Современный учитель и современный урок.
статья по экономике по теме

Статья посвящена организации современного урока экономики в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.С. Крайнова, учитель экономики,

г. Нижний Новгород, МБОУ СОШ №182

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК.

       На память приходят слова конандойловского  Шерлока Холмса: "...мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку,  и  полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем  случае  до  них  среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый  тщательно  отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет  лишь  инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и  все  он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой  маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать  сколько  угодно.  Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать  что-то  из прежнего. Поэтому страшно важно,  чтобы  ненужные  сведения  не  вытесняли собой нужных..." [1]

       И ведь действительно, сколько такого "ненужного" было когда-то вложено в наши головы, и сколько ещё такого - же "ненужного" мы успеем вложить в сознание наших детей, прежде чем поймем, что реалии современной жизни этого уже не требуют. Очень часто на традиционном уроке учитель выступает в качестве "транслятора" некой информации, которая должна тем или иным образом усваиваться детьми. При этом не учитывается тот факт, что ребенок - это не объект, а полноправный субъект учебного процесса. И его просто необходимо включать в этот процесс, но в процесс не получения готовых, так называемых "ЗУН-ов", а "добывания" знаний, которые, в конечном итоге, должны находить свою конкретную реализацию на практике. Научить детей учиться - вот главная задача современной педагогики согласно ФГОС, и я полностью разделяю данную точку зрения. Иначе для чего учить?   Современная школа, как никто другой, в конечном итоге, должна стать для ребенка помощником, который выведет его в новый, быстро изменяющийся мир, и выведет вооруженным всеми необходимыми для выживания в этом мире знаниями, или компетенциями, как их теперь называет новый федеральный государственный стандарт.

       Необходимо каждый урок или учебное занятие, которые мы даем детям, выстроить так, чтобы интерес к этому "добыванию" новых знаний в детях не угас, а знания, которые они получат,  можно было бы применить на практике. Ребенок всегда должен четко осознавать, что и для чего он получает в качестве знаний и навыков, и как это ему может помочь в жизни. Приведу простой пример, о котором нам когда-то рассказывали на одном из семинаров. Наши дети легко и быстро найдут периметр любой фигуры, но когда их попросили решить несложную бытовую задачку, а именно рассчитать количество кружева необходимого для обработки краев платка, подавляющее большинство детей с ней не справилось. Печальный пример, не правда ли? А все потому, что этим детям никто не объяснил, как на практике применить полученное на уроке математики знание о периметре фигуры. И таких примеров много. Именно формирования различных компетенций у детей требует ФГОС, что в свою очередь заставляет современного учителя искать новые формы и методы построения учебных занятий.

        Важную роль в организации современного урока должны играть мультимедийные средства обучения. [2] Доказанный факт - основная часть получаемой нами информации воспринимается именно визуально. Компьютер знаком и понятен практически любому школьнику, и он вот уже несколько лет является моим хорошим помощником при организации и проведении уроков экономики в школе. Это и различные презентации, выполненные как мной для наглядного иллюстрирования того или иного этапа урока, так и самими детьми в качестве домашнего задания, и интерактивные уроки, которые так нравятся современным ученикам, и возможность выхода во «всемирную паутину», которая позволяет оперативно получать необходимую информацию. Так на уроке в восьмом классе при изучении темы "Инфляция. ИПЦ" мы с ребятами вышли на интересующий нас ресурс и смогли получить статистические данные об изменении уровня цен за последние несколько лет, которые затем использовали для решения конкретной практической задачи нахождения индекса потребительских цен.  При этом дети получили знания не только о том, что такое инфляция и ИПЦ, но ещё и о том, каким образом интернет может стать им помощником при поиске той или иной информации.

       Очень интересны в практическом аспекте нестандартные уроки в форме экскурсий, диспутов, различных деловых игр, защиты проектов.[2] Например, при проведении учебного занятия по теме "Планирование бюджета семьи" мною использовался метод проекта, в ходе реализации которого дети проектировали  бюджет своей семьи, исходя из определенных условий (зарплаты, образования, возраста, места проживания – город или село, наличия жилья, кредитов, количества детей и их возраста). Разработка этого проекта позволила им лучше усвоить цель планирования бюджета семьи, ознакомиться с основными доходами и расходами своей семьи, научиться  планировать собственные расходы.

Подобная деятельность учащихся позволяет им максимально приблизиться к проблемам реальной жизни, которые рано или поздно предстоит решать им самим.

       На одном из уроков экономики учащиеся девятого класса ходили на экскурсию в городскую службу занятости,[3] где дети на практике смогли увидеть работу данной организации. В ходе  экскурсии они узнали следующее:  как можно встать на учет на бирже  труда, какие для этого необходимо собрать документы, в каком размере пособие и на какой срок им будет назначено, каким образом будет осуществлен подбор вакансий, по каким направлениям может осуществляться переподготовка на востребованные специальности, а также какие специальности более всего востребованы в текущий момент времени.  В ходе данного занятия ребятам пришлось провести большую исследовательскую работу, результаты которой, возможно, в будущем помогут им лучше ориентироваться на рынке труда.

       Всегда очень интересно проходят уроки в форме КВН, викторин, импровизированного "суда". [4] Например, мною был разработан и проведен урок в форме "суда", где в качестве "обвиняемых" выступали типы экономических систем. У каждой экономической системы были свои учащиеся "адвокаты", которые старались найти как можно больше положительных сторон, а также "прокуроры", которые наоборот искали как можно больше отрицательных качеств каждой системы. Остальные дети получили роль "присяжных".[4] Для подготовки к данному уроку ребята провели большую исследовательскую работу по указанной теме, которая позволила им лучше разобраться в существующих экономических системах. Таким образом, задействован был каждый учащийся.

Не секрет, что на традиционном уроке работает, в основном, несколько активных учащихся, а остальные, как правило, предпочитают "отсиживаться". Поэтому необходимо искать такие формы и методы организации учебных занятий, которые позволяли бы всем детям в той или иной степени проявить себя. При этом на уроке важно создавать "ситуацию успеха", когда дети не боятся получить "плохую оценку" и это стимулирует их охотнее и активнее включаться в процесс. Такие уроки  оказывают положительное влияние на повышение познавательной активности у детей, поддерживают интерес к предмету.[3]

       Стихи, небольшие рассказы, фантазии на экономические темы делают уроки более увлекательными. Например, в самом начале изучения темы "Налоги" ребятам 9 класса было предложено написать небольшое сочинение-фантазию "Страна без налогов". [3] Детям давалась возможность самим смоделировать и проанализировать ситуацию, когда никто в стране не платит никакие налоги. В ходе написания этого сочинения учащиеся самостоятельно пришли к выводу, зачем всё-таки необходимо платить налоги. Следовательно, дети получили не готовое знание, а "добыли" его в результате самостоятельного анализа.

        При проведении учебных занятий я часто в своей практике применяю групповые формы работы. Но стоит оговориться, что данные формы работы лучше применять на уроках в старших классах. При изучении темы "Маркетинг" ребята 10-11 класса в группах выполняли учебный "Бизнес-проект". [4] Внутри каждой группы самими детьми распределялись те или иные этапы выполнения "Бизнес-плана", производился сбор необходимый информации и необходимые расчеты, затем дети представляли результаты. С проектом домашнего детского сада капитан одной из команд вышел впоследствии  на заседание районного научного общества учащихся.

        Очевидно, что экономическая сфера деятельности является одной из ведущих в современном мире. Поэтому формирование у школьников компетенций в данной области становится очень значимым для их дальнейшей жизни. И при проведении учебных занятий по данному предмету каждый учитель сможет найти для себя те современные формы и методы обучения, которые позволят сделать их более интересными для детей и продуктивными на практике.

Литература.

  1. Артур Конан Дойл. Собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе/Этюд в багровых тонах, Издательство: Эксмо, 2013г.
  2. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006. – 368с.
  3. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Издание 2-е, дополненное и переработанное – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 224с.
  4. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006. – 159с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Современный учитель и современный ученик.

Эссе на тему каким должен быть современный учитель и ученик?...

Пащенко К.Н., учитель информатики "СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЛОЖЕНИЯ "PLICKERS"

Пащенко К.Н., учитель информатикиСОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМПРИЛОЖЕНИЯ PLICKERS Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу в сентябре 2019 года, говорит о том,  что «г...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Мое выступление на семинаре учителей ИКБ "Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях которые на этом уроке могут использоваться"

Через изучение истории своей семьи, деревни, района, республики Башкортостан, малой Родины ребята воспринимают материал  об истории всей страны....

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....