Главные вкладки

    Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
    методическая разработка (технология, 8 класс) на тему

    Кирилина Галина Петровна

    Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфологического анализа является одним из примеров реализации системного( рационального) подхода к  творческому процессу. Он создаёт основу для системного мышления, являясь упорядоченным способом исследования, который позволяет добиться систематизации всех возможных решений задач.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей  учащихся на уроках технологии.

                                                                Преподавание технологии

                                                                             Кирилина Г. П. учитель технологии

                                                                             1-й квалификационной категории

                                                                             МКОУ СОШ № 11 п. Оус  

                                                                              Ивдельского района, Свердловской обл.

                                                                                    « Всегда оставаться неудовлетворённым:

                                                                                       в этом суть творчества»

                                                                                                                   Ж. Ренар.

                                                     Актуальность

           Быстрое развитие и совершенствование информационной среды предъявляет новые требования к преподаванию.  Увеличивается объём информации, знания устаревают. Если раньше учитель являлся  источником  информации, частью информационной среды, то роль учителя  в рамках ФГОС  изменилась. Проблема отсутствия любознательности,  угасание интереса, да и дети порой, кажется, что разучились думать - всё это побуждает к поиску новых методов и средств обучения учащихся.

            Предъявляются новые требования к развитию личности, способной  проявлять инициативу, изобретательность, предприимчивость, умение быстро и безошибочно принимать  решения, а значит работать творчески и самостоятельно. Встаёт вопрос ,как развить творческую активность, творческие способности?

                               Введение

    Для поднятия и развития  экономики государства остро встаёт задача обучения молодёжи творчеству и поиску новых идей. Поэтому так важна ориентация на инновационные технологии. Это преобразовательная деятельность, а не обучение отдельным приёмам. Это люди, которыё будут создавать новую продукцию.  Поэтому в школе внедряется  проектная деятельность, которая призвана научить определять пути решения  потребности  человека. Но для улучшения свойств и качеств  предметной среды необходимо творческое проектирование. Важно внедрение в школе эвристических методов,  с помощью которых можно придумывать не одну идею, а несколько. Методы поиска новых идей изучаются в объёме учебника в 11 классе. (  Симоненко В. Д., Очинин О. П., Матяш Н. В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений_ М., Вентана- Граф, 2002.-192с

              Опыт  внедрения творческих методов решения  практических задач

                в образовательный процесс.

              Чтобы дать возможность школьникам реализовать себя в творчестве и проявить самостоятельность, необходимо их обучить этому, показать способы, которые помогают создавать новые идеи, находить пути решения проблем.  Это эвристические методы, которые мотивируют обучение на решение проблем, обоснование предположений, гипотез, внесение противоречий между причиной и следствием, между исходными данными и реальной практической деятельностью.

          Целью методов творческого  решения  задач является развитие творческого воображения, нахождение нестандартных путей решения задач в проектировании.  С помощью этих методов можно создавать различные идеи и находить пути решения проблем, генерируя идеи. При этом происходит «раскрепощение» и свобода мысли, высказываний, предположений в анализе ситуаций, в создании новых объектов.

    .

             Задатки творческих способностей присущи любому человеку, необходимо только раскрыть их и развить, создавая для этого определённые условия. Творчеству обучить невозможно, ему достаточно не мешать, т. е. создать такую систему работы, при которой учащиеся развивают свои творческие и коммуникативные способности , при этом важно не погубить зачатки творчества.  Именно предметная область « Технология» способствует в полной мере развитию этих способностей. Чтобы создавать и преобразовывать предметный мир, необходимо обучить школьников приёмам поиска новых идей и решений. Поиск эффективных путей активизации детского творчества привёл к современным эвристическим методам поиска   новых решений и возможности их применения в качестве учебной творческой деятельности учащихся.

              Ведение уроков технологии этими методами позволяет развивать  творческие возможности  и учит решать нестандартные задачи, находить новые пути решения проблем, совершенствуя ,таким образом, предметный мир.

           Даю творческие задания:

          - Как можно использовать один и тот же предмет для создания новых изделий?

         ( открытки, пластмассовые бутылки, футляры от киндер- сюрпризов, фантики, коробочки и т. д.)

         - Используя природные формы для выработки новых идей, придумайте новые идеи различных форм кухонных прихваток, сумочек, посуды, украшений, сувениров и т. д.

        - Придумайте различные детские игрушки для игровой комнаты.

    Метод фокальных объектов хорошо тренирует мышление и воображение. Учащиеся мысленно переносят признаки различных объектов на проектируемое изделие. На основе этого разрабатываются рабочие эскизы с описанием.

          Метод наводящей задачи - аналогия- это поиск чужих идей в журналах, специальной литературе, выставках. Тщательный их анализ порой  тоже даёт новые идеи.

         Или метод творческой трансформации первоисточников при  создании украшений, предметов быта, когда изделие может выполнять иную функцию ( игрушки- сувениры)

      В 8 классе к теме «Конструирование и моделирование одежды» даю творческие задания.

