Экономика и управление домашним хозяйством
методическая разработка по экономике (9 класс) по теме

В учебном пособии  использованы материалы ведущих специалистов, изучающих проблемы семьи и окружающего социума. Затронуты вопросы, касающиеся экономической политики государства в области решения социальных проблем, а также представлены положения, характеризующие возможности стабилизации процессов функционирования домашних хозяйств.

При подготовке материала лекций использованы ресурсы Интернет как в теоретическом, так и прикладном плане.

Цель курса– дать студентам целостное представление о механизме, базовых принципах и закономерностях функционирования домохозяйства как важнейшего хозяйствующего субъекта современной микро- и макроэкономики, помочь им выработать практические навыки по постановке целей, задач и организации семейного бизнеса, моделированию и принятию эффективных решений в сфере личных финансов.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о:

– принципах и задачах экономики домашнего хозяйства;

– роли семьи и домашнего хозяйства в жизни человека и обще­ства;

– месте семьи в социально-экономических отношениях;

– социально-экономических функциях семьи;

– роли домашних хозяйств в развитии рыночных отношений;

– поведенческой реакции домашних хозяйств на условия кри­зисной экономики;

– товарно-денежных отношениях на рынке продукции и услуг;

– сущности индивидуально-семейного предпринимательства.

Задачи, стоящие перед изучением дисциплины:

– рассмотреть эволюцию взглядов на изучение проблем семьи;

– определить социально-экономический статус семьи;

– показать экономические функции семьи и домохозяйства;

– рассмотреть особенности функционирования семьи на микроэкономическом уровне;

– показать роль домохозяйств в народнохозяйственном кругообороте;

– изучить особенности формирования и распределения семейного бюджета;

– показать роль системы государственного регулирования в решении социальных проблем.

              В результате изучения курса  студент должен научиться анализировать экономические взаимосвязи сектора домохозяйства с субъектами микро- и макроэкономического уровня. Понимание этих взаимозависимостей в процессе микроэкономического анализа поможет обеспечить эффективное использование составных частей семейного бюджета для развития предпринимательской инициативы, а в макроэкономическом аспекте будет способствовать повышению уровня жизни населения в результате понимания вопросов рационального использования доходов и расходов государственного бюджета на решение социальных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное автономное образовательное учреждение

              среднего профессионального образования

Калининградской области

                                         «Колледж сервиса и туризма»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по МДК 01.03

Экономика и управление домашним хозяйством

Конспекты   лекций

Калининград,  2014г.

Редакционная коллегия

Мясникова Н.Н. – заместитель директора по учебной работе ГАОУ СПО КСТ

Колганова А.А. – методист ГАОУ СПО КСТ

Фалалеева А.Б. – преподаватель русского языка и литературы

Составитель  - Иванова Т.О., преподаватель ГАОУ СПО КСТ

 

     Данное методическое пособие содержит лекционный материал по МДК 03.01 «Экономика и управление домашним хозяйством» и предназначено для использования преподавателями при проведении уроков, а так же студентам, обучающимся по специальности «Сервис домашнего и коммунального хозяйства».

Выпуск ГАОУ СПО КСТ, 2014

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов.

Рассмотрено:

на заседании ПЦК общепрофессиональных дисциплин

председатель ПЦК общепрофессиональных дисциплин Колганова А.А.

Одобрено:

методическим советом ГАОУ СПО КСТ

начальник методического отдела    Есина Н.В.

Утверждаю

Заместитель директора по УР ГАОУ СПО КСТ

Мясникова Н.Н.

Составитель:  преподаватель   экономических  дисциплин  Иванова Т.О.

Оглавление

Введение        

1.  Элементы семейной экономики        

Семья – основа общества        

Бюджет семьи        

4 .Менеджмент в домашней экономике        

5.  Маркетинг домашней экономики        

6.  Предпринимательство в семье        

Заключение        

Литература        

Приложения        

Введение

В учебном пособии  использованы материалы ведущих специалистов, изучающих проблемы семьи и окружающего социума. Затронуты вопросы, касающиеся экономической политики государства в области решения социальных проблем, а также представлены положения, характеризующие возможности стабилизации процессов функционирования домашних хозяйств.

При подготовке материала лекций использованы ресурсы Интернет как в теоретическом, так и прикладном плане.

Цель курса– дать студентам целостное представление о механизме, базовых принципах и закономерностях функционирования домохозяйства как важнейшего хозяйствующего субъекта современной микро- и макроэкономики, помочь им выработать практические навыки по постановке целей, задач и организации семейного бизнеса, моделированию и принятию эффективных решений в сфере личных финансов.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о:

– принципах и задачах экономики домашнего хозяйства;

– роли семьи и домашнего хозяйства в жизни человека и общества;

– месте семьи в социально-экономических отношениях;

– социально-экономических функциях семьи;

– роли домашних хозяйств в развитии рыночных отношений;

– поведенческой реакции домашних хозяйств на условия кризисной экономики;

– товарно-денежных отношениях на рынке продукции и услуг;

– сущности индивидуально-семейного предпринимательства.

Задачи, стоящие перед изучением дисциплины:

– рассмотреть эволюцию взглядов на изучение проблем семьи;

– определить социально-экономический статус семьи;

– показать экономические функции семьи и домохозяйства;

– рассмотреть особенности функционирования семьи на микроэкономическом уровне;

– показать роль домохозяйств в народнохозяйственном кругообороте;

– изучить особенности формирования и распределения семейного бюджета;

– показать роль системы государственного регулирования в решении социальных проблем.

              В результате изучения курса  студент должен научиться анализировать экономические взаимосвязи сектора домохозяйства с субъектами микро- и макроэкономического уровня. Понимание этих взаимозависимостей в процессе микроэкономического анализа поможет обеспечить эффективное использование составных частей семейного бюджета для развития предпринимательской инициативы, а в макроэкономическом аспекте будет способствовать повышению уровня жизни населения в результате понимания вопросов рационального использования доходов и расходов государственного бюджета на решение социальных проблем.

 1.  Элементы семейной экономики

1.1  Введение в экономику как в науку

     В IV веке до н.э. древнегреческий философ Аристотель в первые ввел понятие «экономика».

эйкос – дом, хозяйство

+                                                           -   закон ведения домашнего хозяйства

номос – закон

     Человеческие нужды весьма разнообразны и многочисленны. Люди испытывают потребность в пище, одежде, общении, комфортном и уютном жилье и ещё во многом другом.

      Потребность- это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное. Само слово «потребность» произошло от древнеславянского «потреба, требити», что значить «действовать для получения желаемого».

Американский психолог и медик Абрахам Маслоу предложил специальную модель: «пирамиду потребностей», которая охватывает все их разнообразие, разделив все человеческие потребности на низшие и высшие (см. рис.1)

По-

требность  в

самореализации

(достижение лучших

профессиональных,

спортивных результатов)

Потребность в уважении (со сто-

роны других людей и самоуважении)

Социальные потребности (в любви, дружбе,

общение  с людьми, имеющими те же интересы)

Потребность в безопасности (защита от преступников

и внешних врагов, защита от нищеты и помощь при

болезнях)

Физиологические  потребности  (еда, питьё, тепло, отдых,

воспроизведение рода)

Рисунок 1.  Пирамида потребностей

     Первую группу составляют физиологические потребности: еда, питьё, тепло, отдых. За ней следует потребность в безопасности и стремление не испытывать нужду, которая угрожала бы жизни.

     Следующие ступени – высшие. К ним относятся стремление принадлежать к определённому кругу людей (родственники, друзья, знакомые), ощущать их поддержку. За этим следует желание завоевать признание, уважение, поднять свой престиж в глазах окружающих.

     Высшую ступень на этой лестнице потребности символизирует стремление человека реализовать себя в этом мире, своём деле, т.е. потребность в самореализации и саморазвитии.

     Каждый человек, и семья в целом, как правило, хочет иметь гораздо больше, чем может себе позволить. При этом все  осознают, что возможности, которые имеются в распоряжении – ограничены. И поэтому,  первая экономическая проблема ставшая перед человечеством заключается в несовпадении человеческих потребностях и возможностях их удовлетворения.

     Человек удовлетворяет свои потребности с помощью материальных благ и услуг. К материальным благам относятся: продукты питания, одежда, книги, бытовая техника, мебель, транспорт и многое другое. Большинство материальных благ приходится покупать, и те блага, которые являются предметом купли-продажи, называются товаром.

     Разнообразных услуг, с помощью которых  человек удовлетворяет определенные потребности, тоже великое множество. Это услуги учителя, врача, юриста, парикмахера, музыканта, тренера и т.п.

     Под возможностями человека имеются в виду все природные, трудовые и производственные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. В группу возможностей входят: земля, полезные ископаемые, ресурсы рек, озёр, морей и океанов, производственные здания, станки, транспортные средства, компьютеры, а так же сами люди с их физическими и умственными способностями, их здоровье и талант, так как хорошее здоровье и высокий уровень образованности граждан государства – это бесценное богатство всей страны.

     Поскольку появилась экономическая проблема в несовпадении потребностей и возможностей, то появилась и главная задача экономики – выбрать наиболее эффективный способ распределения экономических ресурсов и таким образом решить проблему ограниченности возможностей. Следствие от экономической проблемы до экономической цели можно выразить схематично (Приложение 1).

Общество и отдельные люди по разному организуют свою экономическую деятельность, создавая тот или иной тип экономической системы. Существует три типа экономических систем: традиционная, административно – командная (централизованная), рыночная.

     Традиционная экономика основывается на традициях, которые не изменяются в течение десятков и сотен лет, а если и меняется, то очень медленно, и обязательно вместе с обычаями.

     В командной экономике все вопросы решают группы профессионалов высокого уровня. Втакого рода групп входят: экономисты, инженеры, юристы, которые в свою очередь консультируют политических лидеров. А политические лидеры создают и реализуют планы для систем с централизованной экономикой.

     В рыночной экономике действуют производители, свободные от власти традиций и не подчиненные государственным органам.

    Стоит отметить, что в современном мире экономика какой-либо страны не является чисто рыночной, чисто централизованной или чисто традиционной. Как правило, это сочетание всех трех перечисленных систем. Такое сочетание называется смешанной экономикой.

     Каждая экономическая система должна отвечать на следующие вопросы:

     - что производить?

     - сколько производить?

     - как производить?

     - для кого производить?    

     В рыночной экономике нет административного контроля за производителями и потребителями. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал – все это определяется ни распоряжением сверху, а механизмом конкуренции, нормой прибыли, курсом акций, курсом валют, ссудным процентом, механизмом спроса и предложения. Все вместе это называется механизмом рыночных отношений.

       Экономические реформы, проводимые в России с начала 90-х гг., направлены на создания рыночного сектора экономики.   При формировании такой экономики существуют следующие принципы:

      -  разработка юридической основы рыночной экономики

      -  создание многоукладной экономической системы, предусматривающую приватизацию

      -  создание атрибутов рыночной системы: банки, биржи, налоговые инспекции

      -  стабилизация экономики на основе достижения равновесия между спросом и предложением на рынке товаров

      -  ликвидация дефицита бюджета государства

      -  обеспечение свободного обращения валюты другой страны

      -  обеспечение   социальной  защиты   малоимущему   и   нетрудоспособному населению от последствий введения рыночных элементов.

     У производителей в рыночной экономике существуют определенные права, которые гарантируют им самостоятельное принятия решений по самому широкому кругу вопросов, исходя при этом из одной-единственной цели – личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния. Таких производителей называют предпринимателями, а рыночную экономику иногда называют системой свободного предпринимательства.

К основным отличительные черты рыночной экономики можно отнести:

     -  свободный   обмен   между  продавцом   и   покупателем,   ими   движет собственная выгода

     -  реальная материальная ответственность участников рыночных отношений за результат хозяйственной деятельности

-  конкуренция между производителями или продавцами за потребителей или покупателей.

     Для эффективной работы рыночной экономики необходимо обязательное наличие конкуренции.

     Конкуренция – это соперничество множества предпринимателей в привлечении большого числа покупателей. Во всём мире конкуренция обеспечивается малым и средним предпринимательством. Для того чтобы способствовать становлению конкурентного рынка в Российской Федерации, осуществляется государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

     В господствующем мире рыночной экономики можно выделить следующие недостатки:

     -  не способствует сохранению природных ресурсов

     -  не имеет экономического механизма в защите окружающей среды

     -  рынок не может регулировать принадлежность всему человечеству

     -  рынок не гарантирует право на труд

     -  рынок не ориентируется на исследования науки

     - рынок подвержен нестабильному развитию, спаду деловой активности, безработице и инфляции.

     В современных социально-экономических условиях проблема, стоящая перед российским обществом, является обеспечение оптимального уровня жизни всех слоёв граждан.

     Под уровнем жизни понимается степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспечение населения потребительскими благами. На уровень жизни главное воздействие оказывает уровень экономического развития страны. Выражается уровень жизни системой качеств и качественных показателей. Основные из них – это качество жизни и уровень потребления материальных благ.

     Качество жизни – это сложный интегрированный показатель, изменяющийся во времени, который зависит от географического положения страны, политического строя, вероисповеданий, а так же включает условия безопасности труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, имущественную и физическую безопасность.

     В России сегодня социальное ожидание существенно завышено по сравнению с возможностью государства.

     Уровень потребления материальных благ определяет:

    -  потребление основных продуктов на душу населения

    -  обеспечение этими продуктами в расчете на семью

    -  структура потребления.

Реальный ВВП                       Реальный ВВП

---------------------------   =        на душу населения

Население (млн.чел.)      

     Точкой отсчета является потребительская корзина – это необходимый набор товаров и услуг, определяемых в соответствии  с  «Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально – демографических групп населения в целом по Р.Ф. и в субъектах по Р.Ф.». Занимается этим правительственная государственная группа, в которую входят: министр труда и экономики, работники  ГОСКОМСТАТа  и НИИ  и  профсоюзные деятели. Кроме того, существует федеральный закон о составе потребительской корзины.          

      Потребительская корзина бывает двух уровней:

     -  минимальный (за чертой бедности)

     -  реальный (принимаемый для индивида).

     Для кризисного периода специально рассчитан бюджет прожиточного минимума (потребительская корзина минимального уровня). Это минимальный  набор продуктов питания товаров и услуг, нижний предел которого удовлетворяет в основном физиологические потребности человека.   Прожиточный минимум позволяет выживать в течение определённого времени, поэтому сильно сказывается на детях. Величина прожиточного минимума зависит от методики расчета. Прожиточный минимум рассчитывается отдельно для разных категорий населения (работающий, пенсионер, ребёнок), и для каждого региона.

     Наряду с потребительской корзиной и прожиточным минимумом  рассчитывается минимальный потребительский бюджет – это сумма, рассчитанная на полное удовлетворение разумных потребностей человека. Этот бюджет обеспечивает скромное, но не угрожающее физическое здоровье, жизнь и нормальную социальную активность человека.           Минимальный потребительский бюджет примерно в три раза больше прожиточного минимума.

     На основе минимального потребительского бюджета устанавливается три норматива:

    -  минимальная зарплата

    -  минимальная пенсия

    -  минимальный доход на одного члена семьи.

     На структуру потребления большое влияние оказывает уровень развития экономики страны. Данные семейного бюджета позволяют оценить степень экономического развития страны.

     Немецкий статистик сказал, что по домашнему расходу семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп одной страны и граждан разных стран. С ростом доходов семьи удельный рост расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилища и коммунальных услуг меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает.

      По мировым стандартам достойная жизнь начинается тогда, когда расходы на питание составляют менее 30% совокупного семейного бюджета.

          Жизнь человека происходит в разных границах и масштабах. Если рассмотреть их с экономической точки зрения, то можно говорить о многоярусности экономики:

IV.  Мировая экономика

III.  Экономика государства

II.   Экономика предприятия

I.    Семейная экономика.

Семья – основа общества

     В словаре можно найти следующееопределение семьи: «Семья– это социальная ячейка общества,  члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и  взаимной моральной ответственностью».

     С точки зрения экономики семья – это союз людей, ведущих общее хозяйство для блага каждого ее члена.

     Семья зародилась вместе с переходом человека из звероподобного состояния к современному. Конечно, в различные периоды развития человечества, в разных странах, в различных экономических, политических, национальных, религиозных условиях семейные отношения принимали разнообразные формы. Но с полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни, полноценное восприятие человеком собственного места в жизни общества. Гэри Беккер сказал: «люди женятся тогда, когда надеются больше радости от брака, чем от жизни в одиночестве и в поисках более идеального спутника».

     История становление семейных отношений насчитывает не одно тысячелетие. Как социальное явление семья изменяется в след за развитием экономических отношений людей в процессе производства и потребления.

     Семья является основной формой трудовой и бытовой общности людей.   Среди современных форм семьи можно выделить следующие:

     -  традиционная семья (зарегистрированный брак; церковное венчание; в семье всё общее)

     -  гражданский  брак

     -  прерывающийся брак (живут вместе, но иногда разъезжаются)

     -  встречающаяся семья (брак зарегистрирован, но живут отдельно)

     -  мусульманская семья

     -  шведская семья (несколько мужей и жен)

     -  открытая семья (измена на стороне).

     Появление моногамной семьи связано с утверждением частной собственности. Главной причиной этого явилась потребность в сохранении, приумножении и передаче по наследству частной собственности.  

     Единобрачие зародилось ещё в первобытно-общинном строе и постепенно вытеснило одноплеменные отношения, основанные на общей собственности всего племени. Но сегодня  всё же существуют различия по типу семей:

     -  моногамная семья (один муж и одна жена)

     -  полигамная семья (многоженство или многомужество)

     -  нуклеарная семья (родители и дети)

     -  расширенная семья (родитель, дети + родственники)

     -  бездетная семья

     -  малодетная семья (один или два ребёнка)

     -  многодетная семья (три и более ребёнка)

     -  патрилокальная семья (молодые идут в семью мужа)

     -  матрилокальная семья (молодые идут в семью жены)

     -  неолокальная семья (семья живёт на новом месте).

     Наиболее характерным признаком семьи при рабовладельческом строе являлось деспотичное господство ее главы. Следует отметить, что семью имели в основном рабовладельцы, большинство рабов не имели семьи.

     В феодальном обществе господство главы семьи не было столь деспотичным. Браки были сословными, определялись знатностью, происхождением жениха и невесты. Жена феодала вела хозяйство, а сам феодал был занят на службе у короля или герцога. Крепостные крестьяне вместе с семьями прикреплялись к участку земли. Крестьянская семья являлась производственной ячейкой общества. Распространение мировой религии, прежде всего христианства, усилило идеологические узы брака.

     Дальнейшее развитие производственных отношений и индустриализация разрушили характерную для феодализма тесную связь между жизнью семьи и производством. Основной производственной функцией стала организация быта, в результате чего отпала необходимость в большой «нераздельной» семье, в которой несколько поколений совместно ведут хозяйство. Женщины получили более широкий доступ к работе в общественном производстве и сфере услуг.

     Современную семью можно представить как союз, во-первых, супругов – мужа и жены, во-вторых, детей и родителей и, наконец, родственников и свойственников.  Отношения в семье могут строиться различными способами. Решения могут приниматься на совете семьи или же главой, которому беспрекословно должны подчиняться все остальные члены. Способы построения семейной иерархической лестницы могут быть разными, но неизменно остается цель любой семьи: обеспечить наиболее комфортного проживания каждого члена семьи, удовлетворения всех его нужд и желаний, создание теплого и дружеского климата в семье.

     В современном обществе на отношения между супругами влияют множества факторов: традиции и верования, уровень образования, профессия, уровень доходов, законодательство, количество детей в семье. В зависимости от степени участия жены, мужа и детей в хозяйстве различают следующие   уклады семи:  

    -  патриархальной (лидер отец)

    -  матриархальной (лидер мать)

      - эгалитарной (ситуативное распределение власти между отцом и матерью; нет чёткой выдержанности)

      -  партнёрской (совместное обсуждение общих проблем)

      -  демократической (семейный совет + дети)

      -  супружеской (без детей)

      -  материнской (мать и дитя или отец и дитя).

      Существует множество различных теорий развития семейных отношений в обществеXXI в. Какие из них будут реализованы на практике, сейчас трудно предугадать. Молодому поколению предстоит строить будущие семьи и развивать отношения в них на основе собственного жизненного общества.

     Для общества семья – это важнейшее звено его структуры, стимулирующее социально-экономическое развитие. Семья является самой устойчивой, надежной единицей современного людского сообщества, поэтому в любом государстве она играет стабилизирующую и регулирующую роль и выполняет следующие функции:

     -  репродуктивную (рождение детей)

     -  воспитательную (влияние родителей на детей с целью формирования норм поведения и качеств характера)

     -  рекреативную    ( оказание    физической,    материальной,    моральной, психологической взаимопомощи в семье)

    -  регулятивную (система регуляции взаимоотношений между членами семьи, реализация власти и авторитета)

    -  коммуникативную (общение внутри семьи и вне, организация досуга)

    -  хозяйственно-бытовую (ведение хозяйства, уход друг за другом)

    -  экономическую  (собственность    всех   ресурсов,   семья  –  основной потребитель товаров и услуг).

     Семья подобно сложному организму, который не только живет собственной внутренней жизнью, но и постоянно испытывает воздействие извне. В экономическом плане семья выполняет внутренние и внешние экономические функции. К внутренним функциям относятся: организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства, накопление, финансовая деятельность по формированию и осуществлению семейного бюджета, участие  членов семьи в производстве товаров и услуг. Внешние функции семьи заключаются в воспроизведение человека как трудящегося и субъекта экономических соотношений, в подготовке детей к труду в                         домашнем и общественном хозяйстве,  в профориентационной работе, в экономическом воспитание.

В домашнюю экономику включено много составных частей, поэтому она сравнима с большой экономикой.

     В домашней экономике те же законы, что и в основной экономике. Следовательно, домашнюю экономику по праву можно назвать наукой, и цель её – повышение возможности человека в рациональном использовании ресурсов семьи в условиях потребительского роста и ограниченных возможностей.

     Уже с самого начала своей жизни каждая семья обладает определенными ресурсами для удовлетворения потребностей своих членов, необходимых для жизнедеятельности и развития личности. Потребности человека и потребности семьи мало чем отличаются друг от друга.

     Убедится в том, что потребности безграничные и неутолимы, достаточно просто. Если перечислить все товары и услуги, которые хотелось бы иметь, то перечень получится весьма внушительный. Кроме того, с появлением новых видов товаров и услуг под воздействием рекламы потребности людей могут только умножаться. Но всегда следует помнить, что ресурсы в экономике  ограничены, и поэтому  всегда стоит выбор перед проблемой выбора. Что нужнее: приобрести холодильник для семьи или провести вечер в концертном зале, купить путевку в дом отдыха или видеокамеру?

      Схематично   потребности   семьи    можно    показать    следующим   способом

(см.рис 2).

Рисунок 2. Потребности семьи

     Ресурсы семьи –это денежные, материальные и производственные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств и доходов. Ресурсами домашней экономики являются:

    -  трудовые ресурсы– деятельность членов семьи по возможности

    -  капитал– все  виды  природных  ресурсов  и  пригодных  для  производства благ (земельный участок, а так же производственно-технический аппарат – недвижимость, транспорт, бытовая техника)

    -  финансовый капитал – наличные деньги, банковские счета, ценные бумаги, страховые полиса

    -  технологии– умение   готовить   пищу,  убирать  квартиру,  шить   одежду, делать ремонт и т.д.

     С течением времени количество и качество этих ресурсов видоизменяются. Супруги становятся старше, приобретают новые знания и навыки, подрастают дети, способные помочь им в работе по дому и в приусадебном хозяйстве, накапливаются материальные и финансовые ресурсы.

     Возобновление материальных ресурсов семьи происходит за счет приобретения новых товаров и услуг, производства товаров и услуг в домашнем хозяйстве, рационального использования вторичных ресурсов. Выполняя в должной мере свои основные функции, семья возобновляет трудовые и технологические ресурсы, занимаясь трудовым воспитанием подрастающего поколения, обучая детей новым навыкам и умениям.

Очень важно осознать:чем больше и разнообразнее ресурсы семьи, тем больше у неё возможности удовлетворить свои потребности.

Бюджет семьи

     Бюджет – это совокупность всех доходов и расходов за определенное время (месяц, квартал, год). Слово «бюджет» буквально означает  «денежная сумка».

     В зависимости от субъекта, составляющего бюджет, он может разделяться на следующие уровни:

     -  государственный

     -  областной

     -  муниципальный

     -  бюджет фирмы

     -  бюджет семьи

     -  личный

     Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход (см. рис. 3).

Совокупный доход семьи

                   Денежные доходы          льготы           натуральные доходы,

                                                                                    выигрыши, подарки  

Рисунок 3.  Совокупный доход семьи.

       Денежные доходы можно представить в следующем виде:

       -  заработная плата

       -  пенсии и стипендии

     -  доход от предпринимательской деятельности

     -  доходы от операций с личным имуществом или денежными накоплениями: доход от операций с недвижимостью личного имущества (дом, квартира, участок), доход от операций с движимым личным имуществом (машина), проценты от банковских вкладов, доходы от операций с ценными бумагами, доходы от повышения курса иностранной валюты, произведения искусства.

     Льготы получают некоторые категории населения, определенные государственными органами. Например, льготные проездные билеты, льготы по оплате коммунальных услуг, при покупке лекарств, льготные путевки в санаторий, лагеря отдыха для молодежи ит.п.

     Натуральные доходы состоят в основном из материальных благ, получаемых на приусадебном участке (овощи, фрукты, мед, мясо, яйца и т.п.)

     Основные денежные доходы семьи складываются из зарплаты, пенсий, пособий, стипендий и т.д. (см. рис 4).

Рисунок 4. Доходы семьи

     Чтобы семейная экономика хорошо работала, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с её доходами.

      Расход - это затраты, издержки, потребления чего-либо для определенных целей.

     Изучая семейную экономику нужно понимать, что для удовлетворения потребностей необходимо рационально производить расходы. Существует классификация расходов, где возможны следующие статьи:

    -  расходы на питание

    -  расходы на обязательные платежи

    -  расходы на культурные услуги

     -  расходы на бытовые услуги

     -  расходы на продовольственные товары

     Расходы можно разделить на две основные группы: переменные и постоянные (см. рис 5).

                                              Расходы

             Постоянные                                     Переменные

                                        Периодические                    Единовременные

                       Циклические     Сезонные    Непредвиденные   Осуществляемые

                                                                                                        один раз

Рисунок 5. Классификация семейных расходов

     Постоянные расходы – это расходы, которые нужно осуществить или запланировать в начале какого-либо периода, и они не изменятся к его концу: покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, подписка на периодические издания, проездные билеты и т.п.

     К циклическим расходам относится покупка предметов различного срока пользования (мебель – 10 - 12 лет, верхняя одежда – 2 - 3 сезона, бытовая техника, материал для ремонта квартиры и т.п.)

     Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т.п.)

     Непредвиденные расходы включают в себя расходы, связанные  чаще всего с критическими ситуациями (ремонт сломавшейся бытовой техники, покупка лекарств и т.п.)

     К расходам, осуществляемым один раз, можно отнести покупку обручальных колец, произведений искусств, предметов коллекционирования.

     Структура потребительских расходов резко отличается в семьях с различным уровнем дохода на каждого члена семьи. Чем беднее семья, тем большая часть денег тратится на питание, а среди затрат на услуги сохраняются те, что менее всего поддаются сокращению (транспорт, оплата коммунальных услуг).

     В XIX веке русский статистик Эрнст Энгель показал, что существует прямая связь между доходами, количеством и качеством покупаемых товаров. Согласно закону Энгеля, с увеличением дохода уменьшается его часть, используемая на питание и предметы первой необходимости, а доля расходов на культурные нужды, предметы роскоши и сбережения увеличивается.

     Бюджет семьи можно представить в виде весов. На одну чашу весов поместить доходы, а другую расходы (Приложение 2).

     Если весы находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный.

     Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит.

     Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

     Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворять большинство её потребностей.

     Прежде всего, следует определить поступление денег за неделю, месяц, год. При этом учитывать необходимо все доходы.

     Чтобы рассчитать чистый годовой доход, надо сразу же вычесть из него все постоянные расходы: подоходный налог, добровольные взносы и платежи, расходы на транспорт, оплату квартиры, содержание ребенка в детском саду или школьные обеды, плату за кружки ит.п. Только после всех этих вычетов человек может себя проявить стратегом семейной экономики, разработать свою модель ведения хозяйства.

     Рассчитывая семейный бюджет необходимо предусматривать сумму на непредвиденные расходы. Но особое внимание следует уделять расходам на питание, на одежду. Нельзя совершать покупки, четко не представляя своего гардероба, своих желаний, потребностей и возможностей. Поэтому, намечая покупки на год, лучше всего сделать инвентаризацию в своем плательном шкафу.

     Большое внимание следует уделять и мелочам. Это стиральные порошки, электролампочки, зубная паста, бумажные салфетки и т. д., т.е. те товары, которые покупаются регулярно. Расходы на эти мелочи надо держать под постоянным контролем.

Для контроля текущих расходов нужно сложить всю сумму денежных доходов семьи за предыдущий месяц или ожидаемых доходов за текущий, вычесть из нее сумму обязательных платежей и расходов (налоги, плату за жилье, детсад, проездные билеты и т.д.), а также сумму запланированных сбережений и крупных покупок. Полученный остаток, разделенный на число дней в месяце, и будет служить величиной, с которой следует сравнивать свои ежедневные расходы.

     Для того, чтобы иметь сбалансированный семейный бюджет или иметь возможность накопить денежные средства, в семье должно осуществляться планирование расходов и анализирование источников дохода. Для этого необходимее вести домашнюю бухгалтерию (хозяйственную книгу), где будут отражаться поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть разные и зависеть они будут от индивидуальных особенностей человека (Приложение 3).

     Для более обстоятельного анализа расходов целесообразно в конце месяца каждой недели суммировать все расходы по всем статьям, например на питание, транспорт, бытовые услуги, расходы на удовлетворение духовных потребностей, прочие расходы. Расходы на питание можно расшифровать более подробно: мясо, молоко и молочные продукты, овощи, фрукты, хлеб и др., это даст возможность увидеть, на что тратится большая часть семейного бюджета, и сделать шаги к сокращению этих расходов.

     Записи в книге расходов должны вестись ежедневно. Лучше запись делать сразу же после совершения покупки, так как трудно удержать в памяти покупки, сделанные мимоходом.      

     Еще совсем недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда школьники зарабатывают немалые суммы не в ущерб учебе, например в одной из школ Санкт-Петербурга ученик открыл свою фирму и в свой выпускной вечер подарил школе набор мягкой мебели [22, с. 51].

     Доходы (поступления средств) школьника могут быть из разных источников:

     -  доходы от родителей (деньги на карманные расходы)

     -  индивидуальная  трудовая  деятельность  (художественное  прикладное творчество, изготовление игрушек, ремонт радио- и видеоаппаратуры)

     -  коммерческая деятельность (продажа пирожков, газет, журналов и т.д.)

     -  работа   по   найму   (работа  на  государственном   предприятии  и  в  сфере обслуживания)

     - оказание услуг (присмотр за ребенком, пока родители в кино; покупка продуктов пенсионерам и инвалидам и т.д.)

     -  другие источники.

     Каждый школьник имеет свои статьи доходов. Эта классификация приблизительная. Как в любом бюджете, в бюджете школьника, помимо доходов есть еще и расходы. Например:

    -  расходы на питание вне дома

    -  расходы на учебу

    -  расходы на обувь и одежду

    -  транспортные расходы

    -  расходы на культурно-спортивные мероприятия

-  расходы на увлечения (коллекционирование,  фотография,  радиоконструи-

рование и др.)

    -  неразумные расходы (курение)

    -  непредвиденные расходы.

     Сейчас очень много соблазнов для покупок, причем зачастую деньги тратятся бездумно. Поэтому школьнику нужно правильно распределять свой бюджет, согласовывая его с общим семейным бюджетом. Для улучшения своей системы денежных затрат необходимо запомнить четыре правила, выполнение которых важно для любого бюджета:

     -  учет

     -  планирование

     -  организация

     -  контроль.

     Обладатель одного из самых значительных состояний в мире нефтяной магнат Рокфеллер  вел  расходную  книжечку  с  детских  лет,  утверждая   в последствии, что именно она помогла ему стать богатейшим человеком в США [22, с. 51].

      На  ведение  учетной  книги  требуется  совсем  немного  времени  –  5-10 минут в день. Если школьник научится учитывать и анализировать свои расходы систематически, то возможно он обнаружит много резервов сокращения расходов, на которые раньше не обращал внимания.

     Для того чтобы ведение бухгалтерской книги для школьника не было скучным занятием, возможно, проявить творчество, придумать например название своей книги («финансы поют романсы», «копейка рубль бережет»). Разлиновать тетрадь по месяцам и перед началом каждого месяца нарисовать его символ (январь: символ нового года – ёлочка с новогодними игрушками).

     Анализ записи в учетной книге позволяет, во-первых, узнать, на что потрачены деньги; во-вторых, определить, на чем можно экономить; в-третьих, спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.

4 .Менеджмент в домашней экономике

    Домашняя работа является одним из сложных и трудоемких видов деятельности человека. Если работа поспециальностей требует определенного круга знаний и умений, то домашняя работа требует от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь приходится быть попеременно поваром, уборщицей, художником, портнихой, экономистом, педагогом, слесарем и освоить ещё множество профессий.

     Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между членами семьи, используя элементы менеджмента.

     Менеджмент (укрощать лошадь) – это наука об управлении.

     Русское слово «управление» и английское «менеджмент» не являются однозначными. Под управлением в нашей стране принято подразумевать административный контроль, а слово «менеджмент» употребляется в применении к организациям, предприятиям, которые осуществляют действие в области рынка.

Цель менеджмента – получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей.

     Менеджмент – это прежде всего процесс управления людьми, которые осуществляют производственно-экономическую деятельность в условиях рынка. Это управление бизнесом через филигранную работу с людьми.

     Менеджмент, как наука, сформировалась на западе в начале 90-х годов. Отцами менеджмента являются американец Фредерик Тейлор и француз Анри Файоль.

     Основными составляющими менеджмента являются:

     -  постановка целей

     -  определение задач

     -  стратегическое и тактическое планирование

     -  организация производства

     -  стимулирование работников

     -  контроль деятельности

     -  коррекция деятельности.

     Семья– это небольшая группа людей, которая объединена совместным ведением домашнего хозяйства. Для более эффективного использования ресурсов семьи необходимо рационально организовать трудовую деятельность, используя элементы менеджмента в семье.

В домашнем труде должны действовать элементы менеджмента:

     -  семья должна иметь четкие и осознаваемые всеми ее членами цели

     -  группировка задач для определения видов работ должна производиться так, чтобы за каждую из них отвечал свой «работник»

     -  полномочия  должны  распределяться  между  всеми  членами  семьи,  весь груз домашних дел не должен лежать только на женских или мужских плечах

     -  в создании условий, побуждающих «работников» вносить максимальный вклад в достижение целей, помогут доброе, ласковое слово, общность интересов всех членов семьи

   -  система   коммуникаций   должна   быть   сориентирована   на  обеспечение эффективности принятия решений, контроля и координации. В этом помогают семейный совет, совместное планирование, составление и обсуждение бюджета семьи, графика работы и т.д.

     Каждая семья – это маленькое предприятие, где большое значение имеет мотивация т.к., она создает условия побуждающие внести максимальный вклад в достижении цели этого предприятия. Семейное хозяйство можно назвать многоотраслевым хозяйством. В него могут входить:

    -  орган управления

    -  кухонный центр

    -  банно-прачечный цех

    -  цех уборки

    -  цех надомного или индивидуального труда

    -  семейный университет

    -  больница, санаторий

    -  дом отдыха и культуры

    -  работа на приусадебном хозяйстве.

     Хотя каждый может освоить любую работу по дому, но лучше распределять работы по интересам и возможностям. Даже если разделение труда не приведет к сокращению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку.

     К основным задачам менеджмента в семейной экономике следует отнести:

    -  раскрытие творческого потенциала каждого «работника»

    -  формирование сплоченного семейного коллектива

    -  удовлетворение потребностей членов семьи.

     Структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом семьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, возрастом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным микроклиматом, жизненными ориентирами и установками, размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств и т.д.  Но для того, чтобы работа осуществовалась более рационально, её необходимо планировать. Планирование может быть:

    -  долгосрочное

    -  еженедельное

    -  ежедневное.

     Перед составлением плана необходимо перечислить все домашние дела, которые приходится делать один - два раза в год или в пол года, каждый месяц, еженедельно и ежедневно. После составления плана необходимо составить график, где указывается, кто и когда выполняет те или иные семейные дела, а также время их выполнения (Приложение 4).

     Однажды один из американских банков предложил своим вкладчикам – мужчинам посчитать, сколько денег экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство. Выяснилось, что если платить за все, что они делают в качестве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма, чем жалование их мужей!

     Любой член семейной «комплексной бригады» должен быть готов включиться в работу на том участке, где его труд наиболее необходим и целесообразен. Не следует забывать о личных симпатиях и антипатиях, не принуждать к нелюбимому занятию. С самого начала должен быть провозглашен принцип важности и почетности любого домашнего труда.

5.  Маркетинг домашней экономики

     Маркетинг - (рынок, рынкоделание) – это производственно – сбытовая деятельность предприятия, ориентированная на потребителя и обеспечивающая стабильную прибыль. Это умение предложить потребителям товар, который будет у них пользоваться спросом, правильно назначить цену, подобрать каналы сбыта и организовать рекламную компанию.

     Девиз маркетинга: найти потребность и удовлетворить её.

     1910 – 1930гг. впервые было употреблено слово «маркетинг» и охватывал он только сферу сбыта. Сфера производства не затрагивалась совсем, так как считалось, что то, что произвели, надо продать.

     1940 – 1950гг. по мере развития и роста производства произошло соединение маркетинга с менеджментом и возникла прикладная наука об управлении фирмами, основанная на принципах маркетинга – теория рыночного управления.

     1960 – 1970гг. деятельность маркетинга изменилась. Она была направлена на привлечение потребителей, на налаживание с ними долговременных экономических связей.

     1980 – 1990гг. развивается этический маркетинг, который ставит задачу для производителя "не просто произвести товар, а такой товар, который благотворно влияет на здоровье человека".

     Маркетинг является многообразной деятельностью, в которой переплетаются психологические, социальные, финансовые и экономические процессы.

     К основным функциям  маркетинга относятся:

     -  изучение спроса (ценообразование, реклама, стимулирование сбыта)

     -  планирование торгового ассортимента, сбыта и торговых операций

     -  хранение и транспортировка товара

     -  управление торгово-коммерческим персоналом

     -  организация обслуживания потребителей.

     В современных условиях рынка маркетинг позволяет лучше удовлетворить потребности людей, учитывая их интересы, вкусы, возраст, социальное положение; содействует улучшению качества жизни людей.

     Девиз маркетинга – производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.

Основными целями маркетинговой деятельности можно назвать:

     -  достижение максимально высокого потребления товаров

     -  достижение максимальной потребительской удовлетворённости

     -  предоставление потребителям максимально широкого выбора.

     На современном рынке товаров и услуг в маркетинге должен разбираться каждый – и потребитель, и производитель. Кто-то постоянно пытается кому-то что-то продать. Знание маркетинга позволит всем вести себя более разумно в качестве потребителя и получать прибыль, будучи производителем.

     В семейной экономике необходимо изучение маркетинга, так как это помогает рационально использовать ресурсы семьи, более полно удовлетворять потребности семьи и экономить семейный бюджет. В первую очередь маркетинг учит нас,  как вести себя при покупке товара.

     Покупка- это процесс, в котором соединены многие стороны экономической деятельности в семье:

     -  удовлетворение потребностей

     -  планирование

     -  денежный расчет и учет

     -  разделение труда

     -  бережливость

     -  управление

     -  рациональное использование вещей

     -  воспитание детей

     -  межличностные отношения.

     Покупка вещей или продуктов – фокус, в котором собираются многие лучики экономической деятельности в семье. Покупке должна предшествовать кропотливая и долговременная подготовка. Спешка в покупке разорительна. В семьях существует два подхода к совершению покупки: одни покупают всё, что хочется, другие покупают то, что нужно. Конечно же, второй подход более правильный. Некоторые покупки можно и не делать, если хозяйство ведется разумно. Что-то можно изготовить и дома (например: табурет для дачи, покрывало на диван, сшить платье для дочери). Все эти проблемы решает домашний маркетинг.

     Можно выделить следующие этапы совершения покупок:

    -  принятие решения

    -  составление списка товаров

    -  выбор магазинов

    -  сбор информации

    -  сравнение вариантов

    -  осуществление выбора

    -  покупка

    -  оценка товара.

     Намечая  покупку, человек должен взвесить все «за» и «против», мысленно перечислить все возможные последствия покупки и после этого принимать решение.

     Потребительский портрет вещи имеет следующую характеристику:

     -  практичность

     -  надежность

     -  полезность

     -  соответствие назначению

     -  удобство

     -  красота

     -  модность

     -  оригинальность

     -  общность

     -  ценность.

     Каждому человеку следует помнить основные правила покупки:

     -  продавец не должен быть случаен

     -  перед покупкой необходимо изучить конъюнктуру рынка

     -  «сомневаешься в товаре – не покупай»

     -  сохранять товарный чек

     -  проверить качество товара и его работоспособность

     -  взять гарантийный талон.

     У цены есть две границы: нижняя и верхняя. Нижняя устанавливается в соответствии с себестоимостью товара, а верхняя, определяется потребностями и возможностями покупателя. Сделав анализ рынка, можно приобрести товар высокого качества, но не по самой высокой цене. Не следует приобретать товар по самой низкой цене, так как за этим стоит обычно отклонение свойств от требования качества.

     Производители помогают ориентироваться покупателям в разнообразном мире товаров. Для этих целей служит реклама. Под рекламой понимается любое мероприятие или система мероприятий, направленное на привлечение покупателя к фирме или к реализуемому товару.

     Рекламы в экономике выполняет следующие функции:

    - информировать потребителей о появлении новых товаров, об изменении цен или услуг

    -  убедить потребителя в выборе этого товара

    -  напомнить о себе и о своем товаре.

     Каждая реклама имеет конкретную направленность, её тональность более доверительная, она призывает покупателя приобрести товар, указывая место, условия продажи, время работы магазина, контактные телефоны и адрес, часто и цену. Но в любом случае к рекламе предъявляются следующие требования:

    -  правдивость

    -  конкретность

    -  сообщать потребителю то, что он желает увидеть или услышать

    -  вызывать интерес у покупателя.

     Несомненная польза рекламы для семьи состоит в том, что она знакомит потребителей с новыми товарами или новыми качествами товаров, возможностями их приобретения и условиями продажи. Существует большой выбор средств подачи рекламы:

     -  прямая почтовая

     -  печатная (листовки, проспект, каталог)

     -  реклама в печатных изданиях (журналы, газеты, справочники, учебники)

     -  экранная

     -  радиорекламная

     -  наружная

     -  реклама на месте продаж

     -  упаковка товара

     -  ярлыки и ценники

     -  реклама на движущихся носителях

     -  реклама с помощью автосредств

     -  сувенирная реклама.

     Закон запрещает использование в рекламе заведомо ложных сведений о товаре, но у производителей рекламы есть возможность умолчать о недостатках рекламируемого товара и выпятить его достоинство. Слепое следование всем призывам рекламных объявлений может привести к абсолютно неразумным расходам

6.  Предпринимательство в семье

       Из телевизионных и радиопередач, газет и журналов, разговоров среди взрослого населения, практически, каждый день мы получаем противоречивую информацию об экономических реформах, происходящих в нашей стране. Многие говорят и пишут о важности перехода к рыночным отношениям, о значимости развития свободного предпринимательства, о поддержке малого и среднего бизнеса.  Важным событием этого перехода является подъем производства и увеличения количества выпускаемых товаров и оказываемых услуг.

     Что представляет собой предпринимательство и кто такой предприниматель? Действительно ли так важна его роль в рыночной экономике? Имеет ли место предпринимательство в семье? Наверное, многие не раз задумывались над этими непростыми вопросами.

     Предпринимательству необходимо учиться – ведь в рыночной экономике это путь не только к личному благополучию, но и к общественному процветанию.

     Фундамент семейного благополучия  - заработок. Никто не будет спорить, что фундамент должен быть крепким, но и никто также не будет строить высотное здание на основании,  рассчитанном на два этажа. Поэтом у нужно твердо усвоить первый закон семейной экономики: четко соизмерять свои потребности с возможностями.

     Семья должна сводить концы с концами. Правда, это выражение - сводить концы с концами – имеет у нас некий негативный оттенок. И зря! За ним стоит здравый смысл, который означает не что иное, как  соответствие расходов доходам.  

      И все-таки жизнь есть жизнь, потребности растут, и перед семьей то и дело встает вопрос: как их удовлетворить? Есть два выхода:

     -  умерить свои потребности, вести экономный образ жизни

     -  поднять уровень своих доходов.

      Как это сделать? Можно повысить свою квалификацию, работать лучше и качественней … . Но стоить иметь в виду следующее:  на первых порах доход семьи может уменьшиться, ведь придется пойти на курсы, поднабраться опыта, но все это требует определенных расходов. Есть и еще один путь повышения благосостояния семьи – предпринимательская деятельность.

      Слово предприниматель можно разбить на два значения:

      -  предвидеть

      -  предпринять.

     Прежде чем определить место предпринимательству в семье, необходимо познакомимся с сущностью этого понятия в экономике как в науке.

     Предпринимательская деятельность – это самостоятельно осуществленная на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицам зарегистрированных в этом качестве в установленном законом порядке.

     Самой простой формой предпринимательства является – частное или индивидуальное предпринимательство. Данный вид может существовать в одиночку, без регистрации фирмы или предприятия. Например, человек, сдающий свое жилье другим людям, выступает в качестве индивидуального  предпринимателя.

      В отдельных случаях закон предусматривает необходимость получения платных государственных лицензий, дающих право на проведение некоторых видов единоличного предпринимательства. В таких лицензиях нуждаются, например, рыболовы и охотники при отстреле редкой дичи или отлове редких пород рыб. Лицензируются некоторые виды образовательных услуг, а также врачебная деятельность.

      Если индивидуальная трудовая деятельность имеет постоянною форму и носит систематический характер, то предпринимателю следует приобрести патент на проведение такой деятельности. Патент выдается на определенный срок и на определенный объем деятельности и подлежит оплате.

      Единоличный предприниматель полностью несет расходы и сам отвечает за результат своей деятельности. Он может начать и прекратить работу в любое время по собственной воле.

      Основные функции предпринимателя сформулированы таким образом:    

       - предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства  в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

      - предприниматель это организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирме. Он определяет стратегию и тактику поведения фирмы и принимает на себя ответственность за успех их проведения.

      - предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела.

      -  предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения целей бизнеса.

      - предприниматель может осуществлять любую деятельность, кроме той, которая запрещается законом: продажа наркотиков, ядов, производство и распространение порнографической продукции, торговли людьми и т. д.

     Предпринимательство может развиваться в форме личного производства, а так же выступать в роли предприятия или фирмы. Виды предпринимательской деятельности весьма разнообразны:

     - производственное предпринимательство: П=Д-И ( прибыль=доход-издержки)

    -    коммерческое предпринимательство: П=Цена продажи –Цена покупки

    - финансовое предпринимательство - предоставляется купля-продажа и кредит:  П=Цена продажи –Цена покупки + %        

    -    посредническое предпринимательство: П= от 3 до 6 % от суммы сделки

    -  страховое предпринимательство: предприниматель получает взносы от страхования жизни, имущества, ценностей, здоровья и т. д., которые возвращают только при определенных обстоятельствах, описанных в заключенном договоре. Вероятность таких обстоятельств не велика, т.е. большая часть взноса образует доход предпринимателя.

     Статус предпринимателя приобретается по средствам государственной регистрации. Без регистрации предпринимательская деятельность – запрещена.

     Чтобы быть успешным предпринимателем нужны способности, знания, умения, энергия, природный дар и т.д.

      Предпринимательская деятельность предполагает соблюдение определенных норм морали и нравственности, обычаев делового мира.  

      Уместно будет  перечислить  основные   морально - этическиепринципы

предпринимателя, к соблюдению которых он должен стремиться:

      -  честность

      -  обязательность

      -  ответственность

      -  уважительные отношения к людям

     -  соблюдение этики

     -  правопослушность

     -  благотворительность

     -  сдержанность и умеренность

     -  культура поведения

     -  знание и соблюдение основных правил служебного делового общения.

     Если человек стесняется своей предпринимательской деятельности, значит, у него не тот бизнес или он его не так делает. Наоборот, если он делает праведное дело, то это приносит радость и душевное удовлетворение.

     Предприниматель должен помнить, что превыше всего прибыль, но честь – превыше прибыли.

     В нашей стране предпринимательством могут заниматься исключительно в тех формах, которые приняты нашим законодательством.

     Физическое лицо – это любой человек, гражданин, достигший 18 лет, занятый хозяйственной деятельностью и получающий доход.

     Юридическое лицо – это учреждение, предприятие, организация имеющие название, выступающие как самостоятельные носители прав и обязанностей, обладающие печатью и расчетным счетом в банке.

     Предпринимательство может иметь разные формы. Всё зависит от того, действует предприниматель самостоятельно или вступает в союз с другими предпринимателями. Известны следующие формы предпринимательства:

     -  индивидуальное предпринимательство

     -  партнерское предпринимательство

     -  корпорация.

Виды семейной предпринимательской деятельности весьма разнообразны и зависят от множества факторов:

     -  наличия денежных средств

     -  знания и умения каждого члена семьи

     -  наличие  в семье орудий производства или возможности их приобретения

     -  наличие свободного времени и т.д.

     Предпринимательство в семье – это чаще всего коммерческая и посредническая работа, оказание услуг, реализация товаров, произведенных членами семьи (шитье и вязание, изготовление изделий декоративно-прикладного творчества, реализация продукции приусадебного хозяйства).

     Пути индивидуального и семейного предпринимательства зависят от индивидуальных склонностей и возможностей людей.

     Прибыль, получаемая в результате реализации товаров или услуг после выплаты налогов, остается  в полном распоряжении предпринимателя, и он вправе использовать ее по своему усмотрению, что помогает более рационально распорядиться средствами семейного бюджета, позволить себе расширить свою предпринимательскую деятельность.

     Среди недостатков индивидуальной трудовой деятельности можно назвать следующие: наряду с получением прибыли возможны и убытки, ответственность за которые несет сам предприниматель; при недостатке средств достаточно сложно развернуть деятельность, т.к. заемные средства необходимо выплачивать в определенные сроки и с процентами.

Заключение

Домашнее хозяйство – это отдельный человек или семья, или группа семей, постоянно проживающих в данном месте и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, оно объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве, и могут состоять из одного и более членов. Домашние хозяйства являются субъектом экономической деятельности, потому как они участвуют во всех экономических процессах общества

Финансы домохозяйства представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства и их воспроизводства, они выполняют две функции - обеспечение жизненных потребностей домохозяйства и распределительную функцию.

Финансовые ресурсы домашнего хозяйства – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении конкретного хозяйства (семьи). Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода всего общества.

