Практические работы по дисциплине "Управление качеством"
методическая разработка (экономика) на тему

Мамонова Марина Владимировна

Практические работы по дисциплине управление качеством. Таблица 1 для п.р. №1 будетдобавлена позже. Для п. р. № 2 данные нужно брать из учебного журнала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p.r._po_uk.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА № 1.

          Наименование работы: «Определение целесообразности улучшения деятельности фирмы»

          Цель работы: закрепить теоретические знания практическими навыками.

Методические указания.

         Для того, чтобы решить, целесообразно ли выделить средства на улучшение деятельности условной фирмы необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Увеличивается ли год от года количество потенциальных потребителей товаров и услуг вашего предприятия?
  2. Составляют ли ваши потери от брака и затраты на исправление дефектов менее 1% стоимости реализованной продукции?  (Табл. 1)
  3. Выполняете ли вы производственные графики?
  4. Придерживаетесь ли плановых издержек производства?
  5. Применяете ли вы только те материалы, детали и комплектующие изделия, которые отвечают требованиям технических условий?
  6. Составляют ли у вас потери рабочего времени из-за прогулов и невыходов на работу, по другим причинам меньше 5% ? (Табл. 1).
  7. Составляет  ли ежегодная текучесть рабочей силы меньше 5% ? (Табл. 1)

  1. В состоянии ли вы привлекать лучшие кадры на своё предприятие?
  2. Расходуете ли вы должное количество средств на подготовку своих кадров с учётом того, каков размер потерь от ошибок персонала?
  3. Выполняют ли ваши работники свои обязанности в течении 90% рабочего времени? (Табл. 1)
  4. Правильно ли вы понимаете требования своих потребителей вашим изделиям или услугам?
  5. Хотели бы вы поднять моральный дух своих работников?
  6. Считаете ли вы, что работники предприятия могут работать лучше, чем они работают?
  7. Отбраковывает ли ваш входной контроль менее 1% деталей и комплектующих изделий, которые поступают на ваше предприятие? (Табл. 1)
  8. Составляют ли на вашем предприятии контролёры менее 5% производственных рабочих? (Табл. 1)
  9. Занимает ли сверхурочная работа ваших рабочих, не связанных с выполнением производственных операций, менее 5% рабочего времени? (Табл. 1)
  10. Считаете ли вы, что можно снизить производственные затраты и сократить длительность производственного цикла?
  11. Можете ли вы похвастаться отсутствием рекламации от своих потребителей, если рассчитывали на хвалебные отзывы?
  12. Были ли темпы роста производительности труда на вашей фирме за последние 5 – 10 лет выше темпов роста инфляции?
  13. Были ли темпы роста ваших дивидендов, выплаченных по акциям, выше темпов роста инфляции за последние 5 лет?

Каждый положительный ответ следует оценить в один балл.

          По результатам оценки ответов на все вопросы в виде суммы баллов можно дать следующие рекомендации:

0 – 9 баллов     – Улучшение работы должно стать вашей главной задачей.

10 – 13 баллов – Процесс улучшения работы был бы очень полезен вашему предприятию.

14 – 17 баллов – Вам следует подумать о внедрении процесса улучшения деятельности.

18 – 20 баллов – Предприятие хорошо работает, особой необходимости в совершенствовании   нет.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислить направления совершенствования деятельности.
  2. Роль руководителя в успешной деятельности организации.
  3. Основные условия, способствующие успеху деятельности фирмы.

Используемая литература:

  1. Басовский, Л. Е., Протасьев, В. Б. Управление качеством: Учебник. -  М .: ИНФРА – М, 2002. – 212с. – (Серия «Высшее образование»).
  2. Ильенкова, С. Д. Управление качеством -  М.: Юнити, 1998.
  3. Минько, Э. В., Кричевский, М. Л. Качество и конкурентоспособность. -  СПб: Питер, 2004. – 268с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

Практическая работа  № 2.

   Наименование работы: «Выявление факторов, влияющих на качество работы (учёбы)».

    Цель работы: закрепление теоретических знаний практическими навыками.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

        Для достижения высокого качества работы на производстве работнику необходимы хорошие знания в той области, где он работает. На получение хороших, качественных знаний оказывает влияние множество различных факторов. В ходе выполнения данной работы необходимо выявить факторы, которые оказывают влияние на качество учёбы студентов.

Ход выполнения работы:

  1. Каждый студент получает список подгруппы, по которой он будет проводить анализ.
  2. Собрать информацию по учебному журналу об успеваемости и посещаемости анализируемой подгруппы:
  • количество оценок «2», «3», «4», «5»;
  • пропуски занятий: по уважительным причинам, по неуважительным причинам, всего.
  1. Расчёт успеваемости:
  • По каждому студенту в подгруппе:

  • По группе:

  1. Рассчитать качество учёбы:
  • По каждому студенту:

  • По группе:

  1. Произвести расчёты по посещаемости студентами занятий:

;

где  Чобщ – общее количество проведённых занятий, час (по расписанию колледжа);

       ПРобщ – количество часов пропущенных занятий;

  1. Определить процент пропусков занятий без уважительных причин:

где  ПРн/у – количество часов пропущенных занятий без уважительных причин.

       Расчёты 5 и 6  произвести по каждому студенту отдельно и в целом по группе.

       Результаты произведённых расчётов оформить в виде таблицы 1 и сделать вывод по каждому студенту отдельно и в целом по группе.

Таблица 1 Анализ факторов, влияющих на качество  учёбы

Фамилия, имя студентов подгруппы


Кусп


Ккач


П


1.

2.

3.

4.

5.

Всего по подгруппе

Вопросы для самоконтроля:

  1. Факторы, влияющие на обеспечение качества результатов деятельности    организации.
  2. Роль поставщиков в совершенствовании деятельности организации.
  3. Формы признания заслуг работников.

Используемая литература:

  1. Басовский, Л. Е., Протасьев, В. Б. Управление качеством: Учебник. -  М .: ИНФРА – М, 2002. – 212с. – (Серия «Высшее образование»).
  2. Ильенкова, С. Д. Управление качеством -  М.: Юнити, 1998.
  3. Минько, Э. В., Кричевский, М. Л. Качество и конкурентоспособность. -  СПб: Питер, 2004. – 268с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

Практическая работа № 4.

Наименование работы: «Построение диаграммы Парето и кривой Лоренца».

Цель работы: закрепление теоретических знаний практическими навыками.

Методические указания.

          Показатели качества делятся на единичные и комплексные. Единичные относятся к одному из свойств, определяющих качество, комплексные – сразу к нескольким. Комплексные показатели качества могут быть связаны с единичными через функциональные зависимости, отражающие законы природы, или некоторую комбинацию, соответствующую принятому определению комплексного показателя.

        В повседневной деятельности предприятия возникают различные проблемы – трудности с оборотом кредитных сумм, освоением новых правил принятия заказов, появление брака. Возможен рост трудоёмкости, наличие на складах нереализованной продукции, поступление рекламаций, количество которых не уменьшается, несмотря на старания повысить качество. Поиски решения этих проблем начинают с их классификации по отдельным факторам (операциям) с целью выяснения основных, т.е. тех, которые связаны с наибольшими затратами. Чтобы выяснить основные факторы строят диаграммы Парето и затем производят их анализ.

           При использовании диаграмм Парето составляющие, по которым производится  анализ, объединяются в три группы: А, В, С.

         В первую группу объединяются три фактора, которые по своей величине превосходят все остальные и располагают их в порядке убывания.  Во вторую группу заносят три последующих фактора, каждый из которых в убывающем порядке непосредственно примыкает к группе А. В третью группу заносят все остальные факторы, выделяя в качестве последнего фактора группу «прочие факторы», т. е. те, которые не удалось разделить на составляющие.

         Если производить стоимостной анализ, то считается, что на группу А приходится 70 – 80% всех затрат, а на группу С – 5 – 10%. Промежуточная группу В характеризуется 10 – 25% затрат, связанных с ошибками и дефектами в работе. Неравноценная стоимость групп А, В, С наводит на мысль различного подхода к рациональным затратам на производство деталей, входящих в эти группы. Например, контроль деталей в группе А должен быть наиболее жестким, а в группе С наиболее упрощённым.

Ход выполнения работы:

  1. Собирают данные, которые могут иметь отношение к браку, выявляют количество видов брака и подсчитывают сумму потерь, соответствующую каждому из видов.
  2. Располагают виды брака в порядке убывания суммы потерь так, чтобы в конце стояли виды, соответствующие меньшим потерям, и виды, входящие а рубрику «Прочие».
  3. По оси абсцисс откладывают виды брака, по оси ординат – сумму потерь.
  4. Подсчитывают накопленную сумму, её принимают за 100%.
  5. Стоится столбчатый график, где каждому виду брака соответствует свой прямоугольник (столбик), вертикальная сторона которого соответствует величине потери от этого вида брака (основания всех прямоугольников равны).
  6. На правой стороне графика откладывают значение кумулятивного процента  и вычерчивают кривую кумулятивной суммы – кривую Лоренца.
  7. Производят анализ диаграммы Парето:
  • Подсчитывают процент потерь от брака, приходящийся на группу А.
  • Анализируют каждую операцию, входящую в группу А.
  • Составляется график мероприятий, позволяющих снизить процент брака.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дать определение единичных и комплексных показателей качества.
  2. Для чего строят диаграмму Парето?
  3. Как распределяются анализируемые факторы при использовании диаграммы Парето?
  4. Какой вывод следует после определения стоимостной величины групп А, В, С?

Используемая литература:

  1. Басовский, Л. Е., Протасьев, В. Б. Управление качеством: Учебник. -  М .: ИНФРА – М, 2002. – 212с. – (Серия «Высшее образование»).
  2. Ильенкова, С. Д. Управление качеством -  М.: Юнити, 1998.
  3. Минько, Э. В., Кричевский, М. Л. Качество и конкурентоспособность. -  СПб: Питер, 2004. – 268с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

Задача 1.

          Построить диаграмму Парето и произвести её анализ на основании следующих данных:

Данные о браке в производстве кровельных листов

Вид брака

Потери от брака

 (тыс. руб)

Потери от брака, %

1. Боковые трещины

5,4

2. Шелушение краски

3,7

3. Коробление

62

4. Отклонение от перпендикулярности

20

5. Грязная поверхность

4,5

6. Винтообразность

8,5

7. Трещины по поверхности

10

8. Боковой изгиб

30

9. Прочие причины

10,2

                                                                 ИТОГО

100

Задача 2.

          Построить диаграмму Парето и произвести её анализ на основании следующих данных:

Данные о браке в производстве дисковых пил

Наименование операции

Количество бракованных деталей, шт.

Потери от брака, руб.

Потери от брака, %

На 1 деталь

Всего

1. Вырубка круга

40

2050

2. Расточка отверстия

10

2900

3. Обточка в пакете

12

3000

4. Вырубка стружечных канавок

60

3300

5. Правка корпусов фрез от коробления

30

4000

6. Пайка твердосплавных пластин

70

3500

7. Шлифование по наружному диаметру

5

8200

8. Шлифование по боковым сторонам

2

8400

9. Заточка по передней поверхности

3

8600

10. Заточка по задней поверхности

10

9000

11. Заточка по боковым сторонам

8

9000

12. Упаковка и консервация

2

9200

13. Прочие потери

-

60500

                                    ИТОГО

100

Практическая работа № 3.

          Наименование работы: семинарское занятие по «Закону о защите прав потребителей»

          Цель работы: получить практические навыки использования «Закона о защите прав потребителя»

Методические указания.

         Правовую базу в РФ в области качества, защиты интересов потребителя представляет «Закон о защите прав потребителя». Этот закон требует от продавца (изготовителя), чтобы товар был безопасным и соответствовал требованиям стандартов и условиям договора. При продаже товара с недостатками потребитель вправе требовать от продавца либо безвозмездного устранения недостатков, либо замены на аналогичный товар. Продавец обязан удовлетворить требование потребителя в случае, если продавец не докажет, что недостатки в товаре возникли по вине покупателя.

         Пользуясь этим Законом, можно отстаивать свои права на получение качественного товара и возмещение убытков, в том числе в судебном порядке.

         Качество товара определяется, как это установлено в Законе, условиями договора между продавцом и потребителем. Изготовитель обеспечивает безопасность продукции в течение установленного срока службы или срока годности.

         Большинство потребителей мало знают о своих правах и о Законе, защищающем их права. Поэтому изучение «Закона о защите прав потребителей» позволит студентам в повседневной жизни правильно пользоваться своими правами, а в случае необходимости защищать их.

Ход проведения работы:

  1. Предварительно студенты самостоятельно изучают «Закон о защите прав потребителей»,  выписку из «Правил торговли»
  2. Затем по изученным материалам готовят сообщения.
  3. На занятии группа делится на подгруппы.
  4. Каждая подгруппа разрабатывает ситуацию, в которой потребителю необходима помощь Закона.
  5. Каждая ситуация проговаривается.
  6. Подгруппы меняются заданиями и с помощью Закона находят правильное решение ситуации.
  7. Каждая подгруппа объясняет решение своей ситуации, опираясь на статьи Закона и «Правил торговли».
  8. В конце занятия все студенты оформляют работу в тетради.

Темы сообщений:

  1. Общие положения «Закона о защите прав потребителей»
  2. Защита прав потребителя при продаже товаров потребителям.
  3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
  4. Государственная и общественная защита прав потребителей.
  5. Правила продажи непродовольственных товаров.
  6. Правила обмена непродовольственных товаров.

Используемая литература:

  1. Басовский, Л. Е., Протасьев, В. Б. Управление качеством: Учебник. -  М .: ИНФРА – М, 2002. – 212с. – (Серия «Высшее образование»).
  2. Ильенкова, С. Д. Управление качеством -  М.: Юнити, 1998.
  3. Минько, Э. В., Кричевский, М. Л. Качество и конкурентоспособность. -  СПб: Питер, 2004. – 268с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  4. Выписка из «Правил продажи товаров»
  5. Закон о защите прав потребителей – М.: БУКОВИЦА, 1998 – 32с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации Развития физических качеств баскетболистов

Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Ма...

Практические рекомендации Развития физических качеств баскетболистов

Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Ма...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Практическая работа по теме "Изучение качества воды"

Материал содержит теоретическую и практическую части для исследования качества воды....

Материал к практической работе по экологии 7 класс Оценка качества питьевой воды

Материал к практической работе по экологии 7 класс "Оценка качества питьевой воды"...

Практическая работа по определению качества воды

Практическая работа для 6 класса...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОДБ 01.05 ИСТОРИЯ для специальности естественно-научного профиля 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические указания по выполнению практических работ для студентов очной формы обучения составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального ...