Доклад по теме: «Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики»
материал по алгебре

Вяткина Светлана Николаевна
  • Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность.
  • Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.
  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 имени Г.Т. Мещерякова» Изобильненского

городского округа Ставропольского края

Доклад по теме: «Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики»

Подготовила: Вяткина С.Н.

Ноябрь, 2022

Цель:

  • Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность.
  • Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.
  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.

Задачи: 

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;
  • выявление и развитие математических способностей;
  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения  в практической деятельности;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках   математики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

        Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет.  Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 5, 6 или 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в  рассуждениях, учащиеся учатся думать.  Для подтверждения своей успешности учащиеся могут участвовать в районных, областных и Всероссийских олимпиадах, вести  исследовательскую, самостоятельную  работу, по итогам которой оформлять рефераты, исследовательские работы  и проекты. Одним из важных показателей успешности работы учителя с одарёнными детьми является, конечно, результативность ГИА и ЕГЭ. Сюда можно добавить поступление выпускников в ВУЗы.

Организация работы с одаренными детьми

Получив пятый класс, я, как все учителя, выявляю одаренных детей, начинаю кропотливую работу по развитию способностей детей с использованием интерактивных технологий, ведь все дети, в основном, способны в той или иной области. И развитие одаренности в одной области влекут в той или иной мере развитие  способностей в других областях, хотя и неравномерно (как бы нам этого не хотелось).

Эта работа идет в трех направлениях. Постоянный подбор задач, которые решаются различными способами, выделяя оптимальный способ. Решение задач повышенной сложности в освободившееся время на уроках  и внеурочное время. Проведение кружковой работы с классом, которая выявит способных «раскрутиться». Привлечение детей ко олимпиадам, турнирам, играм.

В работе с одарёнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно.

Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах,  или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач:

  • логические задачи,
  • математические ребусы,
  • геометрические задачи (на разрезание и др.),
  • арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.

(Презентация-примеры задач)

В 7 – 8 классах активно работаю на уроках и во внеурочное время с группой учащихся. Каждый раздел алгебры завершается решением задач повышенной сложности.

5 класс

а) комбинаторика;

б) логические задачи;

в) сказки, сочинения, стихи, рисунки на математические темы;

7 класс

а) решение задач несколькими способами;

б) задачи на построение;

в) логические задачи;

г) математические олимпиады;

6 класс В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие и занимательные задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.

7 класс

Пример методической схемы проведения разноуровневого урока в 7 классе.

Схема урока состоит из двух частей, двух планов урока, имеющих общую часть. Школьники имеют право выбрать, на каком уровне они желают работать, какие задания взять для самостоятельного выполнения. В ходе урока ученики могут перейти на другой уровень образовательной деятельности

Тема: “Сумма углов треугольника”

Класс разбивается на две группы: “А”(более подготовленные ребята), “ Б”

(менее подготовленные ребята).

Учащимся группы “ А” предлагается выполнить лабораторную работу по теме: “Сумма углов треугольника”, для этого им выдается инструкция с рекомендациями по проведению лабораторной работы.

Инструкция имеет следующий вид.

  1. Рассмотреть модели треугольников.
  1. Оторви углы одного треугольника и приложи их друг к другу так, чтобы они имели общую вершину.
  2. Проделай это же с другим треугольником.
  1. Сделай вывод: чему равна сумма углов треугольника?
  2. Составь рассказ – доказательство о свойстве углов треугольника.

С ребятами группы “Б” в это время проверяется домашнее задание и проводится подготовительная работа для изучения нового материала о сумме углов треугольника на готовых чертежах.

Записывается тема урока “Сумма углов треугольника”

К доске вызывается более подготовленный ученик с отчетом-докладом о проведённой лабораторной работе, при этом он использует заранее приготовленную таблицу, которая является копией таблицы, данной лабораторной работе.

После прослушивания доклада, учащимся группы “А” предлагается самостоятельная работа на готовых чертежах. Найти углы треугольника.

В это время с группой “Б” уясняется изучаемая теорема и задаются вопросы, чтобы доказательство теоремы не вызывало проблем.

8 класс

а) системы уравнений;

б) решение более сложных задач;

в) игры;

г) неравенства и уравнения с параметрами;

е) геометрические задачи;

9 класс

а) задачи на составление систем уравнений и неравенств;

б) тождественные преобразования;

в) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами;

г) планиметрия;

д) задания из сборников по подготовке к ОГЭ, олимпиадные задания.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ научных источников;
  • творческие работы;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • научно-исследовательские конференции;
  • членство в ученических научных обществах.

Направления

  1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
  3. Использование системы заданий повышенной сложности:
  • задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
  • задания на составление учебных проектов.
  • задания на прогнозирование ситуаций.
  1. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (НОУ) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям)  с учетом интересов учащихся.
  2. Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение 

  • наличие учебной аудитории;
  • библиотечный фонд – наличие литературы;
  • цифровые ресурсы – ИКТ.

Критерий эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.

4.  Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов.

Этапы работы

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.

II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. С этой целью в школе организовано научное общества учащихся «Прометей», куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний и цикла естественно-математических наук ребята

 

Принципы работы с одаренными детьми

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  1. Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Поэтому учителю в своей работе необходимо регулярно использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении.  Прежде всего, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе. Затем работать в трех направлениях:

 I - разноуровневый подход к детям,

Использовать разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания.

II - обучение самостоятельной работе

Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.

 III -обучение исследовательской работе.

Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные(т. е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)  Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, книжка-раскладушка и т.д.  Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов. Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей (нужно учесть наличие необходимых средств и материалов). Но самое главное - это защита. Защита - это венец исследовательской работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые интересные и лучшие работы идут на школьную конференцию.  

Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.

 Примечание. В каждой работе должна быть проведена систематизация материала, историческая справка и свои выводы по теме проекта. Поэтому работа над проектом предполагает сбор материала, его систематизацию, обоснование и суждения автора. При работе над проектом автор должен приобрести  компетентность в области проектной темы. Материал должен быть подготовлен к защите проекта.

 План индивидуальной работы с одарёнными детьми

Мероприятия

Форма

Сроки проведения

Результаты

Участники

Призовые места

Урочные и внеурочные мероприятия

 Индивидуальные занятия

Консультация

1 раз

в неделю

Участие в школьных предметных олимпиадах

Олимпиада по математике

1 раз в год, октябрь

 Участие в районных предметных олимпиадах

Олимпиада по математике

1 раз в год,

ноябрь

 Участие в общероссийских конкурсах

1. Всероссийский «Молодёжный математический чемпионат!

1 раз в год,

ноябрь

 

2. Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада

1 раз в год,

ноябрь

3. Олимпиада по математике «Кенгуру»

1 раз в год, март

 Участие в  научно-практической конференции учащихся.

Конференция школьников

1 раз в год, март

Участие в предметной неделе по математике.

Участие в конкурсе: составить кроссворд, ребус, анаграмму и т. д. 

1 раз в год,

январь

Факультативы

Групповые занятия с сильными учащимися

1 раз

в неделю

Для того чтобы работа с одарёнными была максимально эффективна необходимо выделять дополнительные часы для работы с сильными учащимися (факультативы, индивидуально-групповые занятия и т.д.).

 Ожидаемые результаты 

1.Повышение качества образования.

2.Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.

3. Издание исследовательских работ учащихся.

Нельзя привить интерес к математике ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации.

Консультации по математике стараюсь проводить отдельно с сильными и слабыми учащимися, чтобы не терялся интерес. Так же сильным учащимся предлагаю проходить онлайн тестирование, участвовать в конкурсах. Внеурочная деятельность по математике предполагает подготовку к олимпиадам по математике и различным конкурсам.

Особое место занимают предметные недели, которые позволяют отвлечь одаренных детей от повседневности и разнообразить их деятельность – это КВН, творческие проекты, конкурсы и различные игры.

 

Литература:

  1. Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.
  2. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
  3. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
  4. Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.
  5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка".

В статье предлагаются некоторые интересные формы проведения уроков русского языка...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики

Любому обществу нужны одаренные люди. Но не каждый человек может реализовать свои способности. Здесь много зависит от семьи, и от школы.Задача семьи  в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть спос...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики

Любому обществу нужны одаренные люди. Но не каждый человек может реализовать свои способности. Здесь много зависит от семьи, и от школы.Задача семьи  в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть спос...

формы и методы работы с одаренными детьми на уроках и внеурочной деятельности

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках и внеурочной деятельности....