Олимпиада по экономике
олимпиадные задания по экономике (10 класс) на тему

Участие в олимпиаде даёт возможность проявить интерес к экономике и продемонстрировать свою сообразительность. Для решения олимпиадных заданий  необходимо продемонстрировать знания по экономике, математике и основам потребительских знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_ekonomike.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки  Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кузнецкий индустриальный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

 «__»____________2013г.

_____________________

Н.В. Ананьина

Олимпиада

учебной дисциплины:

ОДБ 5. Обществознание (раздел экономика)

для профессии:

150412.01 «Оператор прокатного производства»

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

190623.01 "Машинист локомотива"

150709.02 "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"

151902.04 "Токарь-универсал"

190629.07 Машинист крана (крановщик)

г. Новокузнецк

2013 г.

Олимпиада учебной дисциплины разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям:

150412.01 «Оператор прокатного производства»

140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

190623.01 "Машинист локомотива"

150709.02 "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"

151902.04 "Токарь-универсал"

190629.07 Машинист крана (крановщик)

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кузнецкий индустриальный техникум»

Разработчик:

Янова Наталья Шамильевна, преподаватель экономики

Олимпиада рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК социально-гуманитарных дисциплин

«__» _________ 2013 г., протокол №___

                

Руководитель ЦМК _____________________Ж.А. Солопова

                                                            подпись                                     (расшифровка подписи)                                                                              

  1. Дата проведения: 24.04.2013
  2. Время проведения: 10.50-12.30
  3. Место проведения: Кузнецкий индустриальный техникум, кабинет: 408

Преподаватель: Янова Н.Ш.
Дисциплина: Обществознание (раздел экономика)

  1. Цель: создания оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых обучающихся, их дальнейшего интеллектуального развития, мониторинга и отработки технологий оценки качества  экономического образования обучающихся, пропаганды научных экономических знаний;

  1. Задачи:

1.Образовательная:

расширить, углубить знания и умения по экономике

2.Развивающая:

способствовать развитию потребности в получении экономических знаний и экономического образа мышления

3.Воспитательная: 

обеспечить формирования интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

стимулирования творческой активности обучающихся 

  1. Межпредметные связи: история, обществознание, право, математика

  1. Дидактический инструментарий: интерактивный комплекс преподавателя, презентация, листы с заданиями, листы с печатью.

Формат олимпиадных заданий:

  1. Тесты (трех видов)
  2.  Задачи

Тесты:

  1. являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения
  2. позволяют, как проверить знания по всей программе, так и осуществить узко выборочную проверку, сконцентрированную на наиболее важных или «традиционно» наиболее трудных понятиях или темах
  3. являются оперативным способом проверки знаний

Задачи позволяют оценить:

  1. умение применять теоретические положения для объяснения предлагаемых конкретных ситуаций
  2. умение применять математические знания в экономической сфере
  3. умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

Формат олимпиадных заданий:

Основы предпринимательской деятельности.

 Тесты и задачи.[1]

Тесты:

  1. тесты состоят из 3 разделов.
  2. Раздел  №1 состоит из  вопросов  типа «Верно/неверно»
  3. Раздел №2 состоит из 10 вопросов типа «5:1», в котором из 5 вариантов ответа нужно выбрать единственно верный ответ.
  4. Раздел №3  состоит из 5 вопросов типа «5:N». Из нескольких вариантов ответов нужно выбрать все верные ответы.

Задачи:  

  1. состоит из 3 задач.

Для обучающихся КИТ отделения НПО 1 курс обучения может быть проведена апелляция по результатам их работ. 

План олимпиады:

I . Оргмомент. (15 мин.)

Слайд №1

«Понимаешь экономику, понимаешь мир. Les echoes»

Хочешь заработать - учись предпринимать!

Приветствие участников олимпиады

Участие в олимпиаде даёт возможность проявить интерес к экономике и продемонстрировать свою сообразительность. Для решения олимпиадных заданий  необходимо продемонстрировать знания по экономике, математике и основам потребительских знаний. При проверке работ оценивается не только формальная правильность ответа, но и способность логически обосновать и ясно изложить своё мнение.

Слайд №2-5

Развитие экономики. Значение экономики для человека (видео фрагмент – 2 мин.)

Слайд №6

Всероссийская олимпиада по экономике - экономический конкурс, проводится ежегодно с 1996 г. Министерством образования и науки РФ.

Заключительный этап проходит

 г. Менделеево Московской обл.

на базе Государственного университета - Высшей школы экономики.

Призеры получаю право поступить в  данный университет без экзаменов.

Олимпиада проводится в 4 этапа: внутри образовательного учреждения, муниципальный, региональный,  заключительный.

Слайд №7

Олимпиада по экономике проводится с целью:        

развития экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

создания оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых обучающихся, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;

стимулирования творческой активности обучающихся;

пропаганды научных экономических знаний;

мониторинга и отработки технологий оценки качества  экономического образования обучающихся.

Слайд №8-12

Формат олимпиадных заданий:

Тесты и задачи.

Тесты:

  1. тесты состоят из 3 разделов.
  2. Раздел  №1 состоит из  вопросов  типа «Верно/неверно»
  3. Раздел №2 состоит из 15 вопросов типа «5:1», в котором из 5 вариантов ответа нужно выбрать единственно верный ответ.
  4. Раздел №3  состоит из 5 вопросов типа «5:N». Из нескольких вариантов ответов нужно выбрать все верные ответы.

Задачи:  

  1. состоит из 3 задач.

Слайд №13

Мы желаем вам, дорогие участники, победы в этой олимпиаде, и не только в олимпиаде, но и в жизни.

А если успех не придет в этот раз, не отчаивайтесь, он обязательно придет в следующий.

Удачи всем!

II. Основная часть олимпиады (75 минут)

Выполнение олимпиадных заданий.

III. Заключительный этап олимпиады (5 минут)

Видео. Экономика будущего – 3 минуты.

Уважаемые обучающие, ваше время выполнения закончено, результаты будут оглашены завтра, спасибо всем за участие, до свидания.

Список литературы:

Основные источники:

  1. Соколова, С.В. Основы экономики [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования / С.В. Соколова. – 5-е изд.стер. – М. Издательский центр: Академия, 2007. -128 с.

Дополнительные источники:

  1. Губарев, В.Г. Основы экономики и предпринимательства. Серия «Учебники Феникса». [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования. Ростов н/Д: Феникс. 2003 – 288 с

Перечень учебных Интернет-ресурсов

  1. Кабинет истории и обществознания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ant-m.ucoz.ru/
  2. Каталог электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] режим доступа: http://fcior.edu.ru/
  3. Служба тематических толковых словарей Glossary Commander [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://glossary.ru/

Приложение 1

Задания олимпиады по экономике для обучающихся 1-х курсов

Кузнецкого индустриального техникума

Максимальное количество баллов – 80

Тестовые задания

Тест №1 (верно/неверно)

ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ - 1 БАЛЛ.

ВСЕГО - 10 БАЛЛОВ.

      1.  Для того чтобы увеличить потребление какого-либо одного блага, потребитель обязательно должен сократить потребление какого-либо другого блага. 

Верно                                 + Неверно

      2.  Если суммарная выручка продавцов выросла в два раза, то это значит, что они в два раза больше продали товара.

Верно                                  + Неверно

      3.  Спрос на товары, для которых нет заменителей, всегда неэластичен. 

Верно                                  + Неверно                            

     4.  Функцию спроса можно построить даже не зная, кто выступает в качестве продавца – монополия или конкурентные фирмы.    

+ Верно                                  Неверно

      5.  Кривые спроса и предложения невозможно провести так, чтобы они не пересекались.

Верно                                  + Неверно

      6.  Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.

Верно                               +Неверно

7. Вводя в оборот выражение «невидимая рука», английский экономист А.Смит имел в виду, что экономикой руководит государство, но общество  этого не осознает.

Верно                               +Неверно

8. С увеличением уровня оплаты  труда работника возрастает  цена его  свободного времени.

+Верно                               Неверно

9. Если  розничные  цены  на товары и услуги возрастают быстрее, чем ставки номинальной заработной платы, то реальная заработная плата снижается.

+Верно                               Неверно

10. Величина  государственного  долга представляет собой накопленную сумму  всех дефицитов госбюджета (за вычетом бюджетных излишков).

+Верно                               Неверно

Тест №2

ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ - 2 БАЛЛА.

ВСЕГО - 20 БАЛЛОВ.

      1.  Государство имеет склонность облагать пошлинами скорее импорт, нежели экспорт, так как  

      а) заграничные предприниматели в сравнении с отечественными имеют намного больше денег для того, чтобы платить пошлины;

      б) у заграничного предпринимателя легче отобрать деньги, так как в нашей стране никто не защищает его интересы;  

      в) импортные товары способствуют насаждению чуждого нам американского образа жизни, ложных культурных ценностей и т.п.;

      + г) заинтересовано в повышении конкурентоспособности отечественных товаров;

      д) рост импорта портит экономическую статистику, уменьшая размер ВВП по расходам.

      2. Если вводится налог для потребителей, то график функции спроса смещается таким образом, что

      + а) равновесная цена уменьшается;

      б) равновесная цена увеличивается;  

      в) общая выручка продавцов растет;

      г) общие расходы покупателей растут;

      д) угол наклона кривой спроса обязательно остается прежним.

    3.  Акциз:

     а) разновидность прямого и косвенного налога;

     б) взимается по твердым ставкам с отдельных товаров;

     в) носит универсальный характер;

     г) не включается в цену товара.

     +д) включается в цену товара

      4.  Первоначально деньги использовались людьми в качестве    

      а) предмета коллекционирования;

      + б) посредника в торговом обмене;

      в) украшения;

      г) подручного средства для исследований в области теории вероятностей (методом подбрасывания монеты);

      д) обожествляемого объекта.

     5.  Ценные бумаги – это документы, которые удостоверяют  

      а) принадлежность к среднему классу;

      б) личность получателя дохода;

      в) рыночные цены тех или иных товаров;

      г) денежную оценку личного имущества;

      + д) имущественные права и/или права на получение дохода.

     6.  В рыночной экономике дефицит товара на рынке может быть связан с тем, что

      а) продавцы не желают расставаться с товаром;

      б) потребности покупателей по своему объему превосходят возможности производства;

      в) на упаковке товара указана неправильная цена;

      + г) государство предписало продавать товар по цене, которая ниже равновесной;

      д) торговые фирмы используют чрезмерно навязчивую рекламу, в результате чего покупатели приобретают ненужные им вещи.

      7.  Одним из косвенных признаков падения уровня жизни в развитой капиталистической стране может быть то, что  

      а) в общей сумме расходов снижается доля расходов на питание;

      б) люди всё чаще предпочитают проводить отпуск в бедных странах – таких, как Таиланд, Бразилия, Мексика и т.п.;

      в) вместо приобретения породистых собак и кошек люди всё чаще берут животных из приютов;

      + г) становится менее актуальной проблема парковки автомобиля в центре города;

      д) вместо того чтобы воспитывать собственных детей, семейные пары всё чаще усыновляют брошенных детей из России или Китая (содержание которых обходится дешевле).

      8. Основным мотивом поведения потребителя является

      а) выбор самых дешевых товаров;

      б) выбор самых качественных  товаров;

      в) максимизация расходов на потребительские товары;

      г) минимизация расходов на потребительские товары;

      + д) максимизация общей полезности получаемых благ.

   9.  Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

     +а) вертикальную линию;

     б) горизонтальную линию;

     в) кривую линию;

     г) прямую линию с отрицательным наклоном;

     д) кривую линию с положительным наклоном.

10. Функция рыночного спроса на товар имеет вид Qd=3-p, где р - рыночная цена. Функция предложения имеет вид: Qs=2p. Определите, чему равна равновесная цена?

  1. 1 +
  2. 2;
  3. 3;
  4. 1,5;
  5. нет верного ответа.        

Тест №3

 (Выбрать все правильные ответы)

ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ – 3 БАЛЛА.

ВСЕГО - 15 БАЛЛОВ.

      1. На равновесную цену оказывают влияние следующие факторы:

      + а) число продавцов;

      б) фактические расходы покупателей на приобретение данного товара;

      + в) доходы покупателей;

      г) доходы продавцов, фактически полученные от продажи товара;

      + д) число покупателей.

      2.  Рост спроса на рынке отдельного товара может быть вызван следующими причинами:

      + а) рост доходов покупателей;

      + б) введение субсидий для покупателей;

      + в) снижение налогов для покупателей;

      г) снижение рыночной цены товара;

      д) увеличение общего дохода продавцов при увеличении рыночной цены.

      3.  Масса денег в обращении увеличивается всякий раз, когда  

      а) какой-либо гражданин получает зарплату в виде наличных денег;

      б) один гражданин возвращает долг другому гражданину;

      + в) центральный банк эмитирует деньги для скупки государственных облигаций;

      г) центральный банк продает государственные облигации;

      д) какой-нибудь мальчик разбивает копилку, чтобы купить велосипед.

      4.  Вследствие инфляции, как правило, значительно обесцениваются:

      + а) личные сбережения граждан в виде наличных денег;

      б) земельные участки и садово-огородный инвентарь;

      в) акции крупнейших корпораций («голубые фишки»);

      г) объекты недвижимости;

      + д) фиксированные доходы граждан.

      5.  «Недобросовестной» можно назвать такую рекламу, которая

      + а) приписывает товару несуществующие полезные качества;  

      + б) дискредитирует конкурентов;

      + в) эксплуатирует человеческие слабости и предрассудки;

      + г) использует политически некорректные методы воздействия на покупателей;

      д) переманивает покупателей к новому продавцу, тем самым уменьшая доходы других продавцов.

Задачи

Задача 1.

Однажды, когда на рынке появился новый товар, по какой-то причине очень долго не могла установиться постоянная равновесная цена.  Покупатели боялись прогадать и поэтому не спешили приобретать новый товар.  Поэтому некоторые продавцы предложили им сделку на следующих условиях: товар приобретается в данный момент по любой назначенной покупателем цене, а впоследствии, когда установится постоянная равновесная цена,  продавцы возмещают покупателям разницу в цене, если окажется, что они переплатили.  И, наоборот, те покупатели, которые недоплатили, возмещают разницу продавцу.

      На этих условиях трое покупателей приобрели по одной единице товара, при этом средняя цена сделки составила 15 рублей.  Впоследствии, когда установилась равновесная цена, первый покупатель получил от продавца 6 рублей, второй получил 4 рубля, а третий покупатель возместил своему продавцу 7 рублей.

      Какой оказалась равновесная цена товара?

      Решение

      Предположим, покупатели приобрели товары по следующим ценам:  Р1,  Р2,  Р3.  Пусть установившаяся впоследствии равновесная цена равна  Р.  Тогда можно составить следующие уравнения:

            Р1 – Р = 6

            Р2 – Р = 4

            Р3 – Р = – 7

            (Р1 + Р2 + Р3) : 3 = 15

     

      Решая эту систему уравнений, получаем:  Р = 14.

     

Ответ:  равновесная цена оказалась равна 14.

10  баллов

Задача 2.

Функции спроса и предложения имеют вид: Qd = 48 / P;    Qs = 0,5 P  +  2.   Определите равновесную цену и количества.

     

Решение

Qd = 48 / P;    Qs = 0,5 P  +  2.  

Qd = Qs

48 / P=0,5 P  +  2

480-5Р2-20Р=0

Р2+4Р-96=0

Д=400

Р=8      Q=48/8, Q=6

Ответ:  равновесная цена равна 8, количество 6 .

10 баллов

Задача 3.

Функция предложения на говядину имеет вид: QD = 30 – P, где QD – величина спроса на говядину за день (кг), а Р – цена за один килограмм. Функция предложения описана следующим уравнением: QS = 15 + 2P, где QS – величина предложения за день (кг).

  1. Построить графики спроса и предложения;
  2. Найти равновесный объём и равновесную цену на мясо. Решить аналитическим методом;
  3. Какая ситуация возникнет на рынке мяса, если цена установится на уровне 3 ден.ед. за кг?

Ответ.

1.      уравнения спроса и предложения – это уравнения линейных функций, для того чтобы их построить необходимо знать две точки.

Р=0, QD = 30; QD = 10, Р=20 для графика спроса

Р=0, QS = 15; QS  = 20, Р=2,5 для графика предложения.

2.      на графике равновесной цене и равновесному объёму соответствует точка пересечения графиков спроса и предложения Е(РЕ , QЕ). Очень часто графическим методом можно установить приблизительные значение, поэтому лучше использовать аналитический метод: условие равновесия: QD = QS,или РD = РS  следовательно:

         30–Р=15+2Р

         3Р=15

         РЕ = 5 (ден.ед.)

         QD = 30-5=25

          QS=15+2*5=25

          QЕ=25 кг.

3.      графический метод: при Р=3 ден.ед. : QD = 27 кг, QS=21 кг, дефицит товара равен 27-21=6 (кг).

Алгебраический метод: подставим в уравнения спроса и предложения Р=3 ден.ед.

QD = 30-Р=30 -3=27

QS=15+2Р=15+6=21

QD–QS=27-21=6 дефицит.

15 баллов


[1] Задания прилагаются (см. приложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример заданий школьного тура олимпиады по экономике

Тренировочное задание олимпиады по экономике...

ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ И ПРАВУ

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады по экономике и праву...

Методическая разработка олимпиады по экономике

Методическая разработка по организации и проведения олимпиады по экономике...

Олимпиады по экономике 5 - 7 классы

Собранные мною из разных источников интересные задания для школьной олимпиады по экономике в 5, 6, 7 классе....

Методика работы с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам по экономике.

В данной работе, предназначенной для подготовке одарённых детей из профильных социально-экономических классов к творческим проектам, олимпиадам школьного, городского и областного уровня. В данной разр...

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ЭКОНОМИКЕ

В статье освещаются вопросы отбора одарённых детей, работа с ними как на уроках, так и во внеурочное время, ньюансы работы с одарёнными именно по экономике....

олимпиада по экономике

олимпиада по экономике для студентов 1 курса банковского дела...