Из опыта работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Лотфуллина Алсу Наиловна

Выступление  "Работа с одаренными детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Я работаю в школе уже 27лет. За это время изменилось не только образование, но и информационные технологии. Чаще всего дети быстрее разбираются в новых гаджетах, чем мы, взрослые. Объяснять им, удивляя открытиями,  становится все сложнее и сложнее. Часто бывает, что удивляют именно они.

         Каждый из учителей сталкивался с такими детьми, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний,  изучать только учебник недостаточно. Необходимо было выходить за границы учебника, показывать ребятам разные стороны изучения обычных школьных предметов. Таких способ и методов много, я решила эту проблему через участие в  олимпиадах.

На сегодняшний день существует множество различных конкурсов и олимпиад. Приобщение учителем детей к ним способствует развитию конкурентоспособности, стрессоустойчивости, гибкости, быстроты мышления. Интернет-конкурсы и олимпиады развивают ИКТ-компетентность, что действительно актуально в век компьютерных технологий.

При подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку следует учесть следующие три аспекта.

Во-первых, олимпиада школьников в целом опирается, конечно же, на школьную программу. 

Поэтому уверенное знание программы по русскому языку и хорошее владение ею  необходимое условие успеха. Эта программа в основном определена и подкреплена огромным количеством самых разнообразных учебников. Однако среди обилия учебников по русскому языку советуем выбирать те, которые отличаются большей глубиной проникновения в излагаемый материал и рассчитаны на более вдумчивого учащегося. Эти качества учебников способны в перспективе оказать существенную помощь.

Во-вторых, чтобы подготовиться к какой-либо олимпиаде вообще, нужно, для начала, изучить историю вопроса, а именно: узнать, какие задачи давались на олимпиадах в прошлые годы, какими методами предполагалось их решать, каковы были требования к их оформлению и т.п.

В-третьих, желательно иметь некоторый запас прочности, т.е. знать и уметь несколько больше того минимума, который вытекает из опыта предыдущих олимпиад. Ведь не секрет, что варианты заданий постепенно развиваются и усложняются: то, что раньше казалось новым и трудным для восприятия, со временем становится привычным и элементарным. В общем, нельзя ориентироваться только на вчерашний день.

Подготовка к олимпиаде  это не только предметно-содержательный тренинг, ориентированный на совершенствование аналитических навыков, развитие логического мышления и творческих способностей, но и тренировка психофизических возможностей школьника решения задач в условиях олимпиады.

В процессе подготовки к олимпиаде рекомендуем обратить внимание на следующие методические принципы, основы которых заложены выдающимся педагогом И.Ф. Шарыгиным.

Регулярность. Рекомендуем ежедневно выделять время для самостоятельной работы, а не один раз в неделю работать много часов подряд.

Опережающая сложность. Решать много слишком простых задач, как и браться без должной подготовки за решение очень сложных, одинаково плохо. Имеет смысл работать на индивидуальном пределе трудности.

Смена приоритетов. В период накопления приемов решения, а также при решении трудных задач главное  правильная идея, которую можно довести до ответа за разумное время. При отработке изученных методов, а также при решении стандартных задач главное  получить правильный ответ.

Вариативность. Полезно на примере одного задания рассмотреть различные приемы и методы ее решения, а затем сравнить получившиеся решения с разных позиций.

Самоконтроль. Регулярный и систематический анализ своих ошибок  обязательный элемент самостоятельной работы. Не стоит обманывать себя, прощая себе любимому ошибки.

 Повторение. По мере накопления опыта и числа решенных задач следует просматривать и систематизировать свой архив.

Чтение текста. Вдумчивое прочтение и понимание условия задачи.

Моделирование возможных ситуаций. Зная особенности своего поведения в экстремальных ситуациях, например, в условиях дефицита времени, имеет смысл искусственно их моделировать  хронометрировать время решения.

Роль учителя в подготовке школьников к олимпиаде по русскому языку.

Педагог, заботящийся о своей репутации и о своем будущем, разумеется, не будет ограничиваться лишь минимальным уровнем подготовки своих подопечных для получения ими аттестата о среднем образовании (хотя, возможно, для некоторых выпускников и этот уровень является запредельным).

В этой связи, подчеркнем следующие принципиальные моменты.

Личная, исключительно прагматическая, цель выпускника  подготовка к экзамену или успешное выступление на олимпиаде, во многом определяющее его дальнейшее образование и карьеру, – напрямую связана с главной общеобразовательной целью, стоящей перед учителем математики, – повышение уровня математической подготовки его учеников.

Подготовка к олимпиаде состоит не в натаскивании выпускника на какие-то определенные типы задач, а в систематическом и обстоятельном изучении самого предмета как на уроках в школе, так и в процессе самостоятельной работы ученика.

Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку должна включать несколько моментов.

  1. Необходимо довести до школьников тот факт, что олимпиада ни в коей мере не является элитарным мероприятием, что многие задачи олимпиад доступны для понимания и решения не только гениям, но и среднестатистическому школьнику, интересующемуся русским языком. 

  1. Начать участвовать в интеллектуальных состязаниях по русскому языку можно в любом классе. При должном старании школьник, пришедший на олимпиаду впервые в 11 классе, имеет такие же шансы на успех, как и школьник, принимающий участие в олимпиадах, начиная с младших классов.

  1. Тем не менее, школьник, претендующий на успех в олимпиадах по русскому языку, должен проявлять интерес к предмету, интересоваться темами, формально не входящими в школьную программу, но доступными для понимания и освоения в рамках обычной школьной программы. 

Работа с одаренными детьми (подготовка к олимпиаде по русскому языку)

При подготовке учащихся к предметной олимпиаде я ставлю перед собой следующие цели:

  1. Выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, 
  1. Развитие их таланта, интеллекта, одаренности. 

Рассмотрим основные этапы работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде 1 этап  Выявление. Создание банка данных. Выявить наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных школьников через наблюдение в ходе уроков, оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2 этап - Вовлечение в олимпиадное движение. Учеников мотивирую, чтобы они стремились поучаствовать в олимпиадах. Проверили свои знания, померились силами со своими сверстниками из других школ, регионов. Убеждаю, что в ходе подготовки к олимпиаде и участия в нем узнают много нового, неизвестного, в конечном итоге самореализуются.

3 этап - Подготовка к олимпиадам. При подготовке к олимпиадам применяю две основные формы: урочную и внеурочную Во внеурочной деятельности. Традиционным в нашей школе стало ежегодное проведение

интеллектуального марафона для 5 -11 классов. Участвуют ученики в различных конкурсах по внеклассной работе, элективных занятиях, в проектно  исследовательской работе, принимают участие в заочных всероссийских олимпиадах, в творческих конкурсах, в декадах.

Урочная деятельность. На уроках использую мини  исследования, разноуровневые задания, творческие задания, проблемно  поисковые методы, индивидуальную работу.

В работе с одаренными учениками применяю следующие принципы:

1.Системность и непрерывность. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Должна быть составлена индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора, способам их решения.

2.Личная заинтересованность ученика.

Нельзя не придавать значения организации самостоятельной работы учащихся. Без личной заинтересованности ученика, без высокого чувства ответственности и широких учебных возможностей ученика (память, мышление, способность к анализу и синтезу) правильно поставленного процесса самоконтроля добиться намеченных целей невозможно. Невозможно добиться результата административными методами.

3.Самостоятельность.

Работа с одарёнными детьми носит в основном индивидуальный характер, либо представляет собой занятия в малокомплектных группах. При этом педагогу приходится параллельно выполнять свою основную работу, т. е. заниматься с массой обычных школьников в ходе классно - урочной системы обучения. При таком положении дел обязательно возникает проблема нехватки времени. Одним из способов экономии времени и повышения процесса эффективности занятий является реализация эффективной системы самостоятельной работы учащихся. Поэтому одним из аспектов работы с одарёнными детьми должны стать мероприятия по организации само и взаимоконтроля.

4.Опережающая сложность заданий.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

5.Психологическая помощь.

На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».

За два - три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодотворной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются у них способности, данные каждому ребенку от рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ".

Стратегия рассуждения - это убеждение. Какими способами реализовать ее, какую тактику избрать - вот главный вопрос процесса обучения аргументации. В ходе аргументации каждое следующее суждение вытекае...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам"

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспе...

Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии

 Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творче...

Работа с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии

Работа с одаренными детьмипри подготовке к олимпиаде по технологии....