Развитие творческих способностей учащихся на уроках химии
статья по химии по теме

Давлетова Ляйсан Ирафовна

Творческое представление опыта работы молодого специалиста по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках химии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_davletova_l.i._posl.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1. Доброе утро, уважаемые члены жюри, коллеги!

Я - Давлетова Ляйсан Ирафовна, учитель химии средней общеобразовательной школы №34. Разрешите представить вашему вниманию опыт моей работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках химии».

СЛАЙД 2. Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали.В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь требует от человека не привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем.

Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем.

СЛАЙД 3. Задача учителя, на сегодняшний день, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития учащихся. Поэтому данная проблема является одной из наиболее актуальных.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности.

СЛАЙД 4. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Люди, обладающие так называемым дивергентным мышлением, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать ответы по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Основные направления в развитии творческих способностей детей:  

1. Развитие воображения.  

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.  

СЛАЙД 5. Одним из важнейших факторов творческого развития школьников является создание условий,  способствующих формированию их способностей. Можно  выделить шесть основных условий. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л.Кэррола, 

Необходимо окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы его самую разнообразную творческую деятельность.

 Способности будут развиваться тем успешнее, если идти по нарастающей, от простого к сложному (например: решение разноуровневых задач).

Предоставление ребенку свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, способов решения; ненавязчивой, умной, доброжелательной помощь взрослых.

А также, для творчества необходима комфортная психологическая обстановка, наличие свободного времени; и соответствующие методы обучения.

СЛАЙД 6. Развитие творческих способностей школьников  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в школьной среде является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления.  Так  как  развитие  именно  этих  качеств  делает мышление  гибким, оригинальным  и продуктивным.  

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.  

Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления. 

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне  частей, системы  и взаимосвязи с другими системами.

СЛАЙД 7. Если проследить исторический путь химической науки, то можно убедиться, что в ее развитии огромная роль принадлежит исследованию и эксперименту. Все значимые теоретические открытия в химии являются результатом обобщения большого числа экспериментальных фактов. Познание природы веществ достигается с помощью исследования и эксперимента.

Исследовательские подходы в известной степени универсальны. Поэтому,  в какой бы области знаний ни специализировался после окончания школы выпускник, навыки исследовательской деятельности пригодятся ему в дальнейшей работе.

Исследовательский проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, используя свои возможности, позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.

Для этого на уроках химии учащиеся выполняют лабораторные и практические работы, где они наглядно видят сами вещества, взаимодействие веществ и признаки происхождения химических реакций. А как следующий этап развития практических работ я вижу исследовательские работы.

СЛАЙД 8. Конечный результат выполнения исследовательских работ это представление и защита проекта на различных конференциях.

В 2011-2012 учебном году мои ученики выполнили и представляли исследовательскую работу «Определение витамина С в основных источниках»: на районном этапе научно-практической конференции «Малая академия наук» работа заняла 2 место, стала участником заочного тура городского этапа. А на республиканской научно-практической конференции «Чистая наука» заняла 3 место.

В 2012-2013 учебном году работа «Характеристика экологической обстановки территории МБОУ СОШ №34» на районном этапе научно-практической конференции «Малая академия наук» заняла 3 место, является участником заочного тура городского этапа.

СЛАЙД 9. Химия – один из сложных общеобразовательных предметов. Для овладения школьным курсом химии необходим развитый мыслительный процесс. Наиболее часто на уроках химии применяются умения анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, находить причинно – следственные связи.  Такие задания направлены на развитие внимания, воображения, памяти, мышления.

Чтобы успешно развивать внимание учащихся необходимо:

1) замечать все наиболее типичное, характерное в данном химическом объекте

2) замечать что изменилось в химических реакций и процессах с момента их протекания

Для развития внимания учащихся на уроках химии я использую задания: на пропуски  элементов  или на выбор лишних данных.

СЛАЙД 10. Основные приемы формирования воображения при изучении химии:

  1. изображать химические объекты в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений.
  2. изображать объемные модели и макеты.
  3. использовать химические сочинения и сказки.

СЛАЙД 11. Развитие памяти в процессе химического образования требует запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки учащимися химической и другой информации. Самый простой способ это проговаривание всех своих действий.

СЛАЙД 12. Для развития мышления учащихся существенное значение  имеют их практическое действие: составление схем, диаграмм, таблиц, приборов, тренажеров. СЛАЙД 13. Мыслительные операции развиваются на основе предметных действий, при этом знания становятся более конкретными, лучше связываются с практикой.

СЛАЙД 14. На уроках я использую работу учащихся с приборами, моделями, игровыми установками, схемами, шарадами, ребусами, кроссвордами, различного рода играми, в процессе которой они учатся наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать, систематизировать, а также развивают сообразительность, внимание, логику и оригинальность мышления.

СЛАЙД 15. Опыт творческой деятельности школьников можно считать сформированным, если сформированы его основные компоненты:

  1. учащиеся умеют делать несложные логические построения на основе химических знаний;
  2. учащиеся могут использовать в нестандартных ситуациях знания из различных разделов школьных дисциплин, при необходимости находить недостающую информацию в учебной и справочной литературе;
  3. учащиеся умеют осмысливать свои действия в проблемной ситуации, у них сформированы умения самоорганизации, самооценки;
  4. учащиеся умеют объединять свои знания в определенную систему, использовать систематизированные знания и генерировать новые для решения проблем.

Результатом творческого развития учащихся являются: понимание, распознавание и объяснение химических веществ, реакций в обыденной жизни, а также участие их на районных и республиканских конференция, в дистанционных предметных конкурсах, а также при сдачи ЕГЭ. 

СЛАЙД 16. Благодарю за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии

статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...