            -« Создать новую модель летней блузки, используя журналы мод, каталоги,  вырезав детали из каталогов».

                                     Точно также создать интерьер спальни, прихожей детской, вырезав из каталогов особенности оформления. С большим удовольствием учащиеся выполняют подобные задания.

               В 6 классе  к теме « Одёжная фурнитура» - творческое задание

                       - Выбрать несложные сюжеты из книжек- раскрасок и  найти применение к ним элементов одёжной фурнитуры.

               5 класс -  задание « Придумать возможные варианты создания новых игрушек из тряпичного шара» ( колобок, «смешарики», зверята, куклы и т. д.)

                    - Выполнить панно ( открытку, салфетку, и т. д. ) с использованием различных

                        тканей.

     Особенностью творческих заданий является то, что нет чёткого представления о конечном результате. Только в поиске и в возможности развития творческого потенциала детей создаётся новый продукт их деятельности.

     « Эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской) (Скрипкина Юлия Владимировна. « Эвристистические задания как средство раскрытия на уроке творческого потенциала учащихся», http://eidos.ru/journal/2010/0930-01.htm     

    Метод ключевых вопросов применяется для сбора более полной информации, когда ставится ряд вопросов : Что? Кто? Зачем? Где? Как? Когда?

        В 7 классе применяю дизайн- анализ изделия:

             - Почему изделие имеет именно такую форму?

            - Какие материалы использованы и почему?

             - Каким способом изготовить рациональнее?

            -Каково назначение изделия, насколько хорошо оно выполняет свои функции?

           - Как улучшить художественную отделку изделия?

           - Какое экономическое , экологическое и социальное значение оказывает данный способ изготовления?

           - Каковы способы утилизации в будущем?

    Метод синектики проявляется в задании:

              - Придумать наибольшее число символических аналогий к объекту:

         Окно- это…

         Ответы: -  « живая картина», « манящее любопытство», « застывшая вода», « невидимый барьер», « информационное табло», « пугающая истина», « немое кино», « цветная занавеска» и т. д.

          Карта – это…

          Ответы:  - « мировое окно», « молчаливый подсказчик», « бесплатный проводник», « короткое путешествие», « недосягаемые просторы» и т. д.

         

                Чаще всего использую метод  морфологического анализа. Суть его заключается в выявлении нескольких морфологических признаков, значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков, а порой и неожиданных вариантов. Признаки можно расположить в виде таблицы- морфологической матрицы. Часто новое- это разная комбинация известных элементов ( устройств, процессов, идей и т. д. ).Этот метод предназначен для поиска новых идей. Его задача- найти , определить новый вид. Ответ даётся посредством поиска возможных вариантов. Матрица- символическая форма описания решения.

                Метод морфологического исследования реализуется .

               I. Этап решения задачи- морфологический анализ;

              II. Морфологический синтез- целостное описание всей последующей системы.

              III. Построение морфологической таблицы и заполнение её альтернативами.

                                     Правила ( последовательность действий)

    1. Правильно  сформулировать  проблему.

    2.Указать основные параметры.

    3.Указать варианты исполнения параметров.

    4. Рассмотреть все возможные сочетания ( варианты).

    Например,  в теме « Кулинария»

     - творческое задание: - Создать новый рецепт блюда « блины и блинчики»

      Проблема: - Как придумать новый рецепт?

    Анализ проблемы: - Какие ингредиенты использовать?

                                     - Возможно ли применить начинки?

                                     - С чем подать на стол?

                                    -  Какой способ подачи выбрать?

    В процессе морфологического анализа идёт заполнение таблицы.

                                    Морфологическая таблица  « Блины и блинчики»

    признаки

    Вариант

    № 1

    Вариант №2

    Вариант № 3

    Вариант № 4

    Вариант  № 5

    Вариант № 6

    А. мука/ крупа- добавки

    пшеничная

    гречневая

    пшено

    рисовая

    блинная

    овсяная

    Б. молочные продукты

    сметана

    сливки

    молоко

    ряженка

    варенец

    йогурт

    В. Начинки (припёки

    Яйца варёные

    Грибы варёные

    Филе рыбы или морепродукты

    сыр

    Фарш (мясо курицы, варёная корейка, копчёности, печень говяжья)

    Мёд, варенье, джем, ягоды.

    С. овощи

    Лук жареный

    Помидоры свежие

    Зелень (укроп, петрушка, кинза)

    Капуста отварная, жареная

    Орехи грецкие

    Клубника, черешня

    Д. способ подачи

    слоёные

    фаршированные

    рулеты

    трубочки

    четвертинки

    нарезные

                           

    - Рассмотрим возможные сочетания:    

    1.Формула -    А1,Б2, В6, С5, Д 3    

        Описание:  блины из пшеничной муки, на сливках,  с начинкой из мёда или джема, посыпаны грецкими орехами, подать в виде рулета.  

    2. Формула -  А6, б3, В4, С2,3 ,  Д5

       Описание: блинчики из овсяной муки, на молоке, с тёртым сыром, со свежими помидорами и зеленью, поданы  четвертинками.

    Таким образом .возможность создания множества вариантов увеличивается.

     В теме « Кулинария» - задание: - Придумать новый рецепт салата, пиццы, супа, бутерброда  и т. д., пройдя все этапы  метода морфологического анализа.

              Условия:

                              1. Сочетаемость продуктов.

                               2. Знание способов нарезки овощей.

                               3. Элементы украшения салата или бутерброда.

                       « Изобретение нового вида пиццы»  

    признаки

    №1

    №2

    №3

    №4

    №5

    А. основа- тесто

    простое

    сдобное

    дрожжевое

    пресное

    слоёное

    Б. продукты

    Ветчина, колбасы,курица, мясо

    Помидоры, огурцы,

    анчоусы

    сыр

    грибы

    В наполнитель

    сметана

    майонез

    кетчуп

    соус

    Оливковое масло

    Выбор вариантов пиццы.

    Образовательная область « Технология» позволяет в полной мере применять  методы творческого решения задач. Уже несколько лет при проектировании изделий развитие творческой деятельности осуществляется на основе овладения современными методами поиска новых идей и решений.

     Выбор возможных вариантов при изготовлении сувенира.

                               Морфологическая матрица ( альтернативные варианты)

    признаки

    №1

    №2

    №3

    №4

    А

    цвет

    контрастные

    пастельные

    гармоничные

    хроматические

    Б

    ткань

    лён

    канва

    шёлк

    габардин

    В

    отделка

    орнамент

    аппликация

    Атласные ленты

    тесьма

    Г

    Вид изделия

    фоторамка

    игрушка

    панно

    картина

    Д

     Форма

    квадрат

    круг

    сердечко

    « облако»

    Е

    Способ изготовления

    вышивка

    вязание

    шитьё

    термопластика

    Выбор вариантов: А4, Б4, В2, Г3, Д1, Е4

    Описание: - Сувенир из габардиновой ткани, аппликация различных хроматических цветов, в форме квадрата, выполненный способом термопластики.

    Морфологическая матрица к творческому проекту « Изготовление блузки».

    признаки

    №1

    №2

    №3

    А

    ткань

    х/б

    лён

    шёлк

    Б

    цвет

    Яркий контрастный

     Родственные цвета

    ахроматические

    В

    силуэт

    прямой

    прилегающий

    полуприлегающий

    Г

    стиль

    классический

    спортивный

    романтический

    Д

    рукав

    цельнокроёный

    реглан

    втачной

    Е

    воротник

    плосколежащий

    стойка

    отложной

    Ж

    застёжка

    пуговицы

    шнуровка

    планка

    З

    отделка

    вышивка

    оборки

    Роспись по ткани

    Из такого набора можно получить неожиданные варианты 8*3= 24.Это самый малый набор вариантов. Выбираем самые интересные:

             Модель №1   - А1, Б1, В1,Г2, Д1,  Е3, Ж3, З1

             Модель №2  - А2, Б1, В2, Г1. Д3, Е2, Ж1, З1  и т. д.

      Из данного набора выбираю…

     

    Задание:

     - Составить возможные варианты вязаного изделия , где одним из признаков взять виды узоров.

                   - Составить морфологическую таблицу для пошива платья ( параметры: лиф, юбка,  рукав, воротник и т. д.)

    Задание для уч-ся 10 класса в разделе « Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг»:

         -Решите методом морфологического анализа задачу конструкторского дизайнерского характера по созданию оригинальной конструкции любого изделия.

        - Оформите в виде небольшого мини- проекта.

        - Заполните морфологическую матрицу.

                                                                                       

    Как итог завершения работы можно  выделить результаты.

                                     Результаты морфологического анализа

    идея

    Фамилия уч-ся

    Результаты

    №1  №2  №3  №4

    итог

    рефлексия

    №1

    №2

    №3

    №4

                                                                                       

               Таким образом, составляются множество возможных вариантов и выбирается лучший из них.

                Морфологический анализ- способ системного подхода при решении  творческих задач, упорядоченный способ исследования. Метод направляет мышление так, что генерируется новая информация, которая при бессистемной деятельности воображения ускользает от внимания. Поиск становится более систематичным , и задача охватывается почти во всём многообразии решения. В жизни приходится решать много задач, а способов решения порой трудно определить. Реально метод морфологического ящика может оказаться полезным для решения задач самого разного уровня.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

    Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и усл...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

    В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и...

    Логические задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики

    Статья, посвященная развитию творческих способностей учащихся 5-6 класов на уроках математики....

    Презентация. Логические задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики

    Презентация, посвященная развитию творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики....

    Методическая разработка «Решение продуктивных задач как средство развития творческих способностей учащихся».

    Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена, однако в прошлом у обще...