Прибыльное производство
методическая разработка по экономике (10 класс) на тему

Методическая разработка урока для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pribylnoe_proizvodstvo.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Прибыльное производство                          

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Вид урока: деловая игра «Бизнес»

Цель урока:

образовательная - обобщение и систематизация знаний по темам «Спрос и предложение», «Рынок», «Производство»; «Конкуренция»;

развивающая - способствовать формированию развития навыков экономического мышления, умений применять теоретические знания на практике и осуществлять экономические расчеты;

воспитательная - способствовать совершенствованию навыков сотрудничества; воспитанию самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений, доброжелательности к другим.

Основные понятия:

производство

цена

экономическая прибыль

продукция

выручка

нормальная прибыль

товар

валовая прибыль

экономические издержки

конкуренция

чистая прибыль

налог

себестоимость

бухгалтерская прибыль

рентабельность

Оборудование урока: таблицы: «Ответы на тест», «Проверь себя!», «Зависимость количества обедов от цены», «Подсчет результатов деятельности кафе «___________________»", «Результаты деятельности фирм»; «Экономическое домино»; карточки «Светофор»; калькуляторы; тесты.

Эпиграф к уроку

Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают.

Фридрих фон Хайек

Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Проверка отсутствующих.
  3. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

  1. Опрос «Светофор».  

 «Светофор» - это полоска картона, с одной стороны - красная, с другой - зеленая.

При опросе обучающиеся поднимают «Светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Красный цвет означает «Я не знаю», зеленый сигнал – «Знаю». На отдельном листочке каждый отмечает, сколько раз показал красную карточку.

Один из ребят (по выбору учителя), показавший зеленую карточку, дает ответ.

Опрос по базовым понятиям:  

  1. Цена
  2. Себестоимость
  3. Выручка
  1. Валовая прибыль
  2. Чистая прибыль
  3. Налог

По завершению опроса «Светофор» школьники сдают учителю результаты ответов.

Тест (Работа в  группе)

Найдите, какое (какие) из перечисленных утверждений является правильным:

  1. Чистая прибыль – это:

А)   доход управляющего фирмой;

Б)   доход фирмы от реализации продукции;

В)   выручка от продаж за вычетом расходов на оплату факторов производства;

Г)   выручка от продаж за вычетом расходов на оплату факторов производства, налогов и других обязательных платежей.

2. Чем выручка от реализации продукции отличается от бухгалтерской прибыли:

А)   величиной альтернативных издержек;

Б)   величиной предельных издержек;

В)   величиной явных издержек;

Г)   величиной экономических издержек.

3. Уменьшение какого показателя способствует росту прибыли:

А)   объем реализации;                Б)   цена

В)   рентабельность;                Г)   себестоимость.

4. Выручка – это:

А)   сумма поступлений  из всех источников, полученная физическим лицом;

Б)  разность между доходами, полученными фирмой, и понесенными ею затратами;

В)   сумма поступлений, полученных фирмой от продажи товаров и оказания услуг;

Г)   то же самое что и прибыль фирмы.

5. Цены в рыночной экономике:

А) растут в первую очередь из-за стремления продавцов получить более высокую прибыль;

Б) устанавливаются производителями;

В) определяются потребителями;

Г) меняются в результате взаимодействия спроса и предложения.

Ответы фиксируются в таблице «Ответы на тест».

Ответы на тест

Название кафе _________________________________

Ф. И. обучающихся

№ вопроса

Ответ

1

2

3

4

5

По таблице «Проверь себя!» школьники самостоятельно проверяют ответы на тест и таблица «Ответы на тест» сдаётся учителю.

Проверь себя!

№ вопроса

1

2

3

4

5

Ответ

Г

В

Г

В

Г

3. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Эта игра моделирует работу конкурирующих фирм, производящих одинаковую продукцию.

Порядок проведения игры:

  • Обучающиеся разделены на группы по четыре-пять человек. Каждая группа – это фирма – кафе.
  • Участники группы определяют название кафе.
  • Владельцы каждого кафе принимают решение об уровне цен по таблице, представленной на доске «Цена обеда», помня, что цель фирмы – получение максимальной прибыли.
  • Ведущий согласно установленной цене сообщает количество обедов.
  • Владельцы кафе производят расчёты в таблице для подсчета результатов.
  • Размер чистой прибыли, полученный в данном месяце, записывают в  сводную таблицу «Результаты деятельности фирм» представленную на доске.
  • Подведение итогов.
  • Анализ результатов деятельности кафе.

4. Деловая игра «Бизнес».

Предлагаемая игра «Бизнес» связана с целым комплексом экономических понятий и законов, относящихся к деятельности фирмы на рынке. В ходе игры приходится вспоминать и о законе спроса, и об эффективности масштаба производства, и о формулах расчёта таких характеристик бизнеса, как себестоимость, выручка, общая и чистая прибыль, налог на прибыль.

Обучающиеся разделены на группы по четыре-пять человек. Они являются конкурентами.

Каждая группа – это фирма – кафе.  Их цель -  заработать большую прибыль, так как основной принцип деятельности любой фирмы состоит в стремлении к максимизации прибыли.

У ведущего (учителя) находится таблица «Зависимость количества обедов от цены».

На доске представлен только первый столбец таблицы «Цена обеда».

Зависимость количества обедов от цены

Цена обеда

Количество обедов

80.00

1000

85.00

960

90.00

920

95.00

880

100.00

840

105.00

800

110.00

760

115.00

720

120.00

680

125.00

640

130.00

600

135.00

560

140.00

520

145.00

480

150.00

440

155.00

400

160.00

360

165.00

320

 

Каждая группа, посовещавшись и сохраняя коммерческую тайну,  проставляет цену в таблице для подсчета результатов. Цену можно менять один раз в месяц. В ходе игры владельцы кафе находят оптимальную цену  за обед.

Подсчет результатов деятельности кафе «___________________________»

п/п

Показатели

Ед. изм.

Месяц

Итого

1

2

3

1

Цена

руб.

2

Количество обедов в месяц

шт.

3

Себестоимость обеда

руб.

4

Выручка в месяц

руб.

5

Общая себестоимость обедов

руб.

6

Общая прибыль

руб.

7

Налог на прибыль

руб.

8

Чистая прибыль

руб.

В зависимости от выбранной  цены ведущий, втайне от других команд, используя данные таблицы «Зависимость количества обедов от цены», сообщает им о количестве обедов в месяц. Затем владельцы кафе подсчитывают чистую прибыль за месяц.

Себестоимость одного обеда в течение всей игры будет  70,00 рублей. Ставка налога на прибыль – 24%.

Результаты каждого месяца записываются  в сводную таблицу «Результаты деятельности фирм», представленную на доске.

Результаты деятельности фирм

Название

кафе

Месяц

Итого

1

2

3

4

Чистая

прибыль

Место

Чистая

прибыль

Место

Чистая

прибыль

Место

Чистая

прибыль

Место

Чистая

прибыль

Место

Период времени, охваченный игрой (квартал, полугодие, год), выбирается учителем. По истечении времени подсчитывается чистая прибыль  каждого кафе за весь период работы.

Выигрывает то кафе, которое получило наибольшую сумму чистой прибыли за весь период работы.

Результаты игры обсуждаются по следующим вопросам:

1. Фирма, заработавшая большую прибыль, сообщает, как этого добилась.

2. Фирма, заработавшая меньшую прибыль, анализирует причины отставания.

3. Какие мероприятия вы бы провели, чтобы обогнать конкурентов?

  1. Рефлексия. (Работа в группах).

 «Экономическое домино».

Каждой группе дается набор карточек (на каждой карточке – слово (слова) или знак), из которых нужно составить формулы определения бухгалтерской прибыли, экономической прибыли, чистой прибыли, выручки, себестоимости.

Бухгалтерская прибыль = выручка – себестоимость

Экономическая прибыль = выручка – экономические издержки

Чистая прибыль = бухгалтерская прибыль - налоги

Выручка  = цена х количество

Себестоимость = стоимость сырья + стоимость материалов + стоимость топлива + стоимость электроэнергии + заработная плата +  амортизационные отчисления + затраты на содержание зданий + затраты на содержание оборудования

  1. Домашнее задание.

Задача

Определить себестоимость продукции и выручку, если известна прибыль фирмы – 5000 рублей, норма рентабельности - 25%.

Напишите эссе на тему: «Почему продавцы довольно часто прибегают к следующему методу: «Если Вы приобретете N единиц товара, то получите N+1 единицу по чисто символической цене»?»

  1. Обратная связь. Карта обратной связи.

Отметка  (1 - 5)

себе

учителю

С каким настроением                                

пришёл

ушёл

Что понравилось на уроке

Что не понравилось на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «Производство аммиака. Реакции, лежащие в основе производства азотной кислоты».

Интегрированный урок, усвоение нового материала - на основе технологической карты производства....

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» по профессии 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)

Данная рабочая программа по общеобразовательной дисциплине "Английский язык" по профессии СПО 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства) составлена...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производст...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.21 «Оператор оборудования отделочного производства» (общие профессии производств

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 29.01.21 «Оператор оборудования...

Комплект методических материалов по учебной дисциплине "Химия" для профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Календарно-тематический план и Рабочая программа  общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Русский язык" для профессии среднего профессионального образования 29.01.21 «Оператор оборудования отделочного производства» (общие профессии производства текстиля)

Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Русский язык" для профессии среднего профессионального образования 19.01.17 «Повар, кондитер»...