В состав ресурсов домашнего хозяйства включаются:

- собственные средства, то есть заработанные каждым членом домашнего хозяйства: заработная плата, полученный доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

- средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита, дивиденды, проценты;

- средства, поступившие в порядке перераспределения: пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Финансовые ресурсы домохозяйства формируют бюджет домашнего хозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств конкретного хозяйства, он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды: индивидуальные - для отдельных членов семьи; совместный - для покупки товаров общего пользования; и фонд накопления и обеспечения (резервный фонд) - для будущих капитальных расходов.

Доходы домашнего хозяйства – это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов домохозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, то есть все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Они включают в себя: натуральные доходы (неденежные) и денежные доходы.

Расходы домохозяйства (семьи) – это фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека. Они включают в себя потребительские расходы - покупка товаров и услуг, обязательные и добровольные платежи - налоги, сборы, пошлины, отчисления, и сбережения и накопления домохозяйств.

В современных условиях домохозяйствам необходимо так планировать получаемые доходы и так рационально их использовать, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо в своем семейном бюджете.

Литература

Основная литература

  1. Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории», М:2012 г.
  2. Горелов Н.А «Политика доходов и качество жизни населения». – Изд-во «Питер» 2013;
  3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2010. – С. 83.
  4. Жеребин В.М., Романов А.Н. Экономика домашних хозяйств. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 231 с. В книге раскрыты представления о домохозяйстве и их месте в рыночной экономике; исследуются трудовые и экономические функции сектора домохозяйств, а также представлена система оценки уровня доходов семьи и их распределение.
  5. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 592 с. В учебнике используются материалы автора Жеребина В.Н., раскрывающие основные понятия и направления исследования семьи и домохозяйства; представлена классификация и методология изучения данных сфер хозяйствования.
  6. Попов А.И. «Экономическая теория». – СПб.: Питер, 2011. – 464 с.;
  7. Юрьева Т.В. «Социальная экономика. – Изд-во «Дрофа», 2013 г.;
  8. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медиа, 2012. – 608 с. В 18 главе данного учебника дается характеристика «Новой экономики семьи», представлены основные характеристики домохозяйства как субъекта микроэкономики; раскрывается система функций семьи, а также структура семейного бюджета.
  9. Основы планирования семейного бюджета: Методическое пособие / Кредитный Потребительский кооператив «Первый Дальневосточный» – с. , 2010.
  10. Московский Комсомолец «Семейные тайны российского бюджета» от 24 ноября 2006 года.

Дополнительная литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. – М.: Юрид. лит., 2009. ГК РФ – законодательный документ, способствующий раз¬решению спорных вопросов, возникающих в жизнедеятельности до¬машних хозяйств и в процессе их предпринимательской деятельности.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 2012. В семейном кодексе РФ сосредоточены статьи законом, а также права и обязанности супругов и их детей, позволяющие регулировать семейные отношения в случае возникновения спорных вопросов в семье.
  3. Абчук В.А. Основы предпринимательства. – М.: «Вига-Пресс», 2013. В книге представлена характеристика основных форм предпринимательской деятельности, позволяющих домашним хозяйствам определить возможные пути реализации творческой инициативы.
  4. Алагаджиева З.М. Семья как субъект общественной жизнедеятельности. – М: Статистика, 2010. Работа автора позволяет охарактеризовать роль сектора домашних хозяйств в народнохозяйственном обороте и отражает основные функции семьи.
  5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирм. – М.: Финансы и статистика, 2010. Изучение планирования деятельности фирм позволит сектору домохозяйств ознакомиться с основными под¬ходами развития предпринимательской деятельности.
  6. Горохов М.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. Как привлечь деньги. – М.: Информационно-изда¬тельский дом «Филинъ», 2008. Составление бизнес-плана является важнейшим аспектом развития предпринимательства, что позволяет до¬машним хозяйствам наиболее эффективно функционировать и получать дополнительные доходы в семейный бюджет.
  7. Попов А.Н. Семья с позиций экономической науки. – М.: МГУ, 2011. В работе представлены общетеоретические положения функционирования семьи, ее роль в народнохозяйственной деятельности. Раскрыта роль домашних хозяйств на уровне микро- и макроэкономики.
  8. Чернов А.Ю. Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета. – М., 2010. Автор наиболее подробно характеризует особенности семейного бюджета, способы привлечения доходов и возможности их эффективного распределения.

Интернет ресурсы

http://www.ug.ru/ug_pril/ol/97/18/t2_1.htm/

 http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=3563611

http://idiinvest.narod.ru/Book/001_Book/001_Book_06/001_Book_06_02.htm

Приложения

Приложение 1

Схема 1

Следствие экономической проблемы

Потребности человека не ограничены, а возможности ограничены

Экономическая проблема: несовпадение человеческих потребностей и возможностей

Способы  удовлетворения потребностей

Товары, услуги

Ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательская способность, факторы производства

Экономическая деятельность

Цель экономики: удовлетворить потребности людей путем эффективного использования ограниченных ресурсов.

Приложение 2

Схема 2

Виды  бюджета

IСбалансированный  бюджет  (  доход = расход)

II  Дефицитный  бюджет( доход  расход )  

IIIПрофицитный бюджет( доход расход )

Приложение 3

Таблица 1

График распределения семейных обязанностей

Пример 1

Члены

семьи

Приготовле-

ние пищи

Стирка

Глажение белья

Уборка квартиры

Мелкий ремонт

Приусадеб-

ный участок

Выгуливание

собаки

мама

  ежедневно

10.08.08

 11.08.08

ежедневно

папа

помощь

помощь

12.08.08

ежедневно

помощь

сын

помощь

помощь

помощь

ежедневно

ежедневно

дочь

  ежедневно

помощь

12.08.08

 14.08.08

ежедневно

помощь

Пример 2

Обязанности

Дни недели

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Приготовление пищи

М

Б

М

Б

М

Б

М

Уборка квартиры

М

С

Ю

М

Полив цветов

Б

М

Мытьё посуды

Б

С

Б

С

С

Б

Б

Покупка продуктов

С

Б

С

М

Ю

М

С

Чистка обуви

П

Ю

П

Ю

Уход за животными

Ю

П

Ю

П

Ю

С

Ю

Ремонт белья

Б

Б

Ремонт бытовой техники

П

П – папа

М – мама

Б – бабушка

С – дочь Света

Ю – сын Юра

Приложение 4

                                                                                                                Таблица 2

Ведениебухгалтерской книги

Пример 1

Приход

Расход

Обязательный

платёж

питание

промтовары

Культурно-бытовые  услуги

10.10.08г.

2000 руб.

11.10.08г.

560 руб.

10.10.08г.

120 руб.

-

-

-

11.10.08г.

83 руб

-

-

15.10.08г.

10000 руб.

-

15.10.08г.

340 руб.

17.10.08г.

290 руб.

18.10.08г.

120 руб.

20.10.08г.

1000 руб.

19.10.08г.

160 руб.

21.10.08г.

710 руб.

22.10.08г.

50 руб.

Пример 2

 дата

расход

продук-

ты,

одежда

обувь

хоз.

товары

детские

товары

услуги

спорт

отдых

канц.

товары

11.10.08г.

хлеб

9

мыло

24

тетради

17

стрижка

200

12.10.08г.

хлеб

9

молоко

20

сыр

84

театр

170

комм.услуги

1500

13.10.08г.

фарш

140

гречка

31

сок

73

туфли

1080

кукла

110

колготки

130