Мое выступление на семинаре учителей ИКБ "Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях которые на этом уроке могут использоваться"
материал на тему

Мирсаяпова Райля Каримовна

Через изучение истории своей семьи, деревни, района, республики Башкортостан, малой Родины ребята воспринимают материал  об истории всей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_seminar_ikb_15.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Тема: «Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях, которые на этом уроке могут использоваться»

Подготовила: учитель истории, обществознания и истории и культуры Башкортостана филиала МБОУ СОШ № 1 г.Туймазы-«ООШ с.Япрыково» Мирсаяпова Р.К.

Основная задача в обучении  истории и культуры Башкортостана, краеведения - это этнокультурное воспитание, так как оно обогащает знания обучающихся о родном крае, об исторических памятниках; прививает у них патриотические чувства и любовь к Отечеству;

Моя цель как педагога  – пробудить в подрастающем поколении высокое интеллектуальное чувство малой Родины, имя которой - Башкортостан.

       Сегодня в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является воспитание и становление высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной, компетентной личности.

Поэтому изменились и требования  к современному уроку по ФГОС:
•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
•    вывод делают сами учащиеся;
•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•    времясбережение и здоровьесбережение;
•   в центре внимания урока - дети;
•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым.

Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

  • Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
  • Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
  • Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту или конструкт урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на  достижение результата.

Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Внедрение ФГОС, основанных на системно-деятельностном, компетентностном подходах в образовательный процесс предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса школы, начиная с целеполагания и заканчивая оцениванием результатов образования. В этой связи становятся актуальными вопросы: Как спроектировать урок с учетом требований ФГОС? Как должна измениться система оценивания учебных достижений учащихся? Как отследить эффективность урока?

  Каков же алгоритм проектирования урока  с точки зрения требований новых ФГОС?

Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Третье.

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

Четвертое.

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке  формируются: на этапе объявления темы урока  - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Пятое: Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

        Шестое.

Разработать  структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

  • мотивационно-целевой;
  • процессуальный;
  • рефлексивно-оценочный

Седьмое.

Определить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое.

Разработать  домашнее задание,  ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое.

         Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Главную роль в реализации ФГОС играет учитель.

традиционный урок

урок по ФГОС

учитель – информатор (транслятор)

учитель - организатор

монолог

диалог

70% - говорят дети, 30% - учитель

или 50% на 50%

Девиз ФГОС: «Учимся через деятельность!»

Новые стандарты предъявляют новые требования и  к выпускнику школы. Портрет современного выпускника школы:

-любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Я на своих уроках по истории и культуре Башкортостана часто использую местный материал. Благо  история нашего села имеет большой богатый материал, основание идет его аж к правлению Ивана Грозного, но  в официальных источниках село Япрыково указана в ревизских сказках Петра первого, которые датированы 1719 годом.

Очень много наших земляков – известных не только в нашей деревне, в районе и республиканском и российском масштабе:

Галимов Рафик Габдрахимович – полковник, летчик, живет в г. Киев;

Егорова (Калимуллина) Гульзаря Рашитовна – долгие годы работала председателем Шаранского суда, “Заслуженный юрист РБ”; о ней сложил свои стихи Ахат Галлямов

Каримов Мугавия Гаязович – долгие годы работал начальником управления “Башремстрой”,

Из Башкортостна на фронт ушло 2971 женщин среди них -Каримова Кафия Фахразиевна;

Баязитов Раис Закирович – долгие годы руководил водоканалом

Баязитова Забира Хамзиновна - учительница; долгие годы работала заведующей методическим отделом

Гирфанов Кави Бакиевич – летчик гражданской авиации;

Марданшин Фарит Загитович – воин-интернационалист; о нем писал Ахат Галлямов

Хуснутдинов Магсум Сахабутдинович – поэт, живет в г. Стерлитамак;

Хуснутдинов Ахат Инсафутдинович – участник ВОВ, живет в г. Туймазы;

И многие и многие другие.

У каждого судьба связана с историей нашей страны. Каждый наш односельчанин достойный уважения и гордости за него, история его и его семьи может использоваться на уроках для воспитания подрастающего поколения.

Когда проходим тему:

Корень славы – почет, корень почета – труд . Сейчас в 5 классе есть по предмету ОДНК НР есть темы «Люди труда. В труде красота человека», Урок по творчеству Калимуллина Рашита Касимовича –самодеятельного художника нашей деревни

Эпиграф: О человеке судят по тому, что он создал, что он оставил после себя.

Сейчас, к сожалению, нет уроков ИКБ в 5 классе. Мне, конечно, легче, так как,  я веду и уроки истории. Когда мы с пятиклассниками проходим тему «Древние люди.» Я использую местный материал   из нашего школьного музея. И мы с учащимися идем в школьный музей смотреть наши экспонаты.

«Особенно интересны переданные Калимуллиным Р. К.  скребла, ножи, обломки глиняных сосудов. История их такова. Однажды весной Рашит Касимович пошел в заречку за жердями и обнаружил в овражке интересный предмет. Внимательнее присмотревшись он понял, что это обломок глиняного сосуда. Этот случай пробудил в нем интерес и каждой весной после  спада воды наведывался Рашит Касимович в эти места и проводил свои раскопки. Находки он отвозил в Октябрьский краеведческий музей, был знаком с директором этого музея с Шокуровым Анисим Павловичем. Однажды ему посчастливилось поработать с настоящими археологами. В 1973-1974 годах на первом участке НГДУ - 4 начали устанавливать нефтеоборудование. Когда бульдозерист стал разравнивать землю, заметил человеческие кости. Работы были приостановлены. Слухи о том, что найден древний могильник, дошел до Рашита Касимовича. Он позвонил Шокурову А. П.  И спустя некоторое время археологическая экспедиция во главе с Матюшиным Геральдом Николаевичем – археологом из института археологии Академии наук СССР и студентами Уфимских вузов ( всего 7 человек) прибыли в Октябрьский. Калимуллин Р. К. повел их на стоянку древних людей, где им были найдены предметы из кремния и обломки посуды.  По объяснениям археологов находки  относятся ко второму тысячелетию до н. э.

После были открыты могильники. Было раскрыто 5 могил. Оказалось, что так хоронили людей в VII – VIII веках южные племена тюрко-язычных народов.

 В 2003 году участники выездного лагеря во время осенних каникул провели раскопки на стоянке древних людей, поиски не прошли даром. На глубине 25- 35 см были найдены обломки глиняных сосудов и обломок ножа из кремния. Фонд экспозиции пополнился на 14 экспонатов»

Урок — исследование «Навеки вместе».

Эпиграфом я брала слова известного башкирского поэта Мустая Карима:

.. Нам с русскими одна судьба дана.

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши имена.

Учащиеся ставят проблему изучения этой темы – почему одна судьба и как сплелись корнями наши имена.

Учащиеся на уроке делятся на группы и каждая группа выполняет свою поисковую работу, 1 группа – ищет ответ на вопрос – Почему башкиры обратились к Ивану 4, а не Ногайских ханам о добровольном присоединении?

2 группа – На каких условиях они вошли в состав Русского государства?

3 группа – Значение присоединения в судьбе башкирского народа.

4 группа - как в русской литературе нашло отражение братское содружество русского и башкирского народов, корни которого относятся к середине XVI века.

Дети делают вывод, что великие русские литераторы А. С. Пушкин, М. Ю Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. А. Фет Д. Н. Мамин — Сибиряк и др. писали о Башкирии, и башкирская тема занимала в их творчестве большое место. Писатели описывали  жестокое угнетение башкирского народа, воспевали его свободолюбие и дружбу с русским народом, прекрасную природу Башкортостана. Всем своим творчеством они утверждали веру в великое будущее России, выражали горячее сочувствие народам, стонавшим под игом самодержавия, и своим активным вмешательством в жизнь, стремились помочь соотечественникам. Русская литература была факелом, ярко светящим в самых темных уголках России. Она ярко показала пробуждение национального сознания народов.

В конце урока я подвожу учеников к выводам о том, что история присоединения Башкортостана к России основательно исследована башкирским ученым Абубакиром Нуримановичем Усмановым (1910—1982), автором книг: «Присоединение Башкирии к московскому государству».

Согласно концепции Усманова, присоединение башкирских родов к России началось в 1554 году и завершилось 1557 году. Эта теория признана широкой научной общественностью Башкортостана.

Как показало время, башкирские вожди приняли тогда, в середине XVI века, единственно правильное решение. Это важное решение способствовало сближению двух народов, взаимообогащению культур, возникновению и развитию дружеских связей.

Дети на уроке очень активны, умеют отстаивать свою точку зрения, делать выводы. В конце урока проводится рефлексии урока.

Когда проходим тему:

 «Великая Отечественная война.» - учащиеся готовят сообщения, презентации, кластеры о своих родственниках, односельчанах, участниках  Великой Отечественной войны.

«Тыл фронту» читаю учащимся стихи Магсума Хуснутдинова, уроженца нашего села – «Без сугыш балалары» стр. 49-50

«Башкортостан в годы перестройки и распада СССР» тоже использую стихотворения Магсума Хуснутдинова –«Кем уйлаган» стр. 31- 32.

Таким образом, ребята воспринимают новый материал через историю своей семьи, своей деревни, своего района, своей Республики Башкортостан и Российской Федерации, а раньше мы учили наоборот, и всегда  оставалось на изучение местного материала недостаточное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Конструирование урока в контексте ФГОС СПО: семинар для преподавателей

Методическая разработка семинара по конструированию современного учебного занятия, соответствующего Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, создана с целью оказание ме...

Деятельность учителя математики на уроке в контексте ФГОС ООО

В материале проанализирована собственная педагогическая деятельность на уроках математики в контексте новых Федеральных государственных стандартов...

Методический семинар "Урок в контексте ФГОС второго поколения"

Данная разработка содержит подробное описание проведения методического семинара, приводятся используемые приложения....

Выступление на семинаре учителя технологии Берчука Юрия Георгиевича по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическ...

Выступление на семинаре учителей, ведущих курс ОРКСЭ "Методы оценивания на уроках ОРКСЭ"

Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки на уроках ОРКСЭ, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности ...