Выступление на семинаре учителей, ведущих курс ОРКСЭ "Методы оценивания на уроках ОРКСЭ"
статья на тему

Радочина Галина Васильевна

Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки на уроках ОРКСЭ, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления. В данной статье представлены методы оценивания: педагогическое наблюдение, самооценка, защита проетов и.т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы оценки результатов образовательной деятельности

учащихся в курсе ОРКСЭ.

        Одна из особенностей курса   ОРКСЭ то, что курс безотметочный, но  зачётный.

Отсутствие отметок  в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?

        Объектом оценивания становится нравственная   и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества. Слайд .

        Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления. Слайд.

  1. Педагогическое наблюдение. Слайд

Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных.

  • Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке.
  • Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
  • Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
  • Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
  • Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

Данные наблюдений  могут быть  зафиксированы в портфолио  вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

Я Вам представила 2 вида  схемы наблюдения за учеником.

  1. Введение балльной шкала. Слайд

Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы. Например:

  • активная работа на уроке — 1 балл,
  • выполнение домашнего задания — 2 балла,
  • активное участие в групповой работе — 2 балла,
  • выполнение творческого задания — 3 балла,
  • выполнение дополнительного задания — 3 балла,
  • составление проекта — 4 балла.

Всего 15 баллов.

У каждого лист. В конце урока проводится оценка.

  1. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). Слайд

В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.  

Базовые критерии достаточно просты:

  • Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
  • Я мог выполнить работу значительно лучше;
  • Я плохо работал на уроке.

Слайд. Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися. Можно предложить цветовое  или символическое оформление. Пример:

Дата

Я всё понял и могу рассказать другому

Я всё понял, но ещё не могу рассказать другому

Мне ещё нужно поработать с новым материалом

Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия  в групповой  работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.

Слайд 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия

В ходе работы я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации.  Может быть лист  самооценки урока. Отзывы учащихся об уроке  помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.

Лист самооценки урока (СЛАЙД)

Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время экскурсии.  Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех видов деятельности учащихся.

Рабочий лист участника экскурсии

  1. Защита проекта. Слайд

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:

  • в форме праздника с приглашение зрителей;
  • в форме конкурса с приглашением жюри;
  • в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы  универсальных учебных действий.

Слайд . Портфолио как один из  способов оценивания достижений планируемых результатов по курсу ОРКСЭ.

В безотметочном курсе ОРКСЭ составление портфолио обучающегося может стать основой оценки его образовательных достижений.

Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.), ученик может оформлять таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.

Для четвероклассников большое значение имеет возможность продемонстрировать свои достижения, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Роль такой «внешней» оценки могут выполнять мероприятия  (родительское собрание заочной или очной экскурсии для членов семьи, учителей, учащихся других классов, на которых ученики представляют свои творческие работы, вошедшие в портфолио).

Среди других методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ может использоваться метод TASC.(ТАСК) Слайд .

Рассмотрим основные принципы работы с кругом TASC на примере мелкогрупповой работы учащихся по подготовке творческого проекта.

Интерактивный круг TASC

interaktivnyi-krug

Работа с кругом TASC проходит 8 этапов. Учащиеся могут перемещать встроенный указатель по часовой стрелке по мере прохождения каждого этапа работы и таким образом регулировать темп работы и адекватно распределять свои силы.

1. «Что мне известно?». Поиск (организация) 3-5 мин.  

На первом этапе происходит организация и сбор информации. После того, как учащиеся получили четкое задание от учителя, происходит подготовка к работе и актуализация имеющихся знаний. Учащиеся могут использовать учебник, словарь, тетрадные записи с целью определения возможных направлений работы. Таким образом,  происходит предварительное разделение ролей в группе.

2. «Какова задача?» Задача (Определение) 1-2 мин.  Происходит постановка цели. 

На втором этапе ученики должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы. Здесь очень важно содействие учителя, который должен убедиться, что все учащиеся четко поняли стоящие перед ними цели, задачи и предполагаемый результат. Кроме того, учителю необходимо определить критерии работы на уроке, условия поисковой деятельности и включить всех учащихся в образовательный процесс.

3. «Какие есть идеи?»

Идеи (генерация) 5-7 мин. Мозговой штурм (сундучок идей – пишут на листочках, листочки выкладывают в ряд, затем выбирают самые интересные) 

Учащиеся собирают своеобразный «сундучок идей», из которого впоследствии они будут выбирать наиболее ценные и значимые мысли. Для удобства работы ученики могут записывать идеи на самоклеящихся листочках и раскладывать их перед собою на парте. На следующем этапе, когда будет проводиться жесткая выборка, они просто будут удалять листочки из общего ряда. Работа учителя на данном этапе состоит в стимулировании творческой активной учащихся, появление новых мыслей и идей.

4. Какая идея самая лучшая ? (решение) 3мин

Из ряда идей выбрать те, которые помогут достичь цели и решить поставленную задачу.

Здесь учащимся необходимо сообщить инструментарий для критического выбора. Например, можно предложить распределить идеи на листочках по степени актуальности, возможности, разумности, соответствию религиозной или культурной традиции и т.д.

5. «Делаем!» Решаем проблему (делаем решение) 7мин

Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или презентацию. На этом этапе происходит развитие коммуникативных навыков, принципов критического мышления, умения делать выбор, анализировать собственную и чужую точку зрения, распределять задачи между членами группы и т.д. Самый главный принцип: «Меньше пишем – больше думаем». Как правило, учащиеся на этом этапе концентрируются на технической стороне вопроса. Они могут спорить о том, какую бумагу выбрать для постера, или кто будет делать презентацию, или кому достанется та или иная роль в инсценировке. Учителю важно подчеркнуть учащимся, что главное – содержание, а не форма. Важно научиться думать, а не показать себя.

6. «Каков результат?». Результат (рефлексия) Оценка своей работы. 2 мин

Группы рассказывают о своей деятельности, что реально получилось.

7. «Расскажем о своей работе!» (презентация ответов).

Решение коммуникативной задачи, выступление перед аудиторией. Группе даётся 1,5 мин

8. «Чему мы научились?» (анализ опыта)1-2 мин

Подведение итогов

 - Чему научились?

- Какие знания можно использовать в жизни?

- Что изменилось в сознании?

Роль учителя в процессе групповой работы по методу TASC. Педагог не пытается самоустраниться и занять позицию стороннего наблюдателя. Он исполняет роль консультанта и модератора. В ряде случаев педагог может направлять работу группы, предлагать возможные пути решения проблемы, но никогда не должен давать готовых ответов или схем. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, повышение мотивации к обучению, предложение новых и необычных форм представления результатов работы - вот некоторые основные задачи деятельности педагога в рамках этого метода.

Уроки проходят интересно, на высокой скорости.

Таким образом, в организации системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости, по результатам освоения курса не предусматриваются.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

Для четвероклассников большое значение имеет возможность продемонстрировать свои достижения, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Роль такой «внешней» оценки могут выполнять мероприятия  (родительское собрание заочной или очной экскурсии для членов семьи, учителей, учащихся других классов, на которых ученики представляют свои творческие работы, вошедшие в портфолио). Можно ребятам выдавать   Слайд.  сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ».  Он выдается по следующим критериям:

 •Участие в конкурс на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету.

•Выполнение тестовых работ, работа со словарем.

•Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по предмету ОРКСЭ

•Участие в творческих проектах.

•Участие в празднике.

•Участие во внеурочной деятельности в рамках предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Выступление на семинаре учителей истории "Деятельностный подход к .ЕНТ"

Широкое использование современных компьютерных технологий, проведение тренингов, учебных занятий в деятельностном режиме, проектирование, интерактивное общение посредством электронной почты, использов...

Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...

Выступление на семинаре учителей истории и обществознания, работающих в системе Москоспорта.

Семинар состоялся 04.04.2013 года. Проводился ГБОУ ДО "Московским учебно-спортивным центром" Москомспорта....

Выступление на семинаре учителя технологии Берчука Юрия Георгиевича по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическ...

Мое выступление на семинаре учителей ИКБ "Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях которые на этом уроке могут использоваться"

Через изучение истории своей семьи, деревни, района, республики Башкортостан, малой Родины ребята воспринимают материал  об истории всей страны....

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...