Главные вкладки

    Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»
    материал по теме

    Джапаридзе Иза Отарьевна

     Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.

    Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.

    Формы работы с одаренными детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon doklad_mo.zip6.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа с.Гнилуша

    Задонского муниципального района

    Липецкой области

    Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

    Подготовила: учитель технологии

    И. О. Джапаридзе

    2012 год

     

    В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

    В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.

    Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

    Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

    Инструментальный аспект поведения одаренности может быть описан следующими признаками:

    Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;

    Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и решений.

    Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной  системой саморегуляции.

    Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.

    Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

    Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

    Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности: (знакам, звукам, цвету, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

     Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

    Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или  иное дело.

    Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:

    проблемный,

    поисковый,

    Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

    исследовательский,

    Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».

    проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы) 

    Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. 

    Формы работы:

    классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

    консультирование по возникшей проблеме;

        -родительские собрания;

     кружки, общества;

    дискуссия.

    Основной формой организации учебного процесса в школах района  остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

    Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

    Наряду с урочной деятельностью, способствующей подготовке  учащихся  к олимпиадам, мною проводятся следующие виды деятельности:

        1. Предметные недели, являющиеся важным фактором, влияющим на развитие     одаренных школьников и на выявление скрытых способностей. На протяжении  многих лет мною ежегодно проводятся предметные недели по технологии. При подготовке к предметным неделям становится видна заинтересованность учащихся, их стремление узнать что-то новое по предмету, они предлагают свою помощь при подготовке мероприятий. В рамках предметных недель мною проводятся следующие конкурсы, викторины, мероприятия: «Умелые руки не знают скуки» игровой урок 6 класс, «Каждое дело делай умело» 5 класс, «Праздник труда»  6-7 классы, «По морям профессий» 10-11 класс и т.д.

    2. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.

    3. Создаётся банк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся по классам с 5 по 11.

    4. Составляется план занятий по подготовке учащихся в 5-7 классах, 8 классов и 10-11 классов. В план подготовки включены основные разделы, наиболее часто встречающиеся в заданиях муниципального этапа олимпиады по технологии.  Это – «Обработка пищевых продуктов», «Материаловедение», «Культура  дома»,  «Конструирование и моделирование одежды», «Обработка ткани», «Семейная экономика», «Основы предпринимательской деятельности», и т. д.

           5. Большое значение при подготовке  уделяется проектной деятельности, т.к. защита             творческого проекта осуществляется в третьем туре олимпиады по технологии. К сожалению из-за отсутствия в школе швейного оборудования не удается в полной мере уделять внимание практическим занятиям по обработке ткани.

     6. Проведение индивидуальных занятий  с учащимися.

     7. Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.

     8.Участие в районных  турах предметных олимпиадах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми

          Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.  Смысл утверждения в том, что нужн...

    "Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

    обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

    Формы и методы работы с одаренными детьми в области исследовательской деятельности

    Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской раб...

    Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка".

    В статье предлагаются некоторые интересные формы проведения уроков русского языка...

    Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

    Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...

    Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам"

    В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспе...