изучения предмета, целесообразно применять эвристические методы при активном участии преподавателя. Эвристическими могут быть беседы, задачи, предполагающие самостоятельный поиск обучающимися новых знаний.

Исследовательская деятельность на уроках английского языка позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

Для анализа формирования и развития ключевых  компетенций в урочной и внеурочной деятельности, выделяются  следующие виды деятельности:

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Конспектирование.

2. Работа с учебником.

3. Работа над рефератом.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением на уроке.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Формирование информационной компетентности  обеспечивается включением обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей студентов. В процессе данного вида деятельности обучающиеся усваивают основные этапы процедуры исследования, знание которых обеспечивает осмысление сущности исследовательской деятельности:

  • мотивация исследовательской деятельности;
  • постановка проблемы;
  • сбор фактического материала ( в основном, использование информационных ресурсов Интернета, электронных пособий: http://www.kodges.ru/,http://www.vokrugsveta.ru/, http://www.krugosvet.ru/, http://englishcd.ru/ и др.);
  • систематизация и анализ полученного материала;
  • выдвижение гипотез;
  • проверка гипотез;
  • доказательство или опровержение гипотез.

Исходя из всего вышесказанного, отметим, что исследовательская работа на уроках английского представляет собой не только написание исследовательской работы, но и  процесс анализа языковых единиц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их использования в тех или иных лексико-грамматических формах. Работая с текстовым материалом или диалогами, обучающиеся часто сталкиваются со словосочетанием типа “Buy time”. Каждое отдельное слово хорошо знакомо обучающимся, но сами словосочетания могут вызвать некоторые затруднения при переводе. Возникает необходимость своего рода аналитической работы.

Buy – покупать;

time – время - слова из активного словаря.

Высказывается гипотеза, что словосочетание buy time является эквивалентом устойчивого выражения из русского языка “выиграть время”. В данном случае использованы самые простые поисковые формы, однако навыки исследовательской работы приобретаются постепенно.

Изучая тему «Страноведение», группы студентов  готовят сообщения по теме: рассказывают о жизни в сельской местности в России, Америке и Великобритании. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.

Заканчивая изучение темы «Shopping» у обучающихся по специальностям «Технология продукции общественного питания», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» я предложила студентам проектные задания –  «Food Shop», «Fashion Shop».

В данный момент группа студентов по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» работают над проектом « Народный костюм как проявление слияния культуры в Великобритании». Предложенная тема их заинтересовала, т.к. проблема межнационального единства актуальна в современном мире, особенно сейчас  в период  утраты культурных национальных традиций и исторических корней, унификации культурных норм и способов видения мира наблюдается мощная тенденция к сохранению собственной идентичности, подчеркивается уникальность национальных культур. Целью проекта стало исследование многообразия культур Великобритании на примере народного костюма как элемента культуры, а в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о существовании единой Британской культуры, позволяющей сохранять межнациональное согласие и единство нации.

Обучающиеся по специальности «Технология продукции общественного питания» в настоящее время ведут работу над проектом " It's Delicious!” – “Очень вкусно!” Целью нашей исследовательской работы стало создание меню для детского кафе и для ресторана-кафе, обслуживающего людей старшего возраста.

С учетом научных рекомендаций и передового опыта преподавателей колледжа в ходе реализации в учебном процессе методики исследования должны соблюдаться следующие этапы работы:

I. Погружение в проект

II. Организация деятельности                       урочная

III. Осуществление деятельности                 внеурочная деятельность

 IV. Презентация результатов                

Пути реализации проекта

Как показывает практика обучения в условиях сетки аудиторных занятий (2 часа по иностранному языку) становится затруднительно организовать исследовательскую деятельность в силу дефицита времени. Однако организация данного вида деятельности достигается благодаря внеурочной деятельности и самостоятельной работе студентов. Профессиональная направленность предмета влияет на выбор тем исследовательских работ обучающихся. При организации исследовательской работы следует учитывать психологические особенности студентов, их интересы, связь с будущей профессией.

Ежегодно в колледже проводятся презентации научно- исследовательских работ студентов по различной тематике. Студенты представляют свои работы в виде презентаций или резюме  проектов или очерков- «Fast Food- за и против», «Здоровое питание и реалии сегодняшнего дня», «Диеты», «Современные тенденции в одежде» и т.д. Исследовательская деятельность обучающихся организована с использованием информационно- коммуникационных технологий. В ходе подготовки и осуществления исследования студенты проходят через несколько этапов:

Первый этап:  выбор тем исследовательских работ, формирование групп (возможно индивидуальное выполнение).

Второй этап: обсуждение проблем организации работы.

Источники информации: научно-популярная литература, интернет, электронные учебники; жизненный опыт, консультации с преподавателями спецдисциплин и иностранного языка.

Третий этап: планирование исследовательской работы и её письменное оформление:

  •  «промысливание того, что должно быть»;
  • работа в группах по постановке цели и задач, выбору способа действия  и формы представления результата;
  • распределение обязанностей – «статусных ролей»;
  • выступления групп по наработанному, обсуждение, уточнение.

Четвертый этап: организационные вопросы

  • сроки выполнения исследовательской работы;
  • внеурочные консультации с преподавателем;
  • заслушивание промежуточных результатов на уроках, решение возникших проблем;

Пятый этап: непосредственно работа над исследованием.

Заключительный этап: презентация результатов- студенты показывают, как умеют ориентироваться в материале, как используют полученные знания, как владеют английским языком.

В оценке презентации принимают участие преподаватели специальных дисциплин и иностранного языка. Каждый из них оценивает свою сторону работы: преподаватель иностранного языка- произношение, грамотность, правильность построения фраз, соответствие лексической стороны теме выступления, а преподаватель специальных дисциплин- фактический материал, соответствие фотографий и рисунков выбранной профессиональной тематике.

Студенты, работая над презентациями, приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные компетенции, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобретательность. Все это помогает им в учебе, повышает познавательный интерес и формирует устойчивую положительную мотивацию к изучению предмета. На мой взгляд, целесообразно продолжать такую форму приобщения к живому профессионально- ориентированному языку, так как во время подготовки к презентации студенты не только учат технические термины, но и стремятся к правильному общению с аудиторией.

Результативность проекта

  • повышение качества знаний обучающихся по предмету;
  • формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка;
  • формирование ключевых компетенций;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • повышение интереса к новому виду деятельности- проведению исследовательской работы;
  • развитие способностей к общению на профессиональные темы.

Сравнительная диагностика качества знаний обучающихся

за 2008-2009/2009- 2010/ 2010-2011 учебные года

Сравнительная диагностика качества знаний обучающихся за 2008-2009/2009- 2010/ 2010-2011 учебные года показывает, что уровень качества знаний студентов в 2010- 2011 учебный год вырос  по сравнению с предыдущими. Это связано с индивидуальным подходом к обучающимся, более точным определением круга их интересов, работой кружка «English for you», организацией исследовательской деятельности.

Число обучающихся, занимающихся исследовательской

деятельностью, работающих на творческом уровне

Годы

Процент обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью, работающих на творческом уровне

2008-2009 уч.год

38%

2009-2010 уч.год

56%

2010- 2011 уч.год

82%

Индивидуальная работа со студентами в форме дополнительных занятий дает положительный результат. По данным за 2010- 2011 учебный год в исследовательскую деятельность были вовлечены 82 % обучающихся по специальностям «Технология продукции общественного питания», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Данные показатели были достигнуты в результате индивидуальной работы с обучающимися, их работы с основной и дополнительной литературой, Интернет- ресурсами.

Оценка рисков при осуществлении проекта и их минимизация

Риски проекта

Меры их минимизации

  1. Неэффективность метода исследовательской работы с обучающимися разного уровня знаний

Тщательное продумывание и индивидуализация методов работы с каждым обучающимся

  1. Вероятность недостаточного изучения индивидуальных особенностей обучающихся и уровня их развития и способности

Консультации с психологом, родителями, педагогами

Дальнейшее развитие проекта

Проект может быть размещен на сайте колледжа, а также предложен для изучения в качестве обмена опытом педагогам других общеобразовательных учреждений, так как свидетельствует об актуальности разработанной темы и положительным влиянием работы по реализации проекта на качество общеобразовательной подготовки обучающихся.

Используемая литература

  1. Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/
  2. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 
  3. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций//Наука и образование: электронное научно-техническое издание.
  4. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
  5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
  6. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
  8. Широченкова Н.П. Научно-исследовательская деятельность учащихся как важный фактор воспитания// Наука и образование: электронное научно-техническое издание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Работа представлена на конкурс докладов на сайте "Педсовет"...

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики

       Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повсе...

«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...