Новый взгляд на влияние психологических факторов фортепианного обучения в развитии творческих способностей учащихся.
методическая разработка на тему

 Юсупова Илюза Исламовна

Целью доклада является показать роль психологических факторов обучения в развитии творческих способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_vzglyad_na_vliyanie.25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Новый взгляд на влияние психологических факторов фортепианного обучения в развитии творческих способностей учащихся

Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является главной задачей современного обучения в ДМШ. Овладение игрой на инструменте дает детям круг новых знаний и навыков, помогает развитию исполнительской инициативы, что связано с активным формированием музыкальных способностей. Ребенок приходит на первый урок музыки с сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков, а, самое главное, с желанием извлечь их собственными руками. Только от нас, педагогов, зависит, как мы распорядимся этим запасом детского восторга.

К сожалению, обыденность наших будней, рутинность в обучении приводит ребенка в иной мир, оторванный от его интересов. Перед ним выдвигают непонятные требования: сидеть прямо, держать правильно руки, брать клавишу тем пальцем, который написан, а не тем, каким хочется. Многие из наших требований лишают ребенка инициативы в то время, как обязанность трудиться не должна вступать в конфликт с радостью игры на инструменте. На практике порой приходится сталкиваться с явлениями, которые трудно объяснить только наличием способностей к музыке. Здесь следует учитывать психологические факторы обучения в музыкальной школе, чтобы огонек интереса всегда оставался в глазах ребенка.

Целью доклада является показать роль психологических факторов обучения в развитии творческих способностей учащихся. Обобщение опыта работы в этом направлении выявило ряд моментов, которые требуют аналитического подхода. В задачи доклада входит рассмотреть возрастные особенности учащихся, показать значение личности учителя, описать характеристики психологических качеств личности учащегося и обосновать влияние психологических факторов на разностороннее воспитание его личности. Автором предпринята попытка обоснования важности данного вопроса в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике, – и в этом заключается актуальность затронутой проблемы. Знание психологических факторов призвано создать надежный фундамент для того, чтобы этот аспект в фортепианном обучении в ДМШ осуществлялся на высоком уровне.

Изложение темы можно начать с тезиса: «Надлежащее воздействие на психику учащегося оказывает благоприятное влияние на процесс преподавания, делая обучение интереснее, легче и продуктивнее». Конечно, ученик, недостаточно хорошо обученный, не сможет достичь хороших результатов, даже если преподавателю удастся мобилизовать его психические качества. Точную характеристику ребенка дал Г. Цыпин, который сказал, что ребенок - это «не маленький взрослый, а психологически своеобразное существо».

Развитие личности нельзя рассматривать вне контекста эпохи, да и сам ритм жизни сейчас иной. Нервно-психическая организация современного ребенка отличается от его сверстника в XIX веке или даже в 60-70-х гг. ХХ века. В социальной структуре общества произошли изменения, произошла и переоценка музыкальных пристрастий, которыми увлекается подрастающее поколение. Педагогу нужно быть в курсе новых веяний и стараться находить общий язык не только на почве классики, но и современной музыки. Знание психологии современных детей станет основой для воспитания их художественного вкуса и положительного эмоционального воздействия на их духовный мир.

Современный процесс в музыкальном образовании сфокусирован на личности ребенка, на его воспитании, обучении и развитии в процессе общения с музыкой. Если раньше педагог занимал авторитарную позицию: «нужно делать так, как я сказал», то теперь приоритеты изменились. Во главу угла в современных условиях ставится проблема гуманизации образования – обучение во имя развития личности ребенка. Процесс обучения искусству должен проходить так, чтобы вместе со знаниями и профессиональными навыками, ученик развивал в себе качества творца. Учитель должен заботиться не только о передаче классических знаний и опыта, что характерно для традиционной методики, но и применять инновационные методы, направленные на развитие индивидуальных качеств детей, владеющих арсеналом творческих приемов.

В повседневной работе мы сталкиваемся с различными категориями учащихся, поэтому следует учитывать и опираться на благоприятные возрастные предпосылки. Научные открытия последних лет подтверждают, что все люди рождаются с доминантой работы правого полушария, которое заведует художественно-образным мышлением, и привилегия эта сохраняется до 10-13 лет, когда чувственное восприятие, интуиция притупляются от недостаточной загрузки эмоциональной сферы, что приводит в итоге к угасанию творческих способностей ребенка.

Дети младшего возраста наделены двигательными способностями и испытывают потребность в движении. Объяснение приемов исполнения должно соответствовать уровню мышления детей и их физического развития. Процесс их обучения следует выстраивать по степени усвоения материала и постепенного возрастания сложности. Педагогу нужно помнить, что дети 5-7 лет не могут сосредоточиться на долгое время, а их память своеобразна: основную часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому задания следует давать в игровой форме, что делает урок менее утомительным для ребенка, а разнообразные задания являются необходимым элементом для разрядки.

Следующая важная черта данного возраста состоит в том, что ребенок легко воспринимает новое, но столь же быстро забывает выученное на уроке. Поэтому следует постоянно возвращаться к уже пройденному заданию. Кроме того, у ребенка иной темп мышления, чем у взрослого, он думает медленнее. Отсюда следует, что принуждение к спешке, к быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как внесет беспокойство, а, может, и страх.

Еще одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Объяснение музыкальных терминов и приемов, довольно абстрактных для детского восприятия, нужно проводить на примере явлений, хорошо знакомых ребенку из его собственного опыта. Маленький ребенок, пришедший на урок музыки, хочет научиться играть сразу. Для них важен интерес к различным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них.

Более важным, на наш взгляд, является период обучения в средних классах ДМШ. Этот возраст называют переломным или переходным, когда совершается переход от детского состояния к взрослому. Он связан с перестройкой психических процессов и поэтому требует особого внимания. Специфика музыкального образования в ДМШ заключается в том, что основной период обучения в ДМШ (4-7 классы) приходится на время становления новых качеств личности учащегося, поэтому многие трудности во взаимоотношениях объясняются незнанием или игнорированием психического развития в этом возрасте.

Кроме того, следует учитывать и фактор физического развития подростка. Бурный физический рост часто приводит к неравномерности развития сердечно-сосудистой системы. Изменения деятельности желез внутренней секреции (щитовидной железы) вызывают повышенную возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. При публичных выступлениях в этом возрасте наблюдается нестабильность в исполнении хорошо выученных произведений, метроритмическая неустойчивость. Одни учащиеся склонны к ускорениям темпов или берут неоправданно завышенные темпы, другие - быстро утомляются, становятся вялыми, апатичными и рассеянными. В это время наблюдается спад интереса к творческой деятельности, но зато повышается интерес к приобретению знаний и желание приобщиться к миру взрослых людей. Здесь педагогу нужно изменить привычные методы, найти новые формы, приемы и средства воздействия. Все сложности этого периода объясняются психологическими факторами, которые нельзя не учитывать в обучении подростка: формирование более высокого уровня психического развития, новых качеств личности ученика.

Ни для кого не секрет, что школьники сейчас читают мало, коротая вечера за компьютерами. Образное и эмоциональное начало младшего возраста у подростков начинает перекрываться рациональным подходом. Следует опираться на те стороны психического развития, которые становятся ведущими на данном этапе. Чтобы воображение не утратило своих сильных сторон, не угасало, необходима работа по его дальнейшему развитию.

В старшем возрасте активно формируется мировоззрение школьника, его духовное «Я». Жизненный опыт и ситуации, приобретенные знания побуждают подростков осмысливать окружающий мир и свое место в нем.

Подробное перечисление особенностей возрастной детской психологии может быть значительно обширнее, но приведенные качества являются наиболее важными. Поэтому острой педагогической проблемой является совершенствование приемов работы с учащимися на доступном им уровне и с учетом возрастной психологии.

В процессе обучения принимают участие две стороны: тот, кого учат, и тот, кто учит. Поэтому нужно учитывать личностные качества обеих сторон.

Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессии преподавателя. Чуткий педагог - это, прежде всего, прекрасный знаток сложной психологии ребенка. Именно он закладывает фундамент всему тому, что в личности ребенка будет определяющим, какую позицию он займет по отношению к музыке. Сила воздействия преподавателя на ребенка является чрезвычайно важным фактором обучения. Педагогу, как уже сложившейся личности, отводится ответственная роль, так как очень часто это первый учитель в жизни ребенка. Преподаватель по классу фортепиано должен обладать высокой культурой общения, богатым и гибким воображением, находить слова и методы воздействия, которые поддерживали бы интерес учащегося к труду и игре на фортепиано, желание преодолеть трудности и достичь поставленную цель.

Выбор репертуара во многом определяется характером нервной организации ученика. Типичной ошибкой является тенденция "двигать" ученика ускоренными темпами без учета его возможностей, что может привести к психологическим травмам. В психологии есть термин - "фактор времени" - ни в коем случае нельзя форсировать процесс, не калечить психику ребенка, если он не готов к исполнению произведений повышенной сложности. Для преодоления заторможенности, флегматичности в характере детей будут важны пьесы с активным действием. Для учащихся с повышенной импульсивностью можно рекомендовать пьесы созерцательного характера для воспитания вдумчивости и умения вслушиваться в исполняемое произведение.

Развитие творческих возможностей учащихся стимулируется не только посредством интересного материала, но и убежденностью педагога в потенциальном творческом даре ребенка. В атмосфере доброжелательности и сопереживания, уважения к личности ученик легко воспринимает любые задачи. Педагог не должен забывать о поддержании веры ученика в собственные силы.

При новом подходе к процессу обучения следует помнить, что центральной фигурой в нем является ученик, а не музыка, потому что ее ценности уже давно определены. Если поменять эти ориентиры местами, то произойдет перекос, и личность ученика окажется вне поля нашего зрения. И тогда цель - «гармоничное развитие личности ученика через музыку» - останется в стороне. В традиционной педагогике так и происходило, что было следствием авторитарного метода обучения. Сам статус педагога как главного, умелого и знающего не подвергался сомнению. Более продуктивной является позиция диалога учителя и ученика, которая поддерживает уверенность в своих силах и творчестве. «Ты неповторим, - внушал своим ученикам великий виолончелист П. Казальс, - из тебя может выйти новый Шекспир, Микеланджело. Нет предела твоим возможностям, человек».

Педагогу нужно помнить, что субъектом, на который направлен процесс обучения, является ребенок. В начале обучения игре на фортепиано перед нами еще неоформившаяся личность. Задача педагога состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для развития всех врожденных способностей ребенка. Конечной целью этого процесса должно быть воспитание творческой личности, способной проявить себя в любой сфере деятельности.

Каковы же личностные качества учащегося при обучении игре на фортепиано? К ним относятся: воля, внимание, самостоятельность и критичность мышления, точность в выполнении поставленной цели или задачи, систематичность в работе. Эти качества стимулируют планомерное развитие необходимых навыков. 

Предпосылками развития воли является заинтересованность, вызывающая потребность в деятельности. Это достигается различными методами, обогащающими урок, на котором учащийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал. Отказ от этого требует определенного напряжения воли.

Основным побудительным мотивом, который становится приказом к действию, является ясное, конкретное и точное представление о цели действия. В детском возрасте понятны лишь близкие и реальные цели, поэтому необходимо точно указать средства достижения этой цели. В старших классах понадобится помощь в распределении учебного дня, можно прохронометрировать день, а потом вместе разобрать, где он теряет драгоценные минуты.

Внимание – следующий важный фактор обучения игре на фортепиано. У детей умение сконцентрировать внимание зависит от возраста. Важно с первых шагов учить ребенка правильно распределять свое внимание. Работоспособные дети все выполняют хорошо и работают продуктивно. Встречаются типы детей, которые быстро усваивают материал, но столь же быстро устают, другие проявляют медлительность в работе, третьи – и медлительность, и небрежность. Педагогу следует искать индивидуальный подход: одних приучать к тщательной и детальной работе, у других – поощрять самостоятельность и активность.

Обучение на фортепиано предполагает повышенную нагрузку на нервную систему учащихся. Игра наизусть, репетиции, выступления в концертах требуют усилий и напряжения, подвергают учащихся нервному напряжению, которое должно компенсироваться радостью игры, возможностью самовыражения за инструментом.

Самостоятельность мышления – еще один важный компонент в обучении детей. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он видит сразу. В музыкальной школе он сталкивается с тем, что результаты будут иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет абстрактные очертания. По этим причинам ребенка следует подводить к самостоятельному мышлению. Обычно, чем одареннее ученик, тем отчетливее проявляются его пристрастия в музыке. Ученикам менее способным нужно помочь выработать свое отношение к музыке. Для этого важно создать условия, благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему произведений. Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует живое отношение к музыке и к работе над выбранным произведением. Не нужно запрещать ребенку сыграть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям.

С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требование: учащийся должен самокритично оценить свою игру, предложить способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребенка к точности в выполнении заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он избежит излишней затраты времени на переучивание неверно закрепленных навыков.

Итак, обращение к детскому творчеству как к методу воспитания – характерная инновационная методика музыкальной педагогики, что обусловлено следующими факторами: поиски новых методов обучения, помогающих высвобождению творческих способностей детей, воспитательная ценность детского творчества как путь познания, доступность творчества всем детям, а не только одаренным. Под способностью к творчеству или креативностью ребенка, как сейчас принято говорить, понимают его творческие возможности и готовность к созиданию нового в процессе музыкальной деятельности, что придает ей творческую направленность. Л. С. Выготский писал: «…творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение. Наша задача - помочь детям утвердиться в мнении, что человек не может не заниматься искусством!

Таким образом, успешность обучения игре на фортепиано зависит от многих составляющих, среди которых психологический аспект занимает не последнее место. Пробуждение интереса к занятиям стимулирует волю учащегося, что ведет к сосредоточенности внимания, развивает самостоятельность мышления учащегося, воспитывает умение трудиться - таков механизм, по которому формируются основные умения и навыки в классе фортепиано, если рассматривать этот процесс с точки зрения психологических особенностей.

Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, т. е. формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности. Из опыта работы можно с уверенностью утверждать, что дети, одаренные любыми способностями к творчеству, успешно занимаются и в общеобразовательной школе. Причастность к творчеству создает условия, включающие психологические механизмы, которые обеспечивают возможность творческого подхода в любой сфере деятельности в будущем. Только тогда о системе дополнительного образования можно будет говорить как о системе воспитания, ориентированной на формирование творческой личности.

Литература:

  1. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - М.: "Музыка", 1974. - 356 с.
  2. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальных способностей.- М.: Институт психологии РАН, 1997. – 352 с.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Просвещение, 1975.
  4. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976. – 303 с.
  5. Ребенок за роялем. Сборник статей – М.: Музыка, 1981. – 330 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".

Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...

использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии

статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...