Урок экономики "Бюджет семьи"
план-конспект урока по экономике по теме

Калабугина Татьяна Николаевна

Цель  урока: познакомить с понятием бюджет, доход, расход, их классификацией, законом Энгеля, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку2.93 МБ
Package icon конспект урока15.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Бюджет семьи

                                                             Калабугина Татьяна Николаевна учитель экономики в МОУ Лицей УКМО

Урок экономики

Цель  урока: познакомить с понятием бюджет, доход, расход, их классификацией, законом Энгеля, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии.

Основные понятия: семья, семейная экономика, расход, доход, сбалансированный бюджет, закон Энгеля, баланс.

Ресурсы урока: проектор, презентация “Бюджет семьи”, раздаточный материал для практической работы.

План урока:

Мотивация.  

Целепологание, определение прогнозируемых результатов.

Объяснение нового материала с использованием презентаций.

Практическая работа.

Рефлексия.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте! Садитесь! (Слайд № 1)  (Слайд №2)

В народе говорят: “Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая”. Для этого нужно научиться формировать и распределять бюджет.

Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями бюджет, доход, расход, научимся рассчитывать бюджет семьи. Для динамичного развития нашего государства стране нужны мудрые экономисты. Поэтому экономическую культуру нужно формировать как можно раньше. Начинать с семьи.             (Слайд № 3)

– Вы, наверно, уже знаете, что раньше в состоятельных домах работали экономки, которые ведали хозяйством.

– Как вы думаете – почему они пользовались большим уважением хозяев? (Предполагаемый ответ: помогали рационально использовать денежные средства)          (Слайд №4)

Понятие бюджет. Буквально в переводе “бюджет” – денежная сумка. Совокупность доходов и расходов за определенный период времени.                 (Слайд №5)   (Слайд №6)

Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или какого-либо рода деятельности.

– Подумайте, что может являться доходом предприятия? (Предполагаемый ответ: доходы предприятий – разница между выручкой от продажи продукции и расходами на ее производство.)

– благотворительной организации? (Предполагаемый ответ: доходы благотворительных организаций – членские взносы, пожертвование.)

– государственных органов власти? (Предполагаемый ответ: доходы государственных органов власти-платежи и налоги.)               (Слайд №7)

Семьи получают доходы благодаря факторам производства:

Труда (умственные способности и навыки…)

Капиталла (автомобиль, квартира) Следует помнить, что доход приносит только та собственность, которая может быть направлена на производство нужных людям благ. Автомобиль – капитал, когда его используют для получения дохода (напр. такси)

Земли (ресурсы земельные…)

Предпринимательские способности. (Слайд №8)

Доход семьи можно классифицировать:

Денежные.

 А) Зарплата с доплатами.

 Б) Пенсии, стипендии, социальные выплаты

 В) От предпринимательской деятельности (надомное кустарное производство, оказание частных услуг, продажа продукции приусадебного хозяйства).

 Г) Доходы от операций, % по банковскому вкладу, ценных бумаг, от курса валют).

Натуральные.

Предоставление льгот.       (Слайд №9)

Семейные доходы можно квалифицировать в зависимости от того, владение каким фактором производства их приноситФакторы производства        Вид приносимых доходов

Труд наемного работника        Заработная плата

Труд предпринимателя и капитал фирмы, созданный за счет собственных средств        Прибыль собственников

Производственный капитал фирмы        Прибыль фирмы, доход ее владельцев

Земля (природные ресурсы)        Рента

Денежный капитал        Процент

В большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата.

Анализ диаграммы (слайд № 10)

Как мы видим основная часть доходов семей США

Являются доходы от заработной платы, а так же от предпринимательства…..

- Кстати это структура мало чем изменилась за последние десятилетия А вот структура доходов Российских семей сильно изменилась за последние 2 десятилетия.

– Как вы думаете почему? (Предполагаемый ответ: разная экономическая система.)    (Слайд № 11)

Командная система 1917 г. уничтожила частную собственность на капитал и землю, а предпринимательские способности карались тюремным сроком. Единственным фактором производства оставался труд. Неудивительно, что в 90 годы Россия вступила с нищим населением. Люди со средним достатком обладали собственностью до 10 т. руб. Это примерная стоимость автомобиля “Москвич” 14 % населения обладали имуществом, стоимость которого не превышала 25 месячных окладов – 3200 р.

С приходом рыночной системы, как вы видите, динамика изменилась.

– Что мы видим? (Предполагаемый ответ: доходы семьи стали получать не только за счет заработной платы, но и появились доходы от собственности и предпринимательской деятельности)  (Слайд № 12)

А так советские люди пытались поправить свое финансовое положение, как было сказано выше из-за низкой заработной платы.

– завышали объем сделанного;

– не качественно выполняли свои обязанности;

– расхищали на производстве все, что плохо лежит (Существовал такой девиз: “Все, что не прибито – мое; все, что можно оторвать, – не прибито!”.     (Слайд №13)

Расходы. В Дании существует интересная поговорка “Датчанин живет как принц, потому что экономит как нищий”.

Статьи расходов на удовлетворение потребностей: – материальные потребности (питание, одежду, бытовые предметы, оплата жилья). (Слайд№14)

-духовные потребности (образование, зрелищные мероприятия – театр, футбол…) (Слайд№15)

 – социальные потребности (газеты, журналы…) (Слайд№16)

 – неразумные потребности (алкоголь, сигареты, сладкие продукты, не очень нужные, но престижные вещи….) (Слайд № 17)

 – жилищные потребности (строительство дома, ремонт квартиры, гараж…)

 – транспорт (Слайд№18)

Расходы классифицируют: (Слайд №!9)

Постоянные – можно запланировать. (Плата за квартиру, проездной билет, покупка основных продуктов питания).

Переменные.

 А) Циклические – предметы, которые покупают на долгое время (мебель 7-12 лет, шубу…) Б) Непредвиденные (ремонт сломавшейся техники, покупка лекарств…)

 В) Сезонные – связанные с сезонными явлениями (закупка ягод впрок, семян для посева…)

Единовременные (украшения, обручальное кольцо…)

Семейные расходы: (Слайд №20)

Личное потребление (самая большая величина)

Денежные сбережения (покупка ценных бумаг).

Налоги и другие обязательные платежи (они уменьшают сумму, которую семья может потратить на свои цели).

Сравнивая структуру потребления в России и США можно отметить, что она сильно отличается.

– Найдите отличия. (Много денег тратится на питание.)

(Слайд №21)

Еще раз показывает, как много денег российскими гражданами тратится на питание в сравнении с другими развитыми странами.(Слайд №22)    

 Еще в 19 в. Прусский статист Эрнст Энгель показал, что существует прямая связь между дохода, количеством и качеством покупаемых товаров. Согласно закону Энгеля,с увеличением дохода уменьшается его часть, используемая на питание и предметы первой необходимости, а доля расходов на культурные нужды, предметы роскоши, сбережения увеличивается.

(Слайд №23) показывает, как меняется структура потребления в связи с увеличением заработной платой. Расходы на питание остаются почти на том же уровне. Как говорится “Наши потребности в пище ограничены стенками нашего желудка”. На промтовары и услуги изменяется мало, а на культуру увеличиваются”

Конечно, нельзя не учитывать при подсчете расходов (Слайд №24):

Уровня цен.

Потребности семьи во благах.

Объем денежных средств семьи.

Сумму налогов.

Инфляции (Слайд №25)         Инфляция – процесс общего повышения цен в стране, который сильно влияет на покупательную способность денег.

– ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НОМИНАЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ РЕАЛЬНОГО? (Слайд № 26)

Расходы семьи могут уменьшить (Слайд №27):

1) Выращивание своих овощей, изготовление благ собственными руками (пошив одежды).

 2) Бесплатные блага, которые предоставляет государство (бесплатный проезд).

 3) Бережное отношение к вещам (Напр. пальто носить не 2 года, а 3).

Вернемся к понятию бюджет.

Бюджет бывает (Слайд № 28):

Личный

Семейный

Предприятий, фирм

Государственный

Бюджет можно представить в виде весов. (Слайд №29)

Если чаши весов в равновесии, значит бюджет сбалансированный. Это позволит рационально использовать ресурсы семьи.

Если расходы больше доходов – бюджет дефицитный.

Если доходы больше расходов – бюджет избыточный.

Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы (Слайд №30):

Постановка финансовых целей. (Например, планирование крупной машины, отдых, образование…)

Оценка доходов и возможность увеличить доходную часть бюджета.

Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости.

Для того чтобы рационально использовать средства необходимо вести финансовую документацию. Есть много вариантов хозяйственных и бухгалтерских книг. (Слайд №31)

Рассмотрев тему, попытаемся выполнить практическую работу.

У нас две семьи (Работа в группах.). Нужно подсчитать бюджет двух семей.

Выполнение практической работы.

Выводы из практической работы.

Рефлексия. – Что нового узнали на уроке?

– Где могут пригодиться полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: “ Моя семья"

Воспитывать чувство любви и уважения к семье, к родителям, к изучаемому языку...

Урок мира: "Семья. День рождения классной семьи".

Урок мира 1.09.2012 года. Выбрана тема: "Рождение классной семьи" не случайно, так как в данном классе имеются дети-сироты....

Урок обществознания " Семья и конфликты в семье"

Урок обществознания в 9 классе...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.

АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...

Конспект урока "Моя семья и я. Любимые занятия членов семьи. Распорядок дня" + презентация

Данная разработка может послужит хорошей опорой при подготовке урока в начальной школе по теме "Моя семья. Любимые занятия членов семьи. Распорядок дня", направлена не только на отработку гр...

Конспект урока. Тема " Семья как социальный институт. Функции семьи."

Урок разработан в соответсвии  с ФГОС. Используется дистемно-деятельностная организации изучения темы обучающимися....