МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ЭКОНОМИКЕ
статья по экономике (10 класс) на тему

Валькова Светлана Леонидовна

В статье освещаются вопросы отбора одарённых детей, работа с ними как на уроках, так и во внеурочное время, ньюансы работы с одарёнными именно по экономике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valkovarakova_-_statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ЭКОНОМИКЕ

Валькова Светлана Леонидовна,

учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

г. Белгорода

e-mail: svvalkova@yandex.ru 

 Ракова Марина Владимировна

учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№1с УИОП»

 г. Шебекино

m.rakova2010@yandex.ru

METHODS OF WORK WITH GIFTED CHILDREN IN PREPARATION FOR THE OLYMPICS IN THE ECONOMY

Svetlana Valkova           ,
the teacher municipal educational institution "secondary school №40"
Belgorod

svvalkova@yandex.ru
Marina Rakov,    
the teacher municipal educational institution "secondary school No. 1C UIOP"
Shebekino

АННОТАЦИЯ

В статье освещаются приёмы и методы работы с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам по экономике. Даются советы по диагностике и выявлению одарённых детей. Приводятся примеры эффективных технологий, позволяющих подготовить одарённых детей к участию в олимпиадах, творческих конкурсах.

ABSTRACT

The article highlights the techniques and methods of work with gifted children in preparation for the Olympics in the economy. Advice on the diagnosis and identification of gifted children. Examples of effective technologies to prepare gifted children to participate in competitions, art contests.

Ключевые слова: творчество, одарённость, деятельностный подход, самообразование, компетентность.

Keywords: сreativity, talent, activity approach, self-education, competence.

 В последней четверти XX века -  начале XXI века произошёл качественный скачок в развитии новых технологий, который повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением. Не случайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие «творческости». [1,c.15] В связи с этим, представляется исключительно важным своевременное выявление творчески одарённых детей. При этом важно, чтобы творческие наклонности детей сочетались с будущей профессиональной ориентацией школьников.

Из практики видно, что для того, чтобы развить творческую активность ребёнка, нужно стимулировать и всячески поощрять самостоятельность. Вместо монологической речи, преподаватель должен использовать диалог с ребёнком.

В программах для одарённых детей принцип ускорения считается основополагающим. Это позволит на 100% загрузить умственные способности учащихся, перейти от простых к более сложным понятиям и структурам.

 В.И. Панов считает главными требованиями к программе следующие:

  • в социальном отношении – вариативный и развивающий характер;
  • в дидактическом отношении – гуманистическая, личностно-ориентированная направленность, вследствие чего система ЗУН превращается из цели обучения в средство развития познавательных и личностных качеств личности школьника;
  • в психологическом отношении – обеспечить выявление и развитие способности быть субъектом своего развития, как у школьника, так и педагога.[2,c.54]

В школе работа с одарёнными проявляется наиболее полно при подготовке к олимпиадам. Учитель может использовать и совершенствовать все приёмы, методы, формы работы с учащимся.

 При работе с одарёнными детьми всё чаще используются новые технологии, такие как технология сотрудничества, технология КСО. В свете новых ФГОС, где особое внимание уделяется деятельностному подходу, очень актуальна технология взаимообучения. Ребята разделяется на группы по 4 человека. Учитель разбивает раздел на несколько тем и распределяет материал так, чтобы учащиеся смогли изучить тему за урок. Каждый учащийся в группе выполняет свою задачу, причём все учащиеся отвечают за результат группы, сильные учащиеся отвечают за выполнение заданий более слабыми. Сильные  учащиеся выполняют роль учителя, т.е. помогают разобраться в материале, найти обоснование  терминов и решение задач. Во время обучения сильный учащийся может лучше разобраться в материале, т.е. систематизировать материал. Учащиеся должны не только изучить материал, но и составить вопросы к своему разделу, а также отработать ответы на вопросы в парах. В паре каждый учащийся объясняет свой отрывок текста и просит ответить на вопросы своего товарища. Если товарищ справился с ответами на вопросы, ему выставляется оценка в тетрадь и учащиеся переходят к тем, кто изучает другие вопросы раздела. В процессе изучения материала учитель выполняет роль координатора, наставника, объясняет наиболее сложные вопросы, которые вызывают затруднения. Здесь большая возможность дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Деятельностный подход предполагает формирование у одарённых детей следующих компетентностей: готовность к разрешению проблем,
 технологическая компетентность, социальное взаимодействие - коммуникативная компетентность, ИКТ-компетентность и др.[3,c.87]

Как же выявить одарённого ученика? Нам, учителям экономики, хорошо известно, что главное на олимпиадах по экономике  это умение решать задачи. Для того, чтобы найти успешного «экономиста», нужно проконсультироваться с учителем математики, дать учащимся возможность решить логические задачи по экономике. Если вы нашли учащегося, хорошо решающего математические задачи, то нужно его заинтересовать в результатах олимпиады, а также показать увлекательность предмета, его значимость в будущем выборе профессии. Для этого нужно придумать задачи, тесно связанные с текущими политическими событиями, или с событиями в экономике страны, которые освещаются широко в средствах массовой информации, или связанные с увлечениями ребёнка.

 Если учащийся решает задачу несколькими способами, да ещё и пытается придумать свою задачу со своими оригинальными условиями и неизвестными, то учащийся действительно проявляет интерес и одарённость.

 Как же достичь успеха, добиться наилучших результатов? В первую очередь, с одарёнными учащимися нужно много  и регулярно заниматься. На факультативных занятиях нужно не просто объяснить теорию, но и предложить учащимся найти решение задачи разными способами. Учитель намеренно не объясняет решение. Здесь начинается «мозговой штурм».  Ученики разбирают решение задачи, помогают и объясняют задачу более слабым учащимся. Учащиеся могут объяснить задачу так доходчиво, как этого не сможет сделать учитель.

Также очень полезно разбирать задания всероссийских олимпиад прошлых лет и делать работу над ошибками, разбирая тексты олимпиад школьного и муниципального уровня. Причём нужно постоянно тренироваться решать сложные задачи, привлекая различные источники, вплоть до Интернет. Одарённым детям должно быть всегда интересно на занятиях. Очень помогает в подготовке одарённых детей модульная технология. Она позволяет реализовать принцип индивидуализации и дифференциации обучения. В модуль можно включить и экономические задачи, и эссе, материалы периодической печати и монографий по экономике. Нужно разработать индивидуальную программу занятий с одарённым ребёнком, коснуться вузовской программы подготовки, чтобы интерес не угас.

Проектная технология также очень помогает учащимся оттачивать свои исследовательские способности. Участие в конференциях, научно-исследовательской работе развивает в учащихся творческие способности.

 Нужно дать возможность учащемуся самостоятельно найти решение проблемы, используя различные источники , подготовить банк данных задач повышенной сложности, привлечь, если нужно к занятиям преподавателей ВУЗов.  Готовить одарённых учащихся к олимпиадам необходимо в течение всего года , а не от случая к случаю. Для работы с одарёнными детьми важно организовать предпрофильные курсы по предмету. Но здесь очень важно, чтобы курсы выбирались абсолютно добровольно. Такие курсы проводятся уже с 9 класса и способствуют серьёзной подготовке к профильному обучению.

Таким образом, целесообразно использовать различные формы работы с одарёнными детьми:

  1. Уроки-семинары (учащиеся выступают с сообщениями, дискуссиями и др.)
  2. Уроки-зачёты ( эффективная  форма контроля).
  3. Уроки-практикумы (работа с документами)
  4. Деловые и ролевые игры.
  5. Уроки дискуссии, «круглые столы».
  6. Эффективные формы работы - «аквариум», «мозговой штурм», «синквейн».

Все эти формы работы развивают творческие способности учащихся, умение думать, анализировать, создавать что-то новое, интересное.          Ведь именно творческая работа обладает широкими возможностями выявления и развития одаренных детей, потому что наколенные знания и умения нужно научиться применять на практике. Творчество же дает детям возможность понять значимость их знаний, умений и навыков.
Станет ли одарённый ребёнок выдающимся учёным, политиком или спортсменом, мы не знаем, но выявить их потенциальные возможности – наша профессиональная обязанность.

Список  литературы:
1.Анчуткина Ю.А.
Система работы с одарёнными детьми.- Пермь: Изд.-во ОГПУ, 2006.-с.80

2.Давыдова Е.А. Методическое пособие по написанию рефератов по экономической теории для студентов всех форм обучения. М.: «Экономическая теория. Тематика рефератов», МИРЭА, 2001

         
3.Засорина С.Е.Формы и методы работы  с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.- Липецк: Изд-во ОГПУ, 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Методика работы с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам по экономике.

В данной работе, предназначенной для подготовке одарённых детей из профильных социально-экономических классов к творческим проектам, олимпиадам школьного, городского и областного уровня. В данной разр...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам"

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспе...

Презентация "Содержание и методика работы с одарёнными детьми"

Презентация "Принципы работы с одарёнными детьми